Писательский марафон: день первый
Всем доброе утро!
Да-да, когда встал, тогда и утро. Писательские марафоны хорошо бежать не только заряженным ранним пташкам, но и трагически невыспавшимся совам.
Но лучше — выспавшимся, конечно.
Давайте пересчитаем бегущих:
- Аня Тэ
- marrtin
- Гроссмейстер
- HEADfield
- Тающий ветер
- птичка
- Соня Эль
- Lalter45
- Moreveter
- Хотеев Ярослав
- Тимур tminin Нигматов
- Чарли Гелнер
- Green_tea
- Мира
- Светлана Пожар
- Ива
- Алиса Горислав
- Gudrun_Pack
- Елена А
- Джек-Попрыгунчик
- Антураж
- Клара Рутт
- Kubometr-Viktoras
- Jacktok
- Алексей Ханыкин
- Мира Кузнецова
- Д. Федорович
- Satrap
- Ира Танина
- natalya.lapshina
- Inda
- Ingriton
- Rora
- Ирина Мягкая
Ну и я, конечно же. Итого 35 бегущих. Если я вас пропустила — скажите, внесу в список.
Бегут все: мальчики и девочки, грибы и деревья, пожары и ветры, кубометры и антуражи. Если вдруг появить желани стартовать с нами сегодня, достаточно написать в комментариях к этому блогу отчёт.
Не забывайте отчитываться и делиться впечатлениями о первом дне марафона. Напоминаю форму: ----/40000. Отчеты за понедельник принимаю до 12-00 по МСК вторника.
Пока я мирно дрыхла, кстати, два автора уже отчитались и даже выложили свои наработки: Ира Танина (6000, публикация Старый квартал) и Д. Федорович (11195 из 42195, публикация Мавка [27]). Поддержим товарищей лайками. И надо догонять!
Традиционно марафон мы бежим не просто так, а под глубокомысленные рассуждения ведущего. Этот марафон я решила посвятить органам чувств, и я уже как-нибудь выкручусь насчёт их количества.
Сегодняшняя тема — зрение!
Кушайте чернику, давайте глазам отдыхать по 10 минут после каждого часа за компьютером, читайте сидя и в правильной позе.
А с точки зрения (хах) писательского марафона я хотела бы поговорить о визуальных описаниях. Самый очевидный (хах-2) вид описаний, к которому прибегают практически все. Так как у многих при прочтении книги в голове разворачивается собственное видео, для захватывающего погружения не помешают яркие отправные точки.
Что я уяснила для себя про описания в целом:
- Описания замедляют темп повествования, это может быть полезно, а может быть ни к чему на конкретном отрезке текста.
- Читатели в описаниях нуждаются, но не слишком-то им благоволят, с них труднее начинать увлекательный рассказ.
- Зачастую описания можно отнести к экспозиции, и их желательно элегантно распихивать по сценам, а не вываливать кучей. Особенно в рассказе. В романе, так и быть, могут потерпеть пару страниц.
Для меня лично визуальные описания особенно интересны тем, что у меня нет визуального воображения как такового (есть такая аномалия восприятия, посмотрите «афантазия», в моем случае только зрительная). Визуальной памяти у меня тоже нет. Описываю я по такой схеме:
- В красивом месте разглядываю и фотографирую всё, что мне нравится.
- Запоминаю словами (!) как чего где было.
- Потом по этим словесным воспоминаниям пишу.
- Если у меня нет возможности использовать свой опыт, я ищу картинку в интернете и описываю её.
В помощь мне есть и другие «якори»: скажем, я помню и могу вообразить низкие ли потолки в помещении, не врежется ли героиня бедром в стул, протискиваясь между стеной и шкафом, насколько высок водопад, долго ли топать до леса. Поэтому с картинками в интернете выходит в общем-то хуже, они не передают ощущения пространства для меня.
Так как я выросла в семье визуалов, я достаточно скомпенсирована и умею решать проблемы с несовпадением мироощущения. К тому же мне доступны цвета и простые формы. Но если вы вдруг при чтении моего рассказа натолкнулись на странную пустоту или невозможность вообразить… что ж, вы попали на минутку в мой мир, а я накосячила, забыв про читательские нужды.
