Вопросы начинающего автора. Картинка в картинке.

Вопросы начинающего автора. Картинка в картинке.

Заметил, что в моих произведениях встречается такой приём как рассказ в рассказе. Ну как заметил, пишу значит, и понимаю, что сейчас мой персонаж должен поведать историю давно минувших дней. А как это лучше провернуть?

В интернете по этой теме не густо, на сайте в разделе «обмен опытом» тоже подобного не нашел. Для себя решил следующее: нужно определится с размером второстепенной истории, её формой изложения и подачи, и её местом в рамках всего произведения.

Второстепенной истории точно не нужно уделять больше внимания чем основной. Размер её зависит от объема и литературного жанра: в небольшом рассказе достаточно упоминания в несколько предложений, в повести – нескольких абзацев, а в романе не грех и отдельную главу посвятить (если есть чему).

С подачей выбор больше. Чаще всего доп.историю рассказывает один из персонажей, а значит: 1) Можно передать его словами и коротко: «слесарь Вася закурил и говорит: – А что рассказывать, Михалыч как утопил в озере трактор, так до сих пор и лежит на дне, Михалыч то». 2) Можно его речью, но долго (Глядя сквозь сигаретный дым, Василий молвил: – Я помню это, будто вчера… Солнце клонилось к закату, озаряя своими последними лучами красную кабину «Лиаза» и лысину Михалыча…» Тут можно воспоминания даже с отдельного абзаца выделить. 3) Продолжить рассказ от имени рассказчика (в романах это может статьотдельной главой).

Можно историю добавить через письма (с описанием от первого лица), или вырезки из газеты. Можно через воспоминания ГГ: «Он вспомнил тот день из далекого детства, когда любимый кот Мурзик вцепился …». Как вариант диалог, но, думаю это не очень удачно: «– А помнишь, как Лидка с порванными колготами в школу пришла? – Это когда Бобик соседского кота гонял! Как такое забудешь».

Теперь нашей истории нужно найти место в рассказе. В самом начале – глупо, в конце – только как детективная составляющая, объясняющая как всё случилось на самом деле. Получается где-то в средине (может чуть раньше), когда основной сюжет уже известен, активных сцен и мудрёных пояснений рядом нет, и читатель готов немного отвлечься от основной линии, не в ущерб ей.

Но это всё теория. На практике я не знаю, насколько большим получиться моё произведение, историю из прошлого мой персонаж рассказывает собеседнику чтобы отвлечь от проблем настоящих, и происходит это по дороге из пункта А в пункт Б. То есть, какие варианты более удачные, даже не знаю

Вот думаю, стоит ли прерывать его рассказ репликами собеседника, типа: «– Ого! Да ну? Ну да! – воскликнул он, почесав затылок», и можно ли разрывать дополнительную историю, типа: «– Ну вот мы и приехали, а остальное расскажу при следующем удобном случае, когда автору нужно будет разбавить свой унылый текст».

А как вы обыгрываете рассказ в рассказе? Какие хорошие примеры можете посоветовать в литературе? Что думаете по конкретной ситуации?

+6
18:00
157
20:19 (отредактировано)
+5
Я скажу просто своё мнение, не претендуя на его истинность.
Рассказ в рассказе всегда несёт нагрузку с основного сюжета, всегда связан с ним. Если он вообще не влияет на героев, то и нет смысла в его появлении в основном тексте. Дополнительный рассказ по идее должен раскрывать персонажей, отвечать на их вопросы не путем действия, а опосредованным путем некоего примера.
Разрывать его репликами из основного рассказа тоже нет смысла — теряется вся камерность, весь цимес приёма. Тогда это просто монолог одного из героев.
Хорошие примеры — ну, первое, что пришло в голову — фантастические байки Ивана Жилина или истории Горбовского у Стругацких, в «Стажёрах» и т.д.

Понимаете, это фактически притчевый прием. Это иносказание. Когда ученик приходит к учителю и спрашивает: «Учитель, а как мне поступить в такой ситуации?» А мудрый учитель рассказывает ему историю о Ходже Насреддине. Он не отвечает прямо — сделай так и так, он рассказывает похожую историю, чтобы ученик сам додумался и сделал выводы. И рассказ в рассказе для этого же — чтобы читатель глазами героя посмотрел на ситуацию немного отстраненно, с другого ракурса.
20:30
+2
Да, дополнительная история как раз для раскрытия персонажей и отразится в дальнейшем. Спасибо, учту ваше мнение и посмотрю примеры.
09:02
+1
А вот есть такой одесский автор Сергей Шикера, у него в романе «Египетское метро» рассказ в рассказ в рассказе. Тройное вложение. Кажется, что запутаешься, а вот… нет. Но надо уметь.
Teo
10:41
Мастер и Маргарита. Ну, в плаще с красным подбоем… И тп.

Обыгрывать можно описанием окружающего. После моей просьбы, старый безногий моряк не меньше трёх часов подряд мрачно вращал глазом, посасывая трубку, и словно бы ветер даже становился сильнее, будто бы в тот самый день, когда он начал впервые вращать глазом, пытаясь понять откуда выплывет рыба вилка или рыба-пила.

— Так и быть, — прорычал одноглазый безногий моряк, яростно пыхтя трубкой, — я расскажу вам эту историю. Началось все в тре тысячи пятьсот восемьдесят седьмом году от рождества Моисея…

Мы плыли посреди бушующего океана. Воздух был наполен запахом пил и вилок…
11:33
Я ещё прочел «Портрет» Гоголя — тоже в тему.
Просто хочется сделать как-то естественно, ведь в жизни, когда вам кто-то рассказывает как провел отпуск, — это же не монолог. Есть диалог, замечания, размышления, реакция собеседника. Насколько подобная структура подойдёт для худ.произведения? К сожалению и стыду, в конкретном месте думаю попробовать именно так. Буду набивать собственные шишки.
Ваш вариант хорош, тоже обязательно пригодиться, спасибо.
Teo
19:50
+1
Чертов смартфон. Пожалуйста, кто-нибудь, исправьте минус.

Понимаю Ваше желание сделать Ваш текст более реалистичным, ищите, экспериментируйте. Описанный выше способ я взял из классической литературы (вроде бы, это не точно). Полагаю, он является неким удобным инструментом, учитывающим некие законы литературы. Они есть в литературе. Есть в кино…
10:10
Мой главный герой вёл дневник, в котором рассказывал читателям о своих мыслях, описывал события, а иногда сочинял сказки с намёком на основной сюжет.
Загрузка...