Ольга Силаева

«Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво»: уют деревенского дома Юона

«Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво»: уют деревенского дома Юона

Тема августовских вечеров в творчестве Константина Юона появилась в 1920-е годы, когда художник приобрёл деревенский дом в подмосковном селе Лигачёво. Именно там он познакомился с крестьянкой Клавдией Никитиной, которая вскоре стала его супругой, и создал свой знаменитый «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво». Конец лета художник любил особенно, поэтому часто в работах обращался к этой благодатной поре.

Можно сказать, что в Подмосковье были написаны лучшие пейзажи мастера. Такие, как картина «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво» 1948 года, которую можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Правда здесь всё своё внимание художник сосредоточил не на пейзаже, а на воспроизведении внутреннего пространства дома и интерьера.

На полотне мы видим веранду лигачёвского дома Константина Фёдоровича. Последние лучи солнца освещают пустую террасу с распахнутыми в сад окнами… Судя по всему, хозяин хотел сохранить её облик для воспоминаний о годах, проведённых там. Стоит сказать, что Юон прожил в этой деревне более пятидесяти лет.

«Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво»

Солнце близится к закату. Яркие, ещё летние, лучи его через открытые окна освещают комнату. Она пленяет своей скромной красотой: простые деревянные стены, дощатые полы, раскрытые настежь окна без занавесок, удобная деревянная мебель… У дальнего окна стоит раскладное кресло. Широкий большой стол, готовый к чаепитию, накрыт белой чистой скатертью, дополняющей атмосферу уюта и покоя. Натюрморт вносит оживление в интерьер.

Однако центром картины является огромный пышный букет, на который сразу падает взгляд. Он составлен из последних летних цветов и уже немного пахнет осенью. Рядом с букетом стоит серебряный поднос с самоваром и маленьким фарфоровым заварочным чайником с изящной ручкой. Тут же на блюдцах чашка и стакан с ложечкой. С другого края стола лежат две книжки, которые можно почитать тихим вечером в ожидании чая.

Но вспомним название картины – «Августовский вечер. Последний луч…». Ей необходим пейзаж. И вот за окнами справа виднеется сад. А слева — вдаль простираются бескрайние деревенские поля, над которыми раскинулось вечернее, пока ещё солнечное небо.

Надо отдать должное мастеру, он умело играет цветом. Для изображения внутреннего пространства дома берёт теплые тона, но соединяет их с прохладными. С одной стороны — краски сада горят, а с другой — летний пожар уже догорает.

Однако лето ещё не закончилось. Оно живёт в виде роскошного жёлтого букета цветов, едва поместившегося в вазе. Сам же художник так сказал об этой работе: «Живопись оформляет осознанное счастье видеть красоту жизни».

Мастер архитектурных пейзажей

Искусствоведы называют Константина Юона мастером архитектурных пейзажей и театральных декораций. Он всегда мастерски изображал русскую природу и памятники древнего зодчества. С огромной любовью писал старинные провинциальные города и Москву, в которой родился и прожил всю жизнь. В его исполнении есть виды Ростова Великого, Углича, Торжка и других старинных русских городов. В Троице-Сергиевой лавре были написаны «К Троице», «Троицкая лавра зимой»…

Отец художника был родом из Швейцарии, служил страховым агентом. В большой семье родилось 11 детей. В доме любили музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы, а декорации создавал маленький Костя. Мальчик стал рисовать с восьми лет, ещё в детстве полюбил архитектуру старой Москвы и стал постоянным посетителем Третьяковской галереи.

В 1893 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, проучился год на архитектурном отделении и перевёлся на живописное в класс Константина Савицкого. Его учителями были передвижники Абрам Архипов, Николай Касаткин, Валентин Серов.

После окончания училища Константин Юон вместе с живописцем Иваном Дудиным открыл «Классы рисования и живописи» — частную школу наподобие художественных студий-мастерских, которая просуществовала до 1917 года. В ней, кстати, училось более трёх тысяч учеников. В их числе монументалист Вера Мухина, пейзажист Александр Куприн, участник «Бубнового валета» Роберт Фальк, график Владимир Фаворский и другие известные художники.

