Быть такого не может!

Быть такого не может!
Комментарии, комментарии. И язвительные, и восхищенные, и откровенно злые – разные. Больше всего меня удивляют комментарии под рассказами из серии «Автор, этого не могло быть». Что-то вроде такого:
«Не, не мог успешный актер стать алкашом и просить денег на бутылку, да еще и байки за это рассказывать»
«Не мог, человек, прошедший войну, вдруг сломаться»
«Не бывает таких добрых с глазами лани»
«Не могла вспыхнуть любовь, если люди один раз только виделись, да еще и на разных языках разговаривают»
«Ну не может быть такого, чтобы мальчики пнули девочку, а им ничего за это не было»
Нет, все могло и может быть. Просто у кого-то другой жизненный опыт – вот и все. У меня в жизни было столько странных, страшных, непонятных и черных, и белых историй, что эту историю я не рискну оформить в рассказ, и помещу ее в блоги.
*****
Через два года после окончания института, я устроилась работать в одну из наших городских школ. И сразу же мне дали в классное руководство одиннадцатый класс. Нужно сказать, что всегда выглядела значительно младше своего возраста и когда 1 сентября я зашла к ним в кабинет и остановилась на пороге, они даже сначала подумали, что я новенькая в классе, и один из мальчишек сказал:
- Че, встала? Садись вон туда, на последнюю парту.
Нормальный класс, я бы даже сказала, что он был на хорошем счету у администрации. История у них был профильный предмет, поэтому я с ребятами встречалась пять раз в неделю. В классе было девять отличников и ни одного слабого ученика.
Трудности у нас начались тогда, когда стало понятным, что история у них почти и не велась предыдущие годы. Уроки замещал, то физрук, то химик, то географ. Но я же человек с пониманием и не давила, а терпеливо учила, поднимала залежи неусвоенных ими тем. Двойки ставила, конечно, но не сразу. Ввела им систему отработок. Ну, всякое же бывает. Ну не выучил ребенок по какой-то причине, так у него всегда была возможность свой «косяк» исправить и в течении недели прийти и сдать тему- отработать двойку.
Похвалюсь, однако, - предмет свой очень любила, не ограничивалась данными учебника, много брала дополнительного интересного материла. Кроме истории я вела у них еще обществознание и МХК, потому приносила много наглядного материла (что было, кстати, непросто достать в 90-е годы). Старалась им то уроки – дискуссии сделать, то уроки игровые, короче все, по методике)).
Однажды, я захожу в кабинет с началом урока, хочу взять журнал со стола и не могу. Они приклеили журнал к учительскому столу. Ну я выкрутилась – вытащила журнал из обложки и продолжила урок. Разбираться не стала. А зачем? Ага, прямо так они мне все и рассказали бы честно!
Дальше-больше. Однажды, на уроке беру мел, чтобы записать тему на доске, а мел не пишет. Дети хихикают за спиной, а я не соображу никак что же случилось. Еще и еще раз пытаюсь – не выходит. Мел скользит. Дети уже ржут в голос.
- Значит, записывайте под диктовку, - говорю я им и урок продолжился.
Потом я поняла, что они натерли доску свечкой! После уроков класс собрала и сказала, что мне все равно, кто конкретно это сделал, но, чтобы завтра доска была чистой.
- Хотите горячей водой, хотите – ножом, но помните, что это школьное имущество, за которое вам придется держать ответ.
Ничего, оттерли они доску, но на этом противостояние не закончилось, а наоборот, только входило в свой апогей.
Дело было зимой. Стояли крепкие морозы. История была первым уроком и я, взяв ключ на вахте, пошла открывать кабинет. Мой любимый класс стоял у двери. Я открыла дверь и прошла несколько шагов по темному кабинету, как вдруг, ноги мои разъехались, и я упала пол. На пол? Нет, блин, не на пол, а на лед! Я, кое-как и не с первого раза, встала и доскользила до выключателя, упав еще разок. Загорелся свет, и я увидела, что пол покрыт льдом! Дети просто угорали к коридоре. Вот кто-то сейчас бы сказал:
- Ну, автор, ну что вы в самом деле! Это уже перебор! Не могут так поступить дети – они же не злодеи какие! Не могут так вести себя отличники, нет! Не может пол покрыться льдом, вы что в Антарктиде преподаете?!
