Анна Неделина №3

Тициан и Рубенс

12+
Тициан и Рубенс

На днях вернулся из очередной поездки в Испанию, в небольшой курортный город Торревьеха, что на средиземноморском побережье неподалёку от Аликанте. Времена нынче непростые и дорога в Европу и обратно значительно усложнилась: нужно делать несколько пересадок, подгонять рейсы по времени и цене, не спать ночами в промежуточных аэропортах и т.д., и т.п. Но если очень хочется – всё преодолимо.

Так получилось, что взятые заранее обратные авиабилеты «подарили» мне лишние двое суток пребывания на испанской земле. Хотелось потратить их с умом и я решил: «А поеду-ка я в Мадрид! Говорят, красивый город. Погода отличная: тепло, солнечно. Сяду на скоростной поезд и через 2,5 часа…» 

В общем, поехал.

В Подмосковье сейчас минус 3 и повсюду лежит снег. В Испании прохладно по утрам (+2 - +4), деревья стоят голые (хоть и не все) и дует прохладный ветер. Тем не менее, зимой (в нашем, российском понимании) там и не пахнет. Какая зима, если в парке цветут цветы? Правда, похоже, цветут они круглый год, но кто сказал, что это плохо?

Время в поезде летит незаметно и вот я уже в Мадриде. Остановился в маленьком отеле в центре города. На Букинге он оказался первым и я не раздумывал: всего-то одна ночь. Бросил вещи и пошёл гулять по городу.

Мадрид – красивая европейская столица. Ходил я по так называемому историческому центру, только чего-либо исторического не обнаружил. Разве что королевский дворец второй половины XVIII века. Остальные дома - явно постройки начиная со второй половины XIXвека. Да, они красивы: огромное количество лепнины, чистые фасады, никаких потёков или чего-то неприглядного. Но вот, например, стиль модерн начала ХХ века отсутствует напрочь (редкие элементы не в счёт) и это странно: в Европе данный стиль пользовался большой популярностью. Да и в Москве с Петербургом есть прекрасные образцы модерна. Классицизм в Мадриде тоже какой-то своеобразный, эклектичный. Видимо, дело в предпочтениях испанцев, в их склонности к мелким формам и обильному декору.

Сходил к королевской резиденции, оценил размеры едва ли не самого большого дворца в Европе. Внутрь не пошёл: и день был не для посещений туристами, и интерьерное искусство мне не слишком интересно. Живопись же – дело другое, но за ней надо идти в Прадо!

Туда и направился.

Многие из картин, которые предполагалось увидеть в одном из крупнейших европейских музеев, мне были хорошо известны по иллюстрациям. Тем желаннее было увидеть их воочию. Ведь картина «живьём» и картина на бумаге – это разные вещи. В чём я лишний раз убедился.

Не буду описывать всю экспозицию. Это было бы слишком утомительно, да и формат блога - несколько про другое. Короче, шёл от картины к картине, как вдруг…

Представьте: вы в солидном музее, а вам предлагают… копию. Да, именно так. Причём автор первой картины Тициан, а другой, копии с неё – Рубенс! Ну, как тут не присесть на скамеечку и не начать анализировать? И вот что у меня получилось.

Рубенс – художник прекрасный, однако любой просвещённый человек знает: практически все его огромные, красочные, наполненные динамикой полотна написаны не им самим, а его учениками. У Рубенса была мастерская, где воспитывалось множество молодых людей, которые и претворяли замыслы учителя в жизнь, перенося его небольшие живописные эскизы на огромные холсты, оставляя на долю мастера последние (и, видимо, решающие) мазки.

Рубенс был человеком энергичным и известен не только своей творческой карьерой, но и дипломатической. В собрании испанского короля он и углядел картину Тициана «Грехопадение человека» и захотел её повторить. И это ему позволили! Потому что был он, во-первых, отличным дипломатом, чей авторитет сослужил ему в данном случае добрую службу, а во-вторых, прекрасным художником, чьи полотна стремились приобрести самые уважаемые люди Европы.

Библейские сюжеты всегда были горячо любимы художниками. Тициан был безусловным авторитетом для всех живописцев, при этом каждый из них стремился прочитать ветхозаветную историю по-своему. Рубенс не стал исключением и поступил совершенно в своём стиле.

                        Рубенс. Грехопадение человека

Ева на картине Рубенса – это скорее «рубенсовская» женщина, нежели «тициановская». Фламандец представил как бы копию оригинала, но пристальный взгляд сразу отметит другую фактурность женской натуры. Тем не менее, Рубенс постарался быть сдержанным в этом вопросе. Наверно, потому, что главную роль отводил не Еве, а Адаму. В отличие от Тициана, между прочим.

                         Тициан. Грехопадение человека.

