8 сентября — Всемирный день грамотности
Век живи — век учись, а всё равно не там, так там допустишь ошибку: то в венигрет винегрет вляпаешься, то велисепидисты велосипедисты собьют с пути истинного. Потому и пошла на "сковородку" — учиться на чужих ошибках. И действительно (спасибо Игорю Евгеньевичу!) пограмотнела, но... вдруг заметила, что, читая, усердно выискиваю ошибки в тексте. А ведь хочется просто получать удовольствие от чтения, не обращая внимания на всякие недоразумения. Пришлось немного отстраниться от "сковородки", но о самых частых ошибках могу рассказать, причём избавиться от некоторых очень легко.
Например, -тся и -ться. Стоит всего лишь задать вопрос: что делать? или что делает? — и сразу видно, есть мягкий знак в слове или нет.
Не с прилагательным. Если можно заменить другим схожим по смыслу словом: нехороший=плохой, то пишется слитно. Наречия тоже в основном пишутся слитно, но есть исключения: не спеша — всегда раздельно!
Запятые — это боль!
Особенно когда стоят между подлежащим и сказуемым.
Уважаемые авторы, напоминаю, деепричастный оборот, как и вводные слова, выделяется запятыми с двух сторон всегда, а причастный только тогда, когда стоит после определяемого слова.
Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми, даже если между ними имеется союз "и" (если только они не являются однородными).
.
Боже, как сложно!
Но при желании можно разобраться. Гугл вам в помощь!
.
Кстати, а какие у вас любимые ошибки?
Зато в прямую речь можно вставить.
Мне кажется, есть такие люди, у которых грамотность в крови (или приобретённая). Вы, Водопад, Джули, Ворона, Танита, Ветер — да много кто)))
Как перестать при чтении выискивать ошибки — мне лично помогает, если я заранее настрою себя «вот сейчас я буду просто читать и не смотреть на грамотность».
Про любимые ошибки — хороший вопрос))) раньше у меня часто бывало «порядок слов меняя, делаешь жизнь загадочнее ты»))) после нескольких замечаний стала больше уделять этому внимание, вроде в текстах больше такого не встречается))) главное — наработать до автоматизма.
А воздушно-капельным? Бытовым? Половым?
Эх, если бы воздушно-капельным… Начихал на всех — и красота!
А вот и нет. Есть несколько условий, при которых не выделяется.
И снова нет. При личных местоимениях — в любой позиции )
Кстати, а если сразу после оборота идёт союз «и» — запятая ставится?
Например:
— Все молчат. Даже Коля, ехавший на велосипеде мимо и свалившийся в канаву.
— Пожелаем Царствия Небесного Коле, крестя могилку его и пойдём поминать борщом с водкой.
:)
Лезть на сайт в нетрезвом состоянии.
А причастие поясняет существительное или местоимение. Он какой?
Встали с Надей мы под душ.
Тут припёрся Надин муж.
То ли мне надеть одежду,
То ли мне одеть Надежду…
Ну очевидно ведь, что не могут — прорва безграмотного народу вокруг. И это беда.
Они ведь, кроме прочего, не ведая языка на котором разговаривают, мало того что теряют возможности (лучшая работа, лучшие отношения с окружающими, больше результатов в жизни и т. д.), но ведь ещё и проблемы друг другу создают. Ведь не понимают они друг друга, себя и жизнь именно из-за вот этого вот незнания…
Ведь корень всех бед (и не только социальных) именно вот в этом незнании… родного языка. :)
Ответ ужасен.
Современный подход и «методология» образования — вот что сковывает развитие этой цивилизации.
Как отметил про себя критик, писатель и публицист Лев Пирогов, раньше у него на один лист из печатной машинки выходила в среднем одна ошибка/опечатка, то после появления ворда, весь лист в красненьком. Раз есть подсказчик — мозг разом откатывается на какие-то далёкие позиции.
Конечно, не у всех, конечно, это обобщение. Но в целом, механизм понятный.
В много национальном мире, в котором я живу более двадцати лет, если ты изначально начинаешь концентрироваться на ошибках орфографии правильности произношения, порядке постановки слов, то успеха не достичь. Так и будешь только за этим следить. А когда нужно донести информацию (очень важную) не очень важно как ты можешь донести до окружающих суть. Главное чтобы поняли. У меня три родных языка (в равной степени, без акцента) и два на которых мне надо писать и говорить каждый день, конечно я делаю грамматические ошибки. Но для этого существуют программы. Конечно, для себя лично, мне приятно лишний раз обновить правила и из уважения к читателю расставить правильно припенаки. Не более.
