Ольга Силаева

Неоконченная картина Александра Иванова

Неоконченная картина Александра Иванова

Неоконченная картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» Александра Иванова написана на тему сразу нескольких древнегреческих мифов. Сюжет представляет собой вольную фантазию автора, но фигуры богов, выполненные в классическом стиле, расположены на фоне реального пейзажа окрестностей Рима…

Полотно не было завершено, но даже в таком виде очень красиво и неизменно привлекает внимание зрителей. В Третьяковскую галерею оно поступило в 1925 из Московского Публичного и Румянцевского музея (собрание А.С. Хомякова).

На картине художник изобразил древнегреческого бога света, покровителя искусств Аполлона, который вместе со своими любимцами Гиацинтом и Кипарисом музицирует на лоне природы.

Как потом говорил сам Иванов: «Я хотел изобразить «наготу вместо натурного класса», иначе говоря, соединить классическую красоту с живым романтическим чувством». Насколько это ему удалось судить нам, зрителям. В качестве моделей мастер выбрал античные скульптуры. Достоверно установлено, что покровителя муз он рисовал с Аполлона Бельведерского и сделал всё, чтобы одушевить образ.

Поездка в Италию

Известно, что в XIX веке лучшие пансионеры Академии художеств направлялись в поездку по Европе ради посещения музеев, новых впечатлений и создания картин, которые должны были составить славу русского искусства. За каждую потраченную копейку они отчитывались и сообщали совету академии, как идёт работа.

Но Александр Иванов не имел права на поездку за счёт академии, потому что учился там как «посторонний» студент, вольнослушатель. Этот статус давал ему право жить дома, а не в казармах, где проживали остальные студенты, но лишал права получить грант на заграничное путешествие. Словом, золотая медаль, которую он получил за картину «Иосиф, толкующий в темнице сны виночерпию и хлебодару», никакой пользы не принесла. Но Иванову всё же повезло. Примерно в тоже время было организовано Общество поощрения художеств, оно и спонсировало поездку талантливого студента в Италию.

Иллюстрация к трём видам прекрасного

В Рим Александр Иванов прибыл в ноябре 1830 года. Практически сразу он загорелся идеей написать картину «Иоанн Креститель и Христос» и настолько ею увлёкся, что забыл обо всем на свете. Однако Общество поощрения художников потребовало отчёт о тратах и показ результата трудов за мольбертом. Именно поэтому он и поспешил взяться за полотно «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», взяв за основу сюжета сказания из знаменитого труда древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы».

Искусствоведы считают, что написанные художником образы стали своего рода иллюстрацией к трём возрастам мужчины (детство, юность, зрелость) и трём ступеням развития творческого человека. Гиацинт, играющий на флейте, — трогательный и наивный творец; поющий Кипарис — чувственная натура; Аполлон — возвышенный образ творческой свободы. Готовясь к написанию картины, Иванов — классицист отдал дань художникам эпохи Возрождения, срисовывая фигуры с фресок Ватикана.

Герои картины

Давайте рассмотрим эту картину внимательнее. В центре расположен идеально красивый молодой мужчина, как, впрочем, и полагается богу с Олимпа. Его ноги и нижняя часть тела небрежно прикрыты золотисто-жёлтым полотном. Надо сказать, что это традиционное изображение античных небожителей.

На голове Аполлона обязательный для него лавровый венок, а за спиной на дереве висит лира. Слева от него играет на флейте юный Гиацинт. Мальчик преданно смотрит на покровителя искусств, а тот едва касается своими длинными пальцами колена мальчика. Судьба Гиацинта очень печальна. Когда Аполлон обучал своего любимца метанию диска, влюблённый в него бог ветра из ревности направил брошенный диск в голову мальчика. Юноша умер на руках у своего благодетеля. А безутешный бог света решил подарить ему бессмертие и сотворил из его крови и тела цветок необычайной красоты, который назвал его именем…

Справа, опираясь на Аполлона, сидит поющий Кипарис. У его ног лежит ручной олень. Согласно легенде, Кипарис очень любил своего оленя, но случайно убил его на охоте. Юноша так горевал, что боги Олимпа превратили его в дерево, ставшее символом скорби.

Интересные детали

Кстати, если изучить историю создания самой картины, то откроется довольно много интересных деталей. Например, известен факт, что Иванов питал к этому своему творению очень нежные чувства и утверждал, что писал картину «для себя». Свою работу он повесил в мастерской на самом видном месте.

Надо сказать, что работа очень понравилась Обществу поощрения художеств, однако, как уже говорилось выше, по неизвестной причине, она так и осталась неоконченной. Ибо, как объяснил потом сам Иванов: «… утратил весёлое расположение духа, поскольку не мог не чувствовать утопичность своих мечтаний…»

Но думается, всё было гораздо проще и вместе с тем сложнее. Художник приступил к созданию картины «Явление Христа народу», которая поглотила его, заняла все мысли, и Александру Иванову стало не до древнегреческих легенд, пусть даже и столь любимых…

+5
13:15
448
С интересом прочел, спасибо!
13:36
благодарю!
Загрузка...
Светлана Ледовская №2