Анна Неделина №2

Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин

16+
  • Самородок
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин

Вышла вот такая полезная книга: "Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин. Как управлять историей: от композиции до грамматики".

Действительно полезная. Много дельных советов, примеров и упражнений. Приведу несколько цитат, которые мне особенно понравились:

"Звучание языка – это то, с чего все начинается. «Хорошо ли это звучит?» – вот главный вопрос, который должен задать себе автор. Основные элементы языка имеют физические проявления: шум, производимый словами, звуки и паузы, которые создают ритм, отмечающий их отношения. От звуков и ритма зависят смысл и красота написанного. Это касается и прозы и поэзии, хотя в прозе звуковые эффекты нередко малозаметны и непостоянны...
Как и у каждого хорошего читателя, у хорошего писателя есть внутренний слух. Обычно мы читаем молча, но многие читатели обладают развитым «мысленным слухом» и «слышат» прочитанные слова. Скучное, прерывистое, нудное, невнятное повествование – причиной этих распространенных недостатков текста является плохое звучание. Но проза также может быть живой, динамичной, журчащей, сильной, красивой – все это качества хорошо звучащего текста, который мы читаем с наслаждением. Авторы нарративных текстов должны тренировать свой внутренний слух и учиться слушать собственную прозу: писать и слышать каждое слово, как будто его произносят вслух".

"Поэтесса Кэролин Кайзер как-то сказала мне: «Поэтов больше всего интересуют смерть и запятые». Если это так, то прозаиков больше всего интересуют жизнь и запятые.

Писатели, пренебрегающие пунктуацией или испытывающие перед ней сверхъестественный страх, лишаются одного из самых красивых и изящных инструментов в своем арсенале.

Тема пунктуации тесно связана с предыдущей – звучанием, – потому что именно знаки препинания подсказывают читателю, как слышать прозу. Для этого они и нужны. Точки и запятые определяют грамматическую структуру предложения, облегчают понимание и эмоциональное считывание текста, показывая, как он должен звучать, – где нужно остановиться ненадолго, а где насовсем.

Владеющие нотной грамотой знают, что значком паузы обозначают тишину. Знаки препинания служат той же цели".

"Мораль и грамматика тесно взаимосвязаны. Слова в нашей жизни очень важны. Сократ сказал: «Неправильное использование языка порождает зло в душе». Эта фраза долгое время висела над моим рабочим столом.

Пример намеренной «неправильной речи» – ложь. Но неправильное словоупотребление – по незнанию и беспечности – тоже чревато полуправдой, непониманием и ложью.

В этом смысле мораль и грамматика не существуют друг без друга. Моральный долг писателя – пользоваться языком с умом и знанием дела".

"Незнание правил превращает текст в фарш. Грамматические ошибки в письменной речи – катастрофа для писателя, если, конечно, он не допускает их намеренно, чтобы передать особенность диалекта или индивидуальность героя. Одна лишь грубая ошибка способна свести на нет все ваши старания.

Разве может читатель доверять автору, не владеющему своими профессиональными инструментами? Кто станет танцевать под мелодию, сыгранную фальшиво?"

"Словарь синонимов – бесценный инструмент для писателя; бывает, не можешь вспомнить то или иное слово или необходимо использовать разнообразную лексику. Но не стоит делать словарь своим основныминструментом. Слова из словаря, которые на самом деле не ваши, заметны так же, как фламинго в стае голубей, и способны изменить тональность текста. «Хватит ей сливок, хватит сахара, хватит чая» звучит совсем не так, как «хватит ей сливок, достаточно сахара, довольно чая».

Повторы портят текст, когда их много, а слово повторяется без причины. «Он занимался своими исследованиями у себя в кабинете и исследовал то, что написал Платон». Если не перечитывать и не редактировать написанное, подобная наивная речевая ошибка будет встречаться время от времени – все этим иногда грешат. Проблема легко решается редактированием: достаточно подобрать синоним или иначе построить фразу, например: «Он изучал Платона, сидя у себя в кабинете, и делал заметки».

"Это правило применимо почти ко всем текстам: если можно вырезать начало, вырежьте. Если какой-то параграф выбивается, отклоняется от главной траектории, если можно обойтись без него, удалите его и снова оцените свой текст. Иногда кажется, что «надрез» оставит ужасную рану, но, как правило, тот бесследно затягивается. Как будто история и само произведение стремятся к определенной форме и принимают ее, стоит только расчистить словесные дебри".

+14
15:00
302
22:30
+2
Очень хорошие советы, спасибо!
22:37 (отредактировано)
+3
Про звучание очень хорошо сказано. Сам давно подметил: если текст льётся складно и гармонично, его хоть сто раз перечитывай, не надоест.
22:47
+3
Ритм — основа гармонии всего, что звучит. :))
00:01
+3
Именно поэтому в поп-музыке (берём широкое понятие: от рока до танцевальной электроники) основа композиции — ударные и бас.
00:54 (отредактировано)
+2
Бас — структура. А, ну да. Можно сказать, что основа. Бас — внутренний рисунок, незаметный на первый взгляд. Но если вслушаться конкретно — это полотно, на котором произведение пишется. А ударные, в первую очередь, метроном. Если ударник идиот, композиция будет скакать, как цыганский конь, надутый воздухом: сначала толстый, а потом — как воздух выйдет — кляча. crazy
Или туда-сюда.
01:10 (отредактировано)
+2
Писатели, пренебрегающие пунктуацией или испытывающие перед ней сверхъестественный страх, лишаются одного из самых красивых и изящных инструментов в своем арсенале.

Золотые слова.
именно знаки препинания подсказывают читателю, как слышать прозу. Для этого они и нужны.

И ещё раз золотые.
Хороший блог. И писательница хорошая.
А этот блог нужно вывесить в «Рекомендованные к прочтению».
А то некоторые считают, что можно писать так же, как и триндеть на лавочке. Типа — интересная же история!
Вот только в письме руками размахивать нельзя. Не видно…
Автору блога спасибо.
07:14
+3
Это реально Урсула Ле Гуин написала?
А как будто я.
10:49
+2
10:09 (отредактировано)
+4
Нескромно, но я всегда интуитивно следую этим правилам.
Помогает то, что окончила музыкалку по классу фортепиано.
Ритмы, звуки, красота звучания слов — так здорово!
Иногда ритмы звучат внутри, помогая справляться с жизненными вызовами.
Загрузка...
Марго Генер