Владимир Чернявский

Иззат Клычев вывел туркменское изобразительное искусство на мировой уровень

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Иззат Клычев вывел туркменское изобразительное искусство на мировой уровень

Иззат Клычев стал первым художником, который вывел туркменское изобразительное искусство на мировой уровень. Главной темой его работ всегда являлся родной Туркменистан. Он рисовал природу родного края, быт туркменских селений, портреты простых людей… Его кисть щедра на яркие краски и, глядя на эти полотна, радость напоминает сердца людей. Сам же Клычев говорил всегда так: «Я являюсь воспитанником русской культуры, получал там образование и в зрелые годы дышал духовной атмосферой России, но люблю Туркмению, люблю свои Каракумы. То и другое для меня неразрывно».

«Его творческое наследие огромно, оно бесценно и, являясь важнейшим вкладом в сокровища мирового и туркменского искусства, никогда не исчезнет. Оно всегда будет служить приобщению людей к миру прекрасного, и воспитывать в них чувство любви к Родине, стремлению к познанию окружающего мира и приумножению добрых традиций и обычаев народа», — писали о мастере в журналах.

Сын муллы

Иззат Назарович Клычев родился 10 октября 1923 года в ауле Ялкым (ныне — Байрамалийский район Марыйского велаята Туркмении, — авт.) в семье местного муллы. Отца художника звали Аннаклыч Сувханназар и он считался довольно грамотным и просвещённым человеком. Рассказывают, что он ещё до революции показывал детям в медресе действующую модель Солнечной системы с вращающейся вокруг неё Землёй.

В 1933 году отца Иззата репрессировали и вместе с женой и маленькими детьми выслали в засушливый Северный Казахстан. Вскоре родители умерли и мальчика забрал к себе старший брат, семнадцатилетний Решид. Иззат с детства увлекался рисованием и в 1938 году его отдали учиться в школу-интернат при Ашхабадском художественном училище, а в 1940 году он стал студентом этого училища.

Юлия Данешвар

Потом Клычев напишет: «И тут судьба подарила мне дружбу с нашим преподавателем живописи Юлией Прокофьевной Данешвар. Точнее говоря, вначале это было наставничество, материнская забота, и лишь позже, когда я повзрослел, Юлия Прокофьевна стала моим старшим другом».

Именно эта женщина, ученица Александра Дейнеки, окажет большое влияние на его становление, как художника, а написанные ею в 1930-1940 годы работы станут яркими страницами туркменской живописи.

Она не только помогла раскрыть способности Иззата, но и поддержала его, когда тот в 1942 году ушёл на фронт добровольцем. «Ты несёшь в себе гордое чувство, которое мы называем любовью к искусству. И ничто не может его уничтожить: ни разрушения, ни зверства, ни смерть», – писала ему Юлия Данешвар.

После войны

Иззат Клычев вместе со своими однополчанами по отдельной роте связи прошёл всю Великую Отечественную войну. Он сражался под Воронежем, участвовал в освобождении Харькова, форсировал Вислу и Одер. День Победы встретил в Берлине и расписался на стенах рейхстага.

От войны у художника остались многочисленные награды и тяжёлые воспоминания, которые отразились на его творчестве. После осмысления пережитого за военные годы Клычев напишет удивительную серию ветеранов, получивших ранения и увечья на фронте.

А пока, демобилизовавшись, Иззат продолжил своё художественное образование. В 1947 году как фронтовик без экзаменов он поступил в Ленинградский институт живописи скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Там в это время была создана национальная студия для одарённой творческой молодёжи из Средней Азии.

В мастерской под руководством Бориса Иогансона он создаёт свою дипломную работу «В пустыне Каракум». Чтобы написать её, молодой художник пошёл работать простым рабочим в геодезическую экспедицию по Каракумам и всё лето под палящим солнцем на пятидесятиградусной жаре трудился на трассе будущего Каракумского канала. В 1953 году, через год после написания, дипломная работа «В пустыне Каракум» была экспонирована на Всесоюзной художественной выставке.

