@ndron-©

Атмосфера текста

  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
  • Достойный внимания
Атмосфера текста

Понятие "атмосферный" как характеристика того или иного произведения (книги, музыки, фильма, компьютерной игры и так далее) возникает в речи и в интернет-дискурсе довольно часто, при этом не имея оформленной концепции, особенно в отношении текста как такового.
                
Первоначально, в химико-биологическом значении, "атмосфера" - это газообразная оболочка, окружающая планету или другое небесное тело. В словаре Даля: окружающий шар земной или иное небесное тело воздух, со всеми природными примесями его: испарениями, облаками и пр., мироколица, колоземица, так же — круг или пространство испарения или действия какого-либо тела, вещества. Атмосфера человека или цветка, магнита; околица. Словарь Брокгауза и Ефрона так же не предлагает никакого значения, кроме естественнонаучного. Первым словарем, в котором появляется новое значение, был словарь Петра Евстафьевича Стояна, в котором атмосфера, в одном из значений “среда, обстановка, окружающее”. Словарь Ожегова помимо химико-биологического значения предлагает перен. «окружающие условия, обстановка. Товарищеская а. А. доверия». Так же и словарь Кузнецова одним из значений слова “атмосфера” называет “окружающие условия, обстановку, психологический настрой где-либо” . 

Термин еще в начале двадцатого века перешел в науку о сценическом мастерстве, в двадцатых его использовал Константин Сергеевич Станиславский. Алексей Дмитриевич Попов в книге "Художественная целостность спектакля" писал: "...атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целом миром звуков и всевозможных вещей". Наталья Алексеевна Зверева и Давид Григорьевич Ливнёв в "Словаре театральных терминов" указывают, что в понятии "атмосфера" можно выделить несколько важных аспектов: пространственный, временной и психологический. Так же учитывается среда пьесы: быт, время действия, характеры, ритмы, события. Однако основная роль в создании атмосферы ими отводится именно актеру: именно актер создает и поддерживает атмосферу окружающих предметов и событий через взаимодействие с ними. Ольга Юрьевна Багдасарян способами создания атмосферы спектакля называет элементы пространственно-временной организации (пейзаж, способы обрисовки характеров), так и речь, экспрессию диалогов. Так же, в противовес научной, существует и идеалистическая точка зрения, которая подразумевает, что атмосфера по сути своей непознаваема: «Тайна, извечно окутывающая настоящее искусство, — это, несомненно, его атмосфера. Эта тайна нас приманивает, искушает ещё до того, как мы начинаем умом исследовать произведение, т. е. “поверять алгеброй гармонию”. <...> к сожалению, этот эффект исчезает вместе с тайной, как только мы начинаем анализировать пьесу», — пишет литературовед Семён Теодорович Вайман. Театральный режиссер Владимир Викторович Петров в статье "Сценическая атмосфера" определяет атмосферу как душу искусства: «Как определить душу искусства? Вероятно, точного и емкого определения атмосферы мы не найдём. А может быть, и не нужно». Однако следует все-таки согласиться, что изучение понятия "атмосфера" вызывает трудности. Гернот Бёме одной из причин этой трудности называет неопределенность онтологического статуса понятия. "Стоит ли относить атмосферы к объектам или элементам сред, из которых они исходят, или к субъектам, которые их испытывают на себе. Кажется, что они, словно туман, заполняют пространство определенным тоном ощущений." Можно сказать, что атмосфера занимает промежуточное положение между объектом и субъектом.

В эстетическом дискурсе были предприняты попытки описать понятия, более или менее смежные или схожие с понятием "атмосфера". Вальтер Беньямин пробовал сформулировать концепцию ауры для того, чтобы определить атмосферу эстетической дистанции между предметом искусства и человеком, его наблюдающим, и eсли применять концепцию Беньямина по отношению к тексту, то аурами различной степени выраженности и различного качества будут обладать оригинальная рукопись "Войны и мира", её же коллекционное издание в позолоченной обложке невероятной красоты, книга в мягкой обложке, фанфик по этому произведению и школьное сочинение. Концепцию атмосферы произведения искусства так же развивал Герман Шмиц, но его подход полностью исключал объектность, поэтому его концепция трудноприменима в отношении текста.

Чтобы понять, что такое “атмосфера текста” были проведены эксперименты, в которых приняли участие 114 человек. В первом эксперименте принимали участие 95 человек, большая часть которых была представлена студентами-филологами второго курса. Им было предложено “составить текст, который можно охарактеризовать, как “атмосферный”. Из 95 бланков 11 оказались пустыми или не содержали текста, а из оставшихся 84 сочинений (среднее количество слов в которых оказалось равным 50) мы смогли сделать несколько выводов о том, что такое атмосферный текст:

Атмосферный текст это тот текст, в котором читатель способен ощутить некую атмосферу. (Неожиданно, правда?)
Атмосфера текста неразрывно связана с обстановкой, средой, окружением. В 76 из 84 текстов описывается определённая локация, наполненная характерными для этой локации предметами и явлениями. В 52 текстах из 84 используется лексика, связанная с описанием погоды: “идёт дождь”, “солнечно”, “тёплый осенний вечер”. Лексика, связанная с обозначением времени года, встречается в 44 текстах: “осень”, “осенний”, “Новый Год”, “октябрьский”, “сентябрь”. Лексика, связанная с обозначением времени суток: 36 из 84 “Была глубокая ночь”, “осенний вечер”, “раннее утро”. “Яркий осенний день. Последнее теплое время перед долгой, холодной зимой.” “Лето. Раннее утро. На часах только шесть утра.”

