Светлана Ледовская №2

О Викторе Драгунском замолвлю я слово...

16+
  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
О Викторе Драгунском замолвлю я слово...

Недавно слушала лекцию одной интересной дамы от литературы. Она разбирала темы построения сюжетов и гармонии текста. Делала анализы произведений современных писателей, и, что немного меня удивило, обратилась к детальной критике писателей-классиков. И все бы ничего, но, взяв за основу известного детского литератора Виктора Драгунского, она методично предложение за предложением, разбирала язык его рассказов. Довольно едко высмеивая писательский стиль, дама упорно несла в аудиторию мысль о том, что в наше время дети не разговаривают тем языком, который описывает Драгунский. Она заменяла его фразы и предложения на более современные, и, по правде говоря, такие вариации с текстом заставляли меня временами поджимать пальцы на ногах от неудобства за эту писательницу.

Честно говоря, эта точка зрения изумила меня. Ходила под впечатлением несколько дней, переживала за писателя, рассказы которого с удовольствием читала в детстве.
А затем, не выдержав, нашла биографию Виктора Юзефовича. Каким же разносторонне талантливым был этот человек! Какой огромный след оставил не только в литературе: он играл в театре, кино, работал в цирке. Писал фельетоны, юморески, придумывал интермедии, эстрадные монологи. Сочинял тексты для песен, по мотивам его рассказов сняты известные детские советские фильмы. Создал и возглавил самостоятельную труппу внутри театра. Писал не только для детей, но и для взрослых.

Нежно любил своих детей и именно один из сыновей стал прототипом "Денискиных рассказов". И распространенное мнение о том, что на детях гениев природа отдыхает, в его семье совершенно не подтвердилось. Все трое детей унаследовали литературный талант отца и писали не для себя, а приобрели известность в этой области и завоевали признание.

Виктор Юзефович современник той эпохи, когда язык общения был все же более грамотным и не столь вольным, как сейчас. Да и почему писатель вообще должен создавать произведения в угоду принятым современным жаргонам и популярным словечкам? Почему уровень литературной культуры должен опускаться, а не поднимать читателя на более высокие ступени развития?

