Анна Неделина №2

Ко Дню театра

12+
  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
Ко Дню театра

Дорогие творческие люди!

День театра же 27 марта!

Я подумала — а что б не помемуарить?

Театрик наш был самодеятельным: единственный профессионал — режиссёр Любовь Павловна Зинцова. Актёрский состав - люди, как говорят, с улицы, и какие красавчики, остряки, таланты, думающие и тонкие люди играли на сцене — достойно отдельного романа. Днём работали сварщиками, бухгалтерами, воспитателями, библиотекарями, даже дефектоскопист имелся))) А вечерами окунались в перипетии знаменитых сюжетов.

У нас не было своей сцены: какой ДК приютит — там и играли. И — только классику: Бомарше, Шекспир, Гоголь, Чехов и звёзды прошлого века: Шварц, Горин, Фриш.

Так решила Любовь Павловна — наш театр назывался «Молодёжный театр классической пьесы «Гаранс».

Я вот думала, театральные байки — это же здорово, но собрать их у меня не получилось. Одно дело истории про известных актёров и режиссёров: вам говорят, что Евстигнеев просто выходил на сцену, и дети писались от смеха, и вы, зная, каким был Евгений Александрович, прекрасно представляете эту ситуацию. А если я скажу «Ванька прямо на сцене пробормотал Лёхе, что забыл оставить за кулисами свои «найки», и Лёха автоматически посмотрел на ноги Ваньки и начал ржать, потому что во времена Капулетти «найки» еще не вошли в моду» - ну не смешно.

Давайте об эмоциях. Пафосное «сцена — это наркотик» - правда. Но подсаживаются на неё не все. Я вот в какой-то момент очень легко избавилась от этой зависимости. А ведь раньше не могла на сцену смотреть из зала, ревность страшная. А сейчас ничего, не цепляет.

Так вот, эмоции.

Я помню этот момент: во время монолога Агафьи Тихоновны (наверняка вы помните это знаменитое «Кабы губы Никанора Иваныча да приставить к носу Ивана Кузьмича...») я смотрю в зал и никого не вижу- свет бьёт в глаза, но ощущаю энергию зрителей и это такая волна удовольствия и радости… и я произношу реплику, и в потоке зрительской энергии промелькивает грусть… другая реплика — и плещет смехом. От осознания, что движением руки или сменой интонации я вожу этой массой эмоции трёх сотен людей, голова шла кругом и было счастье. Это тщеславие, наверное. Но поймите правильно — мы всегда были благодарны публике, которая приходила на наши спектакли и верила нам (однажды зимой к шести часам вечера, к началу спектакля, в зале мёрзли всего три человека, хотя была продана сотня билетов. Мы не начинаем, ждём, и четверть часа спустя вдруг несколько человек вбегают в зал и просят: "подождите ещё, народ идёт, там просто очень скользко"! И в самом деле, с утра на подтаявший снег накапало дождём, а в обед жахнул мороз. Город превратился в каток. И по ледяной улице, скользя и падая, к нам пробирались зрители. Мы дождались). И я много раз думала об этом: мы жили два часа на сцене, и нам сопереживали, сочувствовали, с нами хохотали и плакали. То есть даже непрофессиональные актеры способны явить чудо перевоплощения, в которое поверит зритель. Это очень по-человечески, это так объединяет.. простите, скатываюсь в пафос.

Да, а пафосе: удивительно, как телом спектакля ворочала маленькая женщина-режиссёр. 

В том же «Ромео и Джульетте» было всё: бал, битва на шпагах, балкон и постельная сцена. И всё действо — от нежности влюблённых до ненависти Тибальта, от парных танцев в свете факелов до драки десяти молодчиков (включая свет, звук, смену декораций) — вот эту всю массу ворочали маленькие ручки режиссёра! Это правда чудо. Кстати о «Ромео и Джульетте»: на одном спектакле Ромео, убегая с балкона, неудачно приземлился и получил трещину в ребре, но доиграл на чистом адреналине. В другой раз в постельной сцене на сладкую парочку сверху романтично сыпались снежинки: в крыше ДК была дыра.

Моя театральная жизнь была фееричной смесью счастья и дикой усталости, потому что мы не только репетировали и играли, мы сами создавали реквизит, искали материалы, ткани, музыку (в девяностые годы на кассеты записывали песни из радиоэфира!), кто-то шил, кто-то стругал, кто-то договаривался с типографией и потом сами же мы клеили эти афиши по городу. Мы были такие молодые, такие безбашенные, влюблённые, азартные, красивые и наглые, нам есть что вспомнить. И несколько дисков со спектаклями, к счастью, остались.

