«Княжий суд» — малоизвестная картина Сурикова

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
«Княжий суд» — малоизвестная картина Сурикова

Картина «Княжий суд» — малоизвестная работа Василия Сурикова с выдуманным, бытовым сюжетом о жизни в Древней Руси. Это одно из первых его исторических полотен, написанное ещё за год до окончания Академии художеств. Он только начинал писать на исторические темы и делал это довольно неуверенно, но в картине 1874 года есть драматизм, интересные типажи и колористика, много достоверных деталей — всё то, что позже сделает Сурикова великим…

Действие происходит в великокняжеской, скорее всего, домонгольской Руси. На картине изображена бытовая сцена, не имеющая особого значения для истории, однако несомненно важная для всех, кто принимал в ней участие. Князь и духовное лицо высокого сана, составляющие центр композиции, судят простолюдинов, их вердикт зачитывает священник, который стоит чуть ниже справа.

Почему художник стал разрабатывать именно эту тему — неизвестно. Неизвестно и в каком городе князь творит расправу над своими поданными. Однако мы знаем, что к работе над «Княжьим судом» он готовился. В августе 1873 года Василий Суриков отправился в поездку в Минусинский край и сделал там ряд акварелей, на которых изобразил минусинских татар, их одежду, быт, каменных идолов и т.д.

Князь и княжий двор

На картине изображён внутренний вид княжеского двора. Слева можно увидеть открытые высокие деревянные ворота. На въезде в двор стоит примитивная повозка с полотняным навесом наподобие арбы. На повозке, устланной травой, лежит девушка, подперев голову руками. Вокруг толпится народ.

В центре картины крыльцо, которое служит помостом для деревянного княжеского трона. На нём восседает старый князь с окладистой бородой. На князе серо-голубая одежда с белыми рукавами, поверх которой надет алый узорный плащ «корзно», шапка с тёмной меховой опушкой и ярко-красные сапоги. Лица князя не видно, оно находится в тени. Но пряди седых волос, длинная белая борода и торжественная осанка придают ему почтенный, величественный вид. На руке, кстати, блестит круглое обручальное кольцо.

По правую руку от князя стоит черноволосый маленький княжич. Скорее всего, мальчика взяли учится княжить, но ему пока это всё неинтересно. Ребёнок переглядывается со сверстниками — девочкой со светлой косицей и мальчиком, которые стоят перед крыльцом.

Слева, в стороне от князя, в роскошной ложе восседает молодая княгиня с верной служанкой. У неё на голове корона, напоминающая короны византийских цариц: золотой венец с крупными самоцветами и нитями жемчуга у висков. На женщине дорогая тёмно-золотистая одежда. Она явно нерусская, о чём свидетельствует её смуглое лицо и чёрные брови. Ложа княгини украшена розовым ковриком. В тон ему верх террасы, отделанный зубцами.

Скорее всего художник хотел изобразить сцену из жизни Киевской Руси вскоре после принятия христианства. Если эта версия верна, то в образе князя можно предположить Владимира, крестителя Руси, а в княгине — «порфирородную» сестру византийских императоров Анну.

Христиане или ещё язычники?

Над головой князя реют две хоругви — жёлтая и розовая, одна из них с изображением Спаса. Вывод напрашивается сам собой — на Руси уже принято христианство. Хотя язычество ещё крепко — не зря же террасу украшает голова оленя. Но новая религия активно вытесняет старую.

Об этом, прежде всего, свидетельствует присутствие представителей духовенства. На лестнице княжеского терема стоит высокий горбоносый чернец, читающий свиток. Возможно он прибыл из Византии или Корсуни в числе других монахов-греков, крестивших Русь.

Рядом с князем в мантии и клобуке, опираясь на посох, стоит представитель высшего духовенства, скорее всего, епископ, назначенный русскому княжеству из Византийской патриархии. Перед ним большая церковная книга в ярком переплёте. Слева от него монах, нагнувшись с крыльца, что-то говорит окружающим, подняв руку с перстосложением.

Княжий суд

Во княжьем дворе толпятся дружинники и простой люд в крестьянской одежде. Их облик как раз и говорит о том, что Русь ещё не отказалась от язычества.

Можно предположить, что Василий Суриков постарался передать тот переломный период, когда княжеская власть с помощью церкви и новой религии устанавливает новые порядки. Из истории известно, что в то время княжьи суды особенно строго карали за убийство, конокрадство, многоженство, поджоги и т. д.

