Alisabet Argent

Париж Константина Коровина

Париж Константина Коровина

Париж Константина Коровина совсем не такой, каким мы привыкли его представлять. По крайней мере, когда смотришь на картину «Париж утром», написанную им в 1906 году, привычные представления о французской столице рушатся…

Ведь обычно, услышав выражение «Париж утром», воображение рисует светлые террасы в розовом свете лучей, кафе и парижан, которые спокойно пьют любимый кофе. Но у Коровина мы видим серый город и тусклое небо, через хмарь с трудом пытается пробиться апельсиновое солнце. Из труб домов валит дым, мрачные «чёрные кляксы» идут по своим делам по очень узкой улице… Эту работу можно увидеть в Третьяковской галерее.

Париж Константина Коровина

Впервые во французской столице Константин Коровин побывал в 1887 году. Именно тогда он напишет: «Так вот они, французы. Светлые краски, вот это так… Много и такого, что и у нас, но что-то есть ещё и совсем другое. Пювис-де-Шаванн — как это красиво! И импрессионисты — у них нашёл я всё то самое, за что так ругали меня дома, в Москве»…

В 1892-1893 гг. состоялась вторая поездка Коровина в Париж, куда он отправился в поисках творческих впечатлений. В это время столица Франции переживала нашествие молодых художников со всей Европы. Впечатление о том периоде он отразил в картине «В мастерской художника», выдержанной в изысканной серой гамме. Это полотно как нельзя точно передаёт свежесть серебристого парижского света, льющегося в высокое окно, и холодноватую неуютность ателье…

В 1896 году по материалам поездки на север России Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Нижегородский павильон привлёк всеобщее внимание своим убранством, и Коровина назначили руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Задача была поставлена грандиозная и он сумел полностью продемонстрировать свои таланты. За эту работу Коровин был награждён двумя серебряными, двумя золотыми медалями и орденом Почётного легиона.

К художнику приходят мировое признание и слава, а его произведения экспонируются во многих городах Европы, в том числе и любимом Париже, который он постоянно рисует.

Импрессионизм в творчестве Коровина

Парижские работы Коровина наиболее импрессионистичны. Художник мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. Его Париж в вечерних сумерках или в утренней дымке теряет чёткость и конкретность, словно вибрирует, но всё равно прекрасен.

В 1900-х годах у Константина Коровина возникает большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами и он создаёт серию картин «Парижские огни». Благодаря коровинским ночным пейзажам и сегодня можно легко погрузиться в таинственную атмосферу жизни города.

Прав Александр Бенуа, который понял эту страсть Коровина «передавать свои впечатления от парижской улицы и в особенности от её ночной жизни. А разве это тоже не чудесный театр, к которому мы слишком привыкли, так как видим его каждодневно, но который на самом деле составляет едва ли не самый чарующий спектакль нашего времени? Не должен ли такой спектакль особенно пленить художника, для которого театр и жизнь, жизнь и театр были всегда равнозначащи…»

Эмиграция

В 1923 году Константин Коровин покинул Россию. Как писали газеты, он получил приглашение от дирекции парижской Grand Opera занять место художника-декоратора.

Художник уезжал с мыслью, что едет ненадолго… Тем более, что в Париже должна была состояться выставка его работ. Но картины похитили и художник остался без средств. В итоге ему пришлось соглашаться на любую работу и заключать кабальные договоры. За незначительную плату Коровин пишет сорок картин на потребу больных ностальгией русских эмигрантов.

Кроме русских тем и красавиц, он пишет пейзажи, праздники, часто обращается к видам Парижа. В Берлине и позже Париже им было устроено несколько персональных экспозиций, участвует он и в групповых выставках русских художников. Однако из-за моды и смены направлений в искусстве интерес к произведениям стареющего мастера постепенно утрачивался. И хотя он продолжает работать для театра, средств постоянно не хватает. Даже публикация его очерков-мемуаров в русских газетах Парижа не улучшают ситуацию. Он так и не сумел войти в жизнь Франции. Он любил Париж любовью гостя и очень тосковал по дому.

Константин Коровин страшно расстраивался, когда его стали называть в печати «эмигрантом» и писал друзьям: «я с разрешения уехал за границу и попал в тяжёлые условия — надо же иметь сердце».

Скончался он в Париже 11 сентября 1939 года и был погребён на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сен-Женевьев де Буа.

Бульвар капуцинок. 1911
париж
Париж утром. 1906
Бульвар капуцинок. 1906
Париж. Бульвар капуцинок
париж
Бастилия. 1928
0
13:30
489
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Владимир Чернявский