Писательский марафон: день четвёртый

Я смотрю, зря я сказала, что среда — день тяжёлый. У нас три отчитавшихся прогульщика, а ещё шесть человек ничего не сказали пока насчёт среды, и из них у Алисы Горислав, Алексей Ханыкин, Satrap и Ingriton это по сути второй пропуск. Наши ряды редеют!
Так что давайте четверг будет лёгким и приятным днём. Всем в личку написала, продляю приём за среду немного, но всё-таки.
Сегодня надо обязательно собраться и написать хоть сто символов (хоть внешность героя опишите!) и отчитаться за четверг до 12:00 пятницы (по Москве). Если два пропуска, увы, посчитаю сошедшими с дистанции. И буду вычёркивать.
Форма отчёта произвольная, но можно считать сколько вам осталось до 40 000 в формате 00000/40000.
Тема четверга — обоняние
И тут у меня есть личные особенности —достаточно тонкий нюх. Кстати, я всё время пишу о личных особенностях не только потому что люблю поговорить о себе, но и потому что меня завораживает насколько много нюансов и различий в человеческом восприятии. По сути, мы всегда остаёмся узниками собственного сознания, и никогда не узнаем, если в голове другого человека мозг обрабатывает красный и зелёный наоборот. Но есть что-то, что можно проверить опытным путём, в том числе и разницу в ощущениях.
Так вот.
Когда у тебя тонкий нюх, ты знаешь об окружающем мире и людях больше, чем хотелось бы.
Но когда я от ковида потеряла обоняние на пару недель, я чувствовала себя максимально странно. Как будто оглохла —настолько я привыкла опираться в том числе и на ольфакторную информацию о мире.
Запахи всеобъемлющи. Вместе с визуальным рядом и звуками, они охватывают каждый момент нашей жизни. Конечно, мы что-то перестаём замечать, принюхавшись, это особенность работы мозга, но попробуйте принюхаться и осознать, чем сейчас пахнет?
Когда мы находимся, например, в лесу, то мы воспринимаем пространство вокруг в совокупности. Мы видим деревья, мы слышим шорох листьев, птичьи трели, мы чувствуем шершавый ствол, щекотливые листья, мы обоняем запахи влаги, грибов, земли и зелени.
Соответственно, фотография, например, обладает всего одной характеристикой, поэтому даже если в лесу было восхитительно, на фото может обнаружиться скучная унылая однотонная зелень. Чтобы преодолеть эту проблему, фотографы ищут эффектные ракурсы, драматическое освещение, обрабатывают и дорабатывают изображения, чтобы оно было настолько богатым, что при взгляде на него чувствовались и шорохи, и запахи.
Так и у писателей. Написав «я вошёл в лес», мы оставляем читателя в вакууме. Повезёт, если у него очень уж богатое воображение, но есть риск, что автор подразумевал зловещий фантастический лес с огромными елями, роняющими на землю еловыми лапами, а читатель представить берёзовую рощу у опушки. Иногда это может привести к недопониманию. Поэтому добавление деталей поможет более точно сформулировать атмосферу, утянуть читателя в историю, сделать мир плотным, достоверным.
Запахи —особенно удачный инструмент, потому что они очень чувственные, многозначные и действуют на наши древние и плохо осознаваемые инстинкты. Нил Гейман советовал не ограничиваться визуальным описанием, а попробовать понять, что чувствует персонаж, что он слышит, что обоняет.
Запахи пространств и предметов
Первым делом на ум приходят яркие, резкие запахи, которые мы ассоциируем с отдельными помещениями и пространствами. Это хорошие и понятные триггеры в том числе и для читателя.
- Запах выпечки в пекарне.
- Запах общественного туалета (без комментариев).
- Запах озона рядом с оргтехникой.
- Запах озона перед грозой.
- Запах мокрого асфальта после дождя.
- Запах пудры у женского столика с косметикой.
- Запах грибов в лесу.
- Запах йода у моря.
- Запах цветов в саду.
Ну и так далее. Думаю, вы и сами можете назвать десяток запахов, которые имеют стойкую ассоциацию. Этим можно пользоваться в обе стороны. Во-первых, описывать запахи, подкрепляя атмосферу или даже намекая на что-то. Например «она приходила в себя медленно, и всё никак не могла открыть глаза. Пахло спиртом и немного хлоркой». Тут мы намекаем, что человек в каком-то медицинском учреждении. Или, скажем, «кафе ему сразу понравилось – в воздухе витал сладкий аромат натуральной ванили, а запахи кофе и виски у барной стойки смешивались так гармонично, что он уже чувствовал вкус ирландского кофе на губах». Тут поясняем, что именно ему приглянулось. Не обязательно же короткая форма у официанток.
