@ndron-©

впечатления от конкурсов

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
впечатления от конкурсов

Совершенно ничего не могу поделать с потребностью все как-то осмысливать, классифицировать и упорядочивать. Конкурсные рассказы в эту же топку. На сегодняшний момент для себя довольно четко уловил базовых три типа рассказов, два из которых соотносятся как противоположные полюса по оси «мастерство». Третий тип несколько отстоит, но в общем болтается между ними но в каком-то параллельном измерении.

Первый тип - «подростковый рассказ» - это, как правило, колышники-двоечники-троечники с банальной идеей (часто заимствованной) или личным депрессивным опытом и ужасным написанием — по всем параметрам — композиция, грамматика, ошибки в пунктуации и т. д. Рассказы часто длиннющие с огромными кусками личных обрывочных впечатлений, которые автор считает крайне важными: «...кончики пальцев трепетно касались всех предметов в комнате - стен, мебели, мертвого стекла... внутри все обожгло ледяным лавинообразным водопадом... лужи и грязь словно вытягивали воспоминания о пережитой боли... она согревала свои руки стаканчиком кофе и шла навстречу неведомому, только ей, так и не понявшей, что жизнь — это лишь тонкий краешек того бесконечного смысла, в котором, она чувствовала, как за спиной вырастали два белоснежных крыла...». И так далее и так далее с тучей мелких деталей, отсылающих в дебри неведомых сил, смыслов и миров... Не знаю кому как, мне это невыносимо. Возникает образ непонятого, одинокого, глубоко страдающего спрятанного в капюшон подростка... и вот это долбаное кофе, сжатое в ладонях, закрытых наполовину кофтой. Ну правильно, куда нам понять то? Это ж такие чувства, такие миры! А по сути автопсихоанализ, дневник натянутый на сюжет.

Или потуга на оригинальный стиль: «...Удар! Но было поздно... держи! Он пролетел между двух... не понятно чего... мелькнула лишь капелька крови... президент завалился на стойку... хлопок! Быстрей! Быстрей! Стая ракет понеслась, но вдруг!... и его рот наполнился теплой вязкой субстанцией... жаль, что старина Джон не успел прочитать письмо... и снова: бум! Бум! Трах! Земля задрожала... майор Смит! Нам нужны ваши инструкции! Я уже говорил вам, что без них мы не справимся! Удар! Затем хлопок! Стая ползучих тварей надвигается с запада. Вы слышите этот вой? Она качнула бедром, предплечье коснулось изголовья. Куда!? Черт! Черт! Засуньте себе в задницу этот план! На этот раз вы ошиблись капитан Уоллес! Он налил стакан виски и застегнул пуговицу на рукаве...». - короче говоря, так до тхе-энда. Текст построен на вспышках бессвязных впечатлений, как будто автор смотрит фильм и быстро записывает то, что успевает уловить. И второй возможности пересмотреть не будет, а если он не запишет как можно полнее — ему отрубят голову. Читающему приходится расшифровывать, достраивать, додумывать, догадываться, перечитывать, осмысливать — это все т я ж е л о! Тяжело и очень трудно. Впечатления от чтения — усталость, раздражение и прочие негативные эмоции.

Другие «подростковые» рассказы являются просто спонтанным потоком речи. Все равно как если бы был переписан монолог приятеля. Нет пространства, расстановки сил, характеров, композиции. Зато обилие сленга, лишних деталей, уходов в параллельные воспоминания и впечатления, самоанализа типа: «я и сам не понял, почему..., наверное..., а что если бы я...». Это, конечно, не преступление, но именно обилие вызывает скуку. Читатель погружается не в текст, не в сюжет, не в мир, а в авторские спекуляции. Ну тут пока все.

