Алексей Ханыкин

Про театр и про мечты

0+
  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Про театр и про мечты

Кем вы мечтали стать в детстве?

Лет в 5-6, когда кажется, что можно стать кем угодно, если очень захотеть. Я мечтала стать актрисой. Чтобы обязательно на сцене, в красивом платье, с короной на голове играть всяких принцесс или волшебниц.

Мне довольно быстро объяснили, что я этого не смогу. Никогда. И дело даже не в таланте. Просто у меня ДЦП (Детский Церебральный Паралич). Я хромаю. А актёр, это профессия для сильных и выносливых. Актёры поют, танцуют, фехтуют, некоторые даже трюки делают сами, без каскадёров.

Так что, мне актрисой никогда не стать.

Я это запомнила, но о театре мечтать не перестала.

Даже ходила в школьную театральную студию. Играла там небольшие роли. Пару раз даже главные. Но это было совсем не то!

Уже после школы я узнала об инклюзивном театре. Это театр, в котором часть актёров, а иногда и вся труппа – люди с ограниченными возможностями здоровья.

Может быть, мне не повезло со спектаклями, но всё, что я видела тогда, было таким откровенным выжиманием слезы у зрителя, что я ни один из них не смогла досмотреть до конца. Становилось тошно. Я выключала записи и обещала себе, что лучше никогда в жизни не выйду на сцену, чем выйду в таком спектакле…

Прошло много лет. В одном из проектов благотворительного фонда «Солнце внутри» я познакомилась с замечательным режиссёром Ксенией Шачневой. Мы тогда собирались делать выставку арт-объектов «Предметный разговор».

Во время обсуждения речь как-то зашла о театре. Оказалось, что театр любят все и все хотели бы поучаствовать в спектакле.

Ксюша тогда, кажется, удивилась и, может быть, немного растерялась, но быстро взяла себя в руки и сказала: «Если всерьёз хотите - сделаем.»

Так мы познакомились с театром горожан (или театром граждан, так точнее). Это такое направление в театральном искусстве, когда в спектакле участвуют не профессиональные актёры, а обычные люди. Без образования, без актёрской техники, может быть, неловкие на сцене, но каждый со свое историей. Живой, настоящей и честной до предела.

Это было то, что нужно.

Сначала, мы даже не поняли, что работаем над спектаклем. Просто собирались и рассказывали друг другу разные истории из жизни. Сначала самые простые, чтобы Ксюшу не напугать.

Потом мы спросили, что здроовым людям было бы интересно узнать про инвалидов. Ксюша принесла на следующее обсуждение целый список вопросов. Вопросы были разные. Иногда сложные, над ними приходилось поломать голову. Иногда бестактные и даже грубые. Но мы стали смелее. Мы уже откровенно рассказывали о себе, вытаскивая на свет какие-то важные вещи.

В спектакль вошло 8 историй. Разных. Они получились одновременно личными и очень про всех.

Как-то вдруг спектакль сложился. Мы начали репетировать.

***

Однажды оказалось, что спектакль уже готов и пора показать его публике.

Первый показ я, наверное, не забуду никогда. Большой зал нашей городской Картинной галереи. Всего 40 мест для зрителей. Предпоказ. Это значит, что вы просто тестируете материал. После показа обычно бывает интервью со зрителями и они высказывают свои пожелания и предложения. На этой стадии спектакль ещё можно переписать.

И вот, в зале гаснет свет. Я выхожу на первую общую сцену…

Я не помню, что говорила и делала. Помню только лица зрителей. Их глаза. В маленьком зале тебе видно каждогого.

В начале спектакля зрители скептически настроены. Но они вежливые люди и позволят тебе высказаться. Ближе к середине у них меняется выражение лиц. Когда на сцену выходит моя подруга Лена Фархутдинова, садится на стул и начинает надевать носки, зал, кажется, готов аплодировать стоя. Я не преувеличиваю…

После моей сцены я выхожу к зрителям и задаю вопросы. Мне нравится тишина, которая в этот момент накрывает зал. Публика меня слышит и понимает, но каждый погружён в свою собственную историю. И одновременно, каждый со мной. Может, для этого наш спектакль и нужен?

***

Этой весной мы показали наш спектакль в Санкт-Петербурге. На сцене Александринского театра.

И, кажется, это ещё только начало. Иногда мечты сбываются не так, как мы себе представляли, но обязательно сбываются. И только вам решать, что потом с этим делать.

P.S. На первом показе с нами был Игорь Евгеньевич и Михаил Михайлов из челнинского БС. Спасибо им за это.

