Светлана Ледовская

Портрет Елены Праховой кисти Виктора Васнецова

  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
Портрет Елены Праховой кисти Виктора Васнецова

Портрет Елены Праховой, дочери историка искусства и художественного критика, профессора Адриана Прахова, Виктор Васнецов написал в 1894 году в Киеве, в период работы над украшением Владимирского собора. Этот художник никогда не писал заказных портретов. Делал это только для близких, дорогих или интересных ему людей. Вывод напрашивается сам собой — Елена или, как её называли в ближнем кругу, Лёлечка, была ему дорога.

Впервые портрет Елены Праховой был представлен на персональной выставке Виктора Васнецова в Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1899 году. В 1927 году он был приобретён у наследников профессора и оказался в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Портрет Елены Праховой

Виктор Васнецов изображает свою модель у открытого рояля, фоном служат восточные ковры — и за спиной, и под ногами. Левой рукой девушка слегка касается клавиш, словно извлекая нежные звуки, наполняющие комнату таинственной атмосферой.

Интерьер, в котором изображена Прахова, свидетельствует о занятии её отца. Тут и бронзовый пятисвечник, и чёрный ларец, богато инкрустированный перламутровым растительным орнаментом и старинный ковёр…

«Портрет, написанный Васнецовым, многозначен и наполнен вполне читаемыми символами. Жест руки (лёгкое касание клавиш рояля) был необходим, дабы подчеркнуть „преображение“ музыкой действительности. За её спиной — огромный бронзовый пятисвечник, напоминающий те, что украшали синагоги. Чередование вертикалей глубокого синего цвета и золотистых арок создает впечатление храмовой торжественности. Ковёр, которым устлан пол, напоминает восточный намазлык для совершения молитв. С другой стороны, сочетание орнаментальности арок и диковинных цветов напольного покрытия ближе к интерьерам викторианского стиля», — так скажут о картине современники художника. А его коллега по творческому цеху и несостоявшийся жених Праховой Михаил Нестеров назовёт её лучшей работой Васнецова.

Мастерица

Художник познакомился с дочерью Прахова — идеолога создания Владимирского собора в Киеве, после того, как получил предложение участвовать в росписи этого храма и переехал туда на постоянное место жительства.

Позже он напишет о первой встрече следующее: «Напротив Праховой [матери] за самоваром сидела, разливая чай, девушка лет шестнадцати-семнадцати, тоже некрасивая, худенькая, на редкость привлекательная. Это была старшая дочь Праховых Лёля. Она как-то просто, как давно-давно знакомая, усадила меня около себя, предложила чаю, и я сразу и навсегда в этом шалом доме стал чувствовать себя легко и приятно. Леля, благодаря своему милому такту или особому уменью и навыку обращаться в большом обществе с людьми разными, всех покоряла своей доброй воле и была общей любимицей».

Кстати, сама Елена была искусной мастерицей вышивки. По эскизу Виктора Васнецова она вышила плащаницу для Владимирского собора. В августе 1896 года, в ходе освящения храма с участием царской семьи, она была представлена императору Николаю II и получила восторженные отзывы.

А ещё она серьёзно занималась музыкой и великолепно исполняла произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Листа. В 1892 году, послушав её игру, Виктор Васнецов остался под таким впечатлением, что потом написал ей: «Вашей музыкальной энергией и решительностью просто поражён… Надеюсь, что все препятствия будут побеждены и Ваша энергия не остынет, несмотря на все охлаждающие обстоятельства… После тяжких работ в соборе будем, наконец, отдыхать в области звуков».

Святая Варвара

Елена Прахова стала душой художников, эдакой Прекрасной дамой. Её многие желали выбрать в качестве модели… Васнецов позже использовал её образ для «Царевны Несмеяны». Сохранился её портрет работы Александра Мурашко. Знакомые черты Праховой можно увидеть и в «Царевне-лебедь» Михаила Врубеля.

А несостоявшийся жених, молодой художник Михаил Нестеров рисовал с Лёли «Святую Варвару» в росписи собора в Киеве. Однако сходство святой и девушки оказалось столь велико, что одна из высокопоставленных киевских дам заявила: «Не могу же я молиться на Лёлю Прахову!».

В итоге Нестерову пришлось изменить позу и лицо святой, что его очень огорчило. «Голова св. Варвары… была ненавистна киевским дамам, и они добились, чтобы меня вынудили её переписать. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку… Конечно, голова Варвары после этого потеряла то, что меня в ней радовало. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора», — напишет он в своих воспоминаниях.

Позже Михаил Нестеров напишет картину «Чудо», которую представит в 1898 году на «Выставке русских и финляндских художников», организованной Сергеем Дягилевым. Мюнхенское художественное общество «Secession» возьмёт её на свою выставку, затем картина с успехом будет демонстрироваться в Дюссельдорфе и на Всемирной выставке в Париже, где получит серебряную медаль. Но Нестеров продолжит работать над этой картиной в течение 27 лет и в итоге, как это не странно, уничтожит. От неё уцелели лишь фигура юноши и голова Варвары.

