Первая русская историческая картина

Первая русская историческая картина

В 1864 году Вячеслав Шварц написал полотно «Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровской слободе». Известный искусствовед Владимир Стасов сказал, что это первая русская историческая картина. Художник писал её урывками, отрываясь от основной на тот момент работы, но ему удалось создать психологический портрет царя, а не ходульный образ деспота, каким его писали ранее.

Художник работал над полотном будучи в Париже. Причём, за кисть брался вечерами, потому что днём на это не было времени. Шварц занимался выполнением серьёзного заказа. В тот год археологическая комиссия готовила в Петербурге издание рукописи игумена Даниила — памятника паломнической литературы Киевской Руси XII века.

Произведение было написано в жанре хождений и посвящалось путешествию игумена в Святую землю, совершённом им между 1106 и 1108 годами. Сто экземпляров предполагалось напечатать на французском языке с рисунком, изображающим приезд Даниила к королю Иерусалимскому Балдуину I. Над этим и работал Шварц.

Так что картину пришлось писать в свободные часы, урывками… Полностью работу завершил уже на родине, в имении отца, в Курской губернии.

Первая русская историческая картина

Своего «Ивана Грозного у тела убитого им сына» Шварц писал с одноимённого картона, выполненного им углём еще в 1861 году (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Сюжет заимствован из истории последних лет царя: в один трагический день 1581 года самодержец в припадке гнева ударил сына посохом и попал в висок. Удар для наследника оказался смертельным…

Готовая картина меньше картона. Из-за величины в значительной степени утратилась выразительность образа Грозного. Зато на ней тщательно выписаны узоры пола, орнамент одежд, утварь, стенная роспись. И Шварц максимально увеличил фигуры — кажется, что им тесно и душно в узких комнатах.

На картине мы видим сидящего у трупа сына грозного царя. В центре композиции мёртвый царевич. Самого царя автор поместил несколько в стороне. Изображение Ивана Грозного как обыкновенного смертного, со всеми его противоречиями, слабостями и страданиями, свидетельствовало о совершенно новом подходе художника к истории. Вячеслав Шварц впервые сумел психологически раскрыть образ Ивана Грозного и при показать страдающего человека, измученного раскаянием.

Если же говорить о композиции, то картина сделана в лучших традициях академической живописи. За неё Шварца наградили Второй золотой медалью. Кстати, потом от предложенной молодым мастером психологической трактовки Ивана Грозного стали отталкиваться многие художники следующих поколений.

Родоначальник жанра

Шварц стал родоначальником нового жанра в русском искусстве — историко-бытового. А его «Иван Грозный» дал первый толчок к блестящему расцвету психологической исторической картины.

Потом будут рисунки костюмов для трагедии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», которые заложили основы реалистического оформления исторического спектакля.

В эпоху революционного подъёма многие художники и писатели стали обращаться к личности Грозного. Однако все они видели в нём в первую очередь царя-деспота и разоблачали в его лице самодержавие. Только Шварц пытался раскрыть характер Ивана IV многогранно и объективно.

Кто на самом деле убил царевича Ивана?

В XIX веке историки были уверены, что царь Иван Васильевич убил своего сына в припадке необузданного гнева ударом скипетра по голове. До недавнего времени факт убийства считался бесспорным. Более того, он даже нашёл отражения в учебниках истории, не говоря уже об ещё одном бессмертном полотне — картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая также находится в Государственной Третьяковской галерее.

Только митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа» и доказал, что царевич Иоанн умер от тяжёлой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство.

В XX веке его информация была подтверждена. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского.

Ученые обнаружили, что содержание мышьяка во всех четырёх скелетах примерно одинаково и не превышает нормы. А вот ртуть, обнаруженная в костях царя Иоанна и царевича Иоанна намного превышает допустимую норму. Данные этих исследований позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен. Кто это сделал — осталось неизвестным, но однозначно, по голове никто наследника не бил. Таким образом, наука опровергла версию об убийстве царем Иоанном Васильевичем своего сына.

Исторические факты

В Московском летописце за 7090 год (1581 год по григорианскому исчислению, — авт.) написано: «преставися царевич Иоанн Иоаннович». Пискаревский летописец указывает более подробно: «… в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича».

В Новгородской четвёртой летописи говорится: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе…» Морозовская летопись констатирует: «… не стало царевича Иоанна Иоанновича». Как видите, нигде ни слова об убийстве.

Узнать имя автора клеветы на великого царя установить не удалось. Однако митрополит Иоанн считал, что «решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений «исторической науки» оказали свидетельства иностранцев».

«Начиная с Карамзина, — писал митрополит Иоанн, — русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости», и творческое «наследие» таких, как Штаден и Поссевин, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского народа».

А вот на вопрос почему вдруг подверглись клевете именно Иоанн Васильевич Грозный и время его царствования, ответ можно дать без труда. Сильная Россия Западу страшна, а Иоанн Грозный создал могучее Московское царство, боролся за чистоту веры и укреплял православное русское самодержавие. Не имея возможности уничтожить Русь военным путём, Запад прибег к клевете и шельмованию с целью подрыва авторитета верховной государственной власти в России.

+1
15:55
428
23:08 (отредактировано)
Вы серьёзно предполагаете, что в летописи написали бы: царь Иоанн убил царевича Иоанна? Это же смешно. Кстати, я взяла другую картину Шварца «Гонец» для обложки моего первого рассказа «Стремянной». Хотя Шварц написал прямо на мою тему «Василий Шибанов». И ещё: я читала, что историки полагались на свидетельства иностранцев потому, что все летописи периода были уничтожены/«отредактированы» по приказу Грозного. То есть русских источников не было. Странно ведь, что Карамзин хотел оклеветать русского царя? Ему-то зачем? А Алексею Константиновичу Толстому зачем? Он в архивах работал (в русских). У меня некоторые вопросы к вашей интерпретации. И про ртуть — я читала, что это был результат не отравления, а лечения. Ртуть употребляли во многих препаратах того времени.
Мне понравилась эта статья, если что.
dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_lichnost_cara_ivana_vasilevicha.html
11:13
+1
если быть точным, все летописи были отредактированы Романовыми. А насчет вопросов к моему материалу, так это дело вкуса. Каждый видит, что видит, каждый слышит, что слышит.
11:18
Если не хотите, вопросов задавать не буду.
Загрузка...