Адам… В исполнении Тициана это мужчина, потрясённый происходящим. Вот сейчас Ева сорвёт яблоко и… Страшно подумать, что произойдёт! Тем не менее, Адам не останавливает Еву, а с замиранием сердца ждёт результата отсоединения яблока от яблони. Женщина решила сорвать плод и возражать ей не приходится: она – исполнитель божьей воли.

Теперь смотрим на рубенсовского Адама. И что же мы видим? Это уже другой мужчина, отличающийся от тициановского не только своей фактурностью (бугрящимися мышцами, спокойной тяжеловесностью, мощной пластикой), но и житейским опытом. И легкомыслие женщины, запросто рвущей запретный плод, вызывает в нём не восхищение её смелым поступком, а испуг за возможные последствия: «Ты и впрямь хорошенько подумала перед тем, как сорвать этот фрукт? Жалеть потом не станешь? Может, не стоит этого делать? Я тебе, конечно, не начальник, но, душенька, обходились же мы как-то без него!»

А ещё Рубенс добавил попугая: птицу мудрую, хоть и пересмешника. Выводы делайте сами…

Рубенс бесподобен! Есть у него ещё несколько картин, чей потаённый смысл приводит в восторг искушённого зрителя. Эта – одна из них. И как же здорово увидеть такое чудо воочию. Браво, Мадрид!

+6
21:45
160
10:37
+1
Мастер и Мастер=Шедевры и Мысли
05:28
Похоже типажи у Тициана итальянские, а у Рубенса — фламандские. И по цвету кожи, волос, и т.д. Очень хочу побывать в Прадо из-за испанских мастеров. Завидую вам!
09:45
+1
Прадо музей замечательный и побывать в нём нужно обязательно. Как и в Лувре, в Вашингтонской национальной галерее, в Лондонской… Из испанских художников для меня наиболее значимы Веласкес, Гойя и Эль Греко, хотя последний, скорее, итальянец по своему творческому амплуа. И если картины Веласкеса я изучал часами (будучи в России, по иллюстрациям), Гойя — на любителя ужасов, то Эль Греко меня ошеломил. То ли его хорошо отреставрировали (всё-таки, 500 лет прошло), то ли краски сохранились совершенно невероятным образом. Впечатление — что перед тобой подсвеченный витраж. Ну и удлинённые формы, глубокие тени…
На следующий день пошёл в музей Тиссен-Борнемиса. Тоже великолепное собрание, особенно импрессионистов и экспрессионистов рубежа ХХ века. И глядя на работы Пехштейна, Шмидт-Ротлуфа и других сразу вспомнился именно Эль Греко. Так что нужно обязательно посещать и Прадо, и Тиссен-Борнемиса, благо они находятся практически напротив друг друга.
15:00
В трёх других я была. Добавлю в список Эрмитаж. Кстати, по роману Фейхтвангера «Гойа» хотела увидеть «Венеру» Веласкеса. Думала, она в Прадо. А оказалось — в Национальной галерее в Лондоне.
15:48
+1
Галерей мирового значения порядка 20 и разве что профессиональный искусствовед по памяти скажет, где что находится. И то вряд ли. Кстати, едва ли не лучшее в мире собрание импрессионистов находится в России. Правда, коллекция поделена между Эрмитажем и ГМИИ им. А.С.Пушкина, но лучшая её часть, безусловно, в Москве.
15:56
Да, Щукин и Морозов постарались. Из того, что у них «реквизировали», Москва получила больше.
16:02 (отредактировано)
+1
Картины из коллекций Щукина и Морозова вне претензий с чьей-либо стороны (разве что со стороны наследников). А вот большая часть эрмитажной коллекции привезена в качестве трофея из Европы по окончании второй мировой войны и к ней много вопросов.
22:08
Я этим вопросом давно не интересовалась, но когда работала гидом по Эрмитажу, там «трофеи» не выставляли, и шумно отрицали даже сам факт. В 2000 была на специальной выставке вывезенных картин. Так что коллекция очень большая (весь третий этаж) и без них.
22:50 (отредактировано)
+1
Надо же… Я тоже был на той выставке, специально из Москвы приезжал. СССР отрицал обладание данной коллекцией по понятной причине: она была вывезена незаконно. Так же, как и «Золото Шлимана» (которую сейчас спокойно демонстрируют в ГМИИ). Я тогда наивно подумал, что выставка будет разовой акцией и её опять уберут лет на 50. Как же я ошибся! Именно тогда началось то, что мы имеем сегодня: наплевательство на все международные законы и обязательства. И это может кончиться тем, что Россия будет вынуждена расстаться с колоссальной ценности предметами искусства. С целыми коллекциями! И это будет справедливо. Увы…
После того посещения я в Эрмитаже больше не был. Но мне тогда показалось, что выставленные картины составили очень существенную часть всего собрания импрессионистов. Но, может, мне это только показалось.
23:55
Думаю, показалось, и без этих работ много. Тоже был мой последний раз в Эрмитаже sadВсё остальное…
Загрузка...
Константин Шагар №1