Размер имеет значение?
Здравствуйте, слоны и слонята!
Мы с вами пока плохо знакомы, но главное, что вам надо знать обо мне -- я хочу написать роман.
Эка невидаль, скажете вы. Да тут каждый второй хочет написать роман, а остальные просто не признаются.
Но я-то не все, конечно. Я хочу написать не просто роман, а конкретный роман. Я знаю, где все начнется, и чем закончится, и какая должна быть основная магическая механика, а два главных героя мне уже как родные. Я даже кое-какие схемы рисовала на листах А4.
Но писать я не начинаю, потому что у меня пока не хватает умений. У меня плохо получается экшен, особенно всякие сцены насилия. Я не могу писать злых и брутальных героев – коварных интриганов, предателей и убийц. Особенно убийц! Все мои герои либо милые ботаники либо говорящий картон. Эротику свою я вообще не могу показать никому, вы себе фейспалмом все лицо отобьете.
Чтобы научиться писать лучше, я пошла традиционным путем – начала писать рассказы, ходить по разным курсам и конкурсам. Эта маниакальная фаза у меня длится уже почти два года.
Что мне дали эти два года? Трудно сказать. Наверное, я стала немного лучше писать рассказы, хотя многого до сих пор не умею. У меня точно улучшились диалоги и описания.
Но я как будто бы совсем не приблизилась к возможности написать роман. Иногда мне даже кажется, что наоборот – отдалилась. Как будто романы и рассказы это вообще разные группы писательских мускулов.
Рассказ можно увидеть со старта целиком, но главное даже не это. В рассказе ты все время считаешь и ужимаешься. Есть лимит знаков, который сначала тревожит, но ближе к концу может и дать облегчение. Вроде как – я сделал все, что мог. Да, ограничения объема помешали, но что поделать.
В романе все вообще не так, никаких лимитов, только ты и пустой лист. И вакуум ледяной свистит в ушах, да. Как вообще в таких условиях люди пишут хоть что-нибудь?
***
И в итоге земную жизнь пройдя до половины я как будто застряла в некоем рассказном лимбе. Вокруг такие же начинающие писатели, и мы в основном развлекаемся сами с собой. То поругаем друг друга, то похвалим за прогресс. Куда отсюда двигаться (и надо ли вообще) – непонятно.
Читателей у нас тут немного, и они чаще случайные. Мне кажется, люди в целом рассказы читают меньше, чем романы, особенно рассказы начинающих писателей. Ну, по крайней мере, я до того, как стала писать, рассказы читала редко.
Поэтому я понимаю, что, если даже кто-то прочитает мой рассказ, вряд ли он меня запомнит и захочет прочитать мой следующий рассказ.(Тем более, у меня опубликованного мало, и оно все мне уже разонравилось очень уж разношерстное. Кто мой читатель на данном этапе, существует ли он(а) вообще?)
***
Да, тут можно поспорить. Можно сказать, что, фантастика вообще-то начиналась с рассказов, Наташа, как не стыдно не знать своих корней. Можно привести в пример такие крутые журналы, как Полдень и Даркер, а также юный дерзкий журнал Рассказы, который пытается сделать фантастические рассказы в России great again. Можно поговорить про личный бренд писателя, всякие там соцсеточки.
Или можно вообще сказать, что читатели – не главное. Главное – постигать мастерство, рассказывать хорошие истории, а это можно делать и в короткой форме.
Думаю, у каждого автора будет свой ответ.
***
Если подытожить, то для меня размер имеет значение.
Большая форма – моя большая цель, если не сказать мечта.
И, видимо, нет никакого другого способа научиться писать большую форму кроме собственно написания большой формы.
Так что для себя я пока вижу два пути.
1. Написать сначала роман, но плохой.
Вот реально пойти на какой-нибудь литнет, выбрать конкурс с дедлайном. Жанр любовного романа мне, в общем, не чужд, заодно подучусь эротику писать. Ну, или не обязательно любовный роман – можно академию взять. Возможно, это даст опыт работы с большим текстом, уберет страхи?
2. Написать сначала повесть.
