Что в имени тебе моём, или Несколько слов об именах персонажей.
Приветствую, коллеги!
К вопросу об использовании разных вариантов имён в тексте. Дискуссия была в комментариях под рассказом Аркадия Рэма "Рома рекрут" и там Виктория уже всё основное сказала, но можно ещё порассуждать.
Итак, имя – это такая же эмоционально-психологическая характеристика героя, как внешность, манеры, характер. Вот давайте виртуально встанем на улице и отловим пятерых Романов.
Роман Игоревич, Роман, Рома, Ромка, Ромочка. Выстроим их перед собой.
Не сомневаюсь, что вы без труда нарисуете себе их портреты. Ну, например.
Роман Игоревич – директор или старший менеджер чего-нибудь, солидный мужчина лет сорока.
Роман – мужчина лет двадцати пяти, например, айтишник, с небольшой бородкой.
Рома – молодой парень, возможно, студент, весёлый, немного расхлябанный, с рюкзаком и в кедах.
Ромка – школьник, с хитринкой в глазах, с оторванной пуговицей на куртке и моделью робота в рюкзаке.
Ромочка – тут немного сложно, но мне представился этакий сердцеед… или стилист с тонким голосом и мягкими движениями.
Они ведь все разные, правильно? Чувствуете? Можно ли заменить одного на другого?
И да, и нет - в зависимости от контекста, от ситуации. И, как мне кажется, в подавляющем большинстве случаев только в речи, в глазах других людей. А так просто – скорее нет. Например.
Можно ли при описании серьёзного производственного совещания вдруг Романа Игоревича заменить на Ромку? Конечно, нет, вы сразу почувствуете фальшь. А вот если Роман Игоревич после тяжелого рабочего дня в банке поедет в баню встречаться со старыми друзьями, где они все – мужики в простынях, с бородами и пивными кружками – сплошные Серёги, Кирюхи, Петьки и Михалычи – то, в этой ситуации он таки станет хитроватым Ромкой со своими дружескими подначками. Так будут называть его окружающие и так изменится его представляемый читателю образ. А после бани он приедет домой, где его встретит жена, назовёт Ромой, скажет – нам лучше развестись, и… может быть, он станет Ромой и для читателя, как человек, открывшийся нам новой гранью своей личности, новой эмоционально-психологической характеристикой.
И таки в этот момент он перестанет быть комплектом из Ромки и Романа Игоревича – потому что он уже другой, включающий их, но не исчерпывающийся ими.
Именно поэтому довольно трудно (для меня, по крайней мере) подобрать герою имя. Ян непохож на Алексея, Иннокентий на Бориса, и все вместе они не похожи на Роберта, Артура, Джо, Махатму, Абдуллу, Пьера, Фёдора, Лешека, Юкио и Кима. Они все разные у меня в голове. Хотя, казалось бы – набор букв, ну что тут такого?
Может ли Лёша вломиться во вражеский блиндаж с автоматом и покосить всех одной очередью? Скорее, нет. А Лёха – скорее, да. Героиня идёт с Лёхой под ручку по тёмной улице и натыкается на компанию гопников. Лёха им наваляет, точняк. А Лёша? Тоже наваляет, интеллигентски поправив очочки – и героиня сильно удивится, да и читатель тоже. )))
Значит, от имени зависит, каких действий ждут от героя. Ну, тут я лукавлю, конечно, от описания героя в целом, но, ещё раз – имя, это такая же характеристика героя, как размер мускулатуры и коэффициент интеллекта.
Как варьировать имена в тексте, чтобы не было в каждой строчке Роман, Роман и Роман? Вводите другие характеристики персонажа.
К слову, ужасно не люблю в этом смысле замену «мужчина», прям воротит. Если вы уж назвали героя по имени, дали ему внешность, возраст, профессию, что-то ещё, то заменять его на максимально обезличенное мужчина – ну фу так делать. Возможно, это мои личные тараканы, ну, как есть.
Итак, допустим, персонаж мужчина. Виктория верно сказала, прежде всего – местоимения. Он. Во многих случаях и без местоимений можно обойтись. Просто предложения без подлежащего. «Он открыл дверь и вошёл в квартиру. Быстро прошёл по комнатам, отмечая беспорядок – такого
Далее прочие характеристики. Фамилия. Возраст, должность, профессия, внешность. Парень, мальчик, старик. Капитан, генерал, директор. Штурман, водитель, врач, дворник. Толстяк, здоровяк, лысый, рыжий, седой, бородач. Это уже, конечно, касается в основном второстепенных героев, но если у вас капитан Сергей Зотов, то вот уже три равноценных замены.
И обратите внимание – на планерке у шефа он Зотов, максимально собранный и серьёзный, а в легкой беседе с продавщицей ларька, где покупает сигареты – вполне себе расслабленный и юморной Сергей. Хотя здесь можно менять на ваш вкус, смотря как вы ощущаете образ героя.
Да, и рассказ от первого лица решает эту проблему почти однозначно. Я по-любому останется я. )))
PS: Да, и у нас тут могут быть по-меньшей мере три взгляда на героя. Как он сам о себе думает, как его видят другие (причем разные другие), и третий взгляд – иронический. Сам о себе он может думать, как взрослый и серьёзный Роман, для подчиненных – строгий Роман Игоревич, для любовницы он Ромочка – и в её глазах он действительно нелепый, неловкий и стесняющийся Ромочка, а для матери, например, навсегда Ромка.
А бывает, что и маленький Роман Игоревич напрудил в подгузник – но это, конечно, иронически.
Рекомендую в достойные и туда, где все советы друг другу по лит.части надо отправить
Всё правильно и точно.
Мартину Игоревичу — респект!))
Хороший блог. Нужный.
В финале рассказа, когда мы уже были довольно хорошо знакомы с главгером-балбесом, а его ещё капитально избили, швыряя по подземной парковке, я чуток приблизил парня к читателю, дав один раз определение «Ромка». Собственно, эта игра смыслов и вызвала поток комментов. ))
Буду иметь ввиду Ваши слова и мысли в будущем.
Соглашусь, они весьма близки. Так же, как и Рома и Ромка. Тогда мне показалось это несколько неоправданным, а три варианта — перебором, и сожалею, если вы уловили в моем комментарии какие-то менторские, указывающие ноты. Какого-то самомнения и диктата я не вкладывал.
Мы все здесь коллеги, все по разному пишущие, пробующие, экспериментирующие и т.д.
Поэтому — больше творчества, хорошего и разного!
litclubbs.ru/posts/4264-chto-v-imeni-tebe-moyom.html
Я даже с первого взгляда подумала, что мой старенький блог случайно опять высветился. Это я так, пользуйтесь на здоровье!
Спасибо, что обратили внимание, я поменяю, чтобы не путалось.