Писательский марафон: день третий
Вчера был день тяжёлый! И сегодня будет тоже.
Заметное количество людей отчитывается о болезни (ненавязчиво покашливает), будьте осторожны, рапортуют об эпидемии гриппа и очередной волне омикрона. Хотя как от них осторожничать? Пейте побольше воды, проветривайте и солируйте помещение, гуляйте по часу в день, кушайте овощи и фрукты. Ну какие-нибудь.
В общем берегите себя.
А мы продолжаем марафон. Сегодня, к сожалению, два человека сошли с дистанции: Jacktok и Елена А.
Ещё кое-кто задолжал отчёты за вторник, но ещё могут исправиться, отчитавшись за среду. Один день можем простить.
Всем, чьих отчётов я не вижу, я написала в личку.
Сегодня надо обязательно собраться и написать хоть сто символов и отчитаться за среду до 12:00 четверга (по Москве) в комментариях под этим постом.
Форма отчёта произвольная, но можно считать сколько вам осталось до 40 000.
Тема третьего дня – вкус
Не эстетический, а вполне обычный. Который языком ощущается.
Ооо, мой любимый конёк, ибо «я люблю повеселиться, а особенно – пожрать». Я иду по чувствам в порядке снижения очевидности их использования в тексте, так что думала поставить третьим запах, но всё же подумала, что со вкусом обращаться немного проще, плюс персонажи хотя бы в романах, да едят.
Вкусовые ощущения легко локализовать – они личные для персонажа, ощущает он их одним единственным местом (хотя в фантастике – как знать?) и достаточно определённо. Поэтому, чтобы тему совсем не сужать, я включу сюда вопрос описания еды и напитков в концептуальном (а не только вкусовом) смысле.
Во рту, но не еда
Есть некая кучка ситуаций, когда используются вкусовые ощущения для создания атмосферы, и они на связаны с едой. Я встречала следующие варианты:
- Привкус крови. Иногда пишут «металлический» привкус, иногда пишут «солоноватый», но в любом случае речь идёт о том, что у персонажа во рту кровь. Это может свидетельствовать, что он вампир или упырь, но в основном, конечно, речь о плохом самочувствии или ранении. Подчёркивается, что была прикушена или разбита губа, или что пневмония перешла в финальную стадию. Либо, что персонаж что-то делает на пределе своих возможностей.
- Неприятный привкус. Если речь о похмелье, то авторы часто изгаляются кто как может, но речь может быть о том, что персонажа вырвало, либо он болен, и это оставило неприятное послевкусие.
- Сигнальный вкус. Если речь идёт об отравлении, то персонаж может распознать характерный привкус, который, например, упоминался раньше. Также речь может быть об особом послевкусии от лекарств, либо от лечения в целом.
- Вкус пота. Да и нечего там блевать в углу, блевание мы выше обсудили. Речь может быть о том, что, например, персонаж долго бежал, облизнул губы и почувствовал солёный привкус. Попробовать на вкус кожу другого человека тоже можно, хотя подробнее мы обсудим это в тактильном дне.
Еда как социальное явление
У меня ощущение, что в основном авторы делятся на тех, которые разок упомянут, что персонаж позавтракал, и на тех, у кого герои всё время что-то жрут. На вторых читатели иногда ругаются, бегают к холодильнику, но всё равно читают. Иначе откуда популярность у цикла Ехо? Вообще иногда хочется почитать роман, где все ходят друг к другу в гости, мирно живут и хорошо кушают.
Я сторонница того, что в развёрнутом произведении имеет смысл поговорить и об еде персонажей. В рассказе, конечно, как получится.
- Для попаданцев это может быть отдельной темой адаптации к миру.
- В других мирах вполне могут быть другие пищевые привычки, которые будут тесно взаимосвязаны с экономикой, физиологией, уровнем развития и социальными нормами. Подумав о том, что будут есть ваши герои, вы сможете вытянуть целую производственную цепочку для своего мира.
- Если выбран относительно понятный для читателя сеттинг, через еду можно многое рассказать о социальном статусе героев, об их зависимости от (не)урожаев, погоды, углубить и расширить атмосферу северных или южных широт.
