Алексей Ханыкин

Брызги солнца на ресницах

День Блога

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Брызги солнца на ресницах

Восьмидесятые. Самолёт до Адлера. При взлёте и посадке, чтобы не закладывало уши, я судорожно грыз сладкую кукурузную соломку. А весь полёт просто грыз. Хруст на весь салон.

Из аэропорта (пыль, три чахлых пальмы, жухлый олеандр) родители уговорились с частником-армянином – домчу, атуичаю.

Мчим. Вверх-вниз, серпантин, моря не видно, борюсь с тошнотой. Армянин не закрывает рот. Я покорён его колоритностью. Подруливаем к автостанции. Там толпы местных – сдам жильё недорого. Необъятная армянка (пантомима с водилой) с речью трещёткой (перемешано всё подряд, и через слово – дарагой) садится штурманом вперёд. Вверх-вниз, серпантин… Солнце в зените.

Приехали. Дом. Масса пристроек. Сарайчики. Длинный стол под навесом из съедобного винограда. Трепещущий брезент летнего душа с огромной шапкой – бочкой. Август – пик сезона. Квартирантов, как в фильме «Будьте моим мужем». Атуичаю. Комната размером с чуланчик. Две кровати, раскладушка и пространство для чап-чап - впритирочку. Окошко в огород, подоконник – стол.

- На море!

До него четыре остановки на «Икарусе» или полчаса под горку. Совершаем променад. Ещё не море, а я уже поплыл. Перебор загорелых тел, диковинных видов и запахов – а мне двенадцать с хвостиком. Я в первый раз на курорте!

Море выскочило из-за поворота во всю ширь и гладь. Как веслом по голове – до горизонта в бликах. Могучее, спокойное, доброе… Пот на ресницах поймал луч солнца и раздробился спектром. Невыносимо… Лёгкий бриз защекотал в носу.

Набережная. Бережная красивая плитка. Отполированные удобные покатые лавки у парапета. Ряд деревьев рода Mimosa pudica: стыдливо называются – стыдливо пахнут. Нежные розовые венчики – дивный запах.

Урны формой и цветом – пингвины. Давишь на педаль внизу – раскрывается зев. С грохотом обратно – ух!

Попасть на пляж – не вариант. Муравейник. Копошение. Тяжело вычленить из массы детали. Детские крики – крики чаек. Трубит лайнер. Лепота!

Сидим на лавке – ноги на парапет. У меня ублюдочные вьетнамки мерзопакостного цвета – через каждые сто шагов резинка, что между большим и следующим пальцем, выскакивает с сухим щелчком.

Время обеда. Рестораны, кафе, площадки, забегаловки – мавзолейные очереди. Отстояв положенное, выхватили свободный столик, едим. Первое (подобие шулюма) я съесть не смог. Как оказалось, у меня неприязнь к кинзе (мокрой псиной пахнет). Второе - на вилке слипшимся комком вся порция плова.

Напротив женщина из Средней Азии.

- Кущи, очень кусны плов, кущи.

Недоверчиво хмыкаю (выражение её глаз можно разглядеть лишь с помощью лупы). У меня есть собственные представления о кулинарии: умею жарить оладьи, сырники и способен приготовить гуляш, не хуже венгерского. Не говоря уже о сочетании «рассыпчатый рис».

- Это с дороги. Завтра начнёт сметать всё подряд, - убеждённо заявил папа.

Я отыгрался на сочниках с творогом (с тех пор они у меня ассоциируются с Сочи) – м-м-м, изумительно.

Идём покупать мне нормальные шлёпки.

Пляж наполовину опустел – время сиесты и самого яростного солнца. Громкоговоритель:

- Ми пиридлагаем вам папользоваться зонтами, шезлонгими и топчанами. Цена – рубль и паспорт!

Знакомлюсь с морем. Все описывают это по-разному… и одинаково. Если ты со старта полюбил море, оно отвечает тебе взаимностью. Мои ощущения были слишком интимны. Ласкательные игривые трогальца волн…

Как-то незаметно день угас. На автопилоте добираемся домой и снопами спать.

С шести утра папа взял полотенца и погнал занимать козырные места на пляже. К восьми тащимся мы с мамой. По дороге блинная-автомат. Круглый барабан безостановочно вертится, на него льётся струйкой тесто – один оборот, прямоугольный блин готов. На выбор – со сметаной, сгущёнкой или повидлом. Обалденно! Чуть дальше по курсу автомат с газировкой. Три копейки – с сиропом. Грушёвым. Копейка – тупо газировка, пузырьки в нос.

