Такая разная Евфимия Носова

Такая разная Евфимия Носова

Евфимия Носова, собирательница русской живописи, урождённая Рябушинская, супруга одного из владельцев московской суконной фирмы Василия Носова, привлекала внимание многих современных ей художников. Её образ запечатлели на портретах Константин Сомов, Александр Головин и Николай Феофилактов.

Прежде чем рассказать о портрете работы Константина Сомова, который хранится в Государственной Третьяковской галерее, хочется сказать несколько слов о самой модели.

Евфимия Павловна Носова родилась в Москве 8 августа 1881 г. в семье старовера, промышленника и общественного деятеля Павла Михайловича Рябушинского.

Имя ей дали в честь бабушки, матери отца. Поначалу девочку воспитывали дома, потом отдали в гимназию. В начале 1900-х гг. Евфимия вышла замуж за Василия Васильевича Носова. Кстати, по понятиям того времени, довольно поздно, красавице было 27 лет.

Напомним, Рябушинские и Носовы принадлежали к московской купеческой элите.

Фреска на кобальтовом фоне

К выбору Василия родители отнеслись несколько негативно. И всё потому, что «за купцами Рябушинскими шёл шлейф скандала». Но Василий Васильевич сумел настоять на своем, и Евфимия вскоре на правах его законной супруги поселилась в особняке на Малой Семёновской, дом 1, интерьеры которого перестроила по своему вкусу и велела пристроить левое крыло. Особняк стал более комфортабельным, оснащённым водяным отоплением, холодной и горячей водой…

К работам она привлекла известных архитекторов и художников, даже Валентина Серова. Он должен был расписать три стены парадного зала. Однако Носова с мастером не поладила, а вскоре Серов скончался, так что сотрудничество не состоялось. А вот с его коллегой по творческому цеху Мстиславом Добужинским она подружилась и даже оплатила его поездку в Италию.

Вернувшись, он создал фреску в духе тех, какие видел во дворце Козимо Медичи: на кобальтовом фоне с применением позолоты воспроизводится мифологический сюжет с включением портретов хозяев особняка. Кстати, работа эта сохранилась, как и сам особняк.

Художественный салон Носовой

В своём доме Носова устроила своего рода художественный салон, где с успехом ставились пьесы молодого Алексея Толстого и Михаила Кузмина.

Следует отметить, что интерес к искусству у Евфимии Павловны пробудился рано, что, впрочем, не удивительно. Её братья слыли знатоками живописи и собирали коллекцию картин, причём, по примеру мецената Павла Михайловича Третьякова собирались отдать её городу. В общем, она также решила в своём особняке создать музей русского искусства и впоследствии передать его Москве.

После революции 1917 года Евфимия Павловна Носова эмигрировала. Однако ещё до отъезда самые ценные картины она сдала на временное хранение в Третьяковскую галерею и Театральный музей им. А.А. Бахрушина. В её коллекции имелись картины Фёдора Рокотова, в то время вовсе всеми забытого Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Алексея Венецианова… После декрета о национализации экспонаты стали собственностью государства. Позже в Третьяковскую галерею поступили и те полотна, что находились в Театральном музее.

Ныне в Третьяковке находятся шестнадцать портретов из собрания Носовой. В числе этих полотен и её собственный портрет работы Константина Сомова. А конный портрет кисти Александра Головина оставался в особняке до 1960 года, затем поступил в Государственный исторический музей.

Дитя русского модерна

В 1910 году Константин Сомов приехал в Москву и приступил к работе над портретом Евфимии Павловны Носовой. Обладая художественным вкусом, Евфимия знала: её платье от Ламановой и портрет кисти Сомова станут шедеврами…

Вот такую оценку художник потом даст своей модели: «Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса при этом». «Сидит она в белом атласном платье, украшенном чёрными кружевами и кораллами, оно от Ламановой, на шее у нее 4 жемчужных нитки, причёска умопомрачительная, — пишет Сомов, — точно на голове какой-то громадный жук… Она очень красива. Но какое мучение её платье, ничего не выходит…»

В итоге художник прямо впадает в отчаяние да и самой красавице позировать день за днём нелегко. Но в итоге, всё вышло как задумывалось и Сомов создал нечто неповторимое. Портрет был окончен в 1911 году. Перед зрителем предстала просто необыкновенная женщина, настоящее «дитя русского модерна».

Не могу не процитировать Михаила Нестерова, увидевшего картину: «Ну, чтобы закончить своё писание достойно, скажу тебе про выставленный здесь на «Мир искусства» новый большой портрет Сомова с некоей Носовой — вот, брат, истинный шедевр! — произведение давно жданное, на котором отдыхаешь. Так оно проникновенно, сдержанно-благородно, мастерски законченно. Это не Левицкий и не Крамской, но что-то близкое по красоте к первому и по серьёзности ко второму. Сразу человек вырос до очень большого мастера».

Евфимия Носова и её портреты

В том же 1911 году бюст Носовой в мраморе и бронзе, где она похожа на древнегреческую богиню, создала первая русская женщина-скульптор Анна Голубкина. Она окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, год провела в стенах петербургской Академии художеств, училась в Париже у самого Огюста Родена.

В 1913 году Евфимию Носову рисовал художник-модернист, график и живописец Николай Петрович Феофилактов. В его Носовой сложно узнать модель Сомова… Широкая спина, большой нос, каштановая копна волос, яркая одежда и украшения. Даже следа нет от той женщины загадки, что создал Сомов.

На следующий год портрет Евфимии в полный рост, да ещё и на лошади, написал молодой театральный художник Александр Головин. Кстати, Носова считалась хорошей наездницей и увлекалась верховой ездой. Так что на этом портрета она довольно гармонично смотрится в седле. Неудивительно, что портрет занял почётное место в парадной столовой особняка Носовых.

Вот такая история скрывается за портретом модной красавицы, который мы можем лицезреть в одном из залов Третьяковской галереи. Какой в действительности была Евфимия Носова — такой, как её изобразил Сомов, или Головин, а быть может Голубкина, никто уже не скажет, но то, что она себя увековечила, сомнений нет.

Ну а что же сама модель? Она прожила долгую жизнь вдали от России. Вначале её домом стал Париж, потом Рим, где Евфимия Павловна закончила своим дни и похоронена на кладбище Сан-Лоренцо (Верано).

евфимия носова
Александр Головин Портрет Евфимии Павловны Носовой
евфимия носова
Константин Сомов. Портрет Евфимии Носовой
Анна Голубкина. Бюст Евфимии Носовой. Мрамор
евфимия носова
Анна Голубкина. Евфимия Носова. Бронза
Неизвестный автор. Евфимия Носова
Евфимия Носова с супругом Василием
Особняк Носовых на улице Малая Семёновская
+7
20:00
684
Портрет Сомова, действительно, хорош. Но с привычкой композиционно «обрезать» ступни я, видимо, никогда не смирюсь. )
21:50
+1
а может быть это было желанеи заказчика?
сложно сказать. Она, судя по фото, женщина была видная, зачем бы ей это? Впрочем, мне сие неизвестно ))
Загрузка...