- У людей — а, значит, и у персонажей — часто есть глубокие ассоциации с определённой едой. Это может быть вкус горячей горбушки, которую ты сгрызал прямо на ходу, когда тебя посылали утром за хлебом. Борщ, который умеет готовить правильно только мама. Есть ритуальная еда – новогодние салаты и деньрожденные торты, лапша долголетия, красные рёбрышки. Есть, конечно, и голод, и недоедание, и последний отданный кусок. Еда может стать историей, триггером, кирпичиком в строении персонажа.
- Всё это в полной мере касается и напитков.
Описание еды
Для описания еды существует два пути – один относительно простой, а второй относительно сложный.
Первый это, собственно, описание того, из чего и как еда была сделана. «Солоноватые рулетики из тонкого хрустящего теста с кусочками свежего отварного мяса, какими-то кислыми ягодками и остро-сладким густым соусом». Здесь, кстати, неясно, были ли эти рулетики жареные или паровые, да и вообще как тесто заворачивали, но идея-то в целом понятна. Да, я голодная. Можно, конечно, обойтись информацией, что подавали мясо или рыбу с гарниром, но с помощью более детального описания можно создать, например, контраст между бытом героев, подчеркнуть кулинарные (а это значит культурные) особенности мира, либо просто объяснить, почему героиня жрала всё, что видела, в стане врага, не переживая об отравлении.
Даже если встречается что-то принципиально герою незнакомое, он (или автор) может описывать это через ассоциации «плод со вкусом огурца и ароматом розы», «своеобразная длинная лапша, но зелёная от добавленных в неё трав».
Второй, более сложный путь, описывать вкусовые ощущения. Это отдельный навык, более актуальный обычно кулинарным критикам, но как минимум здесь появляется интересное писательское упражнение. Кажется, что мы много говорим о разных вкусах, но попробуйте объяснить, чем на вкус отличается камчатский краб от крабовых палочек.
Интересная иллюстрация с точки зрения того, какой частью языка мы можем, скажем, почувствовать горечь.
Выделяют следующие основные вкусы:
- Горький
- Сладкий
- Солёный
- Кислый
- Умами
С остальными всё понятно, чуть расскажу про умами. Этот вкус придуман японцами и в нашей тактильной карте появился недавно. Но, на мой взгляд, его существование справедливо, потому что у нас есть вкусовые рецепторы, которые распознают соли глютаминовую кислоту в еде. Эта кислота обычно связана с наличием в пище усвояемого белка, так что логично, что наш мозг обычно считает еду с этими солями вкусненькой. Это мясной, обволакивающий бульонный привкус. Им богаты ферментированные и солёные продукты, бульоны, сыры и колбасы, морепродукты, шпинат и спелые томаты. Рыбный и соевые соусы. Таранька вяленая!
Однако помимо сочетания разной степени сладкости-солёности, еда так же обладает обволакивающими свойствами (в основном за счёт жиров), может быть разной по текстуре – мягкой, расползающейся, упругой, тягучей, жевательной, твёрдой, желеобразной. Может более активно отдавать вкус при нагревании – на нёбе, на языке, на самом кончике языка. Если начать детально описывать еду, то может статься, что и как с запахами — слов нам особенно не хватает. Отсюда появляется «свежий» вкус (у кинзы, бвахаха), «округлый вкус» (у крем-брюле).
Также вкусы очевидно дополняются запахами, но о них в другой раз.
Описание напитков
Тут в общем-то та же логика, что и с едой, просто на напитки мы обращем ещё меньше внимания. Вода бывает разной на вкус, но попробуй объясни, почему одна нравится, а другая нет. В отношении чаёв и заваренных трав мы больше говорим об ароматах.
Особняком стоит алкоголь. Вдаваться в детали не буду, это ж курсы сомелье надо, но просто отмечу пару моментов
- Вкусы на алкоголь у всех разные. Велика вероятность, что герой с низким кругозором не придёт в восторг от бутылки древнего вина/коньяка, раскопанного в пыльном шкафу.
- Обычно понятнее более сладкие и более ароматные напитки — портвейны и другие креплёные вина, ликёры, настойки на ягодах, хмельные меды. Коньяки, виски, рисовая водка это иногда прям ургх.
- Пиво не обязательно кислое. Остановите подачу кислых вин в тавернах!
- У разного алкоголя разные особенности производства. Чем дальше в условное прошлое по времени отброшен сеттинг, тем сложнее там достать высокоградусные напитки. Первое пиво — весьма слабое (поэтому его и пили вместо воды), крепкие напитки вообще не могут существовать до изобретения перегонного куба, а у крестьян их не может быть до поступления перегонных кубов в общий доступ.