Дама перешла на рассказ о собственных произведениях, приводила их в пример. А я все сидела и переживала за человека, который в свое время стал литературным авторитетом, а в наше... Образцом для критики языка, которым не надо писать рассказы. Грустно.
+11
00:15
946
05:16
+2
Она заменяла его фразы и предложения на более современные,
Ужас какой!
«Имя, сестра! Имя!!!»))) Очень прошу, скажите, кто? Это эта… умница.
09:57
+2
Ох, не буду уж говорить об её имени, пусть это останется с ней quietВ этом случае надеюсь на одно, чтобы это имя не вошло в «имя им легион»(((
13:35 (отредактировано)
+1
И совершенно напрасно. Она что с вами по секрету поделилась?))) Ведь нет. Я просто немного читаю современных писательниц и, конечно, мне интересно. Вдруг, знакома с творчеством.
18:06
+1
Нет, конечно, не по секрету)) Просто я не хочу сеять какую-то неприязнь, ни к кому. И главное, что мне важно было: я была удивлена и не совсем понимала, к чему она все это говорила. И почему обращалась к признанному писателю, который, кстати, на её обвинения не сможет ответить никогда. А ещё подумалось мне: может быть это я только так воспринимаю, может быть я и правда, отстала от остальных. Хотя по мне — я уж как-нибудь в отстающих останусь, но с Драгунским, чем с современными, но с такими, как эта дама laughДа и если уж совсем честно, я не помню её фамилии, ужас выветрил его из моей головы wonderlaughЭто мне нужно искать где-то в своих бумагах, чтобы вспомнить laugh
18:11
+1
а это потому что интернет — такое дело, каждый может о себе заявить, а раньше прислушивались только к экспертному мнению, теперь же каждый суслик агроном. И личное мнение подменяет профессиональное. Мне в таких случаях вспоминается Республика ШКИД. Где проходимец пел с ними частушки вместо стихов) Дешевый популизм)
05:26
+2
Я читала детям Драгунского. Детям разных возрастов от 5 до 14. Читала на занятиях и со сцены. Получала самую непосредственную реакцию, самый открытый эмоциональный отклик. Дети любят Драгунского, любят Носова, Родари, Пушкина. Немного прохладнее встречается Одоевский, там действительно нужен настрой на «путешествие» во времени языка, полного церемонных оформлений мысли при общении. Но и его потом слушают завороженно. Кстати, мне его Табакерку читать сегодня в 11))) Но вы меня поразили.
Некой способностью человека выставить себя… той самой без стеснения.
09:25
+3
Читателю нравятся в первую очередь сюжет и герои. «Чёрная курица» Погорельского до сих пор нравится. Хотя там сложный язык и другая эпоха.
Если текст перенасыщен сленгом и приметами времени, его лет через 20 надо будет читать со словарём.
Классикой как раз универсальные вещи становятся. Те, где автор не гонится за современностью.
Читала племянницам Драгунского, Носова, рассказы Зощенко про Лёлю и Миньку. Им всё было понятно и интересно. У них те же проблемы, что у героев.
Если брать более современные тексты, то тот же Гарри Поттер не гонится за временем. Там все термины относятся к волшебному миру и поясняются в тексте.
Так что, лекция той дамы не более, чем попытка самоутвердиться.
Комментарий удален
10:06
+1
Я даже не сомневаюсь, что детям нравятся и Драгунский и все те замечательнейшие писатели, которых вы перечислили thumbsupОни вне времени и созданы так, что на них откликается детское сердце. Что ж до этой женщины, я так и не смогла вместить в себя понимание — зачем было ей это было нужно делать.
10:18
+1
Ох-ох, писала-писала вам ответ и случайно удалила ((( Вы знаете, я ничуть не сомневаюсь, в том, что и Драгунский, и Пушкин, и Родари нравятся детям. Они вне времени и созданы так, что достучатся до детского сердца в любую эпоху. Это моё мнение. Что же до того, что я вас поразила sorryПоверьте, и я была шокирована до глубины души (((
10:22
+1
Категорически согласна с вами! thumbsupПриятно встретить человека, близкого по духу. Тоже считаю, что классика универсальна! Гарри Поттера, кстати, нежно люблю и ничуть не стесняюсь этого laugh