с корнем понятно. а ПОЧЕМУ не могут выучить (и применять) все правила? мне кажется, потому что не видят важности, о которой вы говорите; не осознают, ЗАЧЕМ («я технарь, нафига мне это -тся и -ться», «да комп всё исправит», «да в речи запятую перед „и“ не слышно, так какая разница, есть она в письме или нет»). и это совершенно непробиваемо.
как убедить человека (особенно молодого), что грамотность важна для взаимопонимания? Сейчас это поветрие «меня не научили, меня не воспитали, у меня травма детства, а ну все срочно уважайте меня, и пусть весь ваш грамотный мир подстраиваеТЬСЯ под меня» просто огорошивает.
вот не хотела же ворчать, а всё равно.
Мне нравится ваша мысль «грамотность как одна из составляющих взаимопонимания» и, видимо, чтобы понять, КАК внедрять грамотность в массы, надо понять, ПОЧЕМУ эти правила родного языка многими не применяются)))
Они влияют.
Особенно Т9 — это исчадье электронного ада.
(Ну, если есть обычный ад в реале, то непременно существует и электронный — виртуальный).
Но это есть не основная причина.
Ведь, если человек умеет что-то делать хорошо… варить кофе там, или писать грамотно (на уровне — не задумываясь над каждым действием, а естественно, элементарно, просто делать), тогда ничто же не сможет сбить его с толку. Ну… не насыпет он в кофе соли вместо сахара. :))
Гейм овер. Ведь им же как? Изначально ведь не очень-то и хотелось. Выслушать и понять.
Вот так вот.
Но…
Осмелюсь утверждать…
Нет, заявляю категорически!
Миледи, даже интерес… к жизни. К любой из её областей и граней… Вернее отсутствие этого интереса — есть прямое следствие безграмотности.
Потому что сама система образования убивает интерес. На корню.
:)
Именно поэтому, поскольку «выгодно» — и нету на планете образования толкового.
Выгодно.
Чтобы переиначить можно было.
Пропущен предыдущий — вот поэтому сложности.
Вы говорите, что рус.яз неахти зашёл. Ну, там были пятёрки, но итог — нету свободного владения на уровне лёгкости и непринуждённости (так скажу, чтобы не ранить). И в качестве причины, говорите, что правила — тёмный лес (то есть не дались Вам правила, не запомнились).
Ок.
А я говорю, что прежде чем пытаться запомнить правила и пользоваться ими легко и непринуждённо, надобно предыдущий шаг сделать было. Можно и сейчас его сделать, если захотеть, кстати. И это поможет полностью понять и использовать в дальнейшем все правила.
Вот.
А каков предыдущий вот этот вот самый шаг — я ещё не сказал.
:)
А насчёт общения… Да, ограничение среды общения есть результат уровня грамотности. Для человека норм. А для писателя?
Вот представьте на секунду, что Вы могли бы писать в разных жанрах и для разной ЦА… Это бы расширило круг Вашего общения?
Скажу сейчас.
Я просто не был до конца уверен, что Вы хотите знать ответ. Тайны нет никакой.
Дело в том… Что, заставляя детей учить правила (а что они ещё делают? Учитель обязан впихнуть в учеников определённый об'ём (у меня на смартфоне твёрдый знак не набирается, я задолбался уже… Поэтому прошу считайть апостроф=твёрдый знак)… Определённый об' ём материала за очень-очень короткое время. Они постоянно торопятся и заставляют детей зазубрить правила.
И дети зубрят. И не помнят потом.
Некоторые учителя стараются об' яснить так, чтобы дети поняли…
Но терпят поражение практически все.
Дело в том, что в формулировках самих правил содержатся непонятные для детей слова. И это не только сами лингвистические термины, но и достаточно обычные слова языка, значения которых не прояснено либо не прояснено до конца.
Что такое конец в прояснении слова?
Это когда человек настолько хорошо знает слово и всё, что с ним связано (все значения, его происхождение, оттенки смыслов, применение в речи, в идиомах и т. д.), что может не задумываясь и не вспоминая что-то, иметь его полное понимание практически мгновенно. И там, в этом понимании, нет схем, логики, размышлений и т. д. За словом — сразу явление, которое оно описывает. Концепт.
Идея, не имеющая формы в разуме, но которую человек может легко описать или нарисовать — рассказать о ней своими словами.
Да, выглядит как некое…
Но это возможно.
Но слова, значения которых не известны или известны неверные значения, накапливаются. Вернее накапливается пустота, созданная ими.