У нас сохранились тёплые отношения, и театр, и актёры, и наши спектакли - одна из любимых составляющих моего Прошлого, и в День театра я имею право на улыбку: в списке моих достижений (которые ещё и принесли людям чистые эмоции) блестящие героини, чудесные персонажи и головокружительные приключения!

Агафья Тихоновна (которая в серединке) («Женитьба» Гоголя)

Миранда... («Дон Жуан или любовь к геометрии» Макса Фриша)

...и герцогиня Рондская (та же пьеса Фриша)

Маша («Три сестры» А.П.Чехов)

Вдова Попова («Медведь» А.П.Чехов)

Сваха («Женитьба Бальзаминова» Островского)

Леди Индиа (роскошная дама в красном платье) («Приглашение в замок» Ж. Ануй)

Смеральдина («Слуга двух господ» К.Гольдони)  (на снимке не зевок, это я пою под фонограмму)

Анна Демби («Кин IV” Г.Горин)

И, помня, что надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве, желаю всем побольше этой чистой театральной энергии, которую ни кино, ни телевизор, ни интернет вам не предложат. Театр - это как ещё одна реальность, воплощённая в реальности.

Ну и если у вас есть какие-то истории связанные с театром — пишите, делитесь)))

+15
11:50
836
13:51
+4
Ого! Очень круто! Поздравляю с праздником!
А вы действительно роскошная! )
14:11 (отредактировано)
+2
Мерси))) roseкостюмы требовали держать себя в тонусе, но получалось не всегда)))
14:03
+4
Поздравляю! Вы прекрасны!
14:12
+2
Благодарю, Виктория! rose
15:17
+2
Это не тщеславие.
И да, это объединяет. И пафоса в этом нету абсолютно никакого.
Актёры со сцены общаются с залом. И все эти ощущения, которые «как наркотик» тащат на сцену актёров, связаны лишь вот с этим: нет ничего, круче нормального, адекватного общения. Именно оно происходит между людьми в зале и актёрами на сцене.
А все вот эти… автографы, поклонники и т.д. — это всё побочка. И это не главное.
Самое главное — вот этот «ментальный» обмен с залом. И понимание.
И ещё… кино никогда не заменит театр.
С праздником! :)
19:19
+2
О, милорд, вы так красиво меня понимаете)))
Ваши поздравления принимаю))))
16:48 (отредактировано)
+1
Класс! bravoА какие костюмы, реквизит, декорации! Неужели всё это можно вытащить на одном энтузиазме?
19:32
+3
Благодарю, Светлана! roseВы очень важный вопрос задали. Реально голый энтузиазм: билеты на спектакли стоили более чем дёшево — самодеятельность же)). С выручки оплачивали аренду зала, афиши, ткани, материалы. Часто за свои деньги покупали фурнитуру, какие-то мелочи. О заработке речь никогда не шла. И ладно актеры: на сцене получали удовольствие от зрительского внимания, а ведь к нам приходили парни и помогали делать декорации, таскали тяжести, разбирали сцену после спектакля- вообще без оплаты, без аплодисментов, буквально за спасибо и кружку кофе с бубликом. По крайней мере, до 2004 года такие доброхоты регулярно приходили, а потом исчезли))
А, кстати о еде: одно время на спектакли приходила бабуленька, у которой было очень туго с денежками. Приносила банку маринованных огурчиков и банку компота, просила: можно мы с подружкой пройдём в зал?))) вот просто до слёз)))
20:43 (отредактировано)
+2
Н-да. Плакать хочется. Не, не от того, что это было. А от того, что это прошло.
Раньше театром увлекались все читающие люди. Их было много.
Сейчас театр заменило сериальное жниво. Включая всякие помойные тик-токи.
Я тоже играл в школьных постановках. Мы даже пьесы писали.)
Но это было так давно… (
Спасибо за блог.