А так (как потом всё время утверждал отец) – шаг-рубль, шаг-рубль.

Гигантская магнолия. Запах, ум-м-м! Табличка: «Цветы не рвать – штраф 5 рэ». На два метра в вышину ни одного цветка. Культура!

Пляж с перерывами за пропитанием. Вечером – развлекательная программа. Так и повелось.

От изобилия полуодетых девушек и женщин мои плавки часто становились тесноваты. Отлёживался на животе чаще, чем на спине. Плавал хреново – ревновал к тем, кто заплывал на волнолом и стоял на нём по колено в воде.Отец подначивал, мол, давай, давай…

И я однажды дал. Уж не знаю, каким способом, больше по-собачьи и иногда топориком, добарахтался до волнолома и наконец-то встал. Не по колено, конечно, по пояс. Рядом отец. Он засунул в плавки непроницаемый кулёк, вытащил из него сигарету «Опал», понтовую зажигалку и закурил. На зависть остальным. И я такой – грудь колесом. Дважды гордый.

С тех пор как прорвало. Делал заплывы до такого состояния, что не мог выйти на берег. Тряслись руки и ноги. Плюс испытания. На мелководье людей, что пельменей в кипятке. Всё сливается, всё слипается. Бредёшь по бережку, ищешь ориентиры, где расположились родители (в таком бедламе они тоже, разумеется, меня теряли из виду вмиг) упасть и лежать, переживать откат от заплыва. Иногда отец форсил и ходил за шезлонгими. И мы сидели на шез… чёрт, это невозможно склонить в трактовке зазывалы!

Шли дни… Брызги солнца на ресницах дробили картинку, насыщали её богатым цветом и светом, наполняли меня, как воздушный шарик. Я торчал или поблизости или в море.

Сначала, как водится, обгорел (спина – сметана). Потом, загорел дочерна. Есть хотелось каждую минуту (сбылось пророчество отца). Пить – реже.

Сходили в дендрарий. Павлины-мавлины. Экскурсовод, указывая на пышный крупный цветок с влажной, подёрнутой гнильцой сердцевиной, предупредил:

- Не нюхайте его. Слишком концентрированный запах. Можно отравиться.

Вот зачем он это сказал? Я нанюхался так, что земля ушла из под ног. Срочно в чулан, на раскладушку. Мама, поколебавшись, дала мне половинку таблетки аспирина. Папа – подзатыльник.

- На пляж сегодня не пойдёшь!!!

Со скуки познакомился с соседом-отдыхающим. Он поиздержался и ждал перевода из дому.

- Чо покажу! Деньги есть?

Я расстался с заветным железным рублём (голова вождя пролетариата выпукло в профиль) и был вознаграждён разглядыванием эротических цветных фото замечательного, явно зарубежного качества. Каждая кудряшка… там… во всей красе. Особенно впечатлила одна… тёмно-рыжая.

Ночью спал очень беспокойно. Очень.

Культурную программу курортный Сочи предлагал на любой вкус. Летний Фестивальный подарил нам… мне «Землян». Я сидел в шестом ряду и натурально тащился. В другой раз был концерт польской эстрады. После частушечной песни «Качка-качка, живачка» я слинял глазеть на иномарки возле «Жемчужины».

Были в цирке на шоу иллюзиониста Кио. В начале, под бравурную музыку, девушки с подносами обходили арену и разбрасывали коробки спичек с этикетками шоу. Мне не досталось! Всё представление ревниво таращился на девчонку с косичками – она тарахтела добычей и показывала язык, зараза. Запомнил лишь распиливание напополам и пропажу ассистентки Кио. Вот только что стояла и – бац! исчезла.

Обратно возвращались на «Икарусе» (мама на каблуках). Автобус был забит под завязку. Мой нос оказался между двух выдающихся и прохладных грудей некой особы с тёмно-рыжими кудрями. Чуть не пропустил свою остановку. Мне очень, ну очень понравились ощущения. Плавки опять стали тесноваты.

Вот так начал формироваться мой любимый типаж женщины.

Дождь. Отдыхающие, которых приютила и связала болтовнёй деловитая необъятная армянка – дарагой, дарагой, сидят за общим столом под навесом. Мужики втихаря дуют винцо. Я стащил у отца сигарету «Опал» и давлюсь кашлем за двором.

Шторм. Ошеломляющее зрелище. Зазывала в громкоговоритель предлагает полное опасности путешествие по бушующей стихии на катерке со смешным названием «Мухалатка».

Отец:

- Погнали?

- Погнали!

Грузимся. Скорлупку швыряет. Где небо, где земля – ма-а-а-ма!!! Как не заблевал всё подряд, ума не приложу.

