Андрей Лакро

Художник Николай Зауервейд не раз в своём творчестве обращался к теме войны

Художник Николай Зауервейд не раз в своём творчестве обращался к теме войны

На полотне «Пётр I усмиряет ожесточённых солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году», созданном в 1859, художник Николай Зауервейд изобразил эпизод Северной войны. В своём творчестве он не раз обращался к теме войны. К сожалению, ранняя смерть мастера, ему не было и тридцати лет, не позволила написать всё задуманное. Однако его произведения, прежде всего батальные сцены, украшают экспозиции Румянцевского музея в Санкт-Петербурге и Третьяковской галереи в Москве.

Николай Александрович Зауервейд родился 12 февраля 1836 года в Санкт-Петербурге в семье известного немецкого художника, состоявшего на русской службе, Александра Ивановича Зауервейда. Успех к нему пришёл достаточно рано. В 18 лет, ещё будучи учеником Академии художеств, он получил серебряную медаль второго достоинства «за живопись баталическую», а через три года — серебряную медаль первого достоинства за живописную картину и серебряную медаль второго достоинства за рисунок с натуры.

На следующий год ему была дана программа на золотую медаль. И вновь успех. За картину «Сражение при взятии Нарвы», выставленную в 1859 году, Николай Зауервейд получил золотую медаль второго достоинства и звание художника 14 класса. Вскоре начинающий мастер написал картину «Покорение Риги императором Петром Великим», а когда представил эскиз «Репнин в Риге во время чумы», то получил разрешение писать сразу на академика. Это звание ему было присвоено 2 сентября 1860 г., то есть в 24 года…

Но наибольшее впечатление на Совет Академии произвела картина «Пётр І при Нарве». Вот что сказали о ней строгие судьи: «Много жизни и движения, особенно хороша группа около раненого на левой стороне от зрителя; тут замечательнее всех девочка с распущенными волосами, в одной рубашке, закрывшая лицо обеими руками. Её поза совершенно натуральна и проста; лица не видно, но вся фигура выражает отчаяние самое полное и вместе такое детское, что вызывает сострадание будто к существу живому» (© Столпянский П.Н. Зауервейд, Николай Александрович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918).

Николай Зауервейд баталист?

Всего Николай Зауервейд написал восемь картин на тему военную тему: «Выезд князя Репнина в Ригу по взятии города 4 июля 1700 года» (1860 год), «Казаки стаскивают на петле часового в лунную ночь» (1857 год), «Сражение при Курюк-Даре», «Сражение при Нарве или Пётр І при Нарве», «Штурм редута Шварца» и «Этюд сражения при Ольтенице». Таким образом, Зауервейд вдохновлялся военными подвигами Петра І и эпизодами только что окончившейся Крымской эпопеи.

По всей видимости, молодой мастер оставался не удовлетворён одними баталиями. Поэтому параллельно пишет на совсем другую тематику и вскоре выставляет картину, так сказать, чистого жанра «Скромный переезд с квартиры на квартиру».

Затем он начинает сотрудничать с журналами, где печатают его рисунки, пишет акварельные иллюстрации к роману графа Алексея Толстого «Князь Серебряный». Последней работой талантливого художника стал «Портрет г-на Барри».

Искусствоведы по сей день спорят, какой жанр в итоге выбрал бы художник, работай он дальше: стал бы, как отец, баталистом или же, поддавшись моде, перешёл в ряды обличителей-жанристов, каким был его коллега по творческому цеху Павел Федотов.

Северная война

Северная война длилась 20 лет с 1700 по 1721 год между Шведским королевством и коалицией государств Северной Европы, в которую входили Саксония, Русское царство, Датско-норвежское королевство, Речь Посполитая и другие, за обладание прибалтийскими землями и господство на Балтийском море и его побережье. Война шла с переменным успехом, но закончилась поражением Швеции, навсегда утратившей статус великой державы.

По окончании войны Российское государство возвратило себе выход к Балтийскому морю, утраченный по условиям Столбовского мирного договора со Шведским королевством от 27 февраля (9 марта) 1617 года, получила Эстляндию с островами и Лифляндию, установила протекторат над Курляндией.

В итоге, в 1721 году в Европе возникла новая империя — Российская, преобразованная из Российского царства и обладающая мощной регулярной армией и флотом. Столицей Российской империи стал город Санкт-Петербург, расположенный у впадения реки Невы в Балтийское море.

Взятие Нарвы

Из истории мы знаем, что в первом сражении за крепость Нарва в 1700 году русские войска потерпели поражение от шведов. Пётр I в том сражении не участвовал лично и тяжело переживал провал. Реванш он взял четыре года спустя, когда под своим командованием повёл войска на шведскую крепость и взял Нарву.

Перед приступом Пётр отдал строгий приказ, чтобы по взятии города не было в нём убийств и грабежей. Но распалённые боем и разъярённые сопротивлением солдаты в пылу схватки позабыли о нём. Они никого не слушали, не щадили безоружных стариков, женщин, детей и грабили всё, что попадало под руку…

Очевидцы утверждают, что заметив подобные бесчинства, Пётр в гневе ворвался в толпу с обнажённой шпагой, убил наиболее озверевших солдат, отнимая у них пленников и награбленное имущество. Более того, обскакав верхом все улицы и восстанавливая везде порядок, распорядился немедленно поставить караулы ко всем церквям и лучшим зданиям, а затем отправился в ратушу, где собрались нарвские граждане, с трепетом ожидавшие своей участи.

Вот как об этом рассказывают историки: «Встретив здесь коменданта Горна, царь в порыве гнева воскликнул: «Не ты ли один виновник, что так много и бесполезно пролито крови? Ты не имел никакой надежды на помощь и никакого средства к спасению города, и при таких обстоятельствах разве ты не мог сдаться, как того требовали правила войны?» И Пётр I, ударив по столу своей шпагой, показывая её Горну, сказал: «Смотри! Эта шпага покрыта не шведской, а русской кровью; я убил ей моих собственных солдат, чтобы удержать их от грабежа и убийств, и спасти от крайнего разорения бедных жителей»…

Эпизод установления царём порядка после взятия шведской крепости и изобразил Николай Зауервейд на картине «Пётр I усмиряет ожесточённых солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году».

+2
13:55
401
15:03
+1
Это похоже на сказку.
15:24
+1
честно говоря, не поняла: в чем тут сказка?
16:57
+1
Почему-то не поверилось, что Пётр солдат останавливал. А картина хорошая и про художника раньше не слышала.
19:02
+1
ну если он бояр палками бил, то почему не мог солдат остановить?
19:25 (отредактировано)
Потому что такие были правила войны, насколько я читала. Если, конечно, он не хотел привлечь на свою сторону граждан других городов. Как, например, герцог Фарнезе взял Антверпен после годичной осады и хотел покорности жителей испанскому королю, а потому запретил резню и грабежи.
19:28
+1
вот вы сами на свой вопрос и ответили. Петру Первому нужно было привлечь к себе жителей, потому-то и поступил подобным образом
19:32
Возможно, и так.
Загрузка...