Возможно, она, действительно, хотела утвердиться, но почему за счёт писателя — классика? Вот что мне непонятно…
13:39
+1
Есть не очень умные люди, у которых потенциала хватает лишь на то, чтобы разрушить до основания. Этап «а затем» у них не наступает. Кстати, мне как-то попалась книжица не самого Николая Носова, а тоже какого-то Носова. Может, потомка. Какие-то продолжения приключений Незнайки. Так вот ее вообще читать невозможно. И дело не в глупом сюжете даже. А именно в дурацкой манере повествования. Это нечитабельно. Как плохой перевод.
14:21
+1
Кстати, по поводу Черной курицы. В детстве не могла я примириться с этой историей. Все у меня внутри восставало. Потом, уже взрослой, думалось, что книга эта не то, чтоб не для детей. А скорее дети тогда взрослее были. Другие им жизнь задачи ставила. Вещь гениальная. И психологически глубокая, и какая-то одновременно и масонская, и библейская.
Случай у меня с ней был. Подкинули нам на день юную француженку, лет десяти. В семье они по русски говорят, с общением проблем не было, скорее с поведением. Ребенок вольный, чтоб за ручку по Москве ходить, вроде как большая уже, а в долгий переход прямо волнительно, она, как коза, бредет куда-то в своих мыслях. А нам что-то долговато пришлось переход ногами совершить. Вот давай я ей эту Черную курицу пересказывать. Ну, а что еще? Девочка не маленькая простые сказки слушать не будет, а что посерьезнее — это ж близко к тексту не расскажешь, читать надо. А тут вроде как получается. Смотрю, идет рядом, слушает внимательно, до конца. Только кончили, а она мне, тетяВика, давай еще раз. Я смеюсь, говорю, Ань, да что ж там слушать по два раза. Ну, куда деваться.
В итоге, еще перед сном повторяли, и как-то раз звонила из городу Парижу с той же просьбой. А мне всегда казалось, детям это тяжело и больно все назидательности и поучительности.
14:50
+1
Отличная история!
Мне в Чёрной курице всегда нравилась атмосфера и герои и бесила эта назидательность.
Но я уже понимала, что в старых книжках для детей обязательно должна быть мораль. Сейчас с этим легче. Мораль так прямо не озвучивается. Авторы перестали считать, что ребёнок не поймёт, если ему не сказать в лоб и не повторить раза 3.
А так да, чуть сместить акценты и это будет вполне взрослая история.
Ещё и то нравится, что чудеса здесь не сахарные, и финал не счастливый. Погорельский к своему читателю вполне серьезно относится. А морализаторство скорее всего навязал издатель. Книга же детская
18:08
+1
Ох, как я зачитывалась Незнайкой в своё время, практически, настольной, если так можно выразиться, в детстве книгой был этот Незнайка laugh
18:11
Ух, ты, какая интересная девочка smileОчень интересно, что ей понравилось, потому как я, например, этой самой Чёрной курицы боялась, она произвела на меня тяжёлое впечатление. А девочка ваша, видимо, что-то другое в ней услышала))
18:14
+1
У них вообще немного охранительная система в образовании. не напрягают глубиной. А ей не хватает, видимо. Мечтает жить в России)
18:14
+1
Да, согласна, в старых книжках морали уделялось большое внимание и зачастую ей придавали весьма выпуклую форму. Ну чтобы точно никто не проглядел)))
18:27
+1
Ага, понятно, хорошая девочка, молодец! Если хочет глубины в образовании и мышлении))
19:57
При этом у него очень взрослые тексты. Там столько всего не для детей…
19:58
Да, например, про соревнование по плаванию
20:35
Да, согласна! И взрослому многое почерпнуть можно. Мудрости, например.
Комментарий удален
10:13
Есть ещё народные сказки. Там веками всё проверено и каждая фраза отточена. Практически, формула, а не текст. Как их можно осовременить? Они от этого просто рассыпаются.
Можно написать своё произведение на их основе, можно сделать деконструкцию. Но это другой жанр.
10:25
И здесь соглашусь с вами! Это уже фольклорная классика. Есть некие мерила в литературе, которые и составляют систему нравственных ценностей.
10:29
+1