Мне кажется, театр превратится вскоре в некоторую камерную мульку для избранных.
Ах, да! Сейчас же Голливуд уходит, а наши рукожопые не умеют фильмы снимать…
Ну, глядишь, на обломках синематографа, может и театр возродится.
21:44
+3
Детские школьные спектакли- это такое Ностальжи)))
В нашем городе есть Детская театральная Школа, там прям все по-настоящему, с теорией, этюдами- малыши занимаются с восторгом, ребятки постарше — уже чуть напряжней, ещё постарше начинают ломаться (я не о капризах, а о переходном возрасте), до старших классов школы доходят не многие, но зато самые горящие)) и здорово, что потом учатся в театральных ВУЗах, и даже некоторые возвращаются в родной город, у нас 5 лет как открылся свой маленький драматический театр. И вот молодежь с горящими глазами ставит спектакли, и зритель есть. И Надежда, что Мельпомена своих не бросит.
21:04
+3
Ого! Вы молчали, а мы и не знали, Танита, что вы прямо красотка! А фото какие потрясающие! Даже от фотографий веет такой энергетикой, что дух захватывает! Теперь понятно, откуда эта артистичность озвучек) Да, театр здорово отвлекает, настраивает на другую волну.
Присоединяюсь ко всем поздравлениям и от себя лично плюсиком желаю таких же чудесных и творческих частей Будущего rose
21:50
+2
Благодарю, дорогая Марго)))
Что театр здорово отвлекает — подтверждаю. Во время работы над спектаклем постепенно вплетаются новые музыки, новые авторы, какие-то актерские открытия, то есть идёт развитие — а это же здорово)) и кто в какой момент как раскроется- это всегда сюрприз, всегда подарок. Потому что на репетициях часто дураки-дураками, а на сцене потом видишь не Дениса и Шурика, а Чебутыкина и Дон Жуана. И — ах! Смена реальности!
Благодарю за добрые слова))) да, нас фотографировали и снимали видео очень хорошие люди, смогли передать этот фейерверк))) rose
21:53
+2
Как здорово! Очень люблю театр! Моя дочь училась на режиссера театра. И мы с удовольствием ездили на ее экзаменационные постановки. И у них так классно получалось. А так как зрителей было немного, небольшой совсем зал, получалось очень камерно и уютно. Жаль, она после учебы разочаровалась в театре. Не объясняет, почему, но даже в качестве зрителя редко ходит.
22:06
+3
Благодарю, tassikk! Значит, домашний режиссёр у вас не прижился?))) ваша дочь очень честно поступила, мне кажется, театр без любви просто невозможен. Многие профессии позволяют просто зарабатывать на жизнь, не тратя душевной энергии. Но театр, конечно, без этого невозможен, халтуру сразу видно, так что дочь ваша поступила ответственно, это дорогого стоит!
наша режиссёр мечтала о своём «крепостном театрике»: у них с мужем дачный домик с террасой, и Любовь Павловна, показывая мне пространство, показывала: «вот тут бы кулисы, тут занавес, там вход из дома, а тут выход в сад, представляешь, чистый Чехов!!! Как бы мне вас всех сюда забрать и не отпускать»)))
12:28
+2
Как же круто! Я тоже играла в любительском театре, правда, в школьные годы. С праздником)
13:45
+2
Благодарю, Лис!!! roseКак же здОрово, что была возможность попробовать свои силы!
Ребятки на сцене — это для зрителя отдельный вид удовольствия))
14:31
+1
Вот.
Вчера лайк тиснула за чудесный блог, а комментарий с поздравлением зажала :/
Думала, вечером освобожусь, приду и напишу всё, что по этому поводу думаю. А как освободилась – так тут же и срубилась :(
Так что, пишу постфактум!)