Сложности с едой
И тут мы плавно переходит к тому, что еда — это сложно. Даже в рамках современности просто переехав в другую страну, можно столкнуться с тем, что привычное питание просто становится недоступно. Другие климатические и культурные особенности формируют принципиально отличное питание.
Ещё хуже то, что пищевые привычки существуют буквально несколько поколений. Современная кухня весьма молода, и постоянно меняется, адаптируясь к новым технологиям и санитарно-гигиеническим нормам.
И это контринтуитивно. Если дома (двух… трёх…)-тысячелетней давности кое-где как стояли, так и стоят, внешний облик сохранён в картинах и статуях, а музыка, написанная в средние века, и сейчас становится основой песен, то еду съели. Современные растения и животные прошли долгий селекционный путь, чтобы предстать перед нами в том виде, в котором они есть сейчас. И работа с ними продолжается.
Это значит, что забрось нас на триста лет назад и на триста лет вперёд, мы увидим принципиально отличную вкусовую палитру сельскохозяйственных культур. Меньше это касается культур диких – рыба и дичь, есть рыба и дичь, и надеюсь, что они никуда не денутся и триста лет спустя (хотя возможно мы станем этическими веганами? Или перейдём на синтезированные продукты?).
Будут отличаться и технологии приготовления, и способы хранения. Холодильников сколько лет-то всего? Набор блюд, ассортимент и вкусовая палитра будут разительно отличаться от привычного, гораздо сильнее зависеть от сезонности.
Да ладно сезонность — были времена, когда воду пить было смертельно опасно! А про кипячение не знали.
Поэтому, с одной стороны, понятно, когда авторы относятся к еде поверхностно, оставляя на игровую условность. Очень удобно впилить в 15 век волшебные плиты и холодильники, чтобы персонажи могли пить молоко (самой больше содрогание это пьющие в «средневековой» «таверне» на дорожку молочко, как вы думаете, сколько оно хранится, если люди не имеют возможности его кипятить?). Добавляем волшебное излечение болезней и санацию продуктов и помещений, и вуаля, можно приблизить к понятному.
Ну а с будущим просто не заморачиваться, это ретрофутуризм такой.
Но, с другой стороны, это действительно очень интересная и ёмкая отправная точка, если вам вдруг хочется осмыслить экономическую, климатическую, торговую, санитарно-гигиеническую, религиозную (ооо, запрет на морепродукты!) составляющие быта в вашем произведении. Еда настолько насущна, настолько переменчива, что для того, чтобы ответить на вопрос «чем питается мой персонаж и почему?» нужно зайти очень глубоко.
Или пусть есть хлеб. С пивом и дикими яблоками.
А вы любите писать о еде, как люблю писать о ней я? Любят ли ваши персонажи поесть? Изучаете ли вы особенности диеты, если выбранный вами сеттинг можно соотнести с каким-то регионом и/или периодом истории? Фантазируете ли вы о кухне будущего? Жевали ли горячие горбушки?
23135 минус прошедшие два дня 9773. Итог за сегодня: 13362.
Кто молодец? Я молодец!
Правда то, что я заблудился, и стал какую-то фигню уже писать, но это ничего. Я и так фигню писал
Сегодня работала в двух других текстах, слабенькие 1373 в том, что должен стать большим и суровые 8343 в тексте, что должен быть едва ли 4 а.л. Вместе 9716.
Обожаю есть и обожаю готовить, по запасной не полностью официальной профессии я кондитер, так что вкусности то и дело пролезают в тексты, иногда я позволяю им шествовать впереди, поверх всех прочих страстей и событий)) И читать такое тоже люблю, особенно когда в книге настоящие рецепты, стараюсь их попробовать)
Макаруны, конечно, давно придумали…
Тоже люблю про еду)
А большой это сколько? Роман пишете?
В очередной раз начала сначала. Но кажется, я нащупала стартовую ниточку, буду за нее раскручивать клубок сюжета. В завтрашнем отчете посчитаю, сколько всего у меня получилось.
С едой у меня сложные отношения, потому что это вообще не мое, не люблю я есть. В смысле, я не против раз в неделю заточить какую-нибудь вкусняшку с доставкой, но вот эта необходимость каждый день что-то жевать меня тяготит. Было время, когда я ела раз в 2-3 дня или реже, по мне опорно-двигательную систему изучать можно было. Теперь ем почти каждый день, но восторга по этому поводу не испытываю. Поэтому еду описывать мне трудно, я это делаю исключительно редко.
