Анна Неделина №1

Павел Корин: триптих «Александр Невский»

Павел Корин: триптих «Александр Невский»

В 1942 году Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР заказал художнику Павлу Корину картину, поддерживающую боевой дух армии. К следующему году он показал законченную работу — гигантский триптих «Александр Невский», который сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Рассказывают, что для написания воинских доспехов, Корин отправлялся в Исторический музей и изучал там оружие и амуницию древних русичей — копья, кольчуги, шлем князя Ярослава Всеволодовича. После окончания Великой Отечественной войны художнику довольно часто задавали вопрос: почему он заковал в латы Александра Невского? Павел Корин обычно отвечал:

— Я мог бы одеть его в бархатные штанишки и сафьяновые сапожки, но только такой Невский вряд ли смог бы вышибить Бергера из седла.

Александр Невский

На центральной, ключевой части произведения представлен портрет самого князя Александра Невского, остановившего немецких рыцарей на Чудском озере в XIII веке, и если верить историкам, не проигравшего ни одной битвы.

Князь в латах, красном плаще, завязанном на плече узлом, и в золотом шлеме монументально возвышается над всем, почти упираясь головой в небо. Художник изобразил его зрелым мужчиной, а не двадцатиоднолетним, коим тот был в год Ледового побоища. За спиной князя живописная река Волхов, величественный собор Святой Софии, стяг с образом Спаса Нерукотворного. Замысел художника можно трактовать как собирательный образ родной земли.

Сам Павел Корин признавался: легендарный полководец олицетворяет гордый дух русского народа, который в судный час встал во весь свой рост.

Прообразы

На левой и правой частях триптиха — «Северной балладе» и «Старинном сказе» — изображены собирающиеся на войну мужчины. Прообразами персонажей послужили реальные люди. Например, сказительница из Архангельской губернии Мария Кривополенова. В 1915-1916 годах она приезжала выступать в Москву, ездила и по другим городам России.

Старый воин с булавой списан со сказителя из Карелии Фёдора Андреевича Конашкова. Для изображения молодого воина с кистенем в руке в «Северной балладе» Павел Корин использовал этюды иеромонаха, преподобномученника Феодора (в миру Олег Богоявленский). Его он рисовал в 1932 году для картины «Реквием. Русь уходящая». Сам Феодор скончался в тюрьме города Балашова 19 июля 1943 года.

Прошлое, настоящее, будущее

Общепринято считать, что все три части символизируют объединение народа против врага. Однако искусствоведы склоняются к мысли, что в триптихе предстало прошлое, настоящее и будущее.

В правой части триптиха («Старый сказ»), уводящей нас в прошлое, на фоне гигантского образа Николая Угодника изображена остроглазая согбенная старушонка и два мужика – могучий старик и закатывающий рукава молодой азиат.

В центре, это настоящее, мы видим князя — воина, готового защищать свою землю. В его руках тяжёлый меч, за спиной Русь, которую он не даст в обиду. Невольно вспоминается его фраза: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет».

А вот на третьей картине, это уже будущее, тот же воин, но уже в старости. Именно его подвиги воспевают в балладах, а ему остались только воспоминания. Манера написания весьма напоминает скандинавскую историческую живопись рубежа XIX и ХХ веков. И не всё так однозначно воспринимается…. Скорее всего именно поэтому эти части триптиха, в отличие от центральной части, быстро забыли…

Павел Корин

Павел Корин родился в Палехе в 1892 году. В одиннадцать лет поступил на учёбу в Палеховскую иконописную школу, потом продолжил обучение в иконописной палате Донского монастыря.

Однажды в монастырь пришёл запрос от Великой княгини Елизаветы Фёдоровны на двух лучших иконописцев для создания копий фресок Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители. Педагоги сразу выбрали Корина, который очень нравился Нестерову, бывшему его наставником и другом долгие годы. Хоть и закончил Павел Училище живописи, ваяния и зодчества, но иконопись оставалась частью его самого. Потом он как-то признался: «Обдирая кожу, вылезал я из иконописи».

В его творчестве было создание мозаичного фриза для Дворца Советов под названием «Марш в будущее», мозаики для станций московского метро «Комсомольская-кольцевая» и «Новослободская». По заданию партии и правительства Павел Корин писал портреты Алексея Толстого, Кукрыниксов, Василия Качалова, Максима Горького, маршала Георгия Жукова и других крупных деятелей советской эпохи.

Удивительный факт: художник получил Сталинскую и Ленинскую премию и, вместе с тем, собрал одну из лучших в СССР частную коллекцию икон. Он говорил: «Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту».

Все своё имущество художник завещал жене Прасковье Тихоновне, а в случае её смерти — Третьяковской галерее. В этой галерее сейчас ивыставлено полотно «Александр Невский».

Корин. Портрет маршала Жукова
П. Корин. Кукрыниксы. Групповой портрет
александр невский
Корин. Правая часть триптиха «Александр Невский»
александр невский
Корин. Левая часть триптиха «Александр Невский»
александр невский
Корин. Центральная часть триптиха Александр Невский
александр невский

Корин. Плафон станции метро «Комсомольская»

+1
17:25
2291
13:07
Несколько странное изображение, не могу сказать, что мне нравится манера художника.
13:10
+1
начнем с того, что это трптих, а там обычно используется несколько иной стиль
14:20
Почему? Мне показалось несколько грубым и топорым.
14:25
+1
на вкус и цвет товарищей нет
14:44
Конечно. Просто не моё.
Загрузка...
Анна Неделина №2