А может, все это может быть! Я увидела, что все окна в кабинете открыты настежь. За окном минус тридцать один градус. Накануне вечером дежурные налили воды на пол побольше и открыли все окна. Вот не гады ли? Главное - что мне было делать? Вы, дорогие читатели сейчас скажите, что мол, любой бы нормальный человек пошел бы жаловаться директору, родителям, устроил бы детям разбор полетов и т.д. Но я поступила совсем непедагогично. Я провела всех детей в кабинет, попросила закрыть окна и сказала, что начинаем урок. Скоро лед стал таять в кабинете, и под ногами захлюпало.
- Дежурные, которые должны дежурить сегодня останутся после этого урока и вытрут полы. Со следующего урока я их отпрошу, - сказала я детям.
Конечно, последовали возмущенные возгласы, но я сказала, что это все не ко мне, а к тем, кто вам устроил этот подарок вчера. После звонка я ушла отпрашивать дежурных с географии, а когда вернулась, то весь класс вытирали полы в кабинете. Дети взяли тряпки с соседних кабинетов и собирали воду с пола. Они работали молча, видно было, что были злы. Работали.
В те годы обустройство кабинетов входило в обязанности учителя и я, имея некоторые способности, разрисовала стены. Нарисовала Нестора, склонившегося над свитком, нарисовала ленту времени и все такое. На другой стене изобразила древо власти с двумя династиями: Рюриковичи и Романовы. На каждую ветку приклеила портреты правителей, подписав даты их жизни/правления. Самодеятельность, конечно, но так и было все, уж поверьте. В конце каждого рабочего дня, я громоздила стул на парту и залезала наверх с кисточкой в руках.
И вот как-то прихожу на работу, захожу в кабинет, а все портреты князей и царей на стене разодраны, древо изрисовано маркером... Я знала, что это сделали мои лучшие, умные, любимые дети. И вот тут я не выдержала – я заплакала. Сломали они меня. Был у меня только один вопрос в голове: «За что? За что они так со мной?».
У моего класса был как раз первый урок. Они видели, что я плачу, молча зашли и сели по местам.
- Я хочу знать кто и за что? – спросила я их.
Дети молчали. Я знала, что они ничего не скажут. Было бы глупо орать и допытываться. Я дала им задание для самостоятельной работы с текстом, так как вести урок не смогла.
И опять, дорогие мои читатели, по шаблону жанра учитель должен либо уйти из класса (школы, отказаться от этого класса и т.д.), либо мстить. Но нет, не угадали. Я не ушла, не отказалась и даже не стала их прессовать на уроках. Я оставила для них систему отработок двоек, помогала готовиться к экзаменам по истории, я так же шикарно (да, так и есть) вела уроки, но следы вандализма не стала убирать.
Терпила? Может быть. Но, когда был выпускной вечер они собрались вместе и пришли просить прощения за все. Они все плакали, а родители стояли в недоумении, так как ничего не знали. Ну некоторые, видимо были в курсе, кому-то дети что-то дома рассказывали, но таких было мало. Кстати, я так и не узнала кто же именно тогда пакостил, дети своих не сдали.
После школы общались, переписывались немного. Но на встречу выпускников на следующий год половина класса не пришла. А те, кто пришли объяснили мне, что стыдно, им стыдно, потому и не пришли. Через два года на встречу выпускников из этого класса не пришел в школу никто.
Вот согласитесь, что если бы я про это написала рассказ, то вы сказали, что нереалистичные сюжеты.