Жизнь после революции

Созданную Юоном в 1915 году картину «Мартовское солнце» считают одной из его главных дореволюционных работ. Как и многие другие, он написал её в подмосковном Лигачёве…

После революции 1917 года Константина Юона захватила новая жизнь. Он создал серию акварельных работ о московских событиях 1917 года, очевидцем которых стал.

Но главными впечатлениями новой жизни для художника стали революционные праздники, в которых он находил близкие образы прежних народных гуляний. Юон присутствовал на параде в 1922 году, с которого началось празднование годовщины Октябрьской революции. Впечатление от увиденного легло в основу работы «Парад Красной армии».

В 1949 году он создал картину «Утро индустриальной Москвы» — вид столицы из окна мастерской художника на улице Чкалова. Об этой работе Юон писал: «Сквозь старые высокие деревья на фоне зимнего восходящего солнца открывается вид на сложный индустриальный пейзаж со множеством дымящих фабричных и заводских труб. Разноцветные дымы смешались со снежным пейзажем и образовали на картине перламутровый колорит».

Константин Юон скончался в 1958 году в Москве в возрасте 82 лет. Произведения художника сегодня хранятся в коллекциях крупнейших музеев России. Есть они и Государственной Третьяковской галерее и среди них «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво».

При подготовке публикации были использованы следуюище материалы:

Апушкин Я. В., К. Ф. Юон, М., 1936;
Третьяков Н., К. Ф. Юон, М., 1957;
К. Ф. Юон. Человек, художник, общественный деятель. Педагог. [Каталог-сборник], М., 1968;
К. Ф. Юон, Столетие со дня рождения, 1875—1975, М., 1976.
Сокольников М. П. Ликующая красота Отчизны (К. Ф. Юон) // Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи.
Осмоловский Ю., К. Ф. Юон, М., 1983.

+3
12:15
214
С большим интересом прочитал. Спасибо! Хороший художник. Но, оказывается, у него в «Классах» училась великая Мухина! Благодаря вашему рассказу многие разрозненные сведения в моей голове сошлись в картинку.
14:23
он какой-то очень тонкий, я бы сказала, изящный мастер.
Я так понимаю, он в манере письма в чем-то к импрессионистам склонялся, в чем-то (особенно в цвете) иногда сближался с Кустодиевым. Но свое лицо есть, свой характер, и письмо очень качественное. Наверное, можно сказать, что изящный, да. И радостный какой-то, спокойной, уверенной радости, и чистый.
15:46
интересно было бы с ним по жизни пообщаться. Какой он был…
Насколько могу судить по его работам и его портретам и автопортретам, хороший человек. С мнением, с характером. Да, с таким было бы интересно общаться, и полезно, наверное.
16:04
у брюллова были прекрасные работы, а человеком он был сложным. А мясоедов! У него прекрасные работы! а если верить современникам, имел сложный характер
Про Брюллова можно сразу сказать, что характер у него непростой был. По работам видно, как он напряжен бывает. «Всадницу» ту же взять — там нерв определенно есть. А у Юона пейзажи и портреты дышат легко.
А что про него современники говорят?
20:13
если честно, не интересовалась. Надо будет посмотреть. после ванашего с вами виртуального разговора заинтересовалась.
20:18 (отредактировано)
Если будет не сложно, черкните здесь пару слов, что он был за человек, мне теперь тоже интересно. У вас явно книжек по Юону под рукой больше найдется, судя по списку. )
20:18
А можно вас попросить, если не затруднит, крепить в конце поста тоже картину? А то как обложку уменьшает, и неудобно рассматривать.
Можно погуглить, конечно, но вдруг несложно.
20:26
+1
хорошо. учту на будущее вашу просьбу
20:37
+1
немного полистала. Если правильно поняяла, юон было очень любящим и верным человеком. И приниципиальным. По крайней мере, с отцом перестал общаться именно потому, что тот ее не принял. Кстати, у ниъ семья была вся очень талантливая. Его брата Пауля, очень талантливого композитора, называли русским Брамсом
Спасибо. Да, весьма похоже по ощущениям от его работ.
Загрузка...
Ирина Брестер №2