Что я уяснила про зрительные описания:
- Читателям интересно, как выглядят персонажи. Особенно это важно для романтических историй, конечно, но и в целом описание персонажа помогает более чётко сформировать картинку. Меня иногда спрашивают в комментариях, как выглядел персонаж, потому что я пренебрегаю описаниями.
- Списки в лоб «цвет глаз, цвет волос, рост, лицо» вызывают раздражение, хотя задачу свою выполняют.
- Чисто визуальных описаний недостаточно для создания действительно живой и затягивающей атмосферы, и об альтернативах мы поговорим в следующих блогах.
- Для создания пространства надо его сначала хорошенько представить себе, построить карту/схему, осознать, что происходит, одежду, обстановку. Иначе буду вылезать неопределённые «артист показывал какие-то фокусы», «сегодня она надела платье и обувь», «на ярмарке торговали всякой всячиной».
- Ибо ясное дело, что на ярмарке торговали! Если упомянуть фокусника, читатель сам поймёт, что были фокусы. А если дома, то сам поймёт, что у них были стены и крыши. Работа писателя – ёмко дать понять, что это были за крыши и фокусы, чтобы направить воображения читателя в нужную сторону и создать уникальную сцену.
- Описывать всё детально обычно излишне, желательно выделить яркие мазки, которые повлияют на атмосферу, смогут объяснить состояние персонажа (скажем, если в помещении темно – персонажу многое не видно), повлияют на развитие сюжета или раскроют внутренний мир героев, либо их социальный статус.
- И главное потом не забыть, что было темно, а героиня в кедах.
А как вы справляетесь с описаниями? Хорошо себе представляете место и героев? Пользуетесь ли картинками из интернета? Делаете ли акцент на деталях?
Да-да, яркие мазки, существенные и влияющие, причем ненавязчиво растыканные в подходящих местах, а не отдельным «списком в лоб», который читатель пробежит глазами и тут же забудет — в итоге персонаж так и не оживет. Хотя, опять же, зависит от стиля, выбранной манеры, задач… где-то наверняка можно и списком — но таким, который будет как раз не раздражать, а держать и подзадоривать интерес.
Афантазия, это ж надо. Картинками пользоваться не доводилось, пока писала лишь о том, что четко представляю. «Как справляетесь?» Не думаю, что справляюсь, читатель вечно что-то своё норовит увидеть в моих героях. Потому надо практиковаться.
Так что я с вами пробегусь. Даже если никуда и ни к чему хорошему не добегу, то хотя бы от чего-нибудь плохого побегаю.
Ну у активных писателей сайта я проблем с визуалом почти не видела, но на конкурсах меня часто огорчают длинные и при этом неопределённые описания.
Буквально встречала «у водоёма росли какие-то деревья»…
Я ни на что не претендую, но я как бы тоже заявлялся на пробег.
День первый прошел более менее хорошо.
Почти 6 тысяч знаков.
День первый +2.000 в копилочку и (никто не знает лучше меня) — это дофига, как много! Кое-чего в работу, но сегодня нещитовски мало.
… а вот формой /40.000 хочу пренебречь, ибо «денег таких в руках не держала и не видывала доселе» ©
34. 34! 34!!! Ну и толпа!
*сделала шаг в сторону, штоб не затоптали)
Вот кстати жду ваш текст))
+1.000 в утиль, но я буду считать и сгоревшие знаки)
Итак. +3.800/40.000
в копилке +2.800 из +5.500 предположительных знаков текста.
Завтра начинается рабочая неделя, но мы не сдаёмся.
Поэтому длинные подробные описания в произведениях мне ничего никогда не давали))
Я даже некоторое время думал, что так у всех, а писатели просто вредные, растягивают объём, как могут
У меня лайтовая версия, так как все остальные сенсорные ощущения я могу воспроизвести, а также вообразить цвета и формы, в том числе и буквы алфавита (это самая простая проверка — люди с полной виззуальной афантазией не могут сходу сказать, есть ли замкнутый круг в букве б).