Я не соглашусь. Героиню обрисуйте, ее чувства, эмоции, почему она приняла решение не «уходить из класса, хлопнув дверью», была ли борьба внутри какая-то по этому поводу — поверим. Тут задача автора убеждать, если сюжет такой… уникальный.
История классная кстати, уважаю, я бы так не смог, наверное.
Ну есть же сюжеты, в которые не верится? Есть непонятное/недожатое, и не только по вине читателя.
А вот за это спасибо)
Героиня обрисована, чувств и эмоций тоже полно, внутренняя борьба преподнесена. А читатель всё равно не верит.
(я не могу ничего сказать, я в сюжет «Булочки с изюмом» могу поверить, но такие истории просто не люблю, (в чем автор, конечно, не виноват)
обсуждения интереснее рассказа, на мой взгляд))))
А дети во все времена одинаковые. Их сейчас демонизируют. Но педагогика — древнейшая наука. У каждого поколения свои нюансы, и отношения общества к учителю, и ситуация в школах все это факторы. Но часто читаю дичь про конфликты ученика и учителя, я вижу полное отсутсвие элементарных педагогических приемов. У меня сразу представляется шахматная партия, в которой пытается выиграть не ходами фигур, а бросками их в противника.
Спасибо, что поделились педагогическим опытом.
В моей истории как раз отсутствие педагогических приемов. В институтах не учат как разруливать ситуации. Да и невозможно этому научить. ибо жизнь всегда будет хитрее науки педагогической. Я по — чесноку написала, как было у меня. До сих пор не знаю. правильно ли все сделала. Ну так вот.
безусловно. Но, представим, что автор — профи. Иногда кажется, что читатель не верит автору из-за того, что не может представить, что такое может все-таки быть.
Ну это не в комментах обсуждать, конечно, тут слишком сложно для диванного уровня.
Ну иногда да, читательский кругозор показывает, что за горизонтом край земли, и так по всему шару.
Но… Я вот читала Синдром Петрушки самой распиариной писательницы, и тоже, знаете ли, никакого читательского доверия. А бывает фантастику читаешь и веришь.
Случай из практики. Написала совершенно вымышленную историю, потом долго читала комментарии читателей, что надо сделать главной героине: обратиться к эндокринологу, поговорить с отцом по душам, заняться собой. Внутренне пообещала все ей передать и проследить за выполнением.
Вообще ненавижу категоричные заявления. Как минимум дважды мне категорично заявили, что я понятия не имею и вру. А информация было 100% достоверной. Но с такими людьми даже спорить бесполезно, потому что умный человек не будет высказываться так уверенно о теме, в которой не разбирается.
Ваша история-пример зацепила. Не неральностью, а именно гадким детским поведением. Честно, я не знаю, что должен делать в таких случаях педагог, да и уже бессмысленно говорить «надо было....» Мне очень жаль, что у вас такой горький опыт, но мнеь приятно было увидеть, что в вашей истории нет сочных гадких эпитетов в сторону детей, что вы их оправдываете, что не упрекаете, не язвите в их сторону. Урок для вас, урок для них…
Я сама школу в девяностые заканчивала, и даже у самых хулиганистых учеников всё-таки еще был пиетет перед учителями, на такие откровенные гадости не решались, боясь проблем. Замечу, что мой класс, в котором было много детей из неблагополучных семей, слушался в первую очередь учителей, которые позволяли себе рявкать, гавкать, порой даже панибратничать («Иванов, я у тебя семки видела, гони сюда жменьку, будем жиры изучать»). То есть ставили себя на быдло-ступеньку к быдло-ученичкам. Ну если дети не понимают нормальный человеческий язык — ок, будем говорить на неандертальском. Я не знаю, насколько это правильно, но это худо-бедно работало, по крайней мере, вот таких выходок, которые описываете вы, у нас никогда не было.
Да и таких учителей много я повидала. И дрались даже учителя с учениками, и целовались. Ох, чего только не было! Школа — все как ни крути организация более — менее закрытая. Многое из того, что там бывает за пределы ее и не выходит. учителя и администрация друг друга прикрывают.
