Илона Левина

Иван Сусанин. Жизнь за царя

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Иван Сусанин. Жизнь за царя

Полотно «Иван Сусанин» Константин Маковский написал в 1914 году незадолго до своей смерти. Живописец готовил картину к празднованию 300-летнего юбилея дома Романовых, который отмечали в 1913 году, но из-за масштабности и сложности композиции он не успел закончить работу к сроку. После Первой мировой войны картина исчезла из России и всплыла лишь в 2016 году на торгах «Сотбис»…

Окончанию работы художнику мешали не только творческие сложности, но и политические катаклизмы, начало Первой мировой войны, а вскоре и неожиданная смерть самого мастера. После ухода Маковского следы картины «Иван Сусанин» и вовсе затерялись. Лишь в 2016 году картина появилась на торгах английского аукциона «Сотбис», где была приобретена российскими коллекционерами, привезена на родину и после реставрации выставлена в Третьяковской галерее.

К теме же Смуты Константин Маковский обращался неоднократно. В первый раз — ещё в период обучения в академии он представил на суд профессоров полотно «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

Второй работой стало полотно «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Эту многофигурную композицию размером почти 7х6 метров приобрело Министерство императорского двора для подарка Нижнему Новгороду, где она находится и по сей день.

И наконец картина «Иван Сусанин», датированная 1914 годом.

Опера Глинки вдохновила художника

Официально считается, что на написание этой картина художника вдохновила опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». По крайней мере, на полотне изображена та ж самая сцена, что и в четвёртом акте музыкального произведения: усталые поляки, пережидающие метель у костра. Проснувшись, они понимают, что Сусанин завёл их в ловушку и убивают героя. В конечном эпизоде оперы москвичи торжественно приветствуют царя на Красной площади под колокольный звон.

Невероятным образом Маковский сумел объединить эти два сюжета на своей картине. На переднем плане он изобразил гибель Сусанина от рук поляков, а в верхней правой части полотна показал торжественную коронацию Михаила Романова на Красной площади.

Смута

Словосочетание «польская интервенция начала XVII века» является значимой только для нас. Как и понятие «Смутное время». А вот для поляков польско-русская война 1604–1612 годов с захватом Москвы в 1605 и 1610 годах означала законное присоединение огромного Русского царства к Речи Посполитой.

Во главе всего этого стоял польский король Сигизмунд III. Именно ему удалось поставить на русский престол своего сына Владислава Жигимонтовича (королевич Владислав Ваза). В августе 1610 года московские бояре целовали ему крест при восхождении на русский престол. Вслед за Москвой иноземцу присягнули Новгород Великий, Ярославль, Вологда, Коломна, Тула, Серпухов и много кто ещё, кроме Пскова.

Главными помощниками поляков стали запорожские казаки, налетевшие грабить Москву. Само же русское войско было разбито недалеко от Смоленска. Однако не всё хорошо было у захватчиков. Опять же бояре постоянно переходили то на одну сторону, то на другую… И Кремль переходил из рук в руки… И только народному ополчению Минина и Пожарского удалось выгнать поляков окончательно. Через год на престол был посажен Михаил Романов.

Однако в 1617 году поляк Владислав пошёл возвращать себе русский трон и был разбит под Можайском. А спустя десятилетия польский царь вновь попытался воцариться в Москве, но в итоге подписал отказ от дальнейших притязаний на русский престол, взяв за это деньги.

Сельский староста — Иван Сусанин

В основе картины лежит реальная история о подвиге сельского старосты Ивана Сусанина. Он жил в тяжёлый для России период, который называют Смутным временем. Беды обрушились на страну: конец династии Рюриковичей, к власти пришли самозванцы, началась битва за престол, крестьянские бунты, набеги крымских татар, польско-литовская интервенция…

Поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором, но пока ещё не коронованный царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.

Версия первая

Согласно первой версии, в конце зимы – начале весны 1613 года юный Михаил Фёдорович Романов, которого боярские рода решили возвести на престол, со своей матерью Марфой Романовой находился в родовом поместье в деревне Домнино, недалеко от Костромы. Польско-литовский отряд, исполняя приказ короля польского, должен был его пленить и убить.

Однако, провидение оказалось на стороне будущего государя. Блуждая в лесах, шляхтичи нашли вотчинного старосту Ивана Сусанина и попросили его помочь найти дорогу в Домнино. Он согласился, но повёл поляков в противоположную сторону и завёл глубоко в лес.