Второй тип: «усталый мастер» - безупречно написанный, отшлифованный до блеска, даже чересчур правильно, но... тоже с неинтересной, какой-то тривиально-вымученной идеей, похожей на комбинацию из набора неких стандартных пазлов, как бы уже предложенных в распоряжение. Складывается такая картинка: «... ну чего? Опять там этот конкурс? Ну, ладно, так и быть... набросаю чего-нибудь...» - кряхтя встает с кресла, ковыляет к компьютеру. В общем после таких рассказов складывается впечатление, что автору уже порядком надоело все это, но ему ничего не стоит написать выхолощенный рассказ, как изготовить очередную поделку. Рутина и штамповка. Превосходно прописаны все герои, интерьер, деталей ровно столько сколько нужно. Ничего ни убавить, ни прибавить. Развитие сюжета идет с нужным темпом, планомерно подводя к развязке. Через диалоги видны герои и их характеры. Создана оригинальная атмосфера описываемого мира. Каждая деталь что-то раскрывает. Ну супер! Но идеи нет. Все смыслы сводятся к набору трех-четырех-пяти. Добро побеждает зло, природа сильнее машин, счастье и смысл женского начала в деторождении и продолжении рода, свободный разум человека неподвластен машине, трансперсональная родовая судьба, рок с переселением душ, ну и что-то там еще. Эти смыслы гоняются туда-сюда, облекаясь и маскируясь в метафоры всех сортов, и становятся выхолощенными, пустыми. Таким образом, обнаруживается дисбаланс между качеством текста и того изначального — зачем писать? Если все уже сказано, какой смысл гонять одно и то же по кругу? После прочтения рассказа в душе ничего не звякнуло, не искронуло. И кажется, что эта правильность и убивает рассказ. Писатель становится заложником формы, его мастерство и преданное следование канонам стало своего рода тюрьмой, тупиком, как тупиковая ветвь в эволюции. Нет никаких потенций для ответвления в новую ветвь, новое развитие. А разве мир настолько прост, что ограничивается лишь правилами построения либо фантастического, либо фентезийного, либо магреалиситческого пространства? И эта проблема скорее не авторов, а общего современного культурного ландшафта, где все вычерпано. Все сказано и написано. Но это уже особая тема.

Третий тип — интересный, необычный рассказ, есть оригинальная идея. От него веет свежестью, молодостью, силой. Их крайне мало. Чувствуется, он написан молодым размышляющим автором. Главный минус — он, как правило, не понят, или понят не правильно. За три конкурса мне попалось таких два или три рассказа, но чаще они попадались вне конкурсов. Случайно. Грамотность часто хромает, но это от недостатка мастерства, которое придет с опытом. Всегда есть ощущение некоего воспарения над обыденным, неожиданные решения, смешение или комбинация канонов, стилей. Но самое главное — это рассказы живые, они то и действуют на душу, заставляя написать отзыв, восхищенное пожелание успехов, мысли и эмоции.

Ну вот как-то так...

Всем мощной творческой энергии!

+8
12:25
649
15:38
+2
Интересный анализ. Надо же — столько рассказов прочесть!
Кстати, мне пришло сообщение о конкурсе любовных романов:
landing.selfpub.ru/love-story-2022?utm_campaign=contests&utm_medium=email&utm_source=newsletter&utm_content=lovestory#rec402846810
17:35 (отредактировано)
+4
Когда-нибудь я допишу свою классификацию начписов )) Ведь делений авторов гораздо больше. Самый низ занимают как раз рассказы, лишенные образности, это те, кто вообще не понимает значения слова «литература». Это просто изложение событий, как в сценарии или пересказе кино. Иногда еще и в виде глав — автор даже разницу между рассказом и книгой не осознает. После них идут те, кто более-менее совладал с художественным языком и приемами, но проседает по структуре — это рассказы-винегреты из разрозненных кусков, неясно чем между собой связанных.
Еще есть те, кто обчитался умных книжек по писательскому мастерству и видно, что имеют представление о том, как надо. Но пишут все равно говняк, потому что этого не достаточно. Нет, они никакие не усталые мастера, они просто копировщики шаблонов. Есть те, кто нашли интересную идею — но не вытащили исполнение. Но идеи может генерировать нейросеть, этого тоже мало. Наличие идеи в текстах вообще не обязательно, это уже так — запросы отдельных читателей-эстетов ) А конкурсы как раз оценивают мастерство. Нет, не писательское — умение понравиться читателю.
17:53
+2
Забавно, только зачем нужны все эти классификации? Кому и чем они помогут? Цель любого конкурса (не только литературного) — отловить способных. поэтому и классификация простая: да или нет. Ловятся способные на данном конкурсе? (я здесь совсем новичок, поэтому задаю глупые вопросы, извините)
18:08 (отредактировано)
+1
Ловятся способные на данном конкурсе?

Не, не ловятся. Сейчас все зависит не столько от способностей, сколько от умения анализировать, что нужно той или иной ЦА. Хотя последнее, наверное, тоже какая-то способность.
Правда, это о человеке, уже умеющем писать.
18:16
+2
Зачем? Да нафиг не нужны ))) Я вот просто люблю систематизировать любую полученную информацию. С другой стороны — это не столько классификация авторов, сколько их ошибок. Знаешь, как не надо — пишешь, как надо pardon
18:38
+1
Речь не о нужности или не нужности классификаций. У меня просто есть некие наблюдения. Поделиться ведь можно? Иногда кажется, что какие-то рассказы пишет один и тот же человек, настолько они типичны.
19:27
+1
Насчёт ошибок — резонно, да. Только… smileчужие ошибки замучаешься изучать, проще своих наделать и исправить.
19:30
+1
Понимаю, накипело smileБыло интересно узнать наблюдения опытного человека.
06:39
+1
Сейчас все зависит не столько от способностей, сколько от умения анализировать, что нужно той или иной ЦА