Спасибо, что заценили мою историю. Радуюсь
:)
А про историю вашу мне вспомнились истории друга нашей семьи (вся их семья наши друзья). Он в 80е жил в Алжире, преподавал там. Советско-французская, кажется, была программа такая. На французском. А вот порядки были алжирские. С какой ностальгией этот наш друг вспоминает, что возле дверей аудитории стоял цербер с палкой, и если преподавателю не нравилось поведение какого-либо студента, он звал этого палочника и тот отвешивал нарушителю положенное. Очень жалел наш друг уже в 2000е, что в наших институтах такого человека с палкой нет)
а дневник мальчик девочке на уроке изнасиловал прилюдно — не слыхали такого? его тоже на уроки учителя пускать отказались. странно, детей надо любить и все им прощать…
эээ. Офигеть! Не такого я не слышала. Боже, спасибо тебе, что вовремя надоумил меня уйти со школы.
Я родителям всегда говорю, что люблю только своих собственных детей, а ваших уважаю, а некоторых детей — стараюсь уважать (не всегда получается)
Ну, бывает, конечно, что дело в читателе, который попросту не может выйти за рамки привычного. Мне уже вкатывали за образы женщин-героинь — как-так, баба должна дома сидеть-боятся, пока мужик подвиги совершает, а вот так — не бывает!
Вот с сюжетами еще хуже. Меня раньше тоже бомбило с недостоверности, в той же фантастике. Но сейчас я понимаю, что все это выискивание косяков в жанре, которые построен на допущениях — отказ себе в удовольствии нормально воспринимать сюжет. Ведь дело не в достоверности, а в том, как развивается история героя на фоне допущения.
А сюжетам про притирку учителя и класса я бы совсем не удивился. Об этом уже есть масса историй в культуре, вот просто тьмущая тьма. Только недавно на эту тему смотрел японскую фэнтазю.
да, блин горелый, да. И никак я еще не могу уловить вот этот момент — читатель точно поверит
Но с мотивацией — нет, нельзя. Это проверено опытом, и не только моим — это опыт поколений. Если читатель понимает героя, понимает, почему и ради чего он надрывается вопреки логике и здравому смыслу, то риск вот этого «так не бывает!» будет значительно ниже.
Ну, к примеру: если ваш педагог будет упорствовать в укрощении класса, потому что от этого зависит что-то очень-очень важное в его жизни (заработок на лечение больной мамы, существование всей школы, будущее самих учеников) — читатель поверит в него с куда большей охотой, чем поведение просто потому что гладиолус, автор так решил, он де сам такое видил в реале, чо докопались вообще?
Попробуйте проанализировать любое кино на такую тему, и вы увидите, что у героя всегда есть мотив упорствовать в своем деле.
Но если бы так было изложено в рассказе, написала бы, что не верю. Потому что нет вообще никакой мотивации поступков учеников. Тем лит-ра и отличается от жизни, что у всего должна быть последовательная связь. Ну кроме всякого сюра. Хотя в качественном сюре она тоже есть, может и не всегда уловимая.
бывают скрытые мотивы. Я учеников не унижала, да и нужды такой не было. Учились хорошо, уроки не срывали… Может быть этот просто испытание на крепость, а может им казалось, что училка молодая — ничего им за это не будет.
Всегда кто-то пи… дит. Намеренно или нет- другой вопрос. Но как только фактор пи… же убирается, история внезапно становится реалестичной.
И мне не важно, это в блоге или в рассказе. Я не могу поверить в эту историю. Хотя допускаю, скорее всего мне неизвестны технические нюансы.
Я не спец в системах отопления. Не знаю на счет батарей. До директора, конечно, дошло, но не заблуждайтесь, что директор будет поднимать бучу и держать сторону учителя.
