Текст это списки
Навеяно разговорами под блогом здесь.
Не бойтесь перечислений.
Тексты состоят из перечислений, из списков. В них перечисляются объекты, свойства, ощущения, переживания, действия. Состоят из списков слов: первое, второе, третье. Из списков слогов. Состоят из последовательностей частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий. Из связок частей речи. Состоят из перечня предложений, фраз, абзацев, параграфов.
Это очень просто проверить. Берем любой текст и последовательно выписываем слова, или части речи по группам, или еще что-то. Я взял два начала из двух стихотворений, но точно так же можно и с прозой, с любым объемом.
Ночь, улица, фонарь, аптека, свет, четверть, век, все, исход.
Бессмысленный, тусклый.
Живи, будет.
Или вот это:
Куст, хруст, ягоды, звон, сон, тишина, он.
Можжевеловый, металлический, аметистовый.
Увидел, услышал, услышал, понравился.
Тексты, как простые, так сложные, состоят из пересекающихся под разными углами списков. Слово "свет" из одного списка сосуществует со словами "бессмысленный" и "тусклый". Но и сочетание "бессмысленный и тусклый свет" из одного списка начинает сосуществовать с сочетанием "живи еще хоть четверть века", к которым потом присоединяется "все будет так, исхода нет". И что в таком виде они появились в голове поэта в своей последовательности, то есть, опять-таки, в списке.
Количество букв конечно, как и количество слов. А вот количество возможностей их комбинаций очень велико. В этом смысле все тексты это простые повторения, а сложность создается наложением, напластованием простых повторений.
В каком-то приближении, текст фрактален в этих списках. В текст можно углубляться до букв, до звуков, до точек. И двигаться обратно, выстраивая комбинации повторений, используя уже целые языки, потом их биологические основания, потом еще что-то, еще больше.
Тем не менее, любой уровень вещественной абстракции будет соседствовать с другими, объединенными с ним по какому-то признаку в список.
Нет ничего, кроме списков. Тексты это разрезанные и приклеенные друг к другу воображением писателя фрагменты списков.
***
Картинка: Микеланджело. Фрагмент фрески. XVI век. Сивилла Эритрейская читает списки из толстой книжки с перепутанными страницами.
1) смысл появляется в голове читающего в момент чтения и постоянно меняется. Это означает, что устойчивого смысла нет;
2) в самом тексте определенного смысла нет, поскольку читатель, другой читатель и писатель назовут разные смыслы для одного текста;
3) в тексте нет смысла вообще, он усматривается читателем только в известном читателю контексте, поскольку тексты незнакомого культурного контекста не считываются (т. е. не имеют смысла для читателя).
Выкладываю все аргументы сразу, потому что растягивать это по одному на комментарий утомительно.
1) С изменениями категорически не согласен. Единожды считав, я вижу одну и ту же картинку. С годами она может блекнуть, я могу забывать о прочитанном, но плюс-минус это будет всегда одно и то же. И люди перечитывают книги, чтобы вернуться, а не чтобы пройти заново.
2) Сколько бы субъектов не прочло текст, считанный смысл будет варьироваться, потому что разум уникален, а текст — несовершенный инструмент. Он значительно прогрессировал с тех времен, когда нужен был, чтобы первобытные охотники могли объясниться между собой, где находится яма с мясом мамонта, он смог описать математику, приблизился к мирам смыслов, но не достиг их. И не достигнет, потому что в повседневности мы все еще используем его для того, чтобы рассказать о мясной яме.
Предвосхищая вопрос о связи языка и текста, замечу, что мы не существуем в отрыве от текста, мы даже думаем текстом, а не смыслами. Если в медитации остановить внутренний монолог, мы перестаем думать о чем-либо.
3) Просто культурная среда создает пересечения миров смыслов. Создает дополнительную сигнальную систему, костыль для текста, который не способен полностью передавать смыслы.
Я с этим соглашусь легко. Более того, мне кажется, что в «неповторимости смыслов» как раз и скрывается мое сомнение в их объективном наличии. Субъективно — да, смыслы есть. Но ведь — изменчивы и потому неповторимы. Здесь я не соглашаюсь. Мой опыт таков, что книги, читанные в детстве и во взрослости, воспринимаются очень по разному как раз в смыслах. Область значений (словарных определений) примерно сохраняется, а вот смыслы — меняются сильно. Ведь это потому, что опыт изменился, как вы верно заметили выше, а значит, и восприятие и оценка слов измениться должны бы непременно. Согласен с абзацем. Но разве это не о вечном непостоянстве, неуловимости и, в конечном итоге, разве не об отсутствии окончательного смысла? Тогда разве не значит это, что есть тысячи и миллионы смыслов (субъективных восприятий, оценок) одного текста, а утвержденного, твердого, объективного смысла — нет? Этот момент я не понял. Втор(ичн)ая сигнальная система это речь и ее восприятие. Получилось так: «культурная среда создает отношение мозг/речь (=костыль), не полностью передающий смыслы». Получается, что смыслы первичны по отношению к речи (и восприятию вообще, поскольку мы же мозгом воспринимаем), что вызывает у меня сомнение (возможно, я не так понял, хотя такой явный платонизм мне, определенно, нравится. Это красиво). Но здесь мне наиболее интересен момент неполноты передачи смысла. На мой взгляд, если смысл всегда не полон, то есть всегда недостаточен, всегда «не таков, как правильно», то это означает, что он непередаваем в точности. А раз он непередаваем, то есть ли он за пределами субъективного восприятия? И мы опять переходим к наличию субъективных мнений при невозможности точно обозначить предмет разговора.