А можно эти ассоциации рушить, чтобы создать ощущение неправильности, нагнетать атмосферу. «Она спустилась на первый этаж и выскочила из подъезда, на ходу поправляя рюкзак. В воздухе пахло мокрым мхом и мягкой лесной землёй, и она закрутила головой, пытаясь понять, откуда этот аромат», «на кухне стойкий аромат жасмина и морской свежести перебивал всё».
Очевидно, это всё касается и предметов, просто тут уже требуется, чтобы персонаж к чему-то принюхался. Уже довольно классическое «он потянулся к нежному цветку, но тот пах гнилью и тленом». Или «коробка была закрыта, но из неё тянуло мясом и капустой. «Пирожки» - подумал он».
Тут ещё интересен элемент предугадывания, который можно внести через запахи.
Запахи еды
Второй очевидный вариант — запахи еды. Говорят, если лук не очень горький, то без нюха его можно перепутать с яблоком. Поэтому ароматы дополняют впечатления персонажей о еде. Кроме того, мы привыкли обращать внимания на пищевые запахи, они весьма разнообразны. Запахи трав, запахи специй, аромат жарящегося мяса. Это тоже простой способ создать атмосферу, так как эти ароматы проще вообразить даже тем читателям, у которых нет активного сенсорного воображения.
Запахи персонажей
Каждый человек пахнет по-своему. В современной культуре принято максимально сводить на нет запахи тела, да и понятно почему – немытый человек пахнет в общем-то неприятно, так как всё вокруг него оказывается питательной средой для всяких бактерий. Но тем не менее помимо, скажем, запаха пота, каждая личность обладает своим личным ароматом. Понюхайте сгиб локтя, например или что-нибудь кожаное, что соприкасается с телом типа ремешка от часов, там собирается индивидуальный запах.
Не то чтобы это информацию так уж просто использовать в книге, но если есть персонаж внимательный, то он может обращать на следующие моменты:
- Запах меняется с возрастом, «запах старости» действительно есть, меняется метаболизм и человек начинает выделять (окей гугл) молекулы альдегида 2-ноненаля. А дети пахнут молоком.
- Запах меняется в зависимости от состояния здоровья. Больной желудок и горло я распознаю с метра. Ужасно)))
- На запах может влиять одежда – синтетика хуже отводит пот и быстрее прованивается, шерсть под дождём может пахнуть мокрой псиной.
- Если вы пишите романтику, то личный запах любимого человека – тоже фишечка.
- Если вдруг человек стал пахнуть иначе – наверняка его подменили инопланетяне!
- У многих людей есть постоянные любимые запахи, помните, чем Йеннифер пахла в «Ведьмаке»?
Ну и, конечно, можно говорить о неопрятности, о социальном статусе, об алкоголизме, подчёркивая это исходящими от человека запахами от духов до немытого тела.
Персонажи с иным нюхом
Широко эксплуатируемые образы всяких оборотней тут могут обрасти новыми деталями. Легко продемонстрировать его инаковость (намекнуть до раскрытия) можно, подчёркивая его обонятельную функцию.
Это решение достаточно очевидное, но если подходить к этому с изяществом, а не скупыми «запах изменился», «пахло страхом», когда в общем-то персонажу просто пристёгивается вундервафля аля чтение мыслей, то может выйти что-то интересное.
Есть другой популярный приём – при обострённом нюхе сравнивать запахи с цветами. Этакая альтернативная синестезия. Полагаю этот приём мог прийти из визуальных медиа, когда появление новых чувств надо как-то обозначить на картинке, но в тексте может смотреться простовато.
Благовония
Помимо запахов, возникающих естественным путём, есть различные способы искусственной ароматизации. И мы ещё помним, что нарядные барышни много душатся, элегантные джентльмены окутаны одеколонами, а в церкви пахнет ладаном и миртом, то другие элементы часто упускаются
- Персонаж может интересоваться эфирными маслами, либо настоями и экстрактами.
- В целом благовония в разных видах, начиная с сожжения ароматных смол и сушёных трав — древняя история, доступная практически в любом сеттинге.