Ну, понятно, что дама пиарится, без этого сейчас никто не обходится, конкуренция, знаете ли-с…
Но не вижу никаких проблем. Мало ли чем там какой-то человек увлекался и прославился, и что его произведения нравились каким-то отдельным детям. У людей разного возраста действительно разное восприятие, а главное — интересы, поэтому тексты для них пишут по разному. Однако понятие аудитории по возрасту появилось не так давно. Раньше деления не делали, в итоге детей до тошниловки пичкали по-взрослому глубокими, банально неинтересными текстами. И не имеет значения, что там присутствовали дети или животные — вообще не в этом дело. Никакие авторские таланты не спасут, если читателю попросту скучно все эти изыски читать.
Я не осилил «Белый Бим черное ухо», «Кондуит и Швамбранию», и даже сейчас не хочу это перечитывать. Януш Корчак — прекраснейший человек, заслуг не меряно, буквально герой — ну и чо? «Кайтусь-чародей» мало того, что показался мне каким-то топорным и примитивным по стилю, еще и выбесил одним эпизодом.
Личность автора вообще не влияет на то, насколько он читабелен для детей. А уж детей из разных эпох — и подавно.
11:20 (отредактировано)
+1
Спасибо большое за ваше внимание и мнение smileЯ вообще с большим удовольствием знакомлюсь с мнением людей читающих и разбирающихся в теме! thumbsupМне было очень интересно вас выслушать! Просто у каждого своя точка зрения. Я лишь высказала свою)) Мне, правда, было удивительно её слушать))
13:21
+1
Драгунского не читал. Но экранизации его произведений видел. Талантливый человек.
Моё детство прошло вместе с Носовым. Тоже замечательный автор. Когда вышли «Денискины рассказы» я уже Дюма и Верна шпарил. И Драгунского читать было поздно.
Да, и Белого Бима осиливать не стал, как и Андро. На фиг нужно лишний раз соплями умываться?
А вот «Кондуит и Швамбранию» читал. Но если честно — со скрипом. Другое дело — Шкида и «Два капитана». Насколько увлекательнее написано. Сразу видно — зануда автор или нет.)
18:18
Спасибо за ваше внимание и мнение thumbsupДа, вот об этом и хотела сказать: человек был талантливый, и книги его имели определённое положительное воздействие на читательское сознание детей. Ох, «Два капитана» — это вещь! thumbsupОдна из моих любимых, из тех, что были зачитаны мной до мелких дырочек laugh
14:37
+2
А меня мама подсадила на книги Драгунским. На день рождение подарила его сборник «Фантазеры». Она педагог и сыграла на моем любопытстве. Начинала читать рассказ, на середине заканчивала и уходила на работу. Я оставалась одна дома закрытая, ещё в школу не ходила. Очень хотелось узнать что дальше. Вот и научилась читать. А потом уже все пошло по накатанной колее. Библиотека (сама туда пошла и записалась), где ставили в очередь за популярными книгами. Чтения по ночам под одеялом с фонариком. Любовь к Драгунскому осталась на всю жизнь. А пиар на отрицании — это не ново. И не пройдет. Видите, вы даже сами стесняетесь назвать её имя. Дети, главные читатели Драгунского, в восторге от его рассказов даже сейчас, несмотря на то " что в наше время дети не разговаривают тем языком, который описывает Драгунский".
18:22
А это точно Драгунский? У Носова Фантазеры. У Драгунского тоже есть?
18:26
Я тоже знаю у Носова только))
18:27
В любом случае, классика детской литературы. Вот, кстати, именно диалогами и лепится эта живость характеров.
18:28
+1
Согласна! thumbsup
19:39
Да, да. Я ошиблась. Конечно «Денискины рассказы». Потом были «Фантазеры» и «Незнайка». Ой как стыдно. Надо же так перепутать.
19:40
+1
Вообще ничего стыдного нет.
19:44
Да ну что вы! Все нормально же, ничего стыдного unknownВсе в порядке smile
18:22
Вот какая молодец ваша мама! Здорово! )))Настоящий педагог, ненавязчиво и мастерски сумела привить вам любовь и интерес к чтению. Моё восхищение thumbsupДа, пиариться на отрицании — частое и популярное явление, согласна
20:06 (отредактировано)
+1
Мне было скучно в том возрасте, когда должно было быть актуально.