Но рада, что у вас нащупывается.
Но я на неё много трачу, тут не поспоришь. И готовим мы с мужем оба изощрённо.
А вот сестре моей готовить лень, так что она ест только в дни заказа суши или тип того))
почти половина, но еще нет, но уже почти )
а ваще проблема тут у меня вообще другая: я ж думала для НФ писать, а там ограничения по знакам, а у меня уже почти половина, а по сюжету ваще еще не половина
И заснуть?
Конечно с запасом было бы спокойнее.
А по символам не скажу. Щас опять пинают по рёбрам, что не уложилась…
Записала тогда 16400 на среду. Круто! Мне надо поднажать)
Причина банальная, я на работе, и завтра буду на работе. С утра буду спать, а потом на работу.
И утро 9-го начнется самое ранее после 14:00.
Еда это хорошо.
Но я особенно не заморачиваюсь. Описания условно-вкусное.
А большому счету об этих вопросах, которые вы поднимаете в блогах, я даже не задумывался. Они шли как бы автоматом, по умолчанию. Есть в сюжете момент когда героям можно пожрать, жрут. Нет, ходят голодные.
Так же и с выпивкой, и с напитками.
Писать с телефона это извращение.
))))
Ну вопрос, что они жрут. «Взяли вина» это вовсем не так интересно и захватывающе, как «Взяли молдавского в пакете» или «взяли вальполичеллы 2017 года». Или вот «пели строевую» или «пели I'm a barby girl в качестве строевой».
Разные детали.
Я часто пишу совершенно стерильные рассказы, почти без описаний, но если есть время, то вижу, что продумывание идёт на пользу глубине и атмосферности.
Я нагоню на выходных, в пятницу и субботу.
Чес-слово.
Описания выходят по разному. Вот сейчас над чем работаю, там или чай, или текила.
Потом будут и разносолы, и молдавсеое в пакете. Так что ваши усилия в кассу, в самое время.
Я думаю ваши подсказки в этих вопросах украсят копилку даже мастера, не говоря уж о таком как я.
Надо попробовать хоть чуть-чуть, какие-нибудь заметки))
Возможно вечером появиться возможность пописать на бумаге, ручкой шариковой, ручкой правой )))))
Про еду очень интересно.)
Не помню у кого/где, герой впервые попробовал шампанское и воскликнул: «Я выпил звезды!»
Но ваш текст подкинул мыслей на будущее, спасибо
По статистике: планировала больше, но туго пошло (видимо, надо все-таки было пошикарнее стол забацать))) — 5418 зн.
Итого: 11353+6713+5418=23483 знака.
Хороший темп в среднем, хотя тенденция на понижение.
А по статистке даа, начинаю проседать) ну ничего, половина пути пройдена, после экватора должно быть полегче (я надеюсь)))
Опять же бывает хорошо устаканить режим и пописать, например, утром.
Читала сообщения о гриппе. Тоже пытаюсь выздороветь, но зато нашлось время на марафон.
Утираюсь полотенцем, уф, бегу дальше!
Потому что на них можно купить еду! Ведь жрать надо в реале, а не в романах.
А я вообще пишу рассказы, там героям жрать тупо некогда. Максимум кофе бахнут или в баре налакаются.
Но вот один из них ест людей. Вот чо сложно — описать поедание того, чего ты никогда не ел. Например, сырой человечинки
салагирабство записался?! Жми!Итого пока 7000 / 40 000. За сегодня примерно пять тыщ (на этот раз ручкой). Писал что-то вроде синопсиса рассказа, завтра буду его расширять.
Мне заметно лучше пишется, когда есть подробный план. Конечно, это увеличивает количество работы, но почему бы и нет.
Помогает сохранить какие-то мысли. А писать набело всё равно придётся.
Хотя не знаю, может это страх какой проявляется, откладывание написания текста. Всё сложно. Завтра посмотрим.
Уже вошла в текст. Идёт довольно легко, накидала, что писать на завтра.
Моя героиня- школьница, которая пишет академку. Это рай. Тихо-мирно описываю свои сложности с текстом.
Чт о-то вроде «Расскажи в 6 000 знаков, почему тебе не пишется). Но пока это весело.