- Религиозные культы частую внимательны к разным ароматам, и если вы выдумываете свою религию, то есть смысл предположить, чем она пахнет.
- Персонажи могут душиться, но для этого требуется изобретения спирта. До спирта могут использоваться ароматные настои масел (на травах, цветах и так далее), а также ароматические саше с сушёными травами (либо восковые с какими-то ароматными маслами).
Вопрос ароматизации, как и еда, часто культурно и социально обусловлен. Но, несомненно придаст глубины вселенной. Либо можно сочинить рассказ с какой-нибудь ведущей ароматной нотой, которая вызывает определённые ассоциации у героя.
Запахи как символы
Давайте подумаем, какие есть устойчивые ассоциации запахов с идеями и концепциями (не как для пространства мы считали ранее).
- Молоко — детство.
- Ладан — христианство.
- Спирт — медицина.
- Йод — свежесть.
- Лимон и сирень — моющее средство.
- Черёмуха — весна.
- Сирень — лето.
- Смесь корицы с гвоздикой — зима.
- Мандарины — Новый год.
- Иланг-иланг — совращение.
- Роза — роскошь.
- Мята — успокоение и ясность.
Ну вы поняли. Тут тоже можно продолжать, но уже эксплуатировать не материальную связь, как в первом пункте, а концептуальную, ассоциативную, чтобы как-то исподволь описать персонажа или ситуацию. Такой вариант хорошо подойдёт, когда мы хотим отобразить нечеловеческое мышление или какой-то магический прорыв.
Запахи с точки зрения сеттинга
Не будем паразитировать на идее «да они там на своих балах не мылись и срали где попало». В основном скорее мылись, а если и не мылись из-за церковных запретов, то обтирались, меняли нательное (закрывающее тело!) бельё регулярно и поддерживали чистоту доступными ими способами. Попробуйте поносить белые длинные манжеты и посмотрите, насколько вы опрятны. Но, конечно, поток горячей воды круглосуточно — это роскошь, что нужно учитывать. Баня раз в неделю, обтирание каждый день.
Да, я просто серьёзно занялась историей быта 15 века для своего романа, так что многое интересное вычитала. Но идея проста — мир воняет.
В современной городской среде принято всеми силами запахов избегать, но даже плотная по населению деревня меня угнетает. Говорит мне бабушка «выйди на свежий воздух». Я выхожу, и что же? С этой стороны у нас туалет, и я его чувству. С той стороны у соседей курятник. Он граничит с нашим и я, вообще-то его тоже чувствую. С третьей у других соседей свинарник и я надеюсь, ветер оттуда дуть не будет. В огороде пахнет перегноем. С четвёртой стороны вообще автомастерская и на ту часть двора я не могу выходит, горло дерёт от запаха ацетона и краски.
Ухожу в дом.
Если же мы перемещаемся по разным культурам, в том числе и выдуманным, то всегда встаёт вопрос: как решались проблемы канализации? Как решались проблемы с хранением и вывозом мусора? Как решались проблемы с захоронением? С навозом? С отоплением?
Причём именно большие города воняли сильнее, так как то, что в деревне можно просто отнести подальше, то тут никуда не денешься. И это отмечали и современники, не то что им было ок. Тот же Париж в 19 веке смердел ещё как, просто это считалось неизбежным.
Еда пахла иначе и, в общем-то, могла быть подпорченной с нашей точки зрения.
Словом, для попаданца это шок. А у местных могут быть немного другие критерии, но тоже запахи замечают. И в дороге вонять никому не нравится. Конём, если ты едешь верхом.
Сложности работы с запахами
Отдельная проблема в работе с запахами касается, опять же, скорее парфюмеров и критиков, но с писательской точки зрения мне вопрос тоже представляется любопытным.
При всём многообразии и сложной трёхмерности запахов, у нас очень мало слов, которые эти запахи описывают. Всё идёт неплохо, пока мы можем идентифицировать источник. Это запах свежего яблока, а это лимона. Но что делать, если мы не знакомы с источником или источник не существует?
Вопрос возник, конечно, в первую очередь с появлением искусственных молекул. Скажем, есть молекула, которая одновременно содержится в сельдерее, траве, зелёном яблоке и отвечает за… за травянистую нотку в аромате. Но таких молекул же может быть несколько. И что, все их назвать травянистыми? А что делать, если ты должен описать разницу словами?
В лексике парфюмеров активно, конечно, используются и источники – нота жасмина, нота розы, мускусные запахи, запах травы. Но этого недостаточно. Аромат жасмина может складываться из разных нот.