      
Каждый локус имеет свою собственную атмосферу, степень выраженности или насыщенности которой зависит от наполненности текста средствами выразительности.

      
Атмосферы могут соседствовать или замещать друг-друга, но в одном локусе в один момент не может быть больше одной атмосферы. “Шёл дождь. было холодно и мокро на улице. Кроссовки, джинсы, куртка - все было мокрым. Надо было дойти домой. Лишь там было тепло и уютно. А пока, шел дождь. Листья опадали с деревьев. А где-то там, дома, ждёт кот.”
Атмосфера, в отличие от настроения текста, теснее связана с ощущениями, запахами, вкусами, состояниями, нежели с эмоциями. Перцептивная лексика встречается в 78 текстах. Лексика, связанная со зрительным восприятием, встречается 135 раз. Это цвета ("пожелтевшие листья", "желтоватый свет", "яркие краски", "красные листья клёна", "море голубого цвета"), свет ("яркий осенний день", "хмурое утро", "пасмурно", "переливается и сияет"), размер ("маленькая кухонька", "бесконечная бездна неба", "тяжелая огромная капля дождя"). Лексика, связанная со слуховым восприятием встречается 94 раза: "капли с большой скоростью забарабанили по стеклу окна", "звонкий шорох опавших листьев", "пение птиц, лай собак", "тишина", "в парке играет музыка". Лексика, связанная с тактильным восприятием, встречается 68 раз: "босыми ногами шагая по нагретому асфальту", "камни приятно впиваются в кожу", "солнце щекочет моё лицо", "жаркие объятия", "здесь было тепло", "горячая чашка кофе", "склизкий воздух". Лексика, связанная с обонянием встречается 29 раз: "пахло приятной сыростью", «ароматный чай", "свежий воздух", "было невозможно дышать", "душно и нечем дышать".
Лексика, связанная с вкусовым восприятием встречается 18 раз: "куриный суп", "чай с плюшками", "свежесваренный кофе". Лексика, связанная непосредственно с чувствами-эмоциями, встречается 68 раз: "вдруг заплакала", "ощущали радость", "в душе царит гармония и удовлетворение", "ей казалось, что она свободна и счастлива", "на душе было светло", "жить можно, жить хорошо".

Атмосфера занимает промежуточное состояние между субъектом и объектом, с одной стороны будучи тесно связана с чувствами и ощущениями, категорией субъективной, с другой она претендует на объективное обнаружение в тексте, потому что связана с лексикой.

Во втором эксперименте приняли участие девятнадцать магистрантов-филологов первого и второго курса. Заданный им вопрос звучал так: “Какой текст можно назвать “атмосферным”? Приведите пример такого текста (с комментариями)”.

Наиболее частотными были ответы, из которых можно сделать следующие выводы:

*Определение “атмосферный”, “атмосферность” как качество того или иного произведения само по себе - исключительно положительная характеристика. Чтобы проверить это, мы проанализировали 56 текстов из социальных сетей, с сайтов. Во всех случаях "атмосферность" выступала как положительная характеристика произведения. "10 атмосферных книг для осени", "атмосферно и не отпускает" (о книге), "удивительно атмосферые стихотворения! (реклама)", "добрая и атмосферная книжка о детстве" (о книге "Вафельное сердце"), "тут пишут много атмосферных и ламповых анкет". Следовательно, можно прийти к выводу, что "атмосферность" —это положительная характеристика произведения, подразумевающая в нём наличие ярко выраженной атмосферы.

Атмосфера текста предполагает погружение в этот текст, то есть некий сильный эмоциональный эффект, создающий иллюзию присутствия читателя в тексте. Погружению способствует насыщенность перцептивной лексикой. На базе всего сказанного можно сделать вывод, что атмосфера в тексте –

связанная с локусом перцептивная система, погружающая читателя в некие чувства и ощущения.