Про вкус. Очень люблю читать, как герои едят и пьют. Ехо в этом плане -шедевр.» Мёртвые души" Гоголя- недостижимый идеал.
Это же сразу и характер, и бытовые привычки, и статус персонажа.
В своих текстах описываю вкус только если герой пробует что-то незнакомое для себя. Или это сюжетно-важный элемент вроде какого-нибудь зелья.
А так, застолья никогда не писала
Ехо даааа. Про зелья интересно.
За три дня: 9 870/40 000.
Набрал крейсерскую скорость, можно прибавить, но посторонние дела серьезно отвлекают...))
Про вкус очень интересно, прямо исчерпывающе, спасибо!
Мне конечно приходилось по сюжету описывать сцены еды, но как-то без особых подробностей. Из необычных ситуаций было описание акта вампиризма (клинический случай) и угощение инопланетянами посетивших их землян...)) Иногда использую при описании романтических отношений ощущение горечи, но это скорее в переносном смысле...))
Вау, уже экватор на горизонте, с чем, коллеги, вас и поздравляю!
И как прошло инопланентное застолье?
Спасибо! Сказывается опыт, это, если не ошибаюсь, уже шестой марафон, в котором принимаю участие. Уже как-то научился распределять силы по дистанции...))
Вот цитата из рассказа: «Пища очень непривычная, безвкусная, без запаха, непонятно что, похожа на синтетическую, но голод не тетка, плюемся, но едим…» здесь
НО! Я закончил черновик первого рассказа для НФ. И это была финальная сцена, которую я пару раз переписывал.
Сразу бросаться на второй не могу. Нужна передышка. Первый рассказ пока будет «полежать», а завтра возьмусь за новый.
Всего задумано три рассказа на этот марафон, а потом с редактором выберу лучший. У меня эдакая локальная дуэль меня со мной.
Но мог бы и больше написать, да… Пойду почитаю про умами! :)
Но это не те символы, что я искала. Считаем рассказные.
Вчера я закончила с дуэльным рассказом. После редактуры там осталось 19 874 символа. Да, увы, дуэльный рассказ я уже просрочила, так что пришлось прерваться на редактуру.
Сегодня я начала, наконец, рассказ на НФ23. Это ужасно старая и ужасно любимая задумка, так что предчувствую вопли, что ничего непонятно, как бывает со всеми моими старыми и любимыми задумками. Написала концовку в 3632 символа и ещё одну сцену в 4380 символов. Итого 8012 за сегодня и 27886/40000 всего.
Итого: 27631/40000
Уф! Это у меня понесся рассказ, который теперь по знакам не влезет в нужный конкурс. А еще я мечтаю пробежать марафон и начать, наконец, спать по ночам! Да и вообще просто спать!
Блог, как всегда, великолепен! Слог Пока читала, насмеялась от души и только ночная лень удержала меня от свидания с холодильником. И очень познавательно! Решила уже, что распечатаю себе все Ваши блоги в отдельную методичку!
Поднажали! Всем пример))
Спасибо, рада, что вам нравится.
Самое интересное, что для меня это во многом рефлексия на тему «чего я не делаю по-нормальному» в рассказах.
Про вкусы писать — благое дело))) особенно, если это что-то непривычное. Для одного дуэльного рассказа изучила с десяток рецептов китайских паровых булочек — было прям очень интересно. В кулинарии заложен огромный пласт культуры, географии, экономики — вот всего того, о чём вы написали. Больше чем в кулинарии — только в традиционной культуре.
Такшта дело это полезное и важное — может, в произведение ничего кулинарного не проберётся, но в процессе изучения местной кухни можно много нового открыть и более целостно представить быт, ценности и даже темперамент персонажей.
Да! Я прямо ещё по кулинарии разных стран угораю. Плюс читаю азиатов. В дамском романе у них популярная тема — барышня попадает в условно-европейский сеттинг Средневековья.
«Средневековье» по технологиям — это век этак восемнадцатый. По костюмам вообще ближе к двадцатому обычно (потому что очень им красивыми кажутся пиджаки и галстуки), то есть они одеты так, что за углом автомобиль должен быть припаркован, но размахивают мечами.
А завтракают стейками. Каждый день. Потому что автор не в теме, что в некоторых культурах на завтрак готовят отдельный тип еды — раз, ну и знает он приблизительно пять «европейских» блюд, которые подают в паневропейских едальнях — два.