Зато я, например, никогда не испытывала проблем с кастом сериалов, потому что понятия не имею как выглядели персонажи книг, не вижу в голове никакого «кино» при чтении, да и сны у меня состоят из потока концепций. Ну и при «представьте пляж» представляю солнце на ногах и шум волн))
О, ещё одни способ. Этот мне не встречался. У меня получается, хотя я начинаю прорисовывать буквы, будто от руки
Самый любопытный способ проверки, о котором я слышал, это представить что-то яркое, а другому человеку проверить, будут ли расширяться при этом зрачки. По идее у человека с хорошей фантазией — должны, но не знаю, насколько это правда. Звучит, как какой-то баг системы)
О да. Та же фигня. Как выглядят актёры, я ещё могу примерно вспомнить, и они успешно заменяют собой образы героев. Это даже удобно)
А в символах сколько, не считали?
Продолжайте. Очень интересно.))
Таким образом можно отчитываться?
Вы чертовски вовремя остановились)
но только отому что я владею немецким и этот ваш ужасный язык тоже понимаю XDD
(шутка, в ворде и так все ясно)
Идет хорошо. Написала две сцены. Пока тянет писать злодеев. Не знаю, почему.
Про визуальные описания. Нежно люблю писать внешность персонажей. Лица, фигуры, может быть, жесты и позы.
Не люблю и не умею описывать костюмы, интерьер и пейзажи. Когда читаю книгу, тоже чаще всего эти описания пролистываю.
Когда работала с редактором, мы все мозги друг другу вынесли. «Вы не даёте картинки. Ваш читатель не видит ничего!»
Про зрительное восприятие. Сцену в голове представляю картинками. Как кадр из фильма. Кто где стоит, кто что сказал, кто куда подошёл. Стараюсь не записывать сцену, если не вижу таких картинок. (Марафон- исключение)
Ну кстати.
Вот как раз мне все равно как описаны персонажи, у меня нет ни единого шанса представить это. Разве что запах. А вот с интерьером уже интереснее — комната может быть большой или маленькой, светлой или темной, заставленной или просторной. Одежда говорит о предпочтениях в цветах, об эпохе, об этикете, о социальном статусе. Это мне даёт пищу для понимани, овеществления мира.
Но да, надо писать.
11к отлично!
Прекрасный пост, кстати, очень полезный и познавательный!
Описания не так чтоб люблю (что читать, что писать), но когда они к месту — это хорошо. Тезисы у вас годные)) Спасибо!
Что то маловато вышло. Но на работе движ… и всю неделю ожидается срочняк. Эх, горе-печаль!
Я сегодня молодец!
И это даже не художка. Это наброски относительно идеи и смысла предстоящей работы, с некоторыми ключевыми моментами. И это не логлайн и не разбивка по сценам. Но понедельник — это вам не вторник, и уж точно не среда. Так что что-нибудь да добавится )
Несмотря на то, что это первый день, бежать было не трудно, потому как замысел рассказа на НФ-23 в общих чертах уже готов.
Визуализации, признаюсь, не уделяю достаточно внимания. Когда начинаю писать, в голове сразу создается стойкая картинка и мне почему-то кажется, что то же самое происходит и у читателя, хотя конечно у него совсем недостаточно исходных данных. Но буду потихоньку исправляться...))
Фуфырочка, спасибо за блог, очень познавательно и полезно, есть что взять на вооружение.
Всем легкого и плодотворного бега!
У меня то же самое))
С описаниями мест у меня проще. Я всегда вижу картинку происходящего в 3D. Читатели порой хвалят за хорошее «видео» происходящего. :)
А вот персов я стал подбирать в интернете, потому как моё воображение оказалось бедновато на харизматичные личности — я всё больше пытаюсь картонки клепать. Потому лучше полажу в сети и найду свой образ. Для романа собрал как-то целую коллекцию персонажей. Правда, в итоге, всё переколбасил в тексте. Никто не совпал с изначальной задумкой. :)
Детали. Да! Каждому персонажу нужна какая-то мелкая личная фишечка — или во внешности, или в мелкой моторике. Хотя с этим легко передавить. Стараюсь не увлекаться.
Буду догонять
С персонажами сложнее — не хочется скатываться в банальное, а описать так, чтобы самой понравилось, иногда сложно. Но, наверное, это действительно нужно.