А кого же судят? Перед крыльцом князя видны две группы, разделённые небольшим пространством. В центре левой группы стоящая на коленях женщина в тёмной одежде. Она низко бьёт челом князю. Скорее всего это истица и она пришла на суд вместе со своими детьми: девочкой и мальчиком лет шести. Этот ребёнок изображён в центре картины, прямо напротив князя. Мальчик стоит спиной к зрителю. Его голова независимо поднята, нога смело выставлена вперёд. Словом, не взирая на то, что видеть князя ему приходится не часто, ведёт он себя без намёка на робость.

Ответчик, полуобнажённый воин, который на фоне других моделей выписан более тщательно, выглядит колоритно. Густые чёрные волосы, остриженные «в кружок» и длинные тёмные усы при бритом подбородке напоминают внешность полудиких воинов князя Святослава. Он вооружён луком и большим расписным колчаном. В ухе блестит золотая серьга, на пальце — обручальное кольцо.

Лицом он повёрнут к истице, а между ним и князем можно увидеть женщину с маленьким ребёнком на руках и с другим, который держится за подол матери. Создаётся впечатление, что она пытается заслонить мужа от гнева князя.

Может быть, эта женщина с маленькими детьми — вторая жена воинственного мужчины, а жаловаться на него князю пришла первая жена, которая надеется, что тяжба решится в её пользу. Как известно, церковь в то время активно внедряла моногамию и преследовала за многожёнство, хотя сам князь Владимир до принятия христианства имел целый гарем из жён.

Сходная ситуация

Если продолжить рассматривать картину, то слева у крыльца мы увидим румяного щёголя с пышными кудрями. Внешне он кажется равнодушным, но руки, которые перебирают кушак рубахи, выдают волнение. Ещё бы! С двух сторон от него тоже стоят две женщины, искоса поглядывающие друг на друга. А вдруг, поддавшись порыву, кому-нибудь из них придёт в голову пожаловаться на него князю, да прямо сейчас? Вот будет дел…

Сурикову мастерски удалось сопоставить эти два образа — воина-варвара, обитателя степей, и избалованного отрока. Ну а если говорить откровенно, то не все фигуры на этой картине выглядят равноценно. Например, старец и гусляр, что рядом с воином, нарисованы явно слабовато. По крупному счёту, композиции картины недостает внутренней собранности.

И всё же при всех недостатках и небрежности в написании отдельных персонажей «Княжий суд» имеет большие достоинства.

В чём ценность картины «Княжий суд»?

Это, конечно, ещё не успех, но уже начало. У Василия Сурикова только зародилась композиционная идея, но довольно скоро она с блеском реализуется в другом его полотне — «Утро стрелецкой казни», которое принесёт художнику славу. Там тоже будет суд, только царский и куда более жестокий.

Искусствоведы обычно говорят, что важность «Княжьего суда» заключается в том, что полотно стало одной из ранних попыток изобразить жизнь и быт русского народа. Потом были другие воплощения, выполненные куда более сильно. Чего только стоит его «Боярыня Морозова»!

Пока талант молодого Сурикова ещё не раскрыт полностью, но вместе с тем, считают критики, эта картина смотрится более убедительно, чем исторические композиции русского художника итальянского происхождения Фёдора Бруни, верного хранителя академических канонов в сюжетах из русской истории.

Интерес к истории

Если быть более точным, то первой картиной, написанной Суриковым на историческую тему, всё-таки считается «Убийство Димитрия Самозванца» 1870 года. К сожалению, работа до нас не дошла. Поэтому чаще первой работой называют «Княжий суд», созданный в 1874 году. Кстати, полагают, что идею заняться исторической живописью Сурикову подсказал художник Павел Чистяков. Если это так, то коллега по творческому цеху не ошибся, указав ему верное направление.

В том же году Суриков создал рисунки «Клеопатра» и «Юлий Цезарь» и картины «Пир Валтасара» и «Милосердный самарянин», где достиг больших успехов в выполнении типично академических заданий. Потом из-под его кисти выйдут великие творения и о несколько слабой работе «Княжий суд» просто забудут.

Однако это полотно, которое хранится в Государственной Третьяковской галерее, занимает важное место в творчестве Сурикова. Оно интересно тем, что будущий великий мастер исторической живописи впервые пробует свои силы на материале исторического прошлого России. А ещё тем, что ищет свой подход в разработке новых для него задач.

+7
17:05
625
15:44
Спасибо, очень познавательно. С нетерпением жду ваши блоги rose
19:20
благодарю!
Спасибо за блог! Очень интересно! Я не знал про эту работу Сурикова.
10:20
ее мало кто знает
Загрузка...
Анна Неделина №1