Причём корейская культура еду очень приоретизирует, если сеттинг выбран азиатский, то там про питание будет обязательно.
Вот и думай, насколько глупо выглядишь сам, когда тянешь лапки в незнакомую культуру))
Скудно, конечно, а куда деваться?
Рассказ ещё даже не начат, всё прописываю какую-то хрень вроде технологических особенностей временного периода, общую локацию и тому подобные мелочи. Но вроде как не на месте.
Я вот теперь думаю, что у меня такие странные рассказы, потому что я просто хреначу из головы, катаясь лицом по клавитуре. Вот про тот, дописанный, три дня думала, что сказать хочу в символическом смысла, а про локацию не думала))
А по проработке — это очередной эксперимент. Обычно тоже просто фигачу, что пишется )
А так все верно.
Расскажете потом, как ощущания. Хотя романы я продумываю прям. Потом не пишу.
А больших вещей я уже давно не писал.
Итого: 9718/40000
А-а-а-а-а-а!!! всё равно опоздала, ставлю "-"
Итого у меня: 4.100 и один прогул.
Но зато всё сегодняшнее пойдёт в сегодня.
У вас обычно какая скорость?
693/40000
И пишет.
Мотивирую писать дальше)
Мотивирую как могу -_-
Подсчитаю сегодня нормально. И вообще это разное, стихи и наброски. А надо сесть за рассказ, которого одна треть, и дальше не идёт.
Про вкусы прям интересно, прям с душой
Картинку сохранила с языком, про умами не знала.
Вот воду вкусную люблю, различаю. Официанта как-то в тупик поставила, что не ту воду налил. Правда не ту, поржали. Зависла как объяснить разницу про краба и палочки. И вспомнила молодую медовуху 1-2 градуса в Ростове, что в тех тавернах))
Но ведь не спутаешь))
Ладно, кто-то путает, но я нет и нет ничего надёжнее в плане скандала в ресторане))
Вообще во многом текстура и запах, но и во вкусе что-то есть. Сливочности что ли у палочек не хватает.
(потрясает клюкой)
А в чём ступор, не расскажите?
Ну в общем да.
Я пишу кусками и к концу, например, многое проясняется. Или иногда понимаешь, что вот это ружьё надо повесить в начале.
Если еще не поздно, то после четверга нарастающим 8651. В выходные надеюсь наверстаю.
Но я записала.
Мне неудобно, если в разных местах, яж табличку веду.
Фуфырочка предлагает приступить к следующему. Задумалась. Склоняюсь к положительному ответу.
А пока что верну свои мысли на место:
Вот верно,
«п. 4. У людей — а, значит, и у персонажей — часто есть глубокие ассоциации с определённой едой. Это может быть вкус горячей горбушки, которую ты сгрызал прямо на ходу, когда тебя посылали утром за хлебом. Борщ, который умеет готовить правильно только мама. Есть ритуальная еда – новогодние салаты и деньрожденные торты, лапша долголетия, красные рёбрышки. Есть, конечно, и голод, и недоедание, и последний отданный кусок. Еда может стать историей, триггером, кирпичиком в строении персонажа.» ©
появление вкусов во рту может быть на эмоциональном фоне: горечь утраты, сладость мести… это общие штампы, но их можно конкретизировать.
вкус во рту, возможно, важная описательная часть состояния героя, его ассоциативный ряд, иногда его болезни, плюс лишний маркер для читателя) особенно, если не хватает образности или «изюминки» — скажите, что во рту) (чур не трогать оральные рефлексы, ага)))))
Например:
Сколько себя помню, бабушка ставила чай с молоком и всегда без сахара, а значит сегодня последний день, когда я мог насладится любимым кофе, перед тем, как снова окунусь в мир странного мутно-коричневого напитка.
Во время крушения самолёта вкус леденцовой карамели которую пассажир зажал в руке/так и не успел взять в рот.
Не могу не вспомнить конкретную болезнь:
Перед началом судорожного припадка, за несколько часов, человек может ощущать повышение потливости и нервозность. А перед самим приступом мир начинает казаться нереальным. Если очаг патологического возбуждения находится в височной доле, то приступ может иметь вид обонятельных, вкусовых или слуховых ощущений… ©
Короче. Представьте себе эпилептика у которого за пятнадцать минут до приступа вкус ванильного мороженного во рту. М-м-м-м…