Почему в литературе прослеживается пропаганда самоубийства?
Неужели нельзя было дать персонажам сделать иной выбор?
Порой люди романтизируют те явления, которые, по-хорошему, романтизировать не стоит. И самоубийство в данном случае — не исключение, особенно когда речь идёт о главном герое или одном из ключевых персонажей. Их изображают, либо как людей, которые слишком хороши для этого мира, а окружающие - сплошь моральные уроды и негодяи, которые их не могли понять, выражают протест против несправедливого мира.
Либо, как тех, чьи свадьбы сыграны давно или не сыграны вовсе: кто-то совершил прелюбодеяние, упустил своё счастье навсегда, у кого-то умерла возлюбленная, и тот, приняв яд/заколовшись кинжалом/повесившись/прыгнув с крыши трогательно воссоединяется с ней на том свете, учитывая, что в реальности того света попросту не существует, да и по канонам христианства суицид - великий грех, и тебя ждёт ад: в лучшем случае, ты будешь призраком бродить по дому и рыдать, а в худшем...
Сюда же идея о том, что самоубийца никогда ни в чем не виноват и во всех конфликтах он — невинная жертва, мученик, в то время как люди, с которыми он столкнулся, в лучшем случае позиционируются бездушными козлами. Его поведение не оценивается критически, а уж тем более — не критикуется. «О покойниках или хорошо…». Но Жизнь же и так короткая, её ЦЕНИТЬ нужно, а в литературе детям как бы подсказывают: смотри - вот есть такой простой выход из сложной ситуации! Не бороться, не драться за себя зубами и когтями - а просто уйти... туда, в темноту, в отсутствие всяких проблем...
Так, Анна Каренина Толстого бросилась под поезд, Свидригайлов у Достоевского застрелился, Катерина Островского утопилась, а другая его же героиня - Снегурочка - РАСТАЯЛА от несчастной любви, Елизавета у Карамзина последовала примеру Катерины. Вертер у Гёте тоже убил себя, и в реальной жизни породил явление, как синдром Вертера - когда молодые люди ПОДРАЖАЛИ персонажу и, когда их невесты бросили, тоже лишили себя жизни.
Не, ну а что? Раз это дозволено шекспировским Ромео и Джульетте, которые в оригинале-то у Луиджи да Порто, а вовсе не У. Шекспира, были далеко не подростками, Анне Карениной и прочим можно, почему бы тогда реальным людям нельзя? Так, некогда романтичные барышни, начитавшись нашего Карамзина, тоже так массово кидались в водоёмы, что возле прудов начали ставить злорадные надписи типа: «Здесь в воду кинулась Эрастова невеста, / Топитесь, девушки, в пруду довольно места!».
Та же знаменитая Русалочка Андерсена встала перед страшным выбором: убей человека или лишись жизни сама. Выбери она первый вариант, произведение бы давно изъяли из продажи из-за пропаганды уголовных наклонностей, как это было с "Яростью" бедного Стивена Кинга, после которой расстрелы в учебных учреждениях лишь увеличились с двойной силой...Сколько вон случаев, когда девушки после измены своих мужей или парней сходят с ума от ревности и пускаются во все тяжкие? Полно мелодрам и песен на эту тему. Та же группа ВиаГра. например, или Точка G "Я убита ты попал". А раз не убила, то она прям БЛАГОРОДНАЯ такая, это у нас, видите ли, ЧИСТОЙ ЛЮБОВЬЮ зовётся, которая НИЧЕГО не требует взамен!
Только вот почему-то ИМЕННО из-за паршивого финала ей и дали второй шанс бессмертную душу обрести, а за спасение утопающего, больные кровоточащие ноги и отрезанный Ведьмой язык, причём явно БЕЗ НАРКОЗА, ей плюс к карме не полагался! Да и ничего хорошего она в принципе-то не сделала. Ну, спасла этого несчастного Принца, но это ж не значит, что он должен был стать её рабом из-за этого! А осталась бы на дне морском, среди тех, кому она больше нужна - сёстрам, овдовевшим отцу с Бабушкой, у неё бы не возникло этого выбора вовсе. А поступила она, как эгоистка какая-то, да и Бабуля её изрядно сглупила тогда, собственной болтовнёй о бессмертной душе и недостижимом и прекрасном людском Рае мозги запудрила и подтолкнула к необдуманным поступкам. И в итоге, виноваты оказались ВСЕ, кроме самой героини! Никому Русалочка в итоге не досталась, только гробу одному...
А если уж на то пошло, почему вот не было варианта, что Морской Царь, подобно Посейдону, осерчал на Ведьму и зверски убил её, Русалочка спасена, проклятие снято с её гибелью, и на Солнце, как наша Снегурочка, героиня не растает? И, вместо того, чтобы убить себя или человека, Русалочка выходит замуж за матроса, который наблюдал за ней всё это время на корабле и пожалел её. В конце концов, не сошёлся же свет клином на этом Прынце? Раз уж в одном из аниме, когда Русалочка кинулась в море, Принц за ней прыгнул и ПРЯМО ПОД ВОДОЙ в любви ей признался, то почему бы и не быть такому варианту развития событий? Все здоровы, счастливы, пусть и с другими, а главное-то - ЖИВЫ!!