Поэтому могут использоваться следующие слова (несколько примеров):
- Сладкие, горькие, солёные запахи. Тут достаточно очевидно даже в быту, что за какими-то сочетаниями ароматов закрепилось ощущение сладости (ваниль, корица, роза), а за какими-то горечи (перец, гвоздика).
- Свежие — то, что нас бодрит, часто цитрусовые, ментолово-мятные или йодистые морские, но в целом это ощущение без конкретной привязки.
- Зелёные — то, что ассоциируется с травами или зеленью.
- Низкие, высокие — в зависимости от ольфакторного поведения, часто связано с летучестью.
- Обволакивающие
- Пудровые — такие оседающие на задней стенке носа, деликатные сладковатые рассыпающиеся. Вы меня поняли? Нет? Я так и думала.
- Кожаные — кожа на самом деле ничем интересным не пахнет, но есть совокупность средств, которыми обрабатывает выделанную кожу для изделий, и вот если запах вызывает ассоциацию с этим набором, то он кожаный.
- Анималистичные — мускус, амбра, бобровая струя и прочие тревожные дикие ноты.
Отдельно забавно то, что одновременно парфюмерия выделяет отдельные молекулы, которые задают тон привычным запахам (запах хлебной горбушки это почти одна молекула, запах жареного кофе, запах травы, запах герани, табака). И кстати, одна молекула остаётся сложным запахом с кучей ассоциаций. И есть, наоборот, букеты, которые имитирую то, у чего нет единой молекулы – кожи, коньяка, зеленого чая.
Увлечение парфюмерией значительно расширило мне словарный запас, но я редко использую эти знания в текстах.
А чем пахнет ваш персонаж? Какой его любимый запах? У вас есть стойкие ароматические ассоциации? Чем пахнет успех?
А теперь работа и ночером борьба с рассказом!
Написала сценку где-то на 5к символов. Она мне очень нравится, но может вылететь из финальной композиции. Вот я только 12к символов в рассказ написала и уже чую, что не влезу в 40к. А вроде научилась в 7к влезать.
Добавила диалог.
Итого вышло 6636 за сегодня.
34522/40000 за марафон.
12 428/40 000 знаков без пробелов в НФ23 рассказе. И там пока ничего не произошло!
У меня вопрос: когда работа будет закончена, куда её выкладывать? Я завтра, вероятнее всего, её закончу.
Традиционно — на ваше усмотрение. Марафон — работа для себя, можно вообще ничего не выкладывать.
Начало пошло неплохо. Первая сцена получилась, как по мне. Перешла ко второй и текст забуксовал. Надо, наверно, сделать перерыв. За сегодня 2223 символа.
ЗЫ: сцена вышла описательная
ЗЫЫ: если все символы сложить сейчас выход 21300 символов.
Главное не победа, а участие!
Ибо пробелы все равно место занимают.
Так что я привыкла с пробелами. Долго на слоне привыкала))
а про запахи, сегодня только вот написала следующее: «В ломбарде не было окон, никогда не протирали пыль и стоял неповторимый запах старости, запущенности и отчаяния, напоминающий запах кислой капусты.»
Описание отличное. Надеюсь мы вас по нему не спалим…
Дописала черновик то ли длинного рассказа, то ли короткой повести. Начала над ней работать ещё летом.
Пока меня всё устраивает. Нужно только связки между сценами продумать. Сейчас бы отложить этот текст на пару недель и выдохнуть.
Про запахи. У самой хорошее обоняние. Люблю развлекаться в парфюмерном отделе.
Нежно люблю эфирные масла и всякие ароматные соли.
Люблю читать про запахи. «Парфюмера» Патрика Зюскинда проглотила. Больше такого роскошества не попадалось. Стараюсь описывать запахи в своих текстах. Это важно. Создаёт атмосферу, настроение, «объёмную» картину мира.
Про героев. Моя героиня пахнет мелом и чернилами. Больше всего любит запах шоколада. А успех для неё пахнет новой книгой. Только что из типографии
А мне тяжело с ароматами.
* — Кто молодец? — Я молодец! ©
5.000 знаков за сегодня — рассказоподобная субстанция появилась) под конец пришлось подпинывать героев ногами, а то они не хотели торопиться, будто не знали, что у меня завтра рабочий день и я к ним больше не вернусь…
Итого /погодите, найду вчерашнюю пометку/… 5.000+4.100=9.100
Осталось вычитать это чудо, а если оно продолжит расти, то… ну прям не знаю )))
и пойду закрывать вопрос с участием в НФ, а то мине там штуки три-четыре знаков до норматива недостаёт…
Поздравляю.
