Анастасия Сторонкина

Прелесть Белых ночей

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
  • Достойный внимания
Прелесть Белых ночей

 Я смотрю Висконти, ни на что иное пока не отвлекаясь. Он мне дает сильные эмоции и великолепную картинку на экране — радость глаз.

«Белые ночи» не просто черно-белая лента. Это графика. Не гравюрность. Нет. Скорее это уголь. У нас тут Леля была в гостях, работала углем, и я имела счастье смотреть на все оттенки угольного.

Прелести выходного дня: «Белые ночи» Висконти, изображение №1
Прелести выходного дня: «Белые ночи» Висконти, изображение №2
Прелести выходного дня: «Белые ночи» Висконти, изображение №3

И вот эту магию двух тонов: то игру теней, то резкую контрастность, как на фортепианной клавиатуре, позволяет увидеть эта лента.

Я никогда не понимала, в чем прелесть «Белых ночей» Достоевского. Сюжет казался мне неживым, умозрительным. В фильме Висконти история для меня ожила.

Героиня — символ верности. Верности своим чувствам. И в мире главного героя, обывателя, она совершенно чужеродна. Каждый день в 10 вечера она приходит в назначенное место и ждет встречи с человеком, который год назад пообещал, что вернется к ней. Эта верность героини своей надежде для героя скорее признак сумасшествия, чем реальность уникального характера. Он предполагает, что девушка выдумала своего возлюбленного, что гоняется за призраками. «Кругом или проститутки, или сумасшедшие» - выкрикивает он в возмущении. Вот такие полюса его реальности. Конечно он влюбляется в главную героиню. Разве можно не полюбить прообраз будущей Гриновской Ассоль?

Нынче многие черно-белые фильмы получили окраску. Но раскрасить фильм Висконти будет преступлением. Монохромность картинки условия для тончайшей психологической драмы, где есть место улыбке, трагедии, лирике и надежде. «Я жила счастливой надеждой» — пишет героиня в письме, исправляя банальную фразу «уже год я в ожидании».

Жить счастливой надеждой… В этом печаль и радость «Белых ночей» роскошного итальянца Висконти. И пусть действие перенесено из Петербурга 19 века в Ливорно середины 20. Пусть призрачность белых ночей заменяет фантасмагория снегопада в южной Италии. Этот чудесный диалог гениев завораживает, устремляет к поиску идеала.

Удивителен Марчелло Мастроянни. Настоящий маленький человек. Его, как ребенка будят на службу, он совершенно беспомощен со своей простудой, он дерется на улицах с бродягами и смешно танцует. В нем что-то от Чарли Чаплина. А Тарантино наверняка видел эти нелепые танцы и потом использовал в своем «Криминальном чтиве». И не прогадал. Это тоже стало культовым эпизодом.

Прелести выходного дня: «Белые ночи» Висконти, изображение №4

Мария Шелл светится весь фильм. Она, тот самый блик, белый тон, оттеняющий черноту мрачных закоулков, рассеивающий тьму. И заученное со школьной скамьи «Луч света в темном царстве» здесь оживает, одухотворяется.

Прелести выходного дня: «Белые ночи» Висконти, изображение №5

И ты веришь, что это не книжные фразы. Есть люди, воплощения света. Способные светиться и освещать собой жизни других. Преображать, вдохновлять, верить в счастье, стремиться к нему и делать других счастливее только своим присутствием.

+11
11:00
679
12:09
+4
Что бы я не сказал по прочтении, это будет ничтожно мало, банально и клишированно по сравнению с тем, как автор раскрыл мне свои понимания, смыслы и мироощущения. Очень глубокий, мощный и разносторонний анализ с тонким и трепетным отношением. Ярко и выпукло видно, что понимание идет от самых глубин, что эмоции вызвали резонанс душевных волн автора и он щедро их раздает. Так что я тоже влился в эти волны и проникся. Благодарю за великолепный обзор.
12:14
+4
Спасибо за понимание! Читая Ваши отзывы, и я понимаю, что все не зря!
12:29 (отредактировано)
+2
А почему не отправили в «Гостинную» — Субботника? Надо обязательно дать ссылку.
Комментарий удален
17:28
+1
Исправила
Комментарий удален
11:24
+1
Даже если вы не побежите, немедленно, смотреть обозреваемый фильм, или отсылки, или подавите желание, вдруг, заняться графикой, этот текст замечателен сам по себе. Потому что он неформален, искренен и пропитан пониманием темы.
Достоин уважения, и "Достоин внимания".
Настоятельно рекомендую.
11:37
+1
Игорь Евгеньевич, благодарю Вас за столь высокую оценку!)
14:54
+1
Захотелось посмотреть. Хотя и без просмотра фильма уже что-то приобретаешь, читая этот блог. Интересно.
01:23
+2
Леля молодец, работает углем отлично. Висконти не смотрел. Может когда нибудь посмотрю. Но за Марчелло Мастрояни плюс. Любимый актер моей бабушки smile
04:59
+1
Ага, спасибо!) мне кажется, вам у Висконти понравится «Земля дрожит».
19:22
+1
Рекомендуете smileМожет и посмотрю однажды.
20:25 (отредактировано)
+1
Знаете, да. Во-первых остросоциальная и социалистическая идея, одно заикание на эту тему сейчас считают пропагандой и разжигают костры под таким. А там это художественно. Во-вторых, правдоподобность. Нет актеров, все роли играют жители рыбацкой деревни. У всех харизма. В-третьих, колорит. Ну и смотреть на это глазами автора. Меня завораживало. Все какое-то правильное. Подлинное. Важное.
00:08
А у итальянцев в те годы было много такого социального кино. Итальянцы вообще тогда были передовиками в реализме. И социалистические идеи в Италии были очень сильны. Вот смотрели фильм «Ленин в поезде» Дамиано Дамиани с Беном Кингсли в роли Ильича. Более порядочный фильм чем все наши современные, вроде фильма Хотиненко.
04:33
Дело даже не социальном кино, а в кино, как в искусстве, а не массовом развлечении и сборе. Но это та болезненная тема, которая и так ясна, и обсуждения не требует.
00:42
+1
Все что я знаю про белые ночи, это то что шторы из плотной ткани вполне помогут уснуть бедным жителям этой параллели
А Викторию я точно узнал на картине хех
01:02
+1
Я тоже про них это знаю. Но моя штора дико шуршит от потока воздуха из окна, как будто дышит монстр из «Ведьмы по соседству»)))
01:14
Ничосе штора)
Вот так вздремнешь, и как зашуршит под ухо…
01:20
+1
Ага, никаких ночей не надо к свету звук прибавляется)
Загрузка...
54 по шкале магометра