Перво-наперво, принимай, Танита, запоздалые поздравления с Днём Театра!
Я помню ты и раньше упоминала не раз о своей театральной деятельности. Но вот чтоб так, с фотографиями… Ух, как это было здорово!
Я просто залипла вчера!
Все эти костюмы, декорации… – ни разу не уступающие профессиональным, вы делали сами, да ещё и на голом энтузиазме! Вот это волшебство и любовь к искусству!
Я в восхищении!

Не могу не сказать, что с огромным интересом искала и рассматривала тебя на фотографиях) Привычный образ – тот, что на аватарке. А тут ты така-ая оказывается! Красотка, что и говорить!

А что случилось с театром? Прекратил свою деятельность или продолжает работать?

Что касается театральных историй, у меня их как-то нет) Хотя театр люблю, и так уж получилось, что с детства немало времени проводила как по эту, так и по ту сторону кулис: занималась в школьном театральном кружке, позже в городской театральной студии.

В детстве театральные постановки воспринимались как-то по особому. С полным погружением в сказку) Даже теперь если выбирать между серьезным взрослым спектаклем и сказочной постановкой – выберу второе. Впрочем, с возрастом очень полюбила мюзиклы)

Но самое волшебство для меня – это когда зрительный зал пуст. Когда светится только пятачок сцены, и герои пьесы в джинсах и кедах по третьему кругу читают друг другу свои слова, а из зала доносятся замечания режиссера.
Репетиции, беготня и прятки за кулисами, лазание по стрёмной железной лестнице туда, под самую крышу, откуда сцена представляется и вовсе малюсенькой.
Мне нравится быть со сценой один на один. Чувствовать под ногами вращающийся деревянный круг, трогать декорации, вслушиваться в звуки и шорохи. Особенно в поздний час, когда в здании почти никого не осталось.
Наверное, сказывается то, что я совершенно не публичный человек, и внимание к моей скромной персоне меня скорее смущает)
Потому я с куда большим удовольствием присутствую в театре как зритель) И да, громче всех кричу «браво», и апплодирую так, что потом ладони болят)))
15:56
+1
Веселая, душенька, обнимаю с благодарностью!)) слова твои добрые мёдом по сердцу)))
А теперь обнимаю за твои горящие от аплодисментов ладони)))
И обниму за «пустую сцену»: ты очень точно описала волшебство)) механики сцены меня по всем закоулкам поводили, это громадное пространство с пылью и остатками блёсток, какими-то обрывками пёрышек и баночками с высохшей краской, особым запахом, тишиной и высотой — это ммм))) у нас на сцене круга не было, не театральные подмостки, а старенькие деревянные полы мы старались исследовать за время репетиций, чтоб на спектакле не провалиться каблуку, не зацепиться платьем… Под самый потолокок, к падугам лезть я, что называется, «забоялась», хотя надёжные железные мостики выдерживали и стокилограммовых машинистов сцены. но я почему-то струсила лезть на такую высотищу)) И я помню самый первый раз, когда после спектакля мы за два часа разобрали сцену: вот же, сейчас же здесь кипели итальянские страсти, и… всё. деревянный пол, бесцветные кулисы, кирпичный задник. Исчезла реальность и возникла другая, обыденная, привычная, будничная. и полная пустота в душе.
С театром случилась жизнь — актеры повзрослели, обзавелись семьями, времени стало меньше, уставать стали больше. И наша режиссёр уже очень немолодая дама, так-то она живет в Москве, к нам в город приезжала исключительно ради постановок. И вот её здоровье, наши семейные заморочки, закручиваемые законами гайки (это ж всё должно быть юридически оформлено, всякие авторские права на каждую булавку, директор, бухгалтер, а лезть на попечение ДК означает работу и по заказу- всякие праздники, а наша режиссёр была категорически против). И всё кончилось. деревянный пол и вылинявшие кулисы.
И теперь всё это брошенное оперение — костюмы, маски, сундуки — нашло пристанище у чудесных девчат из Юношеской библиотеки, которые используют реквизит для фотосессий и библиотечных мероприятий. Мы позволяли себе роскошь создавать спектакли и показывать их раз, максимум — два! Тако что наследство осталось богатое)))
Актёры на сцене в джинсах — эт дааа. Но я была в потрясении, когда перед «Женитьбой» наши парни во фраках и с галстучками вышагивали по коридорам ДК — выгуливали костюмы. А там же мамочки ждут ребятишек с занятий, молодёжь что-то танцует, бабушки-пенсионерки вяжут макраМЫ. И среди всяких пуховиков, худи и толстовок вдруг плывет этакий франт во фраке… парни явно наслаждались эффектом)))
Понятно, да, что я могу рассказывать много и долго?)))) очень благодарю за твой интерес и такой тёплый отзыв!
19:52
Эх, взрослеют люди, и обрастают семьями, оседают в домах… Знакомо!)

Я отчасти понимаю вашего режиссёра в плане «идти/не идти под эгиду ДК». В своё время в родном городе я трудилась хореографом-постановшиком в команде огненного театра (это те, что устраивают фаер-шоу) И в какой-то момент мы пошли под крышу одного из местных ДК. Тоже сперва были шум и недовольство в команде, некоторые даже ушли. Однако было не так плохо) Но это всё же другое. Перепадали неплохие заказы, да и рекламу себе сделали на массовых городских мероприятиях)
Понятно, да, что я могу рассказывать много и долго?)))) 

А я бы послушала)
Точнее, почитала.
Ты очень вкусно пишешь обо всём)

Появление в толпе мужчин во фраках – это безусловно вау! В театре оно как прикосновение к тому самому, что вот-вот начнётся. Я ещё очень люблю, когда кулисы закрыты, и вдруг начинается музыка. Это как аромат – блюдо ещё не подали к столу, но ты уже весь в предвкушении)

А что касается самих переодеваний в костюмы – это о! Я это обожаю! Раньше часто ездили на всякие реконструкции и просто фестивали средневековой культуры. Потом карантины, все дела :(

Загрузка...
Андрей Лакро