Ко Дню театра
Дорогие творческие люди!
День театра же 27 марта!
Я подумала — а что б не помемуарить?
Театрик наш был самодеятельным: единственный профессионал — режиссёр Любовь Павловна Зинцова. Актёрский состав - люди, как говорят, с улицы, и какие красавчики, остряки, таланты, думающие и тонкие люди играли на сцене — достойно отдельного романа. Днём работали сварщиками, бухгалтерами, воспитателями, библиотекарями, даже дефектоскопист имелся))) А вечерами окунались в перипетии знаменитых сюжетов.
У нас не было своей сцены: какой ДК приютит — там и играли. И — только классику: Бомарше, Шекспир, Гоголь, Чехов и звёзды прошлого века: Шварц, Горин, Фриш.
Так решила Любовь Павловна — наш театр назывался «Молодёжный театр классической пьесы «Гаранс».
Я вот думала, театральные байки — это же здорово, но собрать их у меня не получилось. Одно дело истории про известных актёров и режиссёров: вам говорят, что Евстигнеев просто выходил на сцену, и дети писались от смеха, и вы, зная, каким был Евгений Александрович, прекрасно представляете эту ситуацию. А если я скажу «Ванька прямо на сцене пробормотал Лёхе, что забыл оставить за кулисами свои «найки», и Лёха автоматически посмотрел на ноги Ваньки и начал ржать, потому что во времена Капулетти «найки» еще не вошли в моду» - ну не смешно.
Давайте об эмоциях. Пафосное «сцена — это наркотик» - правда. Но подсаживаются на неё не все. Я вот в какой-то момент очень легко избавилась от этой зависимости. А ведь раньше не могла на сцену смотреть из зала, ревность страшная. А сейчас ничего, не цепляет.
Так вот, эмоции.
Я помню этот момент: во время монолога Агафьи Тихоновны (наверняка вы помните это знаменитое «Кабы губы Никанора Иваныча да приставить к носу Ивана Кузьмича...») я смотрю в зал и никого не вижу- свет бьёт в глаза, но ощущаю энергию зрителей и это такая волна удовольствия и радости… и я произношу реплику, и в потоке зрительской энергии промелькивает грусть… другая реплика — и плещет смехом. От осознания, что движением руки или сменой интонации я вожу этой массой эмоции трёх сотен людей, голова шла кругом и было счастье. Это тщеславие, наверное. Но поймите правильно — мы всегда были благодарны публике, которая приходила на наши спектакли и верила нам (однажды зимой к шести часам вечера, к началу спектакля, в зале мёрзли всего три человека, хотя была продана сотня билетов. Мы не начинаем, ждём, и четверть часа спустя вдруг несколько человек вбегают в зал и просят: "подождите ещё, народ идёт, там просто очень скользко"! И в самом деле, с утра на подтаявший снег накапало дождём, а в обед жахнул мороз. Город превратился в каток. И по ледяной улице, скользя и падая, к нам пробирались зрители. Мы дождались). И я много раз думала об этом: мы жили два часа на сцене, и нам сопереживали, сочувствовали, с нами хохотали и плакали. То есть даже непрофессиональные актеры способны явить чудо перевоплощения, в которое поверит зритель. Это очень по-человечески, это так объединяет.. простите, скатываюсь в пафос.
Да, а пафосе: удивительно, как телом спектакля ворочала маленькая женщина-режиссёр.
В том же «Ромео и Джульетте» было всё: бал, битва на шпагах, балкон и постельная сцена. И всё действо — от нежности влюблённых до ненависти Тибальта, от парных танцев в свете факелов до драки десяти молодчиков (включая свет, звук, смену декораций) — вот эту всю массу ворочали маленькие ручки режиссёра! Это правда чудо. Кстати о «Ромео и Джульетте»: на одном спектакле Ромео, убегая с балкона, неудачно приземлился и получил трещину в ребре, но доиграл на чистом адреналине. В другой раз в постельной сцене на сладкую парочку сверху романтично сыпались снежинки: в крыше ДК была дыра.
Моя театральная жизнь была фееричной смесью счастья и дикой усталости, потому что мы не только репетировали и играли, мы сами создавали реквизит, искали материалы, ткани, музыку (в девяностые годы на кассеты записывали песни из радиоэфира!), кто-то шил, кто-то стругал, кто-то договаривался с типографией и потом сами же мы клеили эти афиши по городу. Мы были такие молодые, такие безбашенные, влюблённые, азартные, красивые и наглые, нам есть что вспомнить. И несколько дисков со спектаклями, к счастью, остались.
У нас сохранились тёплые отношения, и театр, и актёры, и наши спектакли - одна из любимых составляющих моего Прошлого, и в День театра я имею право на улыбку: в списке моих достижений (которые ещё и принесли людям чистые эмоции) блестящие героини, чудесные персонажи и головокружительные приключения!