Но в целом для меня этот случай больше говорит о двух вещах:
— Разбирать по предложениям текст и докапываться можно хоть у Бунина. Толку с этого никакого, что у Бунина, что на конкурсе, что в примерах у Норы Галь (и можете меня за это бить, вот кого читать невозможно из-за совершенно тяжеловесной речи на фоне современников). Разбор по предложениям и замена слов не помогают в оценке общего стиля.
— О том, что читают дети, у взрослых совершенно превратное представление. То есть конечно все знают, но как будто мозг не включают в этот момент, иначе бы было понимание, что детская литература полна архаики, переводов столетней и двухсотлетней давности, адаптации историй многосотлетней давности. И детям норм, чего дёргаться.

который в свое время стал литературным авторитетом

Ну не святым же. Да я и святого бы раскритиковала, не постеснялась.
Авторитет не делает человека неподотчётным, некритикуемым, неоспоримым. Критиковать, анализировать и деконструировать — полезно и важно, а то идолище получается, а не опора для литературы.

когда язык общения был все же более грамотным и не столь вольным, как сейчас

Раааньше было лучше, а вот сейчаааас то уже не тооо…
Мы о каком языке сейчас?))
20:32
+1
Подождите, ну а в чем смысл критиковать, если это образец? Тут действительно, поучиться бы. А если еще и править при этом… Ну, это некая разновидность глупости, на мой взгляд: давайте я, звать никак, классику укажу, как надо. Ага)))
20:41
Ну мне не кажется, что есть какие-то особенные тексты, которые можно критиковать, а те, которые нельзя. И что вот сначааала нужно добиться, а потом мнение иметь. И уж «классик» вообще не категория.

То есть вплолне вероятно, что конкретная барышня и дура, но сам принцип тут не при чём.
20:49
И уж «классик» вообще не категория.
а))) ну ладно, че))) Нет так нет))) Вот только вроде и рынок вам — все дороги открыты. И цензуры нет. И конкурсов до фигищи. И Премии. И в книжном завалы каких-то разрисованных книжных куч. А детям так ведь из современного почитать и нечего. Чтоб история была, чтоб язык художественный, чтоб типажи и характеры. Ну… критикуйте, че))
20:58 (отредактировано)
Да вроде читают и современное, у меня проблемы с этим не было, по крайне мере, я активно читала и сказки, и современные книги в детстве.

В любом случае я также могу сказать — в школе сплошных классиков читают, детям перечитывают то же, что и читали в детстве, кого на улице не спроси — так Пушкин наше всё, Достоевский с Толстым столпы!
И видно, видно сразу в широких массах и культурный уровень, и тонкие чувства, и любовь к ближнему, и совесть, ага. Весь год наблюдаю.

По мне так с поддержки и отделения неприкосновенных авторитетов и начинаются проблемы. И не литературные, к сожалению.
Если бы тезис был о несостоятельности критики, у меня вопроса бы не стояло. А все свелось к тому что оооо, человечище, авторитет.

Ну такое.
Смейтесь, коли весело.
21:26 (отредактировано)
Подождите. Я так-то «классики» в широком смысле имела в виду. Классики детской литературы, а не три кита массового восприятия школьной программы. А при чем тут, простите, литература и то, что вы наблюдете весь год. Пушкин, что ли, виноват? Или Достоевский обязан всех научить совести? Странно мне это видеть, извините.
Ну вот читаю прямо сейчас Достоевского Карамазовых. Ну при всем уважении к современникам (их я тоже читаю и премированных, и растиражированных). Ну нет у них этого погружения в личность героя. Ведь читаешь и просто диву даешься, насколько точно психологически ситуация прописана. Мотивации, реакции, предпосылки, развитие… Ну вот, пожалуй, только Сенчин в этом плане меня так же зацепил в Елтышевых. Остальное рядом с Достоевским просто неживое, либо поверхностное, умозрительное. Поэтому, да, человечище, умище, талантище. А вообще, восхищаться, по-моему, это хорошо. Уметь оценить, поразиться.
По-моему проблемы начинаются, когда человек путает собственное недопонимание с критикой.
20:36
О вечном)))
20:42
Вечного языка нет.
11:06 (отредактировано)
+2
Дама просто впала в крайность, почувствовав сладость «власти» крытика, но забыв заглянуть в глубины поднятого ей же вопроса…
11:19
+2
Отлично сказано: кратко и по сути thumbsupСпасибо за замечательный комментарий))
Загрузка...