Вот такая история о девушке Елене-Лёлечке Праховой, на образ которой отказались молиться киевские дамы.

Фотография Елены Праховой
портрет елены праховой
В. Васнецов. Портрет Елены Праховой. 1894 г. ГТГ
портрет елены праховой
М. Нестеров. Эскиз для Святой Варвары
В. Васнецов. «Царевна-Несмеяна».
М.Врубель «Царевна-лебедь»
портрет елены праховой
«Святая Варвара» во Владимирском соборе
+9
13:20
781
11:57
Всегда с большим удовольствием читаю ваши блоги. Спасибо rose
12:07
+1
и вам спасибо!
00:02
+1
Я вообще предлагаю автора этих блогов поместить в особую категорию на главной странице. Независимо от набранных плюсиков. Чтобы эти блоги висели всегда. С таким упорством просвещать человечество — миссионерство. И это хорошо. Жаль только, что автор зациклилась на русском изобразительном искусстве. Мир гораздо больше. И слово «искусство» — хотя и славянское, все равно не определяет это понятие как чисто наше достояние. Как бы этого не хотелось.
00:09
+1
Вроде бы речь целенаправленно о работах и авторах Третьяковки.
00:23
+1
Нет. Вы просто не в курсе. Автор не один год пишет блоги ТОЛЬКО о русском изобразительном искусстве.
00:31
+1
Вспомнился по этому поводу анекдот:
Петька спрашивает Чапаева:
— Василий Иванович, а ты смог бы отлюбить, скажем, украинку?
— Смог бы.
— А молдаванку?
— Смог бы.
— А к примеру, француженку или англичанку?
— Нет, Петька.
— А чего так?
— Языков-то я не знаю…
18:22
+1
Можно смеяться?
18:53
вы верно все поняли. я пишу только о работах, которые можно увидеть в Третьяковке.
18:56
+1
Небольшое уточнение. Я пишу только о тех картинах, которые есть в Государственной Третьяковской галерее. Так сказать, следую правилу Павла Михиайловича: берегите галерею и будеет все здоровы. Это, конечно шутка, но там настолько много всего нам не ведомого, что, как говорится, писать-не переписать.
19:45
00:19
+1
поместить в особую категорию

Тогда и Саню Пертуева в колумнисты! Ему упорства не занимать)
00:26 (отредактировано)
Не, его нужно поместить в кунсткамеру
российской поэзии. Всё равно уважуха. Не каждый туда попадёт.)
00:37
Я с вами абсолютно солидарен, автор этих блогов достоин особого места. Блоги очень познавательны, и с моей точки зрения, очень профессиональны. Достойны внимания. Говорю как увлечённый человек. Пытаюсь рисовать, по этому углубился не только в технику, но и в суть, в философию этой деятельности. Очень интересно.
18:22 (отредактировано)
+1
спасибо огромное за столь высокую оценку своего труда!
18:22
+1
Прошу понять меня правильно — для того чтобы писать, надо эти картины видеть, так сказать, почувствовать их энергетику. Вот, например, картина «Осада Пскова Стефаном Баторием», которую Александр Бенуа назвал самой неудачной картиной Карла Брюллова. Специально ездила в Третьяковку. В итоге оказалось, что мое мнение не совпадает с мнением искусствоведа. Это, конечно, не «Последний день Помпеи», где реально создается эффект присутствия, но все равно написано гениально. Жаль, что работу не оценили по достоинству при жизни автора. Или «Аленушка» Васнецова. Чтобы прочувствовать эту работу, посетила Абрамцево. Согласитесь, в Лувр или галерею Уффици не наездишься. А Третьяковка — она тут, рядом. Поехал и прочувствовал.
18:48 (отредактировано)
Согласна.
Куинджи в принципе на репродукциях — не то.

А итальянские мастера часто висят там где задумано — в соборах или палаццо и это совсем другое ощущение.
18:52
И не только Куинджи. Та же «Неизвестная» Ивана Крамского. На репродукциях, даже самых хороших, просто красивая женщина, а в галерее — целая история! БЫть может даже, в чем-то трагичная. Лично мне всегда кажется, что героиня за внешней горделивостью с трудом сдерживает слезы.
19:01
Насколько я понимаю, она — кокотка, обычно в таких историях полно трагедии.
20:35
в тот-то и дело, что никто не знает, кем была эта женщина. Художник создал тайну на века.
19:51 (отредактировано)
Специально ездила в Третьяковку.

Согласитесь, в Лувр или галерею Уффици не наездишься. А Третьяковка — она тут, рядом.

Рядом есть ещё много чего в той же Москве. Да и Питер недалеко, в принципе. Там не галерея Уффици, но Екатерина не зря деньги тратила, скупая картины по всей Европе, в частности — галерею канцлера Брюля (600 картин голландцев, испанцев, итальянцев и т.д.).
Да бог с ней. Я понял вашу заинтересованность русской живописью. В любом случае — бог вам в помощь. Это искренне.
Замечательно интересно! Спасибо за блог!
18:43
+1
а вам сасибо за все, что вы делаете!
Загрузка...
Ольга Силаева