Владимир Чернявский

В первый раз на Кавказ. Начало пути

0+
  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
В первый раз на Кавказ. Начало пути

Для меня всё началось неожиданно и как-то само собой, совершенно случайно. На глаза попалось неброское черно-белое объявление «Походы на Кавказ». В холе родного физического факультета, где вывешиваются расписания и всякая всячина для студентов, начиная с предложений работы и заканчивая небольшой колонкой анекдотов, я увидела его. Мне всегда нравились горы. Да я обожала горы! Но на расстоянии, по фотографиям, с морского побережья Крыма, или глядя из окна проезжающего поезда. Тащиться на своих двоих несколько дней, ночуя в палатке, вместо номера отеля, да еще в компании незнакомых мне людей… И в голову не приходило! Да я в принципе никогда в жизни в палатке не ночевала! Но взгляд зацепился за знакомую фамилию под объявлением, и мелькнула мысль: «Было бы круто…». Когда вселенная чего-то хочет, она готова настойчиво лупить вас по голове. Я по жизни не общительный человек. Крайне. Поэтому вероятность того, что я бы взяла трубку и позвонила…Нуууу, не то, чтобы ноль, но стремилась к этому. И вот университет, закрытый всю первую половину на тестирование, не открывается в положенные 14.00, и даже в 14.30, так что в 15.00 возле входа собирается знатная толпа, а на расстоянии вытянутой руки оказывается… конечно, Стас! Разве можно было не спросить про поход?

И вот я собираю рюкзак, чтобы идти в горы. На неделю. Решение, надо признаться, далось мне не так, чтобы бездумно. Я сначала согласилась, потом отказалась, потом согласилась. Кажется, эта итерация повторилась еще раз. А потом Стас, слава богу, купил билеты, и я перестала бегать по кругу.

7ое августа. Сборы закончены. Вокзал. Поезд. Наша команда из трех человек – Стас, Андрей и я – катим к нашим приключениям. И первое, что мы сделали… мы пошли в вагон-ресторан. Не, ну а что? Дальше нас ждала только каша и тушенка) А некоторых только каша)

И все же в поезде два дня мы не только бездельничали. Мы готовились. Научились вязать основную обвязку, записали телефон МЧС, изучили карту запланированного маршрута.

Вот он, кстати: от поселка Эльбрус вдоль реки Баскан до Тырнауза, затем через перевал Сакашиль нижний и вдоль р. Кестанты. Пройтись радиально до перевала Сарын, а затем вернуться назад и дальше к перевалу Устур. Спуститься вдоль р. Джугунсу, прогуляться по перевалу Джунсу и вдоль реки Чегем, любуясь на Чегемские водопады, добраться до поселка Хуштосырт на восьмой день. Хороший план.

Дальше мы прочитали методические материалы по переходу перевалов Сакашиль нижний и Устур, предусмотрительно распечатанные Стасом. Вообще говоря, довольно интересно, но смысл прочитанного мне, топавшей по горам впервые, по-настоящему стал понятен только в процессе. Но будем считать, что знания на подкорке закрепились и помогли.

Ну, а самое главное, мы сыграли десять партий в преферанс, в очко и на бильярде в тысячу. В общем, Стас сказал, что мы готовы)


Первый день – 9ого августа.

В Минводы прибыли в шесть утра и уже в семь любовались из машины такси на белеющий вдали Эльбрус. Над кабардино-балкарскими полями и садами он иногда казался парящим в воздухе миражом.

Но с каждым километром все явственнее и выше становились горы вокруг нас. 

К сердцу Кавказа мы все-таки не заехали и на Эльбрус вблизи не посмотрели. Стас предусмотрительно решил заранее подсократить маршрут и начать наш путь из Тырнауза. А вот в поселок Нейтрино мы не заскочить не могли. Хоть и пришлось для этого сделать крюк, да еще и взбираться по лестнице на высоту двадцатиэтажного дома. Где-то здесь, глубоко под землей располагаются нейтринные детекторы.

А вот, наконец, Тырнауз. Можно сказать, наш старт.