Вечерами – поющий фонтан. По мне, так средненько. Струи и каскады воды не сочетались с мелодиями. А вот под композиции оркестра Поля Мориа всё было замечательно. Поклялся, по приезду домой, купить пластинку оркестра.

Отпуск закончился.

Был люля-кебаб от мужика в феске. Была долма, хачапури, козинаки и шашлык по карски. Были двести пятьдесят две влюблённости на круг – это если брать по одной в час, двенадцать часов светового времени и двадцать один день. Были ещё два рубля (не заветные – выцыганил у мамы), чтобы снова посмотреть некие увлекательные фото – для закрепления материала. Были гигантские, истекающие соком персики. Была коллекция морских камешков и несколько раковин рапанов. Был пышный букет запахов Сочи. Трогал медуз… Обвешивался водорослями… Нахлебался морской воды… Растёр живот об гальку…

Был, были, было… Ещё больше смыло морем и временном. А брызги солнца на ресницах есть. Атуичаю.

+26
06:25
526
08:24
+4
Как это знакомо и похоже: Ялта, Алушта, Лазаревское и тоже Адлер. Восмьидесятых.
В Лазаревском жили чёрти где — но была речка и мама в ней мыла голову. Видимо, очередь в душ или не было воды (хотя не Крым), не помню…
У нас по-карски маринованный продаётся, ну так себе…
15:22
+1
На мой тогдашний невзыскательный вкус показалось бесподобно. И, кажется, я тогда впервые попробовал и аджику.
И вот, читая такие воспоминания, я не понимаю людей, голосящих за возвращение СССР crazyОспади, чур меня!
Но написано классно, я зачитался. И эти «брызги солнца на ресницах»… thumbsup
В общем – 2 лайка
15:20
+2
За лайки спасибо, а про СССР можно и позагрызаться. Само сочетание «возвращение СССР» — тупо паста в тюбик. А вот взять хорошее оттуда — это норм. Особенно нынче. Когда плохого стало столько, что с души воротит.
Что-то хорошее и в Римской империи было, и в Османской, и у монголов… но все они канули в Лету — значит что-то с ними было не так.
16:17
При Римской и прочих империях не присутствовал лично. Пример некорректен.
А сочетание" что-то не так", уверяю вас, относится к каждой из 193 государств планеты земля.
А по поводу империи… Да. Россия — это империя. И СССР был империей. Норм. Нет в мире (кроме Дагестана, наверное, да и тот наш) где бы в мире и согласии проживало столько народов.
Может, дело в вашем адресе? В связи со сложившейся обстановкой…
Не думаю, что в данном случае имеет значение моё место жительства. Я стараюсь рассуждать логически, и что я вижу: в истории было великое множество различных империй, каждая из них безусловно внесла какой-то вклад в развитие человечества вцелом, но при этом, все без исключения в итоге рассыпались. Вот я и думаю, что само понятие империи – тупиковая ветвь развития.
18:43
Совершенно верно. Но с Россией мы упираемся в парадокс. Она не способна развиваться как региональная держава. Потому что и по территории, природным ресурсам, логистике, климату, поясам и прочему является империей.
Можно придумать новый термин, но суть останется прежней. И понятие «птица Феникс» тоже не стоит отметать.
Если взять потуги или влажные мечты Эрдогана, например.
19:53 (отредактировано)
+1
А вот о политике и тем более о судьбе России, я здесь рассуждать не буду. pardon
20:13
И не нужно. Не тот у нас калибр. Но держать в уме безопасность стоит. Как и буферную зону, которую американцы называют «задний двор». И после этого многие вещи перестают напрягать.
Тот, кто жил в СССР, всегда будет вспоминать его с благоговением и тоской в сердце. Молодняку, разумеется, этого не понять )
Ну я жил… и никакого благоговения не испытываю при воспоминании. Нищета, обноски после старшего брата, очередь за хлебом, дефицит буквально во всём… Нет. Не все.
Странно, конечно, что ничего хорошего в ваших воспоминаниях нет.
Да ничего странного нет. Просто Советский Союз был хорошим далеко не для всех. Очень не для всех.
Комментарий удален
23:36
12:04
+3
Замечательно написано, ярко и живо. Ставлю три лайка.
