Портрет Елены Праховой кисти Виктора Васнецова
Портрет Елены Праховой, дочери историка искусства и художественного критика, профессора Адриана Прахова, Виктор Васнецов написал в 1894 году в Киеве, в период работы над украшением Владимирского собора. Этот художник никогда не писал заказных портретов. Делал это только для близких, дорогих или интересных ему людей. Вывод напрашивается сам собой — Елена или, как её называли в ближнем кругу, Лёлечка, была ему дорога.
Впервые портрет Елены Праховой был представлен на персональной выставке Виктора Васнецова в Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1899 году. В 1927 году он был приобретён у наследников профессора и оказался в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Портрет Елены Праховой
Виктор Васнецов изображает свою модель у открытого рояля, фоном служат восточные ковры — и за спиной, и под ногами. Левой рукой девушка слегка касается клавиш, словно извлекая нежные звуки, наполняющие комнату таинственной атмосферой.
Интерьер, в котором изображена Прахова, свидетельствует о занятии её отца. Тут и бронзовый пятисвечник, и чёрный ларец, богато инкрустированный перламутровым растительным орнаментом и старинный ковёр…
«Портрет, написанный Васнецовым, многозначен и наполнен вполне читаемыми символами. Жест руки (лёгкое касание клавиш рояля) был необходим, дабы подчеркнуть „преображение“ музыкой действительности. За её спиной — огромный бронзовый пятисвечник, напоминающий те, что украшали синагоги. Чередование вертикалей глубокого синего цвета и золотистых арок создает впечатление храмовой торжественности. Ковёр, которым устлан пол, напоминает восточный намазлык для совершения молитв. С другой стороны, сочетание орнаментальности арок и диковинных цветов напольного покрытия ближе к интерьерам викторианского стиля», — так скажут о картине современники художника. А его коллега по творческому цеху и несостоявшийся жених Праховой Михаил Нестеров назовёт её лучшей работой Васнецова.
Мастерица
Художник познакомился с дочерью Прахова — идеолога создания Владимирского собора в Киеве, после того, как получил предложение участвовать в росписи этого храма и переехал туда на постоянное место жительства.
Позже он напишет о первой встрече следующее: «Напротив Праховой [матери] за самоваром сидела, разливая чай, девушка лет шестнадцати-семнадцати, тоже некрасивая, худенькая, на редкость привлекательная. Это была старшая дочь Праховых Лёля. Она как-то просто, как давно-давно знакомая, усадила меня около себя, предложила чаю, и я сразу и навсегда в этом шалом доме стал чувствовать себя легко и приятно. Леля, благодаря своему милому такту или особому уменью и навыку обращаться в большом обществе с людьми разными, всех покоряла своей доброй воле и была общей любимицей».
Кстати, сама Елена была искусной мастерицей вышивки. По эскизу Виктора Васнецова она вышила плащаницу для Владимирского собора. В августе 1896 года, в ходе освящения храма с участием царской семьи, она была представлена императору Николаю II и получила восторженные отзывы.
А ещё она серьёзно занималась музыкой и великолепно исполняла произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Листа. В 1892 году, послушав её игру, Виктор Васнецов остался под таким впечатлением, что потом написал ей: «Вашей музыкальной энергией и решительностью просто поражён… Надеюсь, что все препятствия будут побеждены и Ваша энергия не остынет, несмотря на все охлаждающие обстоятельства… После тяжких работ в соборе будем, наконец, отдыхать в области звуков».
Святая Варвара
Елена Прахова стала душой художников, эдакой Прекрасной дамой. Её многие желали выбрать в качестве модели… Васнецов позже использовал её образ для «Царевны Несмеяны». Сохранился её портрет работы Александра Мурашко. Знакомые черты Праховой можно увидеть и в «Царевне-лебедь» Михаила Врубеля.
А несостоявшийся жених, молодой художник Михаил Нестеров рисовал с Лёли «Святую Варвару» в росписи собора в Киеве. Однако сходство святой и девушки оказалось столь велико, что одна из высокопоставленных киевских дам заявила: «Не могу же я молиться на Лёлю Прахову!».
В итоге Нестерову пришлось изменить позу и лицо святой, что его очень огорчило. «Голова св. Варвары… была ненавистна киевским дамам, и они добились, чтобы меня вынудили её переписать. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку… Конечно, голова Варвары после этого потеряла то, что меня в ней радовало. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора», — напишет он в своих воспоминаниях.
Позже Михаил Нестеров напишет картину «Чудо», которую представит в 1898 году на «Выставке русских и финляндских художников», организованной Сергеем Дягилевым. Мюнхенское художественное общество «Secession» возьмёт её на свою выставку, затем картина с успехом будет демонстрироваться в Дюссельдорфе и на Всемирной выставке в Париже, где получит серебряную медаль. Но Нестеров продолжит работать над этой картиной в течение 27 лет и в итоге, как это не странно, уничтожит. От неё уцелели лишь фигура юноши и голова Варвары.
Вот такая история о девушке Елене-Лёлечке Праховой, на образ которой отказались молиться киевские дамы.
Петька спрашивает Чапаева:
— Василий Иванович, а ты смог бы отлюбить, скажем, украинку?
— Смог бы.
— А молдаванку?
— Смог бы.
— А к примеру, француженку или англичанку?
— Нет, Петька.
— А чего так?
— Языков-то я не знаю…
Тогда и Саню Пертуева в колумнисты! Ему упорства не занимать)
российской поэзии. Всё равно уважуха. Не каждый туда попадёт.)
Куинджи в принципе на репродукциях — не то.
А итальянские мастера часто висят там где задумано — в соборах или палаццо и это совсем другое ощущение.
Рядом есть ещё много чего в той же Москве. Да и Питер недалеко, в принципе. Там не галерея Уффици, но Екатерина не зря деньги тратила, скупая картины по всей Европе, в частности — галерею канцлера Брюля (600 картин голландцев, испанцев, итальянцев и т.д.).
Да бог с ней. Я понял вашу заинтересованность русской живописью. В любом случае — бог вам в помощь. Это искренне.