Есть ещё один момент, вот если бы вы сказали, — «мамой клянусь», — степень доверия возросла бы в разы
Такими темпами я и в бога скоро могу поверить, так что хорош. Пощадите
Я ваш блог читала, чуть не плакала.
Всем учителям — медаль за мужество!
Вы все правильно сделали, по наитию, но все очень правильно. Я думаю вы многим своим ученикам преподали хороший урок — что такое авторитет, и что такое быть Человеком.
Расписал бы побольше, но увы, на работу надо бежать…
Это вам. От меня
Такое «образование».
Интересно, узнают они когда-нибудь верный путь?
Старое, доброе «разделяй и властвуй», да)
Сама система образования колечит детей и делает из них преступников — все эти «милые» шалости… это первые вредоносные действия в копилку их будущих «жизненных побед в борьбе за место под солнцем». И у тех, кто непосредственно исполнял «шутку», и у тех, кто придумал, и у тех, кто знал, но не остановил и не исправил последствий.
Не просто пол помыли… Это фигня. Они должны были вклад, значительно превосходящий сделать. А перед этим — нанести удар по врагам области, членом которой притворялись (школа, учитель, образование). А перед тем — рассмотреть внимательно, в какую группу людей попали, совершив сей поступок.
Этику свою восстановить должны были, прежде чем к ним доверие бы вернулось. Они вели себя соответственно состоянию врага. Наносили умышленный ущерб. Другому человеку, всей области, взаимоотношениям учитель-ученик (читай: руководитель-подчинённый).
Накапливаясь, такие действия могут войти в привычку и дальше — могут стать руководством к действию по жизни.
Это когда, вместо исправления ущерба нанесённого кому-то, люди всё больше и больше начинают сами себе обосновывать почему они имеют право наносить кому-либо ущерб. Таков путь преступника.
Но весь путь начинается с первых, начальных классов…
Да, и при непосредственном участии учителей.
Потому что нигде в методичках нет точной технологии прояснения непонятых слов (из-за которых и вырубает их на уроках. И запомнить не могут они именно из-за этого. И ответы давать на вопросы не могут. Слова непонятые. Пустоту порождают в их светлых головах. Выключают разум. Да так, что и ходить больше в школу эту не хочется детям. Вот они и начинают избегать, а позже — вредить начинают. Мстят за дискомфорт). И нигде в методичках нет обязательного требования: учитель, прежде чем преподавать свой предмет, ты должен прояснить с учениками, как то, что ты преподаёшь, пригодится им в жизни.
Да, и самое главное: современное образование перегружено умозрительными теориями. И пока целью образования не станет практическое применение изученного, ситуация и с образованием, и с преступностью, и с психическим здоровьем учителей… не изменится.
Продать ученику идею предмета. Зародить к предмету интерес, а дальше — разжигать и поддерживать (не допускать несправедливости и подтверждать достижения).
И человек по-итогу не штаны просиживать в школе должен, а научиться и уметь. Тогда и зубрить не надо будет. И шпоры писать, чтобы сдать, чтобы отвязались…
Мама-брат-сноха у меня учителя математики-физики, и все хором согласны, что чисто гимнастика ума, ничего кроме. Ктамуш четыре пятых поголовья детей в ней не нуждаются в принципе, у них мозги устроены так, чтобы срабатывать по кратчайшей, без извивов, и не терпят над собой насилия. Реалии жизни таковы, что подобное устройство чаще приводит к успеху — процветание школьных троешников вещь гораздо более распространённая, чем успешность блестящих медалистов.
А «научиться и уметь» — школа этого не даёт по определению. Какие реальные навыки мы там обретаем? смех один. И даже просто знать чего-то, что «мимо-проходили» по школьной программе, на всю оставшуюся жизнь — тоже нереально, бо мозги не губка.
Кароч, до последнего звонка школа всего лишь отстойник, и единственное, что может извлекаться из пребывания там, дак это навыки мирного сосуществования. Терпите и делайте вид, что учитесь, потому что педагогам нужно делать вид, что они вовсю вас учат тому, без чего вам в жизни просто никуда. Хи-хи три раза.