Блин, все эти произведения школьной программы были написаны, во-первых, для взрослых людей, в расчете на зрелое сознание и зрелую психику. Совать это детям, нисколько не думая о последствиях - хамская тупая безответственность. Их надо просто тупо убрать из программы. Просто тупо заменить на книги, герои которых боролись за себя в самых отчаянных ситуациях, не теряя при этом оптимизма. Вон, Робинзон Крузо тоже был в отчаянном положении, не так ли? - а боролся.
Вот, таково устройство этой цивилизации.
Предложение «а давайте перестанем заниматься этой фигней» обычно заканчивается гильотинами, воровством, развратом и таки да — невыносимой усталостью от этой дурацкой жизни.
И нет, тупо изъять всю литературную фигню из школьной программы не сработает, потому что у нас там ещё и история — в которой можно только за голову хвататься — а за стенами школы ещё и интернет.
PS: Но у меня всё-таки есть утопическая надежда, что однажды это всё изменится. Когда-нибудь. Потому что да, вы правы, человек предназначен для любви и радости, а не вот этого всего.
А че ж так скудно, давайте уж накопаем в литературе пропаганду зоофилии, педофилии, изнасилований, абьюза, гомосексуализма и оскорбления чувств верующих. А в русской классике еще и полно каких-то подонков — ну, русофобия не иначе!
Какая романтизация, какой протест миру, ало? Литература — отражение эпохи, а значит, ее норм, а также настроений в социуме. Капец, представляю, что б у вас с японской культурой случилось, там-то самоубийство — это вообще вопрос чести и достоинства.
Вы вообще читали хоть это все, что перечислили? А то ощущение, что только краем уха слыхали, что оно есть. Давненько такой чуши отборной не читывал. Это ж надо было до такого додуматься, всем этим персонажам приписать подростковые попытки привлечь к себе внимание, просто чело-длань… Как этот шизотерический бред связан с работами Толстого и Достоевского, они реализм писали вообще-то, при чем тут Ад и призраки? Какая пропаганда убийств в эпоху Андерсена? А че ж тогда классику за описание дуэлей, убийств своих же детей и изнасилований не изымают? Какая-то недоработочка в теории-то у вас.
Вопрос уместности включения этого в детскую программу вообще иного рода. Дохлым классикам вы уже ничего не предъявите, а системе образования — да. Ну, если сумеете конечно убедить Минобр не включать эту трешатину в списки чтения для школьников. Но я уже на этот счет высказывался — дело не в текстах, а в плохой работе с подростками, в отсутствии у них возможности обсудить прочитанное с взрослыми. Потому что взрослым похеру на проблемы подростков и их депрессии. И литература тут ни при чем.
Вообще, конечно — как это удобненько )) Творит подросток какую-то фигню — это все литература, аниме проклятое, игры компухтерные, смартфоны! Ну да, ну да, конечно же, какое прекрасное самоутешение. Разговаривать с детьми об их проблемах? Не-е-е, зачем, можно же просто искать виноватых в давно подохших писателях. Поздравляю, вы великолепны!
А хотите почитать текст, где у героя-суицидника есть выбор, так на современников глядите )) Вот вам молодой талантливый автор, у которого герой сделал идеологически верный выбор )
Второй шанс для ангела-хранителя
Вы хотя бы понимаете, что такое идея худ.произведения, что такое сюжетная линия? Понимаете, что такое характер персонажа, его мотивация и как они участвуют в раскрытии идеи?
Романтизация суицида… Ага, в Грозе, в Анне Карениной, в Бедной Лизе — романтизация. Смешно.
Я много таких хороших книг прочитал, как и фильмов посмотрел. И не покончил с собой.
Если кто-то покончил, то в этом вина самоубийцы и тех, кто за ним не усмотрел, а не писателя. Если винить творцов, то можно дойти до того, что обвинять авторов литературы ужасов в том, что кто-то повторяет описанные убийства. Самовлюблённый школьник пошёл стрелять одноклассников — виноват рэпер с соответствующей песней. А ещё компьютерные игры. И продавцы охотничьего оружия. И писатели. Вообще все виноваты. Школьница утопилась — виновата классическая литература…
Вывод: давайте вводить цензуру. Давайте читать только про облачка, пони и радугу, а всё прочее запретим.
БЕЗ НАРКОЗА, Вика! Шок-контент просто )))
Нашу муху в уголок поволок
Дед бил-бил, баба била-била)))
Ну, если еще учесть, что прообраз девушка-инвалид, сгоревшая во время пожара на корабле, на котором она осмелилась отправиться в путешествие, не смотря на проблему с ногами. То ужас ужаса.
(Знаете, откуда эта идея?)
Вот, собственно, и всё.
Первая строка описывает идею.
Во второй я задаю направление поиска. Если найдёте ответ на этот вопрос, найдёте причину ситуации.
А если говорить лично обо мне, то, как сказал один из моих персов: «Я проповедую Жизнь». :)