Сусанин успел при помощи своего зятя Богдана Сабинина предупредить будущего царя и его мать о нападении. Они смогли спрятаться в Ипатьевском монастыре и весной 1613 года Михаил был торжественно коронован на царствие. Когда поляки поняли, что Сусанин специально завёл их в глушь, жестоко его пытали, а потом изрубили саблями. Местом гибели Сусанина считается высохшее сегодня Исуповское болото.

Вторая версия

В феврале 1613-го польский отряд разыскивал юного Михаила Романова, который был реальным претендентом на престол, и его мать инокиню Марфу. В это время отец, будущий патриарх Филарет, находился в плену у поляков.

По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин угостил его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью. Потом Иван Сусанин увёл нагрянувших поляков подальше от мест, где скрывались Марфа и Михаил…

А был ли подвиг?

Споры по поводу подвига Ивана Сусанина ведутся по сей день. Многие историки категорически отрицают, что он мог знать местонахождение будущего царя и вряд ли слышал о грядущей коронации. Более того, считают, что на тот момент в этом месте никогда не было поляков, а на самого старосту напали обычные разбойники, которых в те времена было с избытком.

Вроде как о подвиге свидетельствует лишь челобитная того самого Богдана Сабинина, который стал едва ли не единственным свидетелем описываемых событий. В противовес всему этому есть исторический документ — жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. В ней говорится:

«…в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и тестя ево, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и ево пытали про нас великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, где мы в то время были. И он, Иван, ведая про меня великого государя, не сказал, и польские и литовские люди замучили ево до смерти. И мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожаловали тово Богдашка за тестя ево Ивана Сусанина к нам службу и за кровь…»

Символ героизма

Как на самом деле все происходило, уже никто точно не скажет. Но Иван Сусанин на все времена стал символом бескорыстного героизма и верности своим идеалам, пусть даже ценой собственной жизни.

Не случайно великий русский писатель Николай Гоголь сказал: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принёс и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным».

От себя добавлю, ни один царский дом не закончил так, как дом Романовых… Расстрел всей семьи вместе с детьми — акт крайней, ничем не оправданной жестокости.

Вложение:
Скачать 65 Кбскачан 1 раз
+3
13:15
110
15:13
Большое спасибо за интересную историческую справку. Я в последнее время интересуюсь Польшей этого времени. Что бы было, если бы Польша и Россия соединились под Речью Посполитой? Польша на тот момент имела много правовых отличий от России: король избирался шляхтой, у шляхты были широкие права, у горожан были права, даже у евреев были права. И крепостная зависимость была несколько мягче. Россия могла бы быть совершенно другой страной. Но в истории нет сослагательного наклонения.
15:16
+2
Писала книгу «Марфа-Мария» о жизни Марии Нагой и Дмитрии Самозванце. Тоже много времени отдала изучениею этого периода. Узнала много интересного и важного. Даже странно, что в школе этого не учили. Но самое интересное, моя рукопись издательства не заинтересовала. сказали, что история сейчас не актуальна, а вот триллеры в тренде
15:28 (отредактировано)
Я тоже очень много нового для себя узнала. Есть такая книга «Русская Атлантида» — не знаю, попадалась ли вам. Меня она заставила о многом задуматься. Официальная пропаганда, и в царские времена и позже, всё это не допускала, а в школе — моя учительница истории путала Ивана Третьего с Иваном Грозным, так о чём можно говорить… А в роман надо была больше любовных сцен вставить, наверно smile
15:32
+1
с последним вы, наверное, правы. Но как вставить, когда трагедия жизни несчастной Марфы Нагой, которая дважды потеряла и дважды отказалась от своего сына.
15:43
Развратные монашки? На «ура» пойдёт.
15:44
+1
ой, насмешили! надо подумать. Если возьмут, процент от гонорара ваш
18:07
Отдаю бесплатно, в пользу искусства smile
19:24 (отредактировано)
+1
Боюсь, что у меня не получится… Но ради издания попробовать можно
21:32
Удачи! rose
21:39
спасибо!
15:28
Наталья, огромное спасибо за очень интересный материал!
Скажите, что именно предлагается скачать в виде файла? Это иллюстрации или дополнительный текст?
15:47
Благодарю! это я просто неудачно нажала, а удалить не смогла потом. Разметила картину второй раз. Думаю, что не сильно ругать станете.
16:35
Спасибо вам за блог. Это, конечно, лишь мизерная щепоть истории, но хоть так, возможно, люди станут интересоваться прошлым.
17:07
надеюсь. тем более. что за каждой картиной скрывается история. Очень рада что вы поняли мою мысль
Загрузка...
Аня Долгова