НУ-да. Вот это стремление угодить и привело современную культуру (я вообще а не про литературу) к тотальному упадку. Я одним боком всё ещё в культуре так что знаю не по наслышке. Желание угодить массам не оскорбив начальство — главный импереатив толковых работников. А у безтолковых только начальство на уме.
В результате имеем что имеем. Возможно поэтому я пишу свои рассказы наплевав на «запросы», а просто пытаясь донести/обсудить какую нибудь историю, или идею.
Так делали в моё время те из которых выросли потом «титаны мысли» — титаном стать не пытаюсь но создать почву надеюсь smile
10:52
+1
Я бы пошутил вокруг фразы про обучение на своих-чужих ошибках, но не буду ))) Кому как удобнее, я вот например начинаю замечать свои ошибки тогда, когда вижу у других и понимаю, как это хреново выглядит со стороны читателя.
14:07
Ага smileсчитайте, что я шутку поняла. В конкретном узком смысле (литературные конкурсы) изучение ошибок может напрочь увести в сторону от написания нового. (Не говорю о грубых недочетах — грамматика и стилистика) А в общем смысле (про жисть), конечно, лучше на чужих учиться.
10:40
Дык тут все зависит от поставленной цели )) Если, например, изначально цель — научиться писать то, что выигрывает (ака — массово доступно), то самое оно. Но а как научиться писать новое, не зная старого? Есть одна очень распространенная ошибка у начинающих. По сути весь мир — долбанная шматрица, где возникают одинаковые ситуации, в которых люди одинаково реагируют. Потому все кажется уже использованным. И вот йуный аффтырь восторженно пишет нечто, что считает новым, а оказывается, до него уже стотыщ авторов до этого додумались.
И вот систематизация чужого творчества в том числе помогает выделить шаблоны. И далее можно не только эти шаблоны использовать, но и ломать при желании.
18:16
+2
Ух ты манускрипт какой.
Классификация узковата, мир явно шире.
, где все вычерпано. Все сказано и написано. Но это уже особая тема.

Ну говорят ещё Шекспир все сюжеты использовал и нам ничего не оставил.
Вот интересно куда автор загнал мои рассказы? Даже очень интересно…
18:19
+1
Вот интересно куда автор загнал мои рассказы? Даже очень интересно…

Самосуд укажет эту дыру!))
Скоро...)))
18:46
Я думаю, Шекспир очень бы разгулялся в наши дни. Я вижу какую-нибудь трагедию в блогосфере. А Ваше почитаю что-нибудь, но это классификация грубая, скорее отражает тренд. У А. Лакро дифференцированей, тоньше.
19:04
Не-а если самосуд был бы в силах запихать меня в дыру, я б тут не оказался бы.
Он у меня какой-то хилый.
18:20
+1
Аналитика и статистика, это очень важная штука. И интересная)
22:34
Ложь, большая ложь и статистика (украла у кого-то в вольном переводе).
19:04
+4
А мне что-то упорно говорит, что усталые читатели тоже существуют. Ну, те, которым влом писать 14 отзывов, но нада.
Но классификация классная! Спасибо, очень вери велл))
22:34
+2
Ваш тяжкий труд не пропадёт…
18:56
+1
Дум высокое стремленье, надо полагать, тоже crazy
07:55 (отредактировано)
интересный, необычный рассказ, есть оригинальная идея. От него веет свежестью, молодостью, силой. Их крайне мало. Чувствуется, он написан молодым размышляющим автором. Главный минус — он, как правило, не понят, или понят не правильно.

Ну вы уж приведите пример этих бриллиантов в мусорной куче.
Грамотность часто хромает, но это от недостатка мастерства, которое придет с опытом.
… и с ним же придут старость, усталость и отсутствие новых идей.

Знаете, как говорят. Сначала художник думает: на свете есть только два гениальных художника — я и Рембрандт. Потом — нет, только я. И потом — нет, только Рембрандт.

Очень не хватает смайлика смех сквозь слезы.

И да, это чистейшей воды эйджизм — дискриминация людей по критерию возраста. Вы сейчас хорошо так отпинали подростков и людей старшего возраста.
09:57
На выходных напишу более общий блог на тему что-то типа «высказывание и канон». Хотя подозреваю, что подобная специальная литература уже есть.
Загрузка...
Маргарита Блинова