За повесть браться не так страшно – вроде как 150К это не очень много, четыре больших рассказа. Можно обойтись без полноценного вордбилдинга, или взять мир романа, который у меня уже частично придуман. Короче, написание повести для меня выглядит более-менее реально. Но трудно себя мотивировать. Непонятно, куда с этой повестью потом деваться. В толстые журналы я не верю, извините. Даже на литнете кмк повести никому не нужны. Только выкладывать тут на Слоне по кускам.
3. Еще какие-то варианты – фанфик? Вроде я уже старовата для этого дерьма. Роман в рассказах? Формат хороший, но пока нет для него подходящей задумки.
В данный момент времени я, как буриданов осел, выбираю между первыми двумя вариантами.
А как с размерами у вас? Те, кто смог в большую форму — расскажите, кому надо приносить жертвы что вам помогло? Те, кто не смог – идите сюда, будем обниматься.
Кто пока не пробовал -- есть ли желание? Ощущаете ли вы, что стать Настоящим Писателем можно, только написав роман?
Очень улыбнул блог, и на мои мысли очень похоже. Всё так, нас тут много таких. Но есть и те, кому удалось и те, кто пытается прямщас.
С телефона неудобно сейчас писать, я потом ещё дополню коммент.
было бы очень интересно.
Это же у вас был эксперимент — пойти на литнет, написать роман за три месяца?
Литнет не выдержал моих экспериментов)))). Тогда я накатал полторы алки за месяц и сдулся. То есть план произведения примерный был, но писать плохо не хотелось, а по-хорошему не получилось. Так и лежит, дожидается. Ничего, осенью продолжу попытки.Хммммм
ИМХО есть два направления: что писать и как писать. Чисто писательский скил растёт при любом письме кмк. Ну если фидбек дают или редактор есть, с которым работаешь. Я лет пять нарна художку почти не писала, только статьи, но стилистический уровень заметно вырос. Диалоги улучшились! А их-то я даже не писала, только слушала и пересказывала)))
А вот с точки зрения структуры и композиции — да, это разные мышцы, считаю. И обычно если мне ограничения объема мешают, то рассказ будет не очень, знач историю придумала на больше символов))
Напишите повесть! Про одного персонажа на 150 тыщ символов.
Потом сделайте то же самое, но с 4 персонажами, действующими на благо своих интересов в рамках одной и той же глобальной арки. Выйдет роман))))
Честно говоря, у меня нет такого, чтобы рассказ я могла, а роман прям в ступор впадала и не могла. Роман мне лень, так что у меня куча рыб и огрызочков к ним. А так ну скок символов отмерено, на столько история и вырисовывается в голове. Попробую к осени новеллу на 5-6 алк сообразить, посмотрю сколько сил уйдёт.
На 3,5 алк месяц ушёл, И Я СТРАДАЛА.
На пустой лист без темы и ограничений весгда сложно смотреть. И то — на романы хотя бы идеи есть, а рассказы каждый раз с нуля изобретаю.
Ой, вот не знаю. Кмк — пока я не пишу кровавый экшен, он у меня и не улучшается. Или эротику.
Но это, конечно специфические моменты.
В целом, наверное, улучшается постепенно.
То есть у вас все-таки короткая повесть есть? А вы с ней че-то делали потом?
Выложила на продамане на конкурс эротики, там наполовину романтическое фэнтези, наполовину порно прямое.
Вот и потренировалась))
Но там отбор в конкурс по просмотрам/покупкам/добавлениям, а у меня нулевой акк был, так что прям не срослось с конкурсом. Лежит себе. Иногда читают, 5к просмотров накапало, но это не уники.
Вот думаю туда же ченить легкого настрочить, но подлинее и без эротики (а то ее замордовалась писать, с дискуссиями типа «бархатистый» или «шёлковистый»), посмотреть как новелла сконвертит.
А, ну это здорово. Респект вам)
И за это тоже) без шуток)
Свистните, как пойдёте. Я с вами.
Серьезно.
Я считаю, что надо плюнуть на все сомнения и просто его написать. А какой он там будет — хороший, плохой, плохо-хороший — дело десятое для первого романа.