Понимание чего приходит позже? :))
Оно не может прийти потом…
У каждого явления вокруг нас есть ярлычок — слово.
Мы обмениваемся словами, пытаясь рассказать друг другу о явлениях.
И каждый имеет в виду что-то своё.
И… Понимания нет.
Мы тратим время, а порою целую жизнь вместо того, чтобы понять сразу и двигаться дальше — создавать, обмениваться, получать удовольствие.
Непонимание расстраивает.
В нём зависает внимание. Мы все стремимся его преодолеть…
А его всё равно полно.
Мы теряем уверенность в себе и злимся на людей.
И это итог общения? Обмен идеями не состоялся. Ничего не изменилось, просто все расстроились.
:))
Жизнь уходит, а результатов нет.
Жизнь так скоротечна и событий вокруг так много, что далеко не все приходят к пониманию потом.
Им даже сесть и подумать о причинах неудач некогда, не то, что докопаться до истинных причин.
А причина всегда одна — некомпетентность в каких-то вопросах.
Налоги? Нет!
Бухучёт? Нет!!!
Маркетинг и рынки? Нет, нет и ещё раз нет!!!
Люди избегают совать нос или даже смотреть на многие области знаний и деятельности, потому что знают — там поджидает их армия непонятных слов.
Правила языка?
Да… Кому это надо? Моск сушить! Мне школы хватило!
И человек бежит мимо, надеясь на счастье и удачу за углом.
А там нету удачи.
Он не создал предпосылок для успеха. Он некомпетентен, а значит — там беда.
Да, мы все разные. А явления вокруг нас — все одни и те же.
И вот мы смотрим вокруг и понять не можем: кто все эти люди? А кто я? И зачем это всё?
Каша. Силуэты какие-то прорисовываются сквозь неё, а ясности нет.
Каждое явление имеет свои чёткие границы и свойства.
Ах нет! Как же мы можем быть уверены хотя бы в чём нибудь? Это же жизнь, здесь же всё неопределённо…
И люди поттягивают философские концепции, чтобы оправдать и увековечить своё собственное непонимание явлений и самой жизни. У каждого своя правда! = Мы потрещали слеганца, потратили время, каждый остался при своём, а истина где-то рядом.
Зачем трещали? С какой целью? Потому, что одиночество убивает. И мы готовы на что угодно, лишь бы не одиночество. Лишь бы не пустота.
Забавно?
И порознь не можем, и вместе не ужиться.
Парадокс.
Что же это за место такое, эта вселенная?
Понять бы?
А нам некогда.
Нам потрещать и расстроиться охота.
:)
То, что я перечислил настолько интересно, миледи… Вы себе не представляете. :))
Но там же столько непонятных слов, что один взгляд на эти области приводит в скуку.
:))
И так я уже к этой Оби… стал… Что хочется эту Обу, этой Обью…
Короче — апостроф.
:))
Юриспруденция тоже в этом ряду.
Да мало ли ещё что.
У каждого из нас есть такие области.
И…
Если поискать причин…
То вдруг можно обнаружить тот момент, когда отвернуло от области этой.
И там будет что-то. Какая-то ситуация, в которой…
Есть негативный опыт. Возможно — наказание за ошибку (так или иначе, в некой форме мы потерпели какую-то неудачу и были наказаны. Боль. Огорчение. И сразу за этим — решение: всё, я больше никогда! Ну раз это причиняет боль?).
А если чуть перед этим взглянуть…
Ошибка?
А что было не понято?
Слово? Слова! Какие?
Работа тяжкая. И кажется нереальной.
Но там будут эти слова, запутавшие расчёты и зафиксировавшие опрометчивое решение.
Вот такая фигня.
Так появляется неспособность.
Ребёнок орёт одну единственную вещь в момент наказания: я не знал! И это правда.
Он что-то не понял.
И это — слово.
И слово было у Бога
И слово было Бог…
Там так.
А я говорю, в связи вот с этой всей фигнёй…
В начале было слово… Не понято.
Если сказать «непонятно» и разобраться… Исследовать… Понять…
То можно увернуться от удара физической вселенной.
А если понять полностью, то энергию вселенной можно использовать для безболезненного создания.
Путь нелёгок.
Но первым мы уже шли.
И… так и не нашли Бога.
Лишь боль от столкновений с физической вселенной.
Второй путь, я думаю… Кроме прочего выводит не только на должный уровень безопасности, но заодно и является путём к Богу.
Создателю.
Чтобы понять Создателя нужно быть (стать) создателем.
