Ольга Силаева

Усы властелина. Выставка в Третьяковской галерее

Усы властелина. Выставка в Третьяковской галерее

«Пётр Первый. Усы властелина» — под таким полушутливым названием проходит выставка, посвящённая императору Петру Первому, которая проходит в Государственной Третьяковской галерее. В экспозицию входит около тридцати произведений, зрителю предлагается проследить как с годами менялись усы этого правителя.

Я побывала на этой выставке и признаюсь, мне она понравилась весьма необычным взглядом на грозного российского царя. Кстати, по моему мнению, он всё-таки больше похож на мать Наталью Кирилловну Нарышкину, о которой князь Борис Куракин в набросках «Истории о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях 1682—1694 гг.» сказал, что она «ума легкаго». А вот вспыльчивый характер Петру достался от отца, царя Алексея Михайловича Романова.

Усы властелина

Понятно, что такая заметная деталь внешности, как усы с годами видоизменялась. Причин тому предостаточно: мода, возраст, настроение, характер… К слову, до сей поры, по крайней мере, я никогда ранее об этом не слышала, никто из исследователей не обращал отдельного внимания на усы в изображениях Петра I.

Известно, что усы можно как отрастить, так и сбрить или дополнить бородой. И хотя последнее маловероятно, поскольку царь яростно боролся с боярскими бородами, но, учитывая его переменчивый характер, как вариант вполне возможно.

Кстати, интересен факт, что за всю свою собирательскую деятельность Павел Михайлович Третьяков не купил ни одного портрета императора. Зато, преданный искусству передвижников, он приобрёл такие исторические произведения, как полотна Николая Ге «Пётр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) и Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881).

А все хранящиеся сегодня в Третьяковской галерее изображения Петра Первого появились здесь только в советское время, в 1930-31 гг. В коллекцию вошли произведения, переданные из различных ленинградских и московских музеев.

Усы-шнурочки

Императорские усы, прежде всего, рассмотрим на довольно известном портрете молодого Петра работы немецкого живописца Годфрида Кнеллера. Здесь у царя тонкие «усы-шнурочки». Работа этого художника, наиболее популярного портретиста Великобритании рубежа XVII и XVIII веков, написана с натуры и отличается большим сходством. Однако мало кто знает, что портрет скрывает в себе тайну: на самом деле над ним работали два художника — сам Готфрид Кнеллер и морской живописец Вильгельм ван де Вельде. Последний написал фон с кораблями, как бы предсказывая Петру, что он сделает Россию большой морской державой.

Подлинник картины находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт, так что на выставке в ТГТ представлена копия. По отзывам современников, портрет вышел удачным и послужил основой для создания огромного количества разных изображений царя.

Портретный тип словацкого художника Яна Купецкого, на творчество которого большое влияние оказали Рембрандт, Караваджо и Гвидо Рени, демонстрирует усы более пышные, «императорские». У придворного живописца Луи Каравака — элегантные, так называемые усы «карандаш», которые Пётр стал носить после посещения Парижа в 1717 году.

Рассказывают, что работа французских цирюльников так понравилась российскому императору, что он оставался верен им до конца жизни. Даже на смертном одре государь запечатлён своим придворным художником Иваном Никитиным именно с такой формой усов.

Лицо выставки

Но «лицом» выставки стало произведение неизвестного художника первой четверти XVIII века, поступившее в собрание Третьяковской галереи в 1928 году. Речь идёт о «Портрете Петра I», который перед выставкой подвергся обычной профилактической подготовке. И что же? В ходе работ обнаружились переписки в расположении фигуры и лица модели.

Исследователям ещё предстоит узнать, кто это сделал. Однако уже сейчас понятно, что в основе изображения лежит скрытый в настоящее время от зрителя оригинал кисти немецкого живописца Иоганна Таннауера, работавшего в Петербурге с 1711 года. Он был первым придворным художником при русском дворе.

Также одним из ярких экспонатов выставки можно назвать мраморный бюст Петра I работы французского мастера Николя-Франсуа Жилле (1709–1791), который приехал из Парижа в Петербург в 1758 году, а с 1764 года руководил классом орнаментальной скульптуры Императорской академии художеств.

В качестве образца скульптурного изображения российского императора в мраморе Жилле использовал бронзовый бюст, отлитый в 1723 году великим итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли.

В общем, в данном случае лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что рекомендую побывать на этой выставке и посмотреть, как менялись усы властелина, а вместе с ними менялся и он сам. Кстати, выставка работает до 2 октября. Так что следует поторопиться…

+5
14:15
353
16:49
как интересно! спасибо за информацию
17:26
если есть возможность, посеитте выставку. Станет еще интереснее.
Загрузка...
Alisabet Argent