Андрей Лакро

Ольга Лагода — ученица и жена Ивана Шишкина

Ольга Лагода — ученица и жена Ивана Шишкина

Ольга Лагода — ученица и жена великого русского художника Ивана Шишкина была необычайно талантливой. Девушка стала одной из первых тридцати учениц, принятых в Императорскую Академию художеств. Вначале она посещала Академию в качестве вольнослушательницы, затем занималась в мастерской Шишкина, а потом и вовсе стала его женой…

Среди молодых художников Ольга Лагода выделялась своим талантом. Все отмечали необычность её рисунков, однако особенно нравились сделанные художников живописные этюды с натуры. Участвовала в академической выставке 1881 года. В 1881-1882 годах её работы экспонировались на Х-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок и Всероссийской выставке в Москве, где имела успех. Уже один тот факт, что на них обратил внимание Павел Третьяков и даже приобрёл полотна для своей коллекции, говорит сам за себя.

Ведущий художественный критик XIX века Владимир Стасов довольно высоко оценил её творчество: «Г-жа Лагода-Шишкина, ещё будучи ученицей знаменитого пейзажиста Шишкина, высказала большое и грациозное дарование; её картины „Этюд леса“ (1880) и „Тропинка“ (1881) обещали в ней замечательную пейзажистку, но, к несчастью, она скончалась в молодых годах, успев написать немного, но прекрасных, очень живописных видов русской природы».

«Девочка в траве»

Для картины «Девочка в траве» Ольга Лагода избирает мотив, характерный для своего учителя, художника Ивана Шишкина. Как известно, он любил писать пейзажи. Здесь, как на картинах мастера, можно увидеть высокие сосны, густой лес, лесная поляна… Всё, что так любил изображать Иван Иванович, и тем не менее, тут много своего, не присущего её учителю.

К примеру, молодая художница очень тщательно выписала цветы на переднем плане и смогла показать глубину пейзажа. Кроме того, она внесла в него фигурки крестьянских детишек, словно вырастающие в густой траве среди стеблей цветущей сныти…

Маленькая героиня одета в белую рубаху, красный сарафан и красный платок, который выделяется ярким пятном среди зелёной цветущей сныти. В руках девочка держит длинную палку, возможно с её помощью она пробиралась через густые заросли или же, в поисках грибов, поднимала высокую траву.

Рядом можно рассмотреть головку мальчика, сидящего в густой траве. Ребёнка практически не видно в высоких зарослях, лишь яркая одежда позволяет рассмотреть фигурку. Почему вдруг дети решили остановиться, остаётся лишь предполагать. Возможно, заплутали, а быть может устали и решили немного отдохнуть. Как говорится, вариантов много.

Не стоит быть специалистом, дабы сразу увидеть сходство с картинами знаменитого русского художника Ивана Шишкина. Высокие сосны, густой лес, лесная поляна… Всё, что так любил изображать Иван Иванович и тем не менее, тут много своего. К примеру, молодая художница очень тщательно выписала цветы на переднем плане и смогла показать глубину пейзажа, Опять же, она внесла в него фигурки людей, а её гениальный учитель предпочитал просто писать природу. Эту работу Ольги Лагоды-Шишкиной «Девочка в траве» вместе с картиной «Рожь» Павел Третьяков приобрёл вскоре после её кончины.

Ученица

Ольга Лагода была прекрасной рисовальщицей, о чем красноречиво свидетельствуют её необыкновенные работы. Обычно она рисовала то, что ей нравится — лес, цветы, поле… Но ей всё же требовалось учиться. Именно поэтому она и решила продолжить учёбу. Девушку сразу приметили в Академии, впрочем неудивительно. Её работы и верно были очень талантливы.

С 1877 года Ольга Лагода стала посещать так называемые менделеевские среды, в которых постоянно принимали участие Иван Крамской, Иван Шишкин, Николай Ярошенко и другие передвижники. Участники этих мероприятий активно обсуждали новости из мира искусства, давали отзывы на вновь выходящие художественные альбомы, беседовали, спорили. Кстати, Ольгу Ладогу можно смело назвать одной из первых русских женщин, которые в этот период стали активно заявлять о своем праве наряду с мужчинами активно участвовать в жизни общества.

Летом 1878 года Ольга Лагода поселилась на станции Сиверской, любимом месте Ивана Шишкина. Здесь она примкнула к кружку молодежи, сгруппировавшемуся вокруг художника и вместе с ним работавшему на этюдах. Молодежь трудилась увлеченно, буквально «наперегонки». Только Ольга Антоновна опережала всех. Как говорил сам Шишкин: у неё появилась «музыка карандаша».

Именно Иван Иванович помог ей не только овладеть профессиональными навыками, но и найти своё место в искусстве, определить тему, которая стала ей близка. В «Художественном журнале» за 1881 год (№8) о жанре Ольги Лагоды можно прочитать: «Жанр этот можно назвать пейзажем цветов и растений. Цветы и растения, так же, как и лес для Шишкина, служили главным мотивом, главной задачей художницы».

Жена

Венчание Ивана Ивановича Шишкина с дочерью действительного статского советник Ольгой Антоновной Лагодой состоялось 28 сентября 1880 года. Художник был счастлив. Наконец-то он после смерти своей первой жены Евгении вновь обрел своё счастье! Казалось, ничего не предвещало беды. В следующем году, 21 июня, у них родилась дочь Ксения, а через полтора месяца случилась беда. Молодая мама скончалась от перитонита… Художник жутко переживал и даже запил. От безумия спасло только одно: творчество.

Потом он напишет своему другу Г.А. Ознобишину: «От всей души благодарю за сочувствие – ты хоть далеко, но понял, какую утрату я понес: если бы знал ближе, что это был за человек – женщина, мать и вместе с тем талантливая художница, друг и товарищ. Можно себе представить, каково мое положение; потеряв такого драгоценного человека, я, как ни борюсь, как ни мужаюсь, но тоска и обида судьбы гнетет и давит меня. Боже, если бы ты видел её альбомы, рисунки, этюды, начатые картины, то бы пришел в неописанный восторг; ничего подобного ни мы когда-то, ни теперешние не могли и мечтать о том, что она сделала. Сердце замирает от боли…».

По счастью, рядом с Шишкиным оказались верные друзья. На помощь пришла родная сестра Ольги, Виктория, заменившая новорожденной девочке мать. Она жила в семье Шишкина до конца его дней, заботясь не только о племяннице, но и о самом художнике и его дочери Ксения от первого брака.

Память

Похоронили Ольгу Антоновну Лагоду (Шишкину) в селе Рождествено на берегу Оредежа. На мраморном памятнике, укоторый сохранился по сей день, можно прочитать надпись «Жена профессора Императорской Академии художеств Ольга Антоновна Шишкина, урожденная Лагода, родилась 3 апреля 1850 года, скончалась 25 июля 1881 года».

Иван Иванович в память о своей жене издал альбом с пятьюдесятью её работами, выполненными фототипией. А в 1899 году в Петербурге прошла мемориальная выставка произведений художницы, где кроме её работ, были представлены полотна самого Ивана Шишкина и его необычайно талантливого ученика, также рано покинувшего мира, Фёдора Васильева.

+4
16:30
884
09:20
Спасибо за столь интересную статью thumbsupКак жаль такую замечательную женщину, жаль, что ушла так рано, оставив крохотную дочь. Но прекрасно, что прожила такую яркую жизнь, успев состояться, как серьезная личность.
15:58
+1
для меня эта художница стала настоящим подарком. Необыкновенно талантливые и тонкие работы.
Загрузка...
Анна Неделина №1