А в 1957 году, будучи аспирантом творческой мастерской академика Александра Герасимова, Иззат написал историческое полотно «За лучшую долю (На интервентов)», ставшее первой монументальной картиной в истории туркменского изобразительного искусства. Эти две картины «В пустыне Каракум» и «За лучшую долю» заслужили высокие оценки профессионалов и привлекли внимание широкой публики.

«День радости»

В 1967 году Изаат Клычев создаёт триптих «День радости», который можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Эту работу, как и многие другие его произведения, отличает композиционная уравновешенность и статичность. Экспрессию в них создаёт своеобразная палитра, яркие, карнавальные цвета, щедрые мазки кисти, чётко обозначающей контуры, но не оставляющей слепящих бликов и глухих теней.

Необыкновенно красивые туркменки с иссине-чёрными распахнутыми глазами смотрят с центральной части триптиха на зрителя. Гордые, неприступные женщины со смуглой кожей, одетые в нежно-розовые и фиолетовые одежды, застыли, остановленные кистью мастера… Как на всех картинах Клычева, главным цветом здесь становится красный, но он не только живописует ковровые узоры, национальные одежды… Красной дымкой покрыты лица людей и даже народные музыкальные инструменты в руках музыкантов.

Эта работа стала настоящим событием в советском искусстве и ярким примером настоящей национальной живописи. Художник сумел объединить традиции народного творчества с приёмами «сурового стиля», определяя этим дальнейшее развитие туркменской живописи.

Все критики были единодушны в своём мнении: его искусство современно «не только потому, что он черпает материал для своей работы из окружающей его жизни, а потому, что оно насыщенно пониманием духа времени с его теснейшим переплетением национальных и интернациональных начал».

Именно тогда все заговорили, что благодаря Иззату Клычёву родился художественный стиль, который отныне и навсегда в истории мирового изобразительного искусства получит статус «туркменской школы».

Вообще 1967 год стал для мастера знаменательным: за серию произведений «Моя Туркмения» ему присудили Государственную премию СССР.

Клычев открыл всему мир Туркменистан

Иззат Клычев с помощью живописи сумел поведать своему народу о людях, красоте и величии Нового света, Европы, Азии, Африки. В тоже время он открыл миру родной и такой близкий его сердцу Туркменистан.

Творческое наследие Клычева бесценно, а произведения являются важнейшим вкладом в сокровищницу мирового и туркменского искусства. Он оставил после себя множество пейзажей, портретов, исторических полотен. Начиная с 1953 года, Иззат Клычев являлся постоянным участником крупных союзных, региональных и международных выставок. Его картины неоднократно экспонировались в крупнейших галереях мира _- от США до Японии. Персональные выставки мастера проходили в Англии, Италии, Германии, России, Польше, Эстонии, Азербайджане, неизменно собирая толпы благодарных поклонников его творчества.

Однако в годы независимости Туркменистана Иззату Клычеву пришлось нелегко. Художник отказался создавать портретную галерею президента республики Сапармурата Ниязова, в результате его имя перестало упоминаться в местных СМИ, хотя в мире живописца продолжали высоко ценить. Вот простой пример — в 2000 году в Лондоне с оглушительным успехом прошла его персональная выставка. На родине СМИ предпочли об этом умолчать…

Иззат Назарович Клычев скончался 12 января 2006 года в Ашхабаде, где и был похоронен.

При публикации были использваны следующие материалы:

Кистович И. А. Живопись Туркменистана. Мелодии туркменской души / Лапина С. В.. — ГМИНВ. — Москва: Огниво, 2014
М. Халаминская. Живопись Туркмении. М., Советский художник, 1974,
Л. Тарасова. И. Клычев. Мастера советского искусства. М., Советский художник, 1986

С. Бабиков. Иззат Назарович Клычев. Люди Туркмении. Москва, Сов. Худ., 1974.
И. Долгополов. Мастера и шедевры. Том 3. 1988.
С. Ерлашова. Живопись Советской Туркмении. Л., Аврора, 1975.

+4
13:45
302
17:20
+1
спасибо за блог! очень интересный автор, и по цвету, и по форме.
Загрузка...
Светлана Ледовская