15:22
Спасибо!
12:32 (отредактировано)
+3
пэрсик!
чудесно написали! динамика такая, что смена картинок и чувств, как в клипе, но- не поверхностно и — искренне, и ярко, и залихватски! bravo
даже двенадцатилетний пацан поддался курортным соблазнам)))
3 лайка прошу зачесть за воспоминания!
15:22
Спасибо!
17:34
+1
Написано вкусно.
За это и 5 лайков не жалко.
18:15
Спасибо!
16:24
Засчитываем только 3 лайка, так ка за один раз можно оставить максимум 3
16:43 (отредактировано)
прошу прощения, просмотрела это в правилах sorry
21:29 (отредактировано)
+1
+ 2 голоса!!! Почему-то мне не понравилась фотография и я несколько раз её просто пролистывала, а потом открыла текст… Это здорово, живо, не надуманно! Просто вдруг, открылся портал в детство, и в отпуск на юге. Спасибо
07:04
+1
Это реалии советских морских курортов. Я специально подыскивал именно такой вид.
Спасибо!
22:50
+1
Аааа!!! Ностальгия атакует!))) Как же классно написано! 3 лайка!
07:05
Спасибо!
08:21
+1
3 лайка
Ностальгия всегда так щимет сердце…
08:53
Спасибо!
10:35
+1
Описания смачные, прям будто сам пережевываешь. 3 лайка
11:53
Спасибо!
13:35
+1
Море...)))) 3 лайка любимому морю и зримому повествованию))
16:00
Спасибо!
18:10
+1
аааххххх, прелестный ностальгический текст, дуа лайка
18:32
Спасибо!
19:17
+1
Поток эмоций, выраженный словами. Настолько здорово, что под конец слышатся крики чаек, чувствуются солёные брызги, запах моря и варёной кукурузы.
И смутно вспомнилось моё анапское Чёрное море — в семь и в шестнадцать. И совсем другое, сочинское, каких-то шесть лет назад.
3 лайка
19:29
Ух! Тронут.
01:52
+1
+1 лайк за прекрасный слог)
16:48
Два плюс один. И всё мне. Приятно тронут. smile
13:49
+1
ТРИ ЛАЙКА. Лоо. Впервые попробовала инжир с куста, который рос прямо во дворе дома, где мы с мамой снимали комнату в деревянном сарае. Окунулась в детство. Спасибо
16:48
Спасибо!
Моя родина — Советский Союз!
3 лайка!
А точно больше нельзя?
16:49
+2
Советский Союз — моя Родина!
Остальное — борзыми щенками.
Спасибо!
15:21 (отредактировано)
+2
Никогда не видел моря)
Вкусно написано! По чи-чи-чипийски)
И я оттудова. Прекрасные времена были thumbsup
3 лайка
16:50
+1
О! Вот именно — прекрасные были времена.
Спасибо, дарагой!
17:04
+1
Поддерживаю!
17:12
+1
Были в 1969 в Грузии (там уже узнал что в Абхазии, когда суровый неразговорчивый хозяин вежливо поправил кого-то из гостей «Мы в Абхазии») и всё похоже, всё знакомо. По пляжу ходили торговцы с варёной кукурузой, места занимали с утра. дорога на пляж шла через местный рыночек, а там… и пэрсики с кулак, и груши с дыньку, и всё спелое-сочное-ароматное. А еще огромные, вкуснейшие Сухумские чебуреки, конечно магнолии, кипарисы, ежевика и кизил в предгорьях. Так или иначе, но почти каждый тогда знакомился с морем в детстве или ранней юности. Каникулы, отпуск родителей, по путёвке или «дикарями» полноводными ручейками по земле и по воздуху стремились советские люди окунуться в очарование юга, моря, солнца.
Яркие, сочные впечатления впитанные автором и столь искристо, и остро поведанные сейчас, будят воспоминания или несбывшиеся мечты в нас нынешних.
3 Лайка.
17:21
+1
Вкусно написано! Спасибо!
Я не упомянул кукурузу. Забыл. А ведь точно. Вы напомнили, а у меня кадры перед глазами. В ведре носили. В горячей воде. А в замызганном фартуке продавца был кулёк с солью. Брал щепотку и натирал горячие бока. А кукуруза ка-ак брызнет. Вкуснота! И урны забитые кочерыжками.
Эт точно.
19:43
+1
Хаха! Живописно
3 лайка
20:03 (отредактировано)
Спасибо!
А «хаха» — это мне в куда пристроить? smile
20:04
в настроение)
20:08
А-а.
Пристроил.
А вы?
20:11
Всегда)
20:14
Это как кредо одного небезызвестного персонажа или жизненная позиция?
20:21
+1
Это — счастье, как процесс, независимо от внешних факторов. У меня не бывает дурного настроения в принципе. Я за этим слежу)
20:26
+1
Похвально.
21:46
Удобно)
Загрузка...
Андрей Лакро