Спасибо за статью про визуальные описания! Очень интересно и познавательно! И очень кстати! Потому что в рассказе столкнулась в первый раз с таким интересным феноменом — мне вообще не хочется описывать внешность героини! Даже легкими цепляющими деталями. Сама в шоке. Почему так? Чувствую ее прекрасно, общий эмоциональный образ держу, а вот внешность скрывается. Уже даже опрос провела, все говорят, что хотят иметь авторский вариант внешности, а не только свои фантазии. Хотя… вот сейчас начинаю понимать, почему так происходит! Героиня сама себя не хочет осознавать внешне, закрывается от этого. А я с ней мучайся!
Еще раз спасибо! Бежим дальше!
Собственно 5600 знаков появилось ради марафонских постов.
Тут-то бы конечно и успокоиться, но ведь висит три рассказа в долгах, так что приходится засчитывать именно художественные символы.
А это всего 5200. Пишем дальше.
Лиха беда начало. В голове есть концовка для рассказа на НФ, а вот начало не вижу совсем.
Потом на радостях схватилась за одно давнее начало и дописала к нему целых 2527/40000, неожиданно завернув сюжет совсем не туда, куда планировала развивать, задумывая рассказ.
А потом в мои вечерние творческие планы вмешался злой рок в образе Хариты Игнатьевны Огудаловой: «Мама, спаси, это на завтра, я тут ничего не понимаю!» И мы разбирались с этим до глубокой ночи. Так вот, это же как раз к нашему вопросу описаний. Заданная тема: Харита глазами других героев. Образ создан без всяких описаний: в диалогах (ну пьеса же) характер и внутренний мир героини раскрываются исчерпывающе. И подумалось (помимо того, что нынешним десятиклассникам «Бесприданница» караул как не понятна и чужда): если в пьесе, где одни только реплики, можно обойтись без всяких там описаний и создать яркий образ, то уж в рассказе, когда в арсенале сочинителя есть и диалоги, и авторские слова типа, скажем, «пылко вскричал Вася, томно закатив голубые глазки и надрывно теребя уголок белоснежного платочка, что торчал из нагрудного кармашка Васиного изящного пижмачка»…)))
Итого за первый день: 4573/40000.
ОтчитываюсьПризнаюсь:Вчера лёг в 8 вечера вместо любых возможных дел. Эта зима меня добивает. Перманентно хочу спать. Пока 0/40000.
Ну главное, что отчитались.
0 — 40 000.
Работа — зверь, медведь шатун практически. Как навалился… Но я его сегодня победю.
ЗЫ: Писал это в трамвае, выскочил на остановке с телефоном в руках, обнаружил, что потерял шапку. Ну ёж твою. ((((
Наверно положил на колени и не заметил, как упала. Хорошая была шапка, удобная. ((((
После слов «писал это в трамвае» ждала продолжения о пропущенной остановке. Но история вышла на новый виток))
Надеюсь, у вас там не очень холодно)
Мужик спас мальчика который тонул в реке, по первому льду.
публикация в СМИ, медаль МЧС, и все такое, шампанское, цветы.
Утром звонок в дверь. Мужик открывает. Там мадам, вся из себя.
— Это вы вчера спасли мальчика?
— Да, а что?
— А где его синяя шапочка?!?
Но по крайней мере мир тот, раз он нам пишет.
Если это не доппельгангер, конечно…
Ну и паспорт.
И стырили!
Зачем? Почему? Что блин за соседи такие (кто во дворе вечером будет еще ходить).
Паспорт выкинули на станции, а сумочку и перчатки до слез до сих пор жалко. Я даже мониторила авито…
Это была замечательная шапка, тонкая и легко укладывалась в карман. Я носил ее в межсезонье, фактически с октября по декабрь и в марте-апреле.
Лет пять назад в московском саду Эрмитаж был день Индонезии. И вот там я ее и получил за какую-то активность. Простая в сущности шапка с буковками Чудесная Индонезия.
Эх.Ну, ничего.
стало жутковато.
Ну да бог с ним.
Пусть новая шапка будет лучше и дарит вдохновение.
Можно придумывать горфэнт на тему «Город потерянных вещей»
Считаю тогда по 3350 в каждый из дней?
Написан 3071 символ!