Просто написать. Как говорят дети в Тик-Токе «это моё мнение»)))
Ладно. Щас напишу многобукв.
Я сначала села за роман. Чёт из меня попер сразу большой формат. ХЗ почему. Этот хаотик набор так и лежит в условном столе. Потому что легче написать новый, чем собрать и отредачить этот. Дальше я пришла сюда и стала рассказики пописывать. И так несколько лет. То есть наработала, как в своё время Чарли говорила, «жопочасы». Эти самые «жопочасы» (пусть и не многочисленные) переросли в какое-никакое, но качество и, самое главное, понимание того, что можно в итоге получить от себя, если сложить «а» (мои способности в этой сфере) и «б» (жопочасы). То есть количество пока ещё переходит в качество.
Так что, я считаю, что надо брать и делать, отбросив все сомнения.
Так что, Литнет, жди нас, мы придём (когда-нибудь))
Я не фанат своих рассказов (ну ладно, некоторые нравятся), но то, что у меня в «романах» — это ж караул… хотя я один переписывал раз 10…
Верь мне, женщина.
Ты можешь с ним сходить в издательство.
То есть, не надо думать о результате, потому, что пока не набьётся рука, он удовлетворять все равно не будет. А жопочасы по большой форме отсидеть надо, как ни крути.
Самоедство надо отставить. И научиться хотя бы временно себя любить как писателя. Отхлестать по мордасам найдутся охотники всегда. Себе надо быть товарищем, а не инквизитором, короче. В разумных, ясен пень, размерах. Баня в Бирюлёво — не вариант)))
Помню его Ленка читала, подруга моя, редакторша. И сказала, что чувствуется, что автор — хороший человек) Что, как их учили в институте, автор незримо присутствует в тексте и если текст умелый, то гуманистическая составляющая, позиция авторская, даже если ее там как бы нет, всегда чувствуется.
Во-о-от. Один мой знакомый автор уже так и решил — надо брать и делать. Так шта нас уже незримо четверо.
И про складывание «а» и «б» и про понимание своего уровня — тоже думала об этом. Вы отлично все сформулировали. Спасибо!
Ага. Мы там с Мартином уже почти договорились)
Площадку, наверное, не обязательно выбирать одну.
Сама я за литнет.
Хотите написать роман? Пишите, ядрена кочерыжка, роман! не рассказы, не конкурсы, не курсы… за вас ВАШ роман не напишут. (точка, если кто-то не понял)
Пока я скорее ползу в сторону этих вещей. Мне возраст пока позволяет хотеть «на перспективу».
Если вы хотите купить написание своего романа, то… какой же он, тогда, свой?
Но ок, возьмем аналогию с домом.
Чтобы построить дом, нужно иметь и участок и все стройматериалы, и опыт, и контакты людей, которые, например,
напишут за тебя все кровавые сцены, положат за тебя печь. если ты сам это не умеешь.Без всего этого нельзя браться за дом.
Вот и я чувствую, что пока не могу браться за этот роман. Надо начать с чего-то попроще.
Я знаю, есть люди, которые скажут, что нет, это малодушие. Иди туда, где страшно и т.д. Но у меня вот такое видение.
Насчет соавторства. Ну, я очень люблю и Стругацких и Олди. И Дяченко местами. А сценаристы вообще почти все парами работают.
Так что я бы хотела с соавтором попробовать написать что-то. Но его еще пойди найди.
Но, если будет какая-то парная дуэль, или что-то такое. я бы попробовала. Конечно, расскажу.
почти всегдахорошая. Если не считать Казуса, который ходит по всем рассказам и рассказывает, как он ненавидит горфэнт)Я надеюсь слеледующиё турнир тоже околофэнтезёвый будет.
Я напишу про то как городского жителя там поглотила бытовая тьма
(звуки непроработанных травм)
Вот потому моя последняя мысль — что надо сначала попробовать среднюю форму или какой-то гибрид. Приучить себя к средней дистанции или писать какими-то завершенными кусочками. А потом склеивать.