Агафья Тихоновна (которая в серединке) («Женитьба» Гоголя)
Миранда... («Дон Жуан или любовь к геометрии» Макса Фриша)
...и герцогиня Рондская (та же пьеса Фриша)
Маша («Три сестры» А.П.Чехов)
Вдова Попова («Медведь» А.П.Чехов)
Сваха («Женитьба Бальзаминова» Островского)
Леди Индиа (роскошная дама в красном платье) («Приглашение в замок» Ж. Ануй)
Смеральдина («Слуга двух господ» К.Гольдони) (на снимке не зевок, это я пою под фонограмму)
Анна Демби («Кин IV” Г.Горин)
И, помня, что надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве, желаю всем побольше этой чистой театральной энергии, которую ни кино, ни телевизор, ни интернет вам не предложат. Театр - это как ещё одна реальность, воплощённая в реальности.
Ну и если у вас есть какие-то истории связанные с театром — пишите, делитесь)))
А вы действительно роскошная! )
И да, это объединяет. И пафоса в этом нету абсолютно никакого.
Актёры со сцены общаются с залом. И все эти ощущения, которые «как наркотик» тащат на сцену актёров, связаны лишь вот с этим: нет ничего, круче нормального, адекватного общения. Именно оно происходит между людьми в зале и актёрами на сцене.
А все вот эти… автографы, поклонники и т.д. — это всё побочка. И это не главное.
Самое главное — вот этот «ментальный» обмен с залом. И понимание.
И ещё… кино никогда не заменит театр.
С праздником! :)
Ваши поздравления принимаю))))
А, кстати о еде: одно время на спектакли приходила бабуленька, у которой было очень туго с денежками. Приносила банку маринованных огурчиков и банку компота, просила: можно мы с подружкой пройдём в зал?))) вот просто до слёз)))
Раньше театром увлекались все читающие люди. Их было много.
Сейчас театр заменило сериальное жниво. Включая всякие помойные тик-токи.
Я тоже играл в школьных постановках. Мы даже пьесы писали.)
Но это было так давно… (
Спасибо за блог.
Мне кажется, театр превратится вскоре в некоторую камерную мульку для избранных.
Ах, да! Сейчас же Голливуд уходит, а наши рукожопые не умеют фильмы снимать…
Ну, глядишь, на обломках синематографа, может и театр возродится.
В нашем городе есть Детская театральная Школа, там прям все по-настоящему, с теорией, этюдами- малыши занимаются с восторгом, ребятки постарше — уже чуть напряжней, ещё постарше начинают ломаться (я не о капризах, а о переходном возрасте), до старших классов школы доходят не многие, но зато самые горящие)) и здорово, что потом учатся в театральных ВУЗах, и даже некоторые возвращаются в родной город, у нас 5 лет как открылся свой маленький драматический театр. И вот молодежь с горящими глазами ставит спектакли, и зритель есть. И Надежда, что Мельпомена своих не бросит.
Присоединяюсь ко всем поздравлениям и от себя лично плюсиком желаю таких же чудесных и творческих частей Будущего
Что театр здорово отвлекает — подтверждаю. Во время работы над спектаклем постепенно вплетаются новые музыки, новые авторы, какие-то актерские открытия, то есть идёт развитие — а это же здорово)) и кто в какой момент как раскроется- это всегда сюрприз, всегда подарок. Потому что на репетициях часто дураки-дураками, а на сцене потом видишь не Дениса и Шурика, а Чебутыкина и Дон Жуана. И — ах! Смена реальности!
Благодарю за добрые слова))) да, нас фотографировали и снимали видео очень хорошие люди, смогли передать этот фейерверк)))
наша режиссёр мечтала о своём «крепостном театрике»: у них с мужем дачный домик с террасой, и Любовь Павловна, показывая мне пространство, показывала: «вот тут бы кулисы, тут занавес, там вход из дома, а тут выход в сад, представляешь, чистый Чехов!!! Как бы мне вас всех сюда забрать и не отпускать»)))
Ребятки на сцене — это для зрителя отдельный вид удовольствия))
Вчера лайк тиснула за чудесный блог, а комментарий с поздравлением зажала :/
Думала, вечером освобожусь, приду и напишу всё, что по этому поводу думаю. А как освободилась – так тут же и срубилась :(
Так что, пишу постфактум!)
Перво-наперво, принимай, Танита, запоздалые поздравления с Днём Театра!
Я помню ты и раньше упоминала не раз о своей театральной деятельности. Но вот чтоб так, с фотографиями… Ух, как это было здорово!
Я просто залипла вчера!
Все эти костюмы, декорации… – ни разу не уступающие профессиональным, вы делали сами, да ещё и на голом энтузиазме! Вот это волшебство и любовь к искусству!
Я в восхищении!
Не могу не сказать, что с огромным интересом искала и рассматривала тебя на фотографиях) Привычный образ – тот, что на аватарке. А тут ты така-ая оказывается! Красотка, что и говорить!
А что случилось с театром? Прекратил свою деятельность или продолжает работать?