Детали рассказа не могу раскрыть: планирую отправить работу на анонимный конкурс (:
Конечно, конечно, у нас многие пишут для анонимного НФ23, например, тут можно не рассказывать, главное, учёт.
Пожалуйста, отчитайтесь за среду, мы в вас верим и ждём)
Вчера решила полностью дописать главу, поэтому не ограничивала себя в символах. За сегодня отчитаюсь чуть позже)
Пока что так: 9545/40000
я про описания.
кому делать особо нечего — почитайте про мою проблему.
вот Фуфырочка пишет про афантазию… у меня иногда наоборот: как представлю, а потом облом.
Товарищ один мне рассказывал свою байку, в которой упоминалось, как он внезапно приехал на вечеринку весь такой в белом костюме и шляпе и сразил всех наповал. Я себе всё так ярко представила, в моей фантазии товарищ выглядел весьма импозантно: ну, натурально, белый костюм-тройка, элегантная шляпа, волосы длиной до лопаток в хвост собраны, ну красота. И брякнула, что в следующий раз пусть непременно в костюме явится, хотелось бы увидеть воочию.
И он ЯВИЛСЯ. И мне хотелось плакать. Белым костюмом оказался застиранный-зачищенный цвета топлёного молока костюм тридцатилетней давности. Давность лезла из карманов, сворачивалась катышками и подмигивала в потёртых локтях. Пиджак был тесен, брюки висели. Шляпой оказалась панама в сеточку. ну знаете, пенсионеры такие носили на югах. Ну хвост, ладно, присутствовал. Но представленный мной образ (ну не Делон, я понимаю, но Челентано как минимум) и это… застиранное чудо вызывало смесь жалости и брезгливости. Самым неприятным было то, что товарищ ожидал моей восхищенной реакции, а я не могла из себя выжать даже улыбку, до того жалок был этот человек.
А кто шкафа в родительской комнате боялся после прочтения Кинговского «Домового»? А кто выматывал душу продавцам обоев, потому что совершенно ясно представляла себе обои с розочками на оливковом фоне, и все их дизайнерские обои не дотягивали до тех, что я уже себе навоображала (причем в уже поклеенном виде, я уже не могла позволить себе жить в комнате с не теми обоями)?! Кто жестоко обломался, потому что совершенно ясно видела в своем воображении сцену провожания сына в дальние дали к отцу, а теперь всё коту под хвост?!
Так что чересчур бурная фантазия — тоже не очень хорошо.
вот и в писанине поупражнялась, и поныла.
все, кто бегут — вы красавчики!
верю в каждого!
На самом деле ну какая это проблема, просто особенность. Зато столько ярких историй. Ваша вот — улыбающийся мужчина с собакой))) я представила))) теперь, если увижу такого… прогуливающегося, сразу вспомню вас))))
У меня когда пишу такое. Я то уже всё представила, фильм снятый посмотрела, в деталях, а тут выясняется, что надо ещё и описать так, чтобы остальные увидели. И не увлечься, чтобы не заснули в процессе. А картинку же просто взять и скопировать нельзя. Как-то так.
Не переживайте, я вас учла во втором посте: litclubbs.ru/posts/5235-pisatelskii-marafon-den-pervyi
А если сдадите, отчёт, то и в свою табличку с отчётами внесу.
Понедельник, 05.12.2022 написано символов: 5000.
Вторник, 06.12.2022 написано символов: 5000.
У вас ровненько идёт, я смотрю)
Но можете рассказать об ощущениях. Как идёт?
— Надо что-то колкое.
— Давай про вампиров.
Чёта пока больше не осилил. :))
К вечеру темприча увеличилась. Пойду дальше болеть во сне.
Поправляйтесь!
Чтобы исполнить нормы эти,
Пегас как вол сопит в тиши,
И только брызги междометий
Взлетают из глубин души…
Такс
Тогда так
Это я пишу на вторник, потому что в понедельник было 7000. Так и быть считаем для вас 12:00 среды по пасифику))
Вам задание написать вот прямсегодня еще немного символов и отчитаться в третьем посте (я его готовлю, будет через пару часов, можете посматривать в моем профиле litclubbs.ru/users/7347/content/posts ). Тогда ещё и за среду впишу.