То есть волшебная палочка называется «цикл рассказов». Ты пишешь про нескольких героев, объединенных общим миром, близкими проблемами, пересекающихся в некоторых местах. Ну и по ходу они сплетаются в одно полотно. Уж выдумывать мы можем, проблема чтобы написать. Но ты пишешь это вроде бы как рассказы, а в итоге получается Большая Книжка. Я уже больше никакого хитровыверта придумать не могу. Другой путь — это просто сесть и писать.
Это такой спринтерский способ преодоления марафона. Стайером не станешь, но по кусочкам пробежишь. Ну хоть как-то. А там видно будет.
Да эти 10-15 тысяч — вообще самый коварный формат. Я вот написала несколько таких рассказов, и уже обычный рассказ на 30-40К тяжело было писать. Хотелось все ужать постоянно. Как там в анекдоте? «Так мы и до мышей дойдем!»
А так очень точно вы все говорите.
И про размеры, и про «напрягся, напрягся, напрягся… а где финиш-то?».
(Утирает слезу)
У меня еще к проблеме размера добавляется проблема темы. Тот роман, про который я в начале блога писала, — он о двух очень важных для меня вещах. Поэтому вдвойне страшно облажаться.
А по поводу темы, думаю, можно расслабиться. Она от вас долго не отстанет, если важная. То так, то эдак будет пролезать. И вам никто не мешает написать потом второй роман на ту же самую тему.
Да я уже почти решила, что надо сначала написать второй. А первый — потом.
Но в процессе написания не употребляйте таких выражений:
С этого и начните.
почти как ваш комментарий.
Я не осилил нихрена кроме пары томов Перумова и Тараса Бульбы (ну, повесть, но капец длинная).
Роман — ну, это такая, условная единица. Можно взяться писать книгу. Чо такое книга? Текст на много страниц, а там — хоть сборник рассказов, хоть стихов, хоть роман, хоть авторская сказка, хоть пьеса в 105 актах, хоть мемуары. Это как-то рамки расширяет.
Да, у меня куча начатой крупной прозы, прям овер дохрена. Но я не могу ничего закончить так же, как не могу ничего дочитать, как не могу досмотреть ни одно аниме или сериал длиннее 6 серий. Скучно. Однообразно. Шаблонно. Ничего нового я там не увижу, не прочту.
И вот хоть силиконовым меня писателем обзовите — не хочу плодить я это вот очередное. Даже ради космических тиражей и миллионов лайков.
У меня вопрос не в том как стать настоящим писателем, а зачем
жить эту жизньбыть им? Ради бабала — надо писать буэ и много пиариться. Ради себя — да мне как-то лень записывать все, что в голову приходит.А еще рассказ по силе воздействия мощнее романа. Роман это жвачка, тыщу раз жеваный шаблон, помогающий отвлечься от еще более унылых будней. А короткий рассказ иногда дает пищу для размышлений и анализа на неделю.
Вот, кстати, не обязательно. Знаю одного чувака, который на карантине начал внезапно писать книгу. Он реально ничего со школы не читал, он фильмы вселенной Марвел смотрит. Но книжку, тем не менее дописал, и получилось даже не ужасно. Но он правда блог до этого вел, поэтому навыки, конечно, были.
А я сама читаю много. Шутка ли — меня даже из книжного клуба пока не выгнали.
Вот здесь я прямо сильно не согласна.
Я люблю в чтении больше всего две вещи. Во-первых развитие и изменение персонажей.
Во-вторых, подтекст. или не знаю, как это правильно назвать. В общем, то, что автор не говорит нам напрямую, но оно проступает постепенно, а потом его не развидеть, потому что оно — самое важное.
Например, в «Рассказах о пилоте Пирксе» много разных приключений, но кмк главное там — как мир постепенно обламывает героя. А в «Таис Афинской» много всего про войну с персами и про религии и про место женщины в античном мире, но главное там — что Таис всю жизнь любила Александра.
Так что для меня только большая форма.
Я ж говорю — я быдло, ничего этого не читал. Последнее из романов, на который я наткнулся — Анальные каникулы, я после одной обложки и аннотации неделю орал ))
А перемены в герое можно уложить в рассказ. Даже на 2 тызны. В романе к ним герой просто будет дольше идти, через сто тыщ полей, лугов, встреч, расставаний и литры выпитого чая. А смысл будет тот же. Потому что вариантов ограниченное число в принципе.
