«Весенняя полярная ночь»: с выставки в коллекцию Павла Третьякова

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
«Весенняя полярная ночь»: с выставки в коллекцию Павла Третьякова

Картина «Весенняя полярная ночь» художника Александра Борисова была приобретена Павлом Третьяковым для своей коллекции прямо с выставки. Вместе с ней меценат купил ещё около 60 картин и этюдов этого мастера, так его вдохновили сюжеты из путешествия по Новой Земле. Эта коллекция заняла XXII зал его галереи.

Конечно, русские художники писали зиму и раньше. Только до Борисова никто из них не отправлялся с этюдником так далеко на север. В своих путевых заметках «В стране холода и смерти» художник-первооткрыватель описывает трудности, с которыми пришлось столкнуться в путешествии. Но как бы там ни было, Север очаровал Борисова. Причём, настолько крепко к себе привязал, что ничего другого он больше не писал.

Северные зимние пейзажи он увековечил на холстах, а имена современников и, в первую очередь своего благодетеля, оставил после экспедиций на карте Новой Земли. Так в географии появились ледник Третьякова, мысы Куинджи и Шишкина, Крамского и Васнецова, Верещагина и Репина…

Живописец писал при минусовой температуре

На полотнах Александра Борисова, и «Весенняя полярная ночь» не исключение, перед зрителем в свете скупых солнечных лучей предстают бесконечные снежные равнины. Творить приходилось при минусовой температуре. Краска от мороза густела, кисти ломались, а художник продолжал работать долгие часы, стараясь передать красоту пейзажей Севера. Самая низкая температура, при которой он писал — 39 °С.

Но морозом его было не испугать. Он старался написать чёрную воду Ледовитого океана и белые льдины на нём, горы, покрытые снегом даже в то время, когда на улице лето, самоедов в оленьих шкурах… Однако в историю он вошёл не только, как художник, но и как исследователь Арктики, в своё время совершивший ряд полярных экспедиций с художественной целью.

Крестьянский сын

Александр Борисов — первый русский живописец, изобразивший на своих полотнах пейзажи Арктики, выходец из крестьянской семьи, родился в Архангельской области на Северной Двине.

В искусство его привёл несчастный случай. Когда ему было десять лет, мальчик сильно повредил ноги. Ему на колени упали бревна. Родители, желая, чтобы сын вновь начал ходить, дали обет отдать сына на год в Соловецкий монастырь, если тот поправится… Именно там Александр начинает рисовать. Потому будет Санкт-Петербургская рисовальная школа Общества поощрения художеств, которую он успешно проходит за год вместо положенных трёх, Императорская Академия художеств, куда его приняли вольнослушателем.

Успехи начинающего художника с 1888 по 1892 год отмечены двумя малыми и одной большой поощрительными серебряными медалями.

Учителя мастера

Его учителями были Иван Шишкин и Архип Куинджи. Именно Шишкин оказал на Борисова-художника самое большое влияние, научив его точности в рисунке и терпеливому труду рисовальщика. Вот что Борисов написал о своём учителе: «…И.И. Шишкин поставил меня на твёрдую дорогу, заставив изучать рисунок с тою настойчивостью и вниманием, какие характеризуют этого великого мастера».

После того, как Шишкин ушёл в отставку, молодой художник перешёл в пейзажную мастерскую Архипа Ивановича Куинджи. «Советы второго моего учителя, дорогого А.И. Куинджи, раскрыли передо мной новые горизонты в смысле колорита, и я ещё больше потянулся к тем необычайным красотам, которые только и могут дать летние северные ночи: то грозное, то ласкающее небо и вечные странники Ледовитого океана — могучие полярные льды», — скажет он потом.

Художник вечных льдов

Современники называли Борисова «художником вечных льдов», «русским Нансеном», «поэтом Севера», «Баяном льдов и полуночного солнца». Точнее и не скажешь…

Весной 1896 года Борисов посетил Мурман (Кольский полуостров) и впервые попал на Новую Землю, присоединившись к экспедиции Академии наук, предпринятой для наблюдения за полным солнечным затмением.

В октябре 1896 года он приступает к подготовке дипломной работы и одновременно – к участию в весенней академической выставке. На выставке он участвует с двумя картинами – «Полуночное солнце в Ледовитом океане» и «Весенняя полярная ночь».