Я приведу аналогию со словом «небо». Это частое и всем понятное слово, обозначающее оптическую атмосферную иллюзию. Неба как предмета нет. Смыслов у слова «небо» много, а значение, по сути, одно, заключающееся в том, что неба нет. Мне кажется, со смыслом примерно такая же история.
Соглашаться со мной совершенно нет нужды, я ничего не доказываю. Я затеваю разговоры с целью лучше понять, о чем сам думаю. Не потому, что я офигенно все понял, а как раз потому, что не совсем понимаю и хочу разобраться.
Но множественность смыслов, их уникальность не ставит под сомнение их наличие, как мне кажется. Мы живем в мире хаоса, броуновское движение молекул каждый миг создает уникальный рисунок, так и нейроны миллиардов разумов порождают миллиарды уникальных состояний, которые мы тщимся описать посредством букв, слов и предложений — описать и вопроизвести.
Нет, я имел в виду вторую сигнальную систему, в смысле, другую, дополняющую текст. Культурная среда позволяет сокращать объяснения, создает дополнительную сетку координат, понятных для субъектов текста. И да, он несовершенен, как я считаю. Иначе бы не существовало альтернативной поэзии, пытающейся использовать слова не по прямому назначению, а использовать их как триггеры, заставляющие сознание воспроизводить нужные смыслы и уже из этих смыслов создавать повествование в виде ассоциативного ряда эмоций, картинок, ощущений. Контекст важен. Но он служит опорой текста, он порождает смыслы, но, по сути, является их резонансным (в случае массовости, культуры) эхом.
Да, я понимаю, что это больше рассуждение, чем декларация. Мне редко когда удается порассуждать на такие темы, потому я тоже не уверен ни в чем. Уверен только во вторичности текста, тут уж извините. Он — только слепок, малый отпечаток следов динозавра, существовавшего миллионы лет назад.
Рекомендую. Мозг тоже отвлечется.
Послушайте, каждый текст несёт в себе отпечаток сознания человека, который его написал. Даже отчёт одного бухгалтера будет отличаться от отчета другого бухгалтера. Хоть в чём-то.
А что говорить о художественных текстах?
Я думаю, что сознание человека само есть отпечаток чего-то внешнего.
Технически выходит как-то наоборот, это автор упорядочивает списки или что там еще до состояния наполненного смыслом текста
Гы, угадайте текст по списку:
Обед, букет, яйцо, гусеница, елда
я не пойму, куда ты клонишь. А главное, зачем ты в схоластику уводишь довольно простой посыл первого блога?
Такое препарирование уведет тебя от смысла текста. Да, бывает бессмысленные тексты. Можно играть с графическими формами, можно со звукосочетаниями. Можно бесконечно метать бисер и строить башни из слоновой кости. Я писала рассказ в музыкальной форме рондо с рефреном и эпизодами. Думаешь, кто-то из начписов какого-то лохматого НФ это вычитал? Мои эстетские закидоны? Нет, но всех увлекла история.)))
Да, при определенных творческих данных можно любой захватывающий сюжет превратить в унылый пересказ, а можно из ничего написать «не оторваться». По какому пути пойдем?
Я давно пришла к выводу, что у любого подобного копания должны быть цели и задачи. Вот ты можешь мне свои назвать?
Раз уж ты напрочь отказываешься от практики в нашем разговоре. Такая теоретизации тебе лично что дает?
Но ведь как забавно наблюдать, что откуда-то рождается подозрение в моих целях, и голос читателя становится строгим, и спешат мне сообщить метафоры из школьных учебников. То есть, деды наши ходили этой тропинкой, отцы ходили, и ты ходи, и не сворачивай! Рассуждай в метафорах 19 века, и не думай о странном! И
фигвамовформул тут своих нам не рисуй! Ну, смешно же? ))Я просто наивно предполагала, что мы обсуждаем поднятую тобой проблему, но мы как обычно)
Боюсь я не могу быть полезна, я слишком в этом плане прикладная к практике.
Но по клише я тоже не пишу, поэт каждый случай отдельный
В общем, в следующий раз, если сам, то сам)))
И?..
При очевидной бесспорности изложенного (пожалуй, лишь с одиозным "… Нет ничего, кроме списков..." я не соглашусь категорически), Вы, уважаемый автор, на самом деле и вовсе ничего нам тут не сообщили.
Поясню.
Это как если бы кто-то сказал:
Музыка состоит лишь из звуков. Музыка — есть просто набор звуков.
И всё.
Даёт ли нам такое заявление о музыке хоть какую-то практическую пользу? Или теоретическую? Или эстетическую? Ну, какую-нибудь? :(
Категорически нет.
Да, несомненно музыка состоит из звуков. Но, позвольте, тут ведь всё дело в… Сочетании звуков. Какие? Каким образом и в какой последовательности они сочетаются? Ведь в этом же всё дело с музыкой? Или нет? :)
Человеческая речь, прежде чем писАться,… звучит.
Как Вам идея?
Не роднит ли звук человеческую речь с музыкой? И тогда, быть может, уже не будет таким точным и оригинальным (по аналогии) утверждение, что:
Музыка состоит лишь из нот. Музыка — это просто набор нот.