То, что вы используете свой пример — весьма импонирует)
Моя мама — строитель — запах краски, ацетона, извести, строительной пыли… с самого детства
Жизнь в деревне, где стоит крупный свиноводческий комплекс))) что для вас «фу» для меня дом родной и запахи простите меня навоза, очень отличаются) от курятника или свинофермы, идёт тепло и нет неприятных ассоциаций в отличии от мест общественного пользования)
некоторое время провела в больнице и сроднилась с запахами кварца, хлорки, спирта — они для меня символ чистоты…
Но есть обратная сторона медали, тонкого нюха у меня быть не может, наверное, могу сравнить только со знакомым, который способен учуять помидоры, проходя мимо овощного ларька.
30334/40000
Всего за сегодня 3959, это 1795 в том, что на НФ и 2164 в большом.
26046 минус предыдущие 23135. Итог за сегодня 2911.
Ну как-то сегодня вот так.
Правда, немного мешали ходившие рядом экскурсии, но гид старался сдерживать пыл любопытных туристов. А они все равно перешептывались и щелкали своими телефонами.
А вот музыку бы не узнала.
А про музыку я немного напутал. Пишут, что из «На пятьдесят оттенков темнее». Но это совсем неважно.
Вот это. Бесконечно могу слушать.
А пока так:
Итого: 11353+6713+5418+5983=29467 знаков.
Давайте!
Мне тоже надо вымучать важное.
Первый день крышесносно. Потом норм, запах как запах.
И потом курильщики не понимают, почему я отодвигаюсь, когда они с перекура приходят)))
Давайте посчитаем. На четверг 23759/40000, экватор пройден)
Это я после того как перестал курить (15 лет стажа) и почувствовал настоящий запах баклажанов с гриля.
Всего: 11 370/40 000.
Запахи зачастую наглые и прилипчивые.
Персонажи наглые и слишком самостоятельные. Взяли и завершили историю. Я им говорю:
— Вы чего, маловато будет!
— А нам норм, — отвечают.
Вот я им щас запахов добавлю, пусть узнают, каково оно!
Заметила за собой нехорошую штуку: я не могу писать, не редактируя в процессе. Мысль подвисает, возвращаюсь на пару абзацев назад и мало-помалу корректирую. Может, не так это и страшно, но скорости явно не прибавляет.
Поздравляю.
Ну я корректирую немного, но больше логическое. Скажем, чтобы кружка была в руке и двигалась логично, а не стала стаканом. Или если я передумала, что герой пьёт, я кружку убираю.
Но это не совсем то, что поиск блох.
И это плюсом из другого текста
И да, решила про запах упомянуть, раз такая пьянка. Тужилась-тужилась и родила: «издавал необычный аромат».
Описание, конечно, могло быть и поконкретнее))
" — Ну должны же вы помнить, где живете!
— Должен. Но не помню. "
(«Ирония судьбы»)
Вроде появляется второе дыхание, писать становится все легче и легче, правда и мыслей остается все меньше и меньше…
Обоняние, запахи — суперская тема! Конечно, есть гендерные различия в восприятии запахов. У женщин обоняние гораздо тоньше. Меня в этой теме привлекает запах — как триггер воспоминаний. К примеру, дух акаций моментально вызывает ностальгическую картинку давнишнего романтического свидания. Или, вот «запах женщины» — некий специфический букет из запаха парфюма, губной помады, пудры, иногда и запаха определенных сигарет, характерный для каждой женщины. И если где-то послышатся отголоски этого букета, моментально вспоминается его носительница…
Всё, теперь бежим с горы! Всем удачи!
Сел за новый рассказ и без расписанного синопсиса — всё в голове. Надо бы завтра с утра всё же заморочиться и расписать кратенько узловые сцены. Никак не приучу себя к синопсисам в рассказах.
Кстати, у меня совсем нет в рассказе запаха. Исправлюсь.
Ахаха
Ну запах наверное не везде обязателен, но он правда довольно эффективен как инструмент обогащения мира.
Я редко использую запахи в текстах, каюсь. Ну, кроме классики «запах гари», «запах пота в толпе» и т.д. Надо что-то с этим делать!