Да, про середину я знаю. К моему Роману Мечты у меня пока есть маленький приквел.
и вы, Мария, его даже читали. И вы, marrtin тоже.200К это солидно. Уважаю! А долго писали ее?
Но самые прикольные проекты это те, которыми автор живет. Из современных несколько таких знаю — они каждого персонажа прописывают, прорисовывают, знают, как родных. У них там все продумано — быт, культура, традиции, символика, ландшафт. Да, там выходит несколько книг за жизнь, а не 5 романов в неделю, зато какие детальные.
Когда-то у меня даже так получалось, теперь разучился
В конце концов, если я за пять часов пишу рассказ на 20к символов, то роман на 400к должен в сто укладываться. Логично? Математика!
Я сегодня за 3 часа написал около 10 тызн.
Ненавижу писать, но деняк дают
рядом с метро? )
(завидует белой завистью)
да, мне кажется, не обязательно. то есть какие-то заполняющие сцены нужны — т.н. романный воздух, но все описывать замучаешься. А читатель потом замучается читать.
Спасибо! Буду пробовать)
Либо маленькие, но по три, либо большие, но по пять.Либо повесть, но как бы «нормальную». То есть не огонь, но хотя бы не хуже, чем рассказы я сейчас пишу.
Либо роман, но реально уже как угодно, лишь бы дописать.
Да такого нет, на самом деле. Просто есть там важные лично для меня моменты. Поэтому не хочется облажаться.
Я написала роман.
Очень плохой роман.
Индийские страсти и розовые сопельки.
Вообщим, ну на фиг, я лучше по стихам.
Но вам могу посоветовать пойти моим путем: выкладывать главы на своем дзен-канале. Там вас будут хвалить, просить продолжения — не поддавайтесь. Слушать надо тех, кто будет ругать.
И возможно у вас получится лучше чем у меня.
Потом рассказы и целая одна повесть. У меня лично проблема с этой неспешностью и структурой крупняка, мне удобнее в малом объёме, да и идеи для крупняка нужны масштабные.
Все три ваши варианта, имхо, рабочие, но нужно определиться, а что вас больше устроит? Чему вы больше обрадуетесь? Потому что фидбэк (самофидбэк) — это важно. Это то, что закладывает фундамент дальнейшей работы. Писать плохой роман, чтобы потом тошнило от крупной формы — это не лучшая идея. Но если вы будете рады от количества символов в файле и скажете: «посмотри, сколько ты можешь выдать!», то это, конечно, совсем другое дело)))
В общем, делайте так, как больше нравится))) важно не только преодолеть барьер, но и быть этому радым. И не потерять желание преодолевать его в будущем.
о, а мне бы жалко было. все-таки документ эпохи.
Ну такой, чтоб реально тошнило, я не буду. Я просто имею в виду, что всякие штампы можно будет использовать, сюжетные дыры, просто стремные сцены. А так, конечно, к героям должно быть какое-то тепло и к истории. Иначе это уже полный мазохизм будет.
Спасибо за комментарий!
Потом нет. Повесть вышла лучше. Хотя, сейчас уже тоже кажется, что нет)))
По времени не помню, но тогда у меня была полная свобода в виде заочного обучения и отсутствия работы))) я медленно пишу и урывками. Выдавать каждый день по 10к — не мой метод.
Лучший вариант, как мне кажется, это найти созвучного с вами человека, умеющего в литературу, и попросить быть своим читателей. Показывать ему куски текста, обсуждать с ним сюжет и так далее. От хотя бы единичной итерации пункта 1 вас это всё равно не спасёт, но по крайней мере уменьшит количество кругов.
Удачи, в общем.
Обратная связь от способных в аналитику людей и бесконечная работа над ошибками.
Ох, сурово. Честно, мне бы хотелось, чтобы был один круг. То есть первый шар такой пристрелочный, а со вторым уже
получать Новые горизонтыпробовать в издательство. Да, наверное, я оптимист.Это, конечно, да. Но это кмк большая удача такого человека найти. Я пока не рассчитываю на это.