Реальные люди

Часто в начале художественного произведения или телевизионной передачи пишут/говорят: «Все события и персонажи вымышлены. Любое сходство с реальными событиями случайно». В Америке у этой фразы есть реальные юридические последствия: вымышленные персонажи не могут быть оклеветаны и, естественно, не могут подать на авторов в суд. Но что если отбросить эти соображения и подумать о живых людях.
Например, один участник событий описывает их в своём творчестве, со своей точки зрения. Другие участники, естественно, своего мнения и своего восприятия высказать не могут. Это как записать собеседника по разговору без его или её согласия - нарушение личного пространства. В Америке, в зависимости от штата, такие «односторонние» записи могут быть абсолютно легальными или нарушением закона.
А что делать с художественной литературой? Написан рассказ в основу которого положен реальный случай. Читатели, допустим, этого не знают, или знают, но им не известны имена и место жительства персонажей. Но описанные люди-то во-первых, знают автора, и во-вторых, узнают и себя и то, что произошло. Вдруг им это неприятно? Или обидно? Или противно? Имеет ли автор внутреннюю (не юридическую) ответственность перед реальными людьми, судьбы которых описывает в своих произведениях?
Что если реальные события переплетаются с придуманными для большего драматизма? Мне это пришло в голову, когда я поставила на Фэйсбуке линк к одному моему рассказу, в котором описываются реальные события и реальная женщина. У нас много общих друзей и знакомых, и они могут угадать, что рассказ о ней. Есть ли у меня этические обязательства по крайней мере не ставить рассказ на Фэйсбук, если в нём есть нечто личное, или просто её облик подан несколько утрировано и не совсем позитивно? Достаточно ли послать ей копию рассказа и спросить у неё разрешения? Стоит ли делать даже это?
Этично ли приглашать в друзья в Вконтакте человека, который в результате может прочитать рассказ там мною рекламируемый, и мою сторону событий в которых описаны она/он или близкие им люди? Или читатели должны понимать, что даже если есть сходство с реальностью, оно приправлено большой долей выдумки, и им не стоит отождествлять себя с персонажами? Может вообще не стоит об этом задумываться: пишешь то, что хочется, и всё?
Уверена, что вы сталкивались с подробными вопросами в своём творчестве. Где вы проводите границу?
Остальное определяется порядочностью автора. Кто ж должен ответить на этот вопрос, кроме вас самой? Вы знаете насколько перешли границы или остались в рамках, придали огласке доверенную вам личную информацию, или это общеизвестные события, очернили человека или выдержали баланс? Это знаете только вы.
Все равно выдумать можно: с людьми вечно что-то происходит такое.
На мой взгляд, замечательно когда в человеке есть что-то, о чём хочется написать. Обижаться или нет, это выбор. Кто какой сделать, его личное дело. Тут может вопрос в другом? Отлупят или нет
А у тех, кто всё-таки может прочесть, прошу разрешения.
описать настолько жуткий «всамделишный» факт, что его реальная участница просто не посмеет признаться, что это случилось именно с ней))
А один раз (писано про это в блоге), мне впаяли претензию (на словах, не юридическую), что употребил имя-фамилию реальную в, видимо, неподобающем виде.
Но вспомнила два случая
1) Cat person кейс
В 2017 году прогремел рассказ молодой писательницы Кристен Рупеньян «Cat person» (в переводе — «Кошатник»). Это история юной студентки, которая флиртует по смс со взрослым мужчиной и почти в него влюбляется, но все заканчивается неловким свиданием и худшим в мире сексом. Я его тогда читала и осталась под большим впечатлением.
А недавно выяснилось, что Рупеньян эту историю не придумала, а узнала от своего приятеля — он прототип того самого мужчины, в рассказе его зовут Роберт. Но обвинил ее не приятель, а девушка. Она не была знакома с Рупеньян. да и с приятелем к тому моменту уже давно не общалась, но прочитала рассказ и с ужасом узнала там себя вплоть до мелких деталей, вроде университета и места знакомства.
Но вообще, я не осуждаю его за то, что он рассказал. Это же его опыт тоже, может он хотел
закадрить на эту грустную историю еще одну девушкукакой-то поддержки, не знаю. а вот Рупеньян могла бы и побольше деталей поменять, конечно.это да.
Тут было целых две молодых писательницы, которые познакомились на портале вроде нашего. Одна из них решила стать донором почки — не для близкого человека. а для незнакомца, на чистом альтруизме. Опыт донорства она описывала в блоге на ФБ, где разместила в том числе и письмо, которое написала получателю почки.
А вторая писательница написала об этом рассказ, куда скопировала это письмо почти дословно. И первая писательница там была показана слишком пафосной и надутой. Можно сказать, ее высмеяли.