Не беспокойся
Я уезжал из города, в котором прожил долго. Уменьшая багаж, и на добрую (я надеюсь) о себе память, я раздавал книги, вещи, технику и разную мелочевку: фигурку каслинского литья, тувинскую статуэтку шамана из камня или несколько глиняных городецких игрушек. Сувениры из жизни. В некую волшебную минуту у меня в руках задержался лист с дерева боддхи.
Настоящий, подсохший лист прямого – от семечки – наследника того самого легендарного дерева боддхи, под которым обрел просветление Будда Гаутама Шакьямуни. Дереву-наследнику примерно 2300 лет. Растет на Шри-Ланке в городе Анурадхапуре (там я этот лист и поднял).
Самый-самый кончик остроконечного листа обломился где-то в переездах, но сам он, величиной примерно с ладонь, с черенком, оставался цел. Я хранил его в книге "Why worry!" авторства одного буддийского монаха, тоже из Шри-Ланки. Согласитесь, в таком соседстве был смысл.
Держа лист в руке, я уже знал, кому его отдам. Одной знакомой, увлекающейся духовными практиками. Читающей Кастанеду, месяцами живущей в лесу в маленькой коммуне, бьющей в бубен (в прямом смысле), смотрящей в костер, слушающей землю.
– Хочу подарить тебе лист с дерева Будды, – сказал я.
И рассказал, где я его взял, что это за дерево, что оно прямой потомок "того самого" дерева боддхи. Рассказал про место, про скульптуры, про паломников, про развалины немыслимо древних городов.
Подняв глаза, я встретил недоверчивый взгляд.
– Я возьму, – со смешком сказала знакомая, – если ты так говоришь, хотя не верю, конечно, в твои сказки.
В голосе было такое сомнение, как будто для самого обычного листа с дворового тополя я зачем-то придумал эту сложную историю.
Наверное, в это, действительно, сложно поверить. Меня, например, как подумаю, оторопь берет: больше двух тысяч лет истории отмотать назад. До времени подъема Рима и начала Пунических войн. Еще нет ни России, ни Европы, ни даже Христа и христианства. В степях Причерноморья кочуют скифы и амазонки. Где-то там же совершают длительные переходы под звездами одноногие людоеды-циклопы. В Индии царь Ашока строит империю. И вот, представьте, у вас в руках – лист двух-с-лишним-тысячелетнего дерева, прямой предшественник которого был знаком с Буддой.
Не знаю, что сталось с этим листом, неловко спрашивать.
У "Аквриума" в "Навигаторе" есть песня "Фикус религиозный". Это как раз то самое дерево боддхи, ficus religiosa.
"Ясно солнце с луною над тобой не заходят,
Вкруг корней твоих реки золотые текут;
А на веточке верхней две волшебные птицы,
Не смыкая очей, все тебя стерегут."
Представляете? И сухой лист с этого самого дерева тысячелетий в твоих руках...
12 августа 2022
*
На фото: книжка "Why worry!" и цветы диких флоксов.
В Хосте была тисо-самшитовая роща, некоторым деревьям было тоже больше двух тысяч лет, я там была, идёшь и мурашки скачут. Долго не могла решиться прикоснуться к реликту, а потом (глупо, наверное, со стороны выглядело) разрешения попросила обнять. ))) Незабываемые ощущения, будто исчезаешь из этого времени и растворяешься. А потом, приехали через некоторое время туда, а роща мертва. Бабочка какая-то завелась и практически всю рощу погубила… Как на кладбище чувство было. Вроде зелень есть, кустики, травка, другие деревья, кроме самшита, но это ещё больше угнетает. Так жалко. Мечешься, трогаешь, а они молчат.
А у нас в области, в Вёшенской, дуб есть (берегут очень) — ему «всего» чуть больше четырёх сотен лет (листик тоже утащила домой), так от него таким могуществом и силой веет! А тут почти две с половиной тысячи лет… Это счастье, трогать живую историю! ))
Слышала, что сосны внешне не менялись со времен динозавров. Теперь не могу на них смотреть без трепета)
Это амфитеатр в городе Демре, гид разрешил проверить, как работает система))) я встала в центре «сцены», несколько туристов нашей группы разошлись по разным уровням, реально без напряга в голосе меня было слышно на первой трети ступеней. Добавила силы- стало слышно ещё дальше. До верхних рядов пришлось орать, но у меня и голос-то для амфитеатров не тренированный. То есть баритончик при хорошей подаче был бы вполне слышен.
Так вот, когда я докричалась до верхних рядов, меня проняло, ГДЕ я нахожусь))
(уточню, что не матом я орала, а монологом Кормилицы из «Ромео и Джульетты», так что все было культурно и к месту, да и других зрителей в тот момент не было, духов сцены я не оскорбила)))
Можно было бы накрутить почтение и пиетет до истерики, а можно было высморкаться в центре древней сцены.
То есть значимость все-таки придаём мы сами))
И, кстати, уровень образованности или, скажем, степень веры, совсем не первую роль играют, как мне кажется. Что в первую очередь? Не знаю, ещё не придумала.
другое дело, что, например, в Храме Николая Чудотворца наш гид чуть не пылинки со стен сдувал и шёпотом шептал «это же византийские фрески!» и его чайного цвета глаза увлажнялись слезой восторга. Это было заразительно)))
А, ну и да — люди тебя не понимают, потому что все им дорогое ты считаешь тленом и не понимаешь, чего все парятся. Непросветленные какие-то