Сейчас на ночь зажгу ароматические палочки — очень люблю сандал. И вообще к запаху дерева и книг питаю пугающую слабость. )
Завтра трогать будем. Возможно даже людей.
Первый рассказ закончен.
Завтра начну второй
32694/40000
Рассказ закончила, ура! Знаки буду добирать другими литературными фантазиями!
Тема про запахи ооочень интересная! И оказалась прям актуальной, сразу внесла несколько правок. Особенно много думала про запахи как символы. Интересно было анализировать то, что лично я считаю романтишно-позитивным. Так, запах сирени у меня ассоциируется с весной и романтикой. И мне было полезно вспомнить, что сирень может вызывать другие связи. А у меня как раз в рассказе что ни порыв ветра — то запах сирени. Конечно, читатель из контекста сообразит, что тут имеется в виду романтика, но если у него другая ассоциативная связь, то присоединения к чувствам героев не получится.
Тут же вот какой интересный момент: запахи как древнейший инструмент нашего выживания обладают очень сильными «якорями». То есть человек может вообще забыть о каком-то событии или эмоциях, но, почувствовав запах, который был доминирующим в тот момент, вспомнит ВСЁ! А вот что именно он вспомнит — вот в чём вопрос.
К теме тонкой обонятельной чувствительности. Вспомнила Куприна, который обладал таким тонким нюхом, что его называли «самым чувствительным носом России». Он неплохо так развлекался с этим свои даром. Любил при знакомстве нюхать человека. Особенно обожал нюхать женщин. Представляете картину? Причём, как свидетельствует интернет, это не просто было глубокое томное вдыхание женского аромата, а такое, с душой, прямо обнюхивание
Ну вот как-то так. Сам процесс ещё не пошёл.
Прописал характер одного из персонажей.
А вообще уже неплохо, ящитаю. Четвертьмарафон позади. Что здесь, что осенью одиннадцать километров пробежал. Это хороший год.
ГроссмейстерТающий ветерMoreveterПорицаю. Потому что я уверена, что на четвёртый день уже можно найти блоги, прочитать правила и до 12:00 пятницы сдать отчёт за четверг в нужном месте.
Да, я ругаюсь, потому что сегодня у меня мало времени и сайт глючит.
Да, чёта глючит сёння с утра…
И не только сайт.
Прокачивает и… оживляет. :))
Вы — дополнительный (основной) стимул к творчеству.
Вам можно.
Тем более, что делаете Вы это чертовски мягко и деликатно.
Каюсь, постараюсь отчитываться день в день. А то как следующий пойдёт — непредсказуемо
8'891/40'000
Маловато.
Хотя я уже к развязке подошёл. :)
И не надо ворчать. Кто во сколько встал, тогда и утро. А вообще не люблю когда меня в 15:30 утра будит проклятый телефон. Чтобы этим рекламщикам в аду заставляли прослушивать все телефонные звонки мира.
По марафону.
Как и обещал написал 150 знаков в отчет.
И около двух страниц бумажного текста правой ручкой держа в ней шариковую ручку синего цвета.
А вот запахов бензина я уже не могу нюхать. И автомобильный угар тоже вымораживает. Как и звук не заглушённого мотора.
Всем кто ездит на автомобилях.
Большой совет от того кто работает на АЗС.
Приезжая на заправку, пожалуйста, выключайте фары, и глушите моторы. Вы просто не представляете как не выключенные фары и рычащие моторы выносят мозг работникам.
Вот знал бы что не посадят убивал бы тех кто не выключает фары. Особенно вот эти новые, слепящие.
Извините накипело. Хотя сегодня ночь была относительно спокойная.
Про блог.
Бо-о-о-ольшое спасибо.
оказывается тема запахов такая обширная. И такая пахучая. Это ж сколько эмоций можно добавить?
Наверное тексты ваших блогов, по окончании марафона, скопирую себе на комп. Для памяти.
Итого
чуть больше 7 000.
Это ничего. Впереди два выходных дня. Вернее ночи )))))
Ну на самом деле не то чтобы научное исследование, просто сборник наблюдений и систематизация накопленного опыта. Я договорилась, сделаю отдельную серию блогов без марафонской приставки.
Прекрасно. Я думаю он многим в помощь пойдет.
Спасибо.
Записала.
Норм, я вот трепалась про писательство четыре часа в телеграме и потом еще писала коменты про рассказ.
И ни буковки в сам рассказ.
Но чет нет иднй.