Вид с окраины. Начали мы движение вдоль реки Герхожансу по правому (орографически левому) берегу, но так как удобного пути с возвышенности не наблюдалось, решили вернуться, перейти реку по мосту и двигаться далее по левому (орографически правому) берегу. Вот там, где видна дорога

По дороге дошли до бывших селезаградительных сооружений

Несколько лет назад стихия победила, снеся со своего пути все преграды и ловушки, в которые ее пытались поймать. А ведь эта, кажущаяся такой воздушной, решетка – огромная железобетонная конструкция, которую трудно назвать пушинкой. Сметена и разбита. Только груда обломков, как свидетельство тщетности и ничтожности человеческих усилий, рассыпана на левом берегу.

Очутившись за бывшими селезаградительными сооружениями, уверенно можно было сказать, что мы покинули город. Дорога потихоньку начала чахнуть, затягиваться травой, пока не побежали, забирая вверх, узкие скотогонные тропы.

И, собственно говоря, их, троп, созидатели и хозяева тут как тут:

Горы вокруг – чьи-то пастбища, частная территория. Попадаются покосившиеся, сделанные из чего-попало заграждения. Стоит будка дневка-ночевка то ли для пастухов, то ли охранников. Протянут шланг, отводя какой-то мелкий ручеек в сторону.

В первый день мы остановились довольно рано, часа в четыре. Место было подходящим и удобным во всех смыслах. И палатку поставить, и вода рядышком есть, и сухие ветки поломанных деревьев – дрова для костра. И вид красивый.

Несмотря на то, что мы специально поднялись повыше, отходя от следов человеческой цивилизации, мы оказались в гостях. Вокруг вроде ни души, а тут, ррраз, откуда ни возьмись мальчишка-охранник. Вот же ж, горцы. Представился Исламом и неуверенно на нас посматривал, не зная, что делать. А у нас уже палатка стоит. Сниматься и уходить не хочется. Ребята – Андрей или Стас, вот не помню точно!– побеседовали с землевладельцем по телефону.

Люди оказались очень доброжелательными и гостеприимными, и хозяин, лично приехав, даже притащил нам бадью айрана. Вот она, около костра:

Кстати, весьма вкусно. Что-то среднее между густой-густой ряженкой и йогуртом без подсластителей.

Исламу мы были крайне интересны, и, даже после того как хозяин уехал, он продолжал крутиться вокруг нас. А на утро привел своего друга посмотреть на чудо-чудное и диво-дивное. Мы угостили их чаем с сушками. Андрей непринужденно с ними общался, легко находя темы для разговора. Очень здорово! Было интересно увидеть кусочек этого мира глазами его жителей.

В конце дня, как обычно и бывает, от большого количества кислорода и долгой прогулки, непривыкший еще мозг сказал: «Ну все, перебор,» – и разболелся. Выпив таблетку от головы, я рухнула в палатке, стараясь не шевелиться, и отключилась до утра.

+13
13:54
620
17:08
+5
А это нынче? Мы походу по датам немного только не пересеклись. Были во второй половине августа на Эльбрусе. Теперь не покидает мысль, что мне надо на вершину.


18:23
+2
Да, свеженькие впечатления с 8 по 16 августа)
Судя фоткам, вы и так были где-то высокоооо! Так близко к снегу мы не подходили.
18:28
+2
3800. Без подготовки там уже заметно. Через 15 минут голова начала кружиться слегка. Нужна акклиматизация.
18:33
У нас максимум был 3081 — перевал Сакашиль Нижний. На этой высоте еще абсолютно нормально. Но об этом будет завтра)
19:05
+2
оч классно thumbsup
19:09
+2
О да! Спасибо) Но самое-самое захватывающее еще впереди))
19:14
+2
уже даже решиться на вот это все — классно. Хвала Стасу. Ну ждем тогда.)
20:25
+2
Я помню каким был Тырныауз в советские годы. Огромный горноперерабатывающий комбинат. Там я впервые услышала слово «молибден» (до сих пор помню). Почти все горожане работали на комбинате, город рос, развивался. Потом всё зачахло, оказалось, что покупать металл за границей выгоднее. Эх! Теперь уже не восстановить, всё разрушено и распродано.
21:03
+2
Да, к сожалению. Нам водитель говорил, пока иы ехали, что люди уезжают, работы нет. На фото не видно, но многоэтажки, которые справа (одна из них наполовину на фото) вообще не жилые. Окон нет. Целое здание, видно, что построено давно, если не в советское время, то где-нибудь в 90е, а не заселено. Странно даже.
Загрузка...
Светлана Ледовская