Его творчество высоко оценивают критики. Так Владимир Стасов скажет: «Значительно лучше других, и даже очень отделяются от них, два пейзажа Борисова с далекого нашего Севера (особливо «Весенняя полярная ночь»)».

А Илья Репин с восторгом отметит: «Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно написанные. В них ярко выражена любовь этого русского Нансена к чёрной воде океана, с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озарённых резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах и проч. предметы, – всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого моря и производит впечатление живой правды.

Неудивительно, что полотна так понравились Павлу Третьякову.

Встреча с Третьковым

В сентябре 1897 года Борисов вновь встретился с Третьяковым, в этот раз собиратель приехал в Петербург и посетил мастерскую художника.

Именно тогда Борисов посвятил Павла Михайловича в свои ближайшие планы, сказал, что в декабре едет в Большеземельскую тундру и на остров Вайгач и собирается провести там около года. Третьяков отнесся к замыслу с большой заинтересованностью, о чём можно судить по черновику письма Борисова в редакцию одной из газет: «Павел Михайлович убедительно просил меня, когда возвращусь из поездки с о. Вайгача, чтобы я никому не показывал мои картины, а прямо ехал к нему, и что непременно приобретёт все мои картины. Но не суждено было».

К сожалению, планам не удалось было исполнится. В конце 1898 года Третьяков умирает. Однако его поддержка для Борисова значила много — он поверил в собственные возможности, оценил важность своего замысла. И все средства от продажи картин он использовал для подготовки к последующим экспедициям.

Картины пользовались успехом

Созданные в результате этих поездок картины и этюды с успехом демонстрировались во многих городах Европы: Вене, Праге, Берлине, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Кёльне. В газетах с восторгом писали: «Триумфальное шествие Борисова по Европе».

1 марта 1903 года в Белом зале Зимнего дворца была устроена экспозиция работ Борисова для царской фамилии. В центре находилась «Страна смерти», которую Николай II приобрёл и позднее передал в Русский музей.

В 1906 году открылась выставка картин Борисова в Париже. Она была настолько значительна, что французское правительство наградило художника орденом Почётного легиона.

В 1907-м прошла выставка в Лондоне. По представлению полярного исследователя Фритьофа Нансена Борисов был награждён орденом св. Олафа II степени.

Свои работы художник экспонировал и в Соединённых Штатах, где в мае 1908 года в Нью-Йорке встречался с президентом Теодором Рузвельтом. В России его персональная выставка состоялась в 1914 году в Петербурге, в особняке графа Юсупова.

Революция Борисова не вдохновила

Художника огорчало, что посещать выставки могли лишь представители высших слоев общества. И тогда Борисов начинает устраивать публичные народные чтения, а свои картины показывать при помощи так называемого волшебного фонаря. Для иллюстраций художник выбрал и лично отснял сорок картин.

Свершившаяся в 1917 году революция не вдохновила Борисова на продолжение творчества. Он практически перестал писать, однако периодически устраивал выставки своих произведений, посвящённых Арктике. Последняя выставка состоялась в 1930 году, ей посвящён уникальный альбом «Крайний Север» с репродукциями 24 живописных произведений.

В последний год жизни художник возвращается к творчеству. В 1934 году он пишет картину «Августовская полночь в Карском море» и очередной вариант «В стране смерти», которая останется незавершённой.

Борисов вошёл в историю не только как талантливый художник и путешественник. В своём красноборском доме он разрабатывал проект создания сети железных дорог, которые соединили бы Север, Сибирь и центр России. А ещё, зная о существовании близ Красноборска целебных источников, содействовал открытию 27 июля 1922 года курорта «Солониха», который патронировал вплоть до своей кончины в 1934 году.

весенняя полярная ночь
В стране вечных льдов
Художник Александр Борисов
Малые Карамккулы. Маточкин шар
весенняя полярная ночь
Весенняя полярная ночь
Северный пейзаж
«Весенняя полярная ночь»
Судно во льдах (яхта «Мечта»)
весенняя полярная ночь
+5
12:45
438
09:48
Очень интересно, раньше не слышала про него.
11:13
+1
необыкновенные работы. Особенно поразило, как художник выписывает лед. Слвоно фото.
11:50
Красивые пейзажи. Аж ледяным воздухом подуло!
12:02
+1
для меня этот художник стал открытием
09:58
+1
Суровые песни Севера
11:13
и какие прекрасные!
Загрузка...
Владимир Чернявский