Alisabet Argent

Название картины «Молодожёны» — это своего рода дань цензуре

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Название картины «Молодожёны» — это своего рода дань цензуре

Название картины Анатолия Никича-Криличевского «Молодожёны» — это своего рода дань цензуре. В строгие семидесятые годы ХХ века, а эта картина была создана в 1977 году, сложно было представить, чтобы кто-то решился назвать полотно «Поцелуй».

А обозначив, что люди, изображённые на полотне, официально зарегистрированы в ЗАГСе, то есть соблюдены все нормы приличия, можно и целоваться сколько угодно…

Наверное можно было бы назвать картину и «Лыжники»… Но ко времени её создания Анатолия Никича-Криличевского всё больше интересуют личные отношения. И не важно, что сюжет несколько театрализован, что, кстати, стало характерной чертой творчества этого живописца и отличает его стиль от других мастеров конца ХХ века…

«Молодожёны»

В этой работе всё построено на соединении тёплого и холодного. Чёрные стволы деревьев, голубой снег, который, кажется, скрипит под ногами от мороза. Влюблённая пара, лыжи которой никак не разъедутся. Нежное слияние губ…

Можно смело утверждать: «Молодожёны» – лирическое, поэтическое и в то же время строгое произведение. Причём, эта самая строгость заключается в чётко продуманной драматургии. Длящийся поцелуй застыл, лыжные палки почти «вросли» в снег, ветви и стволы деревьев образовали «внутреннюю раму» композиции, оставаясь недвижимыми. Всё вокруг словно замерло, и зритель может постоять и подумать над созданными художником образами.

Кстати, интересный факт: каждое воскресенье Анатолий Юрьевич ходил на лыжах, так что вполне вероятно, эту сцену он увидел во время одной из прогулок…

Натюрморты помогли сформировать свой стиль

Искусствоведы считают, что стиль художника Анатолия Никича-Криличевского, который начал творить ещё в сталинскую эпоху, окончательно сформировался к началу 60-х годов, к так называемой эпохи оттепели. Только к этому времени он сумел несколько излечиться от перенесённых потерь: расстрела отца, Юрия Николаевича Никича-Криличевского в 1937 году, ареста матери, Евгении Павловны Криличевской, эвакуации в Сибирь и Среднюю Азию, участия в Великой Отечественной войне… Теперь его картины обрели новый смысл и теплоту.

Надо сказать, что будущему мастеру многое пришлось испытать и увидеть в своей жизни, а рисовал он всегда. Его учителями в Московском институте изобразительных искусств имени В.И. Сурикова, стали соцреалист Борис Иогансон и бубновалетовец Александр Осьмеркин. Это они помогли Анатолию стать настоящим художником.

А начинал он с натюрмортов, которые, как ни странно, позволили Никичу поделиться чем-то личным. Именно благодаря этому жанру художник смог сформировать собственный стиль и ещё при жизни стать, как говорили критики, «современным классиком».

«Военные корреспонденты»

Великая Отечественная война наложила отпечаток на его творчество. Он был призван на фронт в 1944 и даже имел боевые награды… Картина «Военные корреспонденты» с выразительной надписью «Товарищам моим погибшим посвящаю» была закончена в канун 20-летия Победы над фашистской Германией.

На ней изображены два кинооператора, ведущие съёмку боя – один из них смертельно ранен… Эта картина звучит, как скорбный реквием тем, кто пал в Великую Отечественную – газетчикам, художникам, фотокорреспондентам, артистам, тем, кто защищал Родину своим искусством. Она немного пафосна, но тем не менее, выписана гениально и неудивительно, что принесла автору широкую известность и серебряную медаль имени М.В. Грекова.

Художника признали одной из самых ярких фигур «сурового стиля». Сейчас эту картину, как и полотно «Кованая медь», также написанное на военный сюжет, можно увидеть в Государственной третьяковскаой галерей

Однако картина «Молодожёны», что тоже хранится в Третьяковке, всё-таки больше раскрывает личность художника, его лиричность и нежность. Не удивительно, что именно она сейчас больше привлекает зрителей.

Работы художника

В последние десятилетия своей жизни Никич много ездил по Советскому Союзу и Европе. Был в Великобритании, Италии, Франции, Швейцарии. На память об этих поездах остались его натюрморты, которые можно также увидеть в Государственной Третьяковской галерее,  а также Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Архангельском музее изобразительных искусств, Городском художественном музее Бирмингема (Великобритания), Киевском музее русского искусства (Украина), Музее П. Людвига в Кельне (Германия), Музее Генри Наннена (Германия), в частных коллекциях.

Как ни странно, но его выставок практически не проводилось. Первая и единственная прижизненная персональная выставка Анатолия Никича состоялась в 1969 году в Москве. Затем, почти полвека спустя, уже после его смерти, в Инженерном корпусе ГТГ работала выставка «Художник Никич. Мир внутри и жизнь снаружи», посвящённая столетию со дня рождения художника. Жаль, конечно, что об этом мастере мы знаем до обидного мало…

молодожёны
А. Никич. Молодожёны. 1977. ГТГ
Военные корреспонденты
молодожёны
Натюрморт в мастерской
молодожёны
Флоксы в банке
молодожёны
Этюд с медалями
+3
15:30
716
17:31
Какие молодожёны! Поцелуй-то неожиданный, девушка ручками всплеснула smile
19:35
+1
Если бы внимательно прочитали текст, то вам все бы стало ясно
20:55 (отредактировано)
Я прочитала, что из-за цензуры smileно кто ж поверил!
20:59
+1
мне рудно судить, сколько вам оет. Но во времена моей молодости, которая как раз попала на конец 70-х за нашим моральным обликом очень следили в школе. Скажу более — утром директор или завуч приходила с линейкой в старшие класы и меряла длину юбки о колена, если она ей казалась очнеь короткой. Если выше 10 см от колен, отправляли домой переодеваться. Вот как-то так…
21:18
Я тоже выросла в эпоху «секса в Советском Союзе нет» laugh
Загрузка...