Ссылку на наш спектакль прилагаю. Приятного просмотра!

https://vk.com/video/@id246423759

Другие блоги автора:
+15
11:45
410
12:20
+3
Отличная история!
Спасибо, Наталья.
А ссылку на видео вы как вставляли? Через функцию «Вставить видео» вроде только можно с ютуба что-то на сайт заливать. Наверное, лучше просто ссылку оставить.
12:39
+2
Вставила новую ссылку. Надеюсь, теперь всё работает, как надо
21:23
+1
Мечта сильнее обстоятельств!
bravoНаталья, благодарю за историю, за силу и энергию! bravo

обнимаю от всего актёрского сердца!
(это я ещё не смотрела спектакль, это я про то, как и о чём написано))
quiet
Возьмите на заметку: в некоторых пьесах есть герои, которые весь спектакль не встают с кресла (я имею в виду не предмет мебели, а средство передвижения), но очень сильно двигают сюжет)) так что не бросайте мечту, потому что судьба нас иногда выводит на такие дорожки, по которым надо именно ехать.
rose
21:43 (отредактировано)
+1
Спасибо!
Знаете, я пока спектакль готовила поняла, что мне гораздо интереснее процесс подготовки, чем сам спектакль.
Я, наверное, не совсем актриса. Самое интересное всегда происходит за кулисами. А показы не слишком друг от друга отличаются. Хотя, публику я чувствую и умею с ней общаться. Но я всё-таки теневой персонаж))). Я могу сидя в тени почти любую сцену построить и перестроить. И да, после спектакля я стала по-другому писать, потому, что Ксюша научила меня строить текст, как сцену и работать с акцентами.
А дорожки у судьбы действительно разные…
21:50
+1
Сцена — это страшное место))) вы очень смелая!
08:11 (отредактировано)
+1
Спасибо!
Хорошо, что в детстве я этого не знала. Мечтала бы тогда о чём-нибудь другом)))
А сейчас на сцене у меня странное чувство. Будто я голая стою перед публикой. Но так надо. Чтобы они тебе поверили.
Интересно, у всех, кто выходит на сцену, это так?
17:49
+1
Интересно, у всех, кто выходит на сцену, это так?


лично я не выйду на сцену, даже если мне сильно приплатят)) но многим, наоборот, нравится. Читала как то блог Таниты о театре, так она писала, что боязни сцены не было, а даже зависимость от неё появляется. Вы третий «театральный» человек, которого я здесь узнала. Один мой очень хороший знакомый с Бумажного Слона -профессиональный актёр с опытом режиссёрских постановок, так вот он говорит, что в во время учебы специальными занятиями страх сцены быстро убирают. Но у проф актеров уже другие страхи, связанные со сценой — очень страшно, когда зрители уходят во время спектакля, к примеру, страх замены и тд.
18:34
+1
У меня — вообще не так.
Я на сцене проживаю маленькую жизнь. Просто знаю, что меня видят, и моя задача — отдать зрителю все, что могу. Мне это в удовольствие, я ведь за этим и вышел.
Вот после выступления — это испытание. Ощущение опустошенности, маленькой смерти. Особенно когда видишь, что твои коллеги испытывают искреннее облегчение, что эти пять минут позора кончились и можно на все забить, расслабиться, забыть. В такие моменты я остаюсь один в пустоте.
18:25
+1
Я мечтал быть сумасшедшим маньяком-ученым, который захватит мир. Поэтому ставил опыты по скрещиванию растений на родительской даче. Но потом мне сказали, что я гуманитарий и нехрен лезть в нОуку. Благодаря этому вы все еще не порабощены мной, му-ха-ха crazy
Играл на сцене, и в короне, и принцесс (да, а чо? crazy), но в основном Кощеев бессмертных, королей-колдунов, зомби, пиратов (боевку ставили, танцы — ни в чем из этого не смыслю вообще, но надо было). И не в официальном театре — я его сам создал. Просто собрал людей, мы напрашивались на концерты выступать.

У меня есть знакомые с серьезными диагнозами. И они очень продуктивные, креативные и все такое. В таких случаях всегда самое главное — не говорить «ты не сможешь!». Если человек захочет — он сделает. Просто дайте возможность и отойдите.
Иногда лучшее, что могут сделать люди — это не мешать делать то, что хочется.
22:05
Создать свой театр это круто!
В школьной театральной студии играла чаще всего мальчиков и бабушек))). (Правда один раз царевну Несмеяну и один раз Бабу Ягу)
Свои особенности, связанные с диагнозом, конечно есть. Но мы с режиссёром это решили.А вообще, я поняла, что быть автором или режиссёром круче, чем актрисой.
18:52
+1
Лет до 6 я хотела стать феей, потом ведьмой. Запомнила, потому что загадывала это, задувая свечки.

Классно, что вы выступили и, надеюсь, будут ещё спектакли. Не слышала про театр горожан раньше.
19:43 (отредактировано)
«Лет до 6 я хотела стать феей, потом ведьмой». А стали прокрастинатором и магиней, я угадала?)
19:45
+2
ггг
Прокрастинирующей ведьмой! Надо бы колдануть, но завтра.
22:14
Мы тоже про это направление впервые от Ксюши услышали. Хотя, в СССР такие спектакли с 70х годов ставились. Всем было понятно, что классическую пьесу мы не вытянем. А если и вытянем, то есть очень много профессиональных актёров, которые это лучше нас могут сделать.
Нужно было найти что-то, что сможем только мы.
Загрузка...