Об английских романистах
Книги - мой лучший релакс. Любимых авторов не так много, и они на удивление сильно разнятся между собой по жанрам, формам и стилю написания. Среди них чопорным особняком - английские романисты.
Чарльз Диккенс - любимый писатель королевы Виктории - с его "Оливером Твистом", зачитанным мною до мелких дырочек, стал первым английским писателем, которого я одолела ещё в подростковом возрасте. Перечитывала много раз, но настроение после этого бывало, скажем так, мрачноватым.
В глубокой юности никак не могла понять: как можно не умереть со скуки от книг Вальтера Скотта. Собрание его сочинений манило с полки количеством томов, обещая долгие часы книжного удовольствия. Но, начав читать, со вздохом откладывала каждый раз его в сторону - не шло. Более того, навевало беспросветное уныние. А ведь его "Айвенго" был любим и нежно обожаем мною! Затрудняюсь сказать, сколько раз перечитывала его, будучи еще подростком - не особенно привлекали благородные дамы и господа, но вызывала глубокое сочувствие и восхищение прекрасная еврейка Ревекка. А потом вдруг на фоне книжного голода, когда дома было прочитано все, что шелестело страницами, в очередной раз раскрыла первый том и... не остановилась, пока не дошла до последнего. Много позже ознакомилась с его биографией - интереснейший был человек. Весьма незаурядный, судьба Вальтера Скотта была трудной, но этот замечательный писатель оказался стойким оловянным солдатиком, видимо, благодаря несгибаемому шотландскому характеру.
Позже познакомилась со всеми сестрами Бронте. Популярная "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте - еще лет с 13-14 - была книгой, которую я периодически перечитывала. Затем стало интересно, как же писали остальные сестры. Несколько раз пыталась взять с наскока "Грозовой перевал" Эмилии Бронте. Куда там, с первых же строчек накрывало ощущение жуткой безнадежности. Но... Я справилась, с какой попытки уже и не помню. «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» Энн Бронте вызвали живой интерес, и их прочитала шустро и быстро.
Через некоторое время зависла на "Саге о Форсайтах" Джона Голсуорси - книга запомнилась мрачным послевкусием. Читать было интересно, но.... перечитывать уже не захотелось.
Уильям Теккерей с его "Ярмаркой тщеславия" вогнал в окончательное уныние. После чего, я долго с опаской смотрела в сторону полок с английскими романами.
А потом в мою книжно-обожательную жизнь с ироничной улыбкой вошла Джейн Остин и мгновенно примирила с тоскливым подчас английским занудством. Ее "Гордость и предубеждение" я перечитываю в особо смутные времена, когда хочется чуточку английской невозмутимости. Писательница Джейн сливается в один образ с главной героиней Элизабет Беннет, получая внешнее воплощение в актрисе Дженифер Эль из любимой киноверсии романа. Мне совсем не любовная история интересна: привлекает самодостаточность и спокойное достоинство героини.
Думаю, в нашу, местами слишком бурную эпоху, многим не помешала бы английская чопорность прошлых веков. Познакомилась потом с "Мэнсфилд-парком" - весёлого мало, но смогла перечитать несколько раз. Весьма знаете ли, успокоительно действовало, не хуже валерьянки на ночь. А вот "Эмма" почему-то совсем не зашла, не стала и дочитывать.
Слог изложения английской классической литературы не прост для нашего современного восприятия. Но вчитавшись и оценив однажды, навсегда остаешься его верным поклонником.
Я не одна)))) Ура!
Британцы, включая Киплинга, вообще как успокоительное. Что бы ни читал, все пронизано "… и это пройдет", а фамильный фарфор останется.