Всё просто.
:)
Кстати, как Ваша… отрицательная способность прыгать в воду?
Справились?
:)
Естественно. Только зачем его понимать?
Пусть занимается своими делами. А человек — своими.
Ну, а если человеку неймется (из категории «хочу все знать»), пусть занимается стремлением к богу на досуге. Одна из категорий развития личности в православном христианстве — обОжение. Высшая категория нравственного развития, кстати (их всего пять). Вот на досуге, помолившись, и пусть человек стремится себе на здоровье.
А ведь солдаты с обеих сторон всегда верят в Бога.
И молятся.
И…
Нарушают законы Бога, которые запрещают разрушать себе подобных, которые запрещают разрушать и порабощать души других…
Как так?
Может быть… Не тем способом верят? Или не в то?
Или, настолько отдалившись от Бога (пусть он там занимается своими делами, а мы тут сами...), они уже и не верят?
Во что они верят?
Вот то-то.
А Бог в стороне.
Подумайте об этом.
А понимать его надо, потому что Вы никогда не будете взаимодействовать с той областью (человеком, объектом, явлением), которое не понимаете.
Вы будете избегать контактов с этим.
Приведите себе примеры.
Было такое?
Kubometr-Viktoras, вы действительно нарушили правила сайта и перешли на личность.
Что касается вашего замечания:
Любое высказывание, по умолчанию является частным мнением, даже если автор слов не делает этого отступления. То есть все что объясняет Гроссмейстер — является его мнением. Он имеет право его высказывать, даже если кто-то с ним не согласен. Естественно при этом не оскорбляя собеседников.
А если кто-то не согласен, любой может с ним поспорить и высказать свою точку зрения на тему. Переходить на личность собеседника при этом нет нужды.
Ведь вы же замечательно пояснили свою точку зрения в комментарии выше. Без оскорбления, просто высказали мнение.
Будем вам очень благодарны, если вы воздержитесь от подобных нарушений в дальнейшем. Надеемся на понимания.
А чего терпеть не могу — это когда «довлеют» «нелицеприятные» «пользователи». И уже в звуковом формате ударения: «по средам», «обеспечение», «торты», «мусоропроводы», «включит», «свёкла», «щавель», «клала» (про «звонит» и «украинский» не буду)…
Потому что привык, что «пользовать» — врачевать, лечить.
Ещё — эксплуатировать!))
В сексуальном плане тоже.)
мои любимые ошибки, видимо, зависят от фазы Луны))) как перемкнёт иногда, диву даюсь, как я могла так накосячить.
НАПРИМЕР
недавно попалось мне в одном редакторском блоге, что при оформлении прямой речи слова автора НЕ ВСЕГДА начинаются со строчной буквы! вот здесь, к примеру:
«Хочу петь в хоре!» — воскликнула Светлана. — всё верно.
но
«Хочу петь в хоре!» — Надела яркую косынку и отправилась в Дом культуры. — тоже всё верно.
то есть если слова автора обозначают уже ДРУГОЕ действие, не относящееся к произнесённой фразе, начинать их надо с прописной буквы.
я так впечатлилась, что в следующем своём рассказе напхала этих прописных к месту и не к месту, во что меня справедливо потом и натыкали носом. И я сидела и поражалась, как Я могла так тупо налажать. Прям стыдно. Даже в углу минуту постояла.
Но, кстати, в первых попавшихся под руку справочниках и на той же Грамоте я это правило не нашла. Вот и верь после этого редакторам)))
Главное моё проклятье — знаки препинания, которые, пока влёт пишешь, сыпятся сами и помогают отразить динамику. А потом начинаешь проверять и зависаешь — вот не нужна тут запятая, но она как маленькая кочечка на болоте для следующего шага. Оставлю. Потом от читателей — по ушам. Тирешечки эти с дефисками перепутываются.
Пироженку хочется.пользуясь случаем, поблагодарю вас за неустанную работу по исправлению ошибок в текстах! я сперва думала, вы — учитель русского и литературы)))
Розенталь: «Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы».
Я действительно учитель. Математики.
Но русскова языка надо знать!
как легко я раздаю несуществующие плюшки))))
Вы их не ищите, Вы их вычисляете!!!
:)))
Вас жестоко обманули. Но не в грамматике.
Редакторы чётко ловят такие моменты и при проверке рукописей перед изданием заставляют авторов исправлять подобные косяки. Я такой этап проходил.) Это связано со стилистикой и культурой письма.