+12
12:55
505
13:46
+3
Это ж надо быть таким умным!
14:47
+1
Льстите :)
14:48
+1
нет, он не умеет.
14:09
+1
Спасибо! Занимательно!
14:13
+1
Довольно интересная выдержка из качественного исследования о взгляде студентов-филологов на понятие «атмосфера текста».
Наверное, крутая фокус-группа получилась бы.
14:46
+2
Да, выборка не лучшего качества, но мне так и не удалось воплотить план с монографией, депрессия-коронавирус-война, так что пускай хоть так.
14:58
+1
Ну, с выборкой проблема повсеместная, даже вспоминать не хочу, как искали респондентов.
С другой стороны, в качественном исследовании любая выборка может принести интересные выводы. «Каждый человек — статистическая ошибка» © не помню кто.
Могу лишь пожелать продолжать, у вас неплохо получается.
14:21
-1
Механистичность метода «контент-анализ» в данном случае производит подтверждение существования лингвистического локуса «русский язык» в его имманентном состоянии, то есть в таком, которое на спекулятивном вербальном диалекте называется «немецкий язык восточных провинций». По выдумыванию Норы Галь из нечитанной нами книги «Слово живое и мёртвое» — такое наречие представляется «точечным канцеляритом» речи живой, но рухлой.

Рухлядью в мире славянского киберпанка принято называть пушнину.
14:42
Выдумывания Н.Галь, быть может, помогли бы сделать ваши тексты хотя бы не пугающими
14:48
Если мужчины стаи не должны поубивать друг друга, то ничего кроме женщины объединить их не может. Пьяница мать — горе в семье.

Без подписи.
14:49
+2
Я думаю, Нора Галь с таким не помогает. У меня лично ноль идей, как тут обращаться с явно нездоровым человеком (как он сам на днях подтвердил). Психофобия не выход, хоть человек и раздражает весьма. Думаю, лучше не реагировать.
14:54
— Ты и правда считаешь, что они так воспринимают ложь, как ты утверждаешь, Йозеф?
— Адольф, давай просто молча позавтракаем без всей этой политики. Передай, пожалуйста, вон ту ручку копчёного христианского младенца и соус.
15:02
О нездоровости не знала, не было цели кого-то обидеть.
15:11
Да я не пристыдить, я так, сам не знаю, как с ним общаться (наверное — никак)
14:32
+2
Считаю блог достойным внимания и как-то бы его отправить туда, где все блоги в помощь писателям, за внятное и развернутое объяснение размытого, но дюже популярного определения читательского впечатления.
14:45
+2
Приятно smileНадеюсь, поможет кому-то.
14:48
+2
Мне, например, когда-то помню было тут бодание из-за этого словца)
14:35
Вышел в тайгу, натащил улягу, засел. По чувству достаю гудок и кричу лосицей, жду. Если погоды удержатся и безветрие не подведёт к раскиду — мясо будет в любом случае. Дома жена.
14:37 (отредактировано)
И мужа твоего убью, и любовников твоих убью, Велес.

Подпись: Аватар.
15:06
Атмосфера предопределяет эмоцию?
15:10
Вы опять забыли про мультиверсум.
15:13 (отредактировано)
+3
Атмосфера не может предопределить эмоцию, т.к. эмоция возникает у человека в голове. У кого-то душный, темный и пыльный чердак вызовет ощущение уюта, у кого-то — страха. Атмосфера находится между текстом и человеком, у нее с одной стороны есть языковое выражение («пыльный», «душный», «чердак»), но у каждого человека свои реакции на разные локусы и отдельные перцептивы (кого-то пугают открытые пространства, кого-то — замкнутые). Конечно, можно говорить о «большинстве», мол, для большинства теплое и маленькое пространство связано с уютом, но я такого исследования пока не проводил.

Если совсем кратко — нет)
15:37
+1
Ну обычно атмосфера в отзывах или рецензиях идет на пару с той эмоцией, которую и задумывалось пробудить. Обращали же внимание на «автор нагнетает атмосферу первобытного страха» или «произведение наполнено атмосферой беззаботного детства». Редко можно наблюдать эдакую безхозную самостоятельную атмосферу.
15:42
+1
Это уже интерпретация языкового материала автором рецензии. Ну и «беззаботное детство» с трудом можно назвать эмоцией. Можно растечься на тему, что есть беззаботное детство (опросить с сотню человек), и потом проанализировать, чего больше — перцептивов или эмотивов, но это отдельная тема.
Она никогда не бесхозная, никогда не самостоятельная, она между читателем и текстом, и не может существовать отдельно от любого из них. Если сформулируете свой тезис мне как-то иначе, отвечу, возможно, поточнее, потому что я не до конца понял вашу мысль.
15:59
+1
Да нет, нормально ответили, это уточняющий вопрос с последнего ряда
17:20
+1
Хорошее дополнение к марафонском блогам Фуфырочки. thumbsupНадеюсь, пригодится, если склероз не удалит. pardon
17:24 (отредактировано)
+1
Ну, тут практического мало, можно в одну фразу вместить: хотите атмосферу — используйте перцептивы :)
17:53
+2
Ну теперь все стало на свои места. Правда, хороший анализ не может быть плохим. Самое сложное, это выразить то, что все понимают, но объяснить не могут. Осталось только перевести на русский разговорный.
18:01
+1
Спасибо)
Это всегда самое сложное smileМожет в какой-то практически-применимый гайд запилю когда-нибудь
20:15
Дошла до слова «аура». Мне её как-то гнули. А так, интересно.
Загрузка...
Андрей Лакро