Что касается театральных историй, у меня их как-то нет) Хотя театр люблю, и так уж получилось, что с детства немало времени проводила как по эту, так и по ту сторону кулис: занималась в школьном театральном кружке, позже в городской театральной студии.
В детстве театральные постановки воспринимались как-то по особому. С полным погружением в сказку) Даже теперь если выбирать между серьезным взрослым спектаклем и сказочной постановкой – выберу второе. Впрочем, с возрастом очень полюбила мюзиклы)
Но самое волшебство для меня – это когда зрительный зал пуст. Когда светится только пятачок сцены, и герои пьесы в джинсах и кедах по третьему кругу читают друг другу свои слова, а из зала доносятся замечания режиссера.
Репетиции, беготня и прятки за кулисами, лазание по стрёмной железной лестнице туда, под самую крышу, откуда сцена представляется и вовсе малюсенькой.
Мне нравится быть со сценой один на один. Чувствовать под ногами вращающийся деревянный круг, трогать декорации, вслушиваться в звуки и шорохи. Особенно в поздний час, когда в здании почти никого не осталось.
Наверное, сказывается то, что я совершенно не публичный человек, и внимание к моей скромной персоне меня скорее смущает)
Потому я с куда большим удовольствием присутствую в театре как зритель) И да, громче всех кричу «браво», и апплодирую так, что потом ладони болят)))
А теперь обнимаю за твои горящие от аплодисментов ладони)))
И обниму за «пустую сцену»: ты очень точно описала волшебство)) механики сцены меня по всем закоулкам поводили, это громадное пространство с пылью и остатками блёсток, какими-то обрывками пёрышек и баночками с высохшей краской, особым запахом, тишиной и высотой — это ммм))) у нас на сцене круга не было, не театральные подмостки, а старенькие деревянные полы мы старались исследовать за время репетиций, чтоб на спектакле не провалиться каблуку, не зацепиться платьем… Под самый потолокок, к падугам лезть я, что называется, «забоялась», хотя надёжные железные мостики выдерживали и стокилограммовых машинистов сцены. но я почему-то струсила лезть на такую высотищу)) И я помню самый первый раз, когда после спектакля мы за два часа разобрали сцену: вот же, сейчас же здесь кипели итальянские страсти, и… всё. деревянный пол, бесцветные кулисы, кирпичный задник. Исчезла реальность и возникла другая, обыденная, привычная, будничная. и полная пустота в душе.
С театром случилась жизнь — актеры повзрослели, обзавелись семьями, времени стало меньше, уставать стали больше. И наша режиссёр уже очень немолодая дама, так-то она живет в Москве, к нам в город приезжала исключительно ради постановок. И вот её здоровье, наши семейные заморочки, закручиваемые законами гайки (это ж всё должно быть юридически оформлено, всякие авторские права на каждую булавку, директор, бухгалтер, а лезть на попечение ДК означает работу и по заказу- всякие праздники, а наша режиссёр была категорически против). И всё кончилось. деревянный пол и вылинявшие кулисы.
И теперь всё это брошенное оперение — костюмы, маски, сундуки — нашло пристанище у чудесных девчат из Юношеской библиотеки, которые используют реквизит для фотосессий и библиотечных мероприятий. Мы позволяли себе роскошь создавать спектакли и показывать их раз, максимум — два! Тако что наследство осталось богатое)))
Актёры на сцене в джинсах — эт дааа. Но я была в потрясении, когда перед «Женитьбой» наши парни во фраках и с галстучками вышагивали по коридорам ДК — выгуливали костюмы. А там же мамочки ждут ребятишек с занятий, молодёжь что-то танцует, бабушки-пенсионерки вяжут макраМЫ. И среди всяких пуховиков, худи и толстовок вдруг плывет этакий франт во фраке… парни явно наслаждались эффектом)))
Понятно, да, что я могу рассказывать много и долго?)))) очень благодарю за твой интерес и такой тёплый отзыв!
Я отчасти понимаю вашего режиссёра в плане «идти/не идти под эгиду ДК». В своё время в родном городе я трудилась хореографом-постановшиком в команде огненного театра (это те, что устраивают фаер-шоу) И в какой-то момент мы пошли под крышу одного из местных ДК. Тоже сперва были шум и недовольство в команде, некоторые даже ушли. Однако было не так плохо) Но это всё же другое. Перепадали неплохие заказы, да и рекламу себе сделали на массовых городских мероприятиях)
А я бы послушала)
Точнее, почитала.
Ты очень вкусно пишешь обо всём)
Появление в толпе мужчин во фраках – это безусловно вау! В театре оно как прикосновение к тому самому, что вот-вот начнётся. Я ещё очень люблю, когда кулисы закрыты, и вдруг начинается музыка. Это как аромат – блюдо ещё не подали к столу, но ты уже весь в предвкушении)
А что касается самих переодеваний в костюмы – это о! Я это обожаю! Раньше часто ездили на всякие реконструкции и просто фестивали средневековой культуры. Потом карантины, все дела :(