В приведённой вами фразе действительно описательная часть не относится к прямой речи. Поэтому редакторы сразу же отделяют её. Это будет выглядеть так:
— Хочу петь в хоре!
Она надела яркую косынку и отправилась к Коровьеву.
Или:
«Хочу петь в хоре! » — подумала она, надела яркую косынку и т. д.
Верьте мне, это так.
И лучшая от Вас оценка вот эта:
"…. Чтение так увлекло, что я перестала видеть ошибки. ".
Вы когда мне такое написали под «Ранетками», я прям… воспарил.
Спасибо! :))
Тс-с-с…
Люди с таким подходом имеют перспективы понять то, что они измеряют.
А то, что сегодня входит в «философию»… как в «науку»…
Это пипец, мистер Казус.
Я не против философии, прошу меня понять.
Должно быть хоть что-то, пока ничего не ясно с определённостью.
А в математике…
Кстати, знаете ли Вы, что тот, кто хорошо понимает геометрию (а это некоторым образом часть математики — одно из её направлений исследований), тот очень хорошо понимает эту вселённую? А значит, и некоторым образом понимает жизнь?
Как Вам такое заявление от меня? :))
вот читаю и есть такой момент неприятный: авторы пишут «вполне логично здесь поставить точку». а я смотрю их пример и вижу, что нифига не логично(((
Я вижу, что бегу, так сказать. И все видят. Поэтому так и есть. Ага, как же.
Дяденька Казус, дорогой Вы мой человек… Почему исследователи (разных времён и разных способов исследований) должны непременно друг друга опровергать?
Кто это придумал?
:))
Да они все одно и то же описывают: Мироздание.
Вы не думали, что все они в чём-то могут быть правы? И просто каждый описывает часть Мироздания?
Ни у кого из них ведь нет абсолютного единственного права на Истину. Но одновременно, они все приблизились к ней, только с разных сторон. Как Вам идея?
Там дело не в грамотности, а в медицине. Болезнь есть такая — маразм называется. Глянул на картинку, и всё ясно сразу.
Жаль, что в кино так не бывает. По афишам не видно. Как в случае с режиссёром Германом-старшим, который снял маразматический фильм «Трудно быть Богом», изгадив книгу дерьмом.
Нужно было не читать этот рассказ. Я не стал.
Хотите издаться — делайте так, как редакторы требуют. Тем более, в нынешнее, тяжёлое для печати время. И никуда от этого не деться. Это просто совет.
Я в Альфа-книге тоже попытался поумничать — мне там быстро рога обломали.)
А мой короткий стишок, написанный гекзаметром (он нужен был по стилистике романа) вообще сами переделали в прозу под видом «стих о том, как». На мой вопрос — а зачем? они ответили: гекзаметр сложен для читательского восприятия.
Вот так и живём.
Там всё ок.
:)
Картинка как бэ… Визитная карточка, как и обложка.
А судя по картинке, там внутри хня.
:)
«Почему Иванова все не любят?» – размышлял Василий, и сам себе отвечал: – «Да потому, что ябеда он!»
Всегда была уверена, что кавычки должны быть только в начале и в конце, а в середине — нет.
Это что, мне вот наслаждаться текстами мешает кривожопая структура рассказа. Как только я понимаю, что мне сейчас вместо нормального текста огрызков и картонок на лопате накидают, сразу становится неинтересно.
так часто вижу на БС «троеточие», причем и у опытных авторов((( но вдаваться в споры не хочется, я и не лезу, но — МНОГОТОЧИЕ же!
медаль РОЗЫнталя.
Если фраза окончена — то да, как после обычной точки следующее предложение с прописной.
Но если многоточие — пауза в речи персонажа или даже в словах автора, и стоит посреди неоконченной фразы, то дальше со строчной)))
Ссылку на Грамоту же можно дать?
Многоточие на Грамоте
До сих пор никак не выучу черезчур или чересчур, прийти или придти, ещё что-то там…
И мы ведь не обязаны терпеть, ведь верно?
Многоуважаемые АДМИНЫ!
Я прошу забанить вон того пассажира сроком на месяц.
Он жёстко перешёл на личности.
Являясь участником нашего клуба, я требую защиты.
Вот эти все намёки на ущербность, комплексы (фетиши, ролевые игры… С дедушкой своим сравнивает… ) и т. д.
Этот потребитель обсуждает не идеи, а автора идеи. Говорит уничижительно, называет высказывания глупостью и пытается принизить и обесценить. При этом никаких свои точек зрения он не сообщает.
Примите меры пожалуйста.
Бан на месяц, иначе я буду вынужден ответить.