Аминь!
(Истина!)
Картина маслом.
:))
Но не такая.
Школа должна прививать навыки.
Литература — умение разбирать тексты. (язык содержит мудрость народа, его мораль. )
История — умение анализировать, ставить правильные вопросы и из событий делать верные выводы, находя их причины. (весь успешный и негативный опыт построения цивилизации)
Геометрия — умение воспринимать поверхности, измерять, изображать на плоскости окружающие объекты (да, начертательная геометрия). Понимать системы координат, уметь их использовать. И знать основные закономерности в геометрических фигурах. (закономерности устройства физической вселенной)
Алгебра — решать задачи. (методы вычислений и закономерности построения техники)
Физика — понимать природу окружающих явлений. (закономерности взаимодействия компонентов материального: материи, энергии, пространства и времени...)
И т.д.
Уметь это всё применять.
Вот чему бы должна школа учить.
И если бы этого добиться…
Мир изменился бы до неузнаваемости, причём за очень короткое время.
Всему остальному, чему бы должна школа учить, походу не научили учителей.
Да и задачи такой не ставилось. Ты главно программу в отведённые часы успей пройти, ну или отписаться, что успел.
Думаю, что не приходят именно потому, что помнят. Возможно, собирались где-нибудь в кафе в этот день.
Кстати, что интересно. С того класса 7 человек поступили на учителя истории, но только один по итогу остался работать в школе. Потом у меня было еще много классов и много их шалостей и гадостей. Но только этот остался мне непонятен.
мужеложецмог выгнать из класса за чих или вздох. Валил на контрольных, если ему не занесли гешефт. Тихим, размеренным голосом посылал на три весёлых буквы, а затем за дверь, ученицу, которая не сделала дз из-за семейной трагедии.Коротко итоги его террора: ему насрали на стол. В деле была замешана завхоз, бутылка водки и тёмная ночь. Просто оцените масштаб.
А вот история такой же тюхи, как героиня блога: десять лет спустя, другая школа, гимназия, лицейский класс. Учительница языка жалобно блеет у доски материал, но он нахрен никому не упал, потому что она чмо в глазах ученического соо. И в неё летят огрызки, тетради, учебником по морде могут дать, однажды заперли в подсобке. На других уроках — идеальные дети. У этой мадам — ну, вы понимаете.
И третий пример: снова мой учитель истории. На уроках благоговейная тишина. Она не матерится, не устраивает сцен, не грозит вызвать родителей в школу. Материал гонит сухо, лекционно, с педантичностью маньяка. Но даже двоечники лезут из кожи вон, чтобы заслужить одобрение от этой королевы севера.
Почему?
Да всё просто. Она с первого взгляда внушала трепет.
Это я всё к чему. Не в педагогике столько дело, не в подаче материала, а в характере. Вы можете быть охренительным знатоком дела, но без уважения аудитории грош цена вашим знаниям.
Но я вам, тем не менее, сочувствую. Жаль, что вам в этой ситуации приходится утешаться стыдливыми оправдульками бывших учеников.
ну и с чего вы взяли, что можете оскорблять меня?
Вы видимо по диагонали прочли? Я не писала, что у меня на уроках было что-то не так! У меня на уроках всегда было тихо, дисциплина всегда была железная! Все, кто сдавал историю сдали ее на четыре и пять, мне никогда никто из учеников не хамил, и с учениками у меня скандалов не было.
и почему вы решили я нуждаюсь в вашем сожалении? и тем более решать что я могла утешиться оправдульками? Вы разве со мной знакомы? Хотя вряд-ли такого хама я бы запомнила!
овощи.Я приношу извинения. Я всегда считал, что это милое слово.
И да, пожалуй, я совершенно зря вам сопереживал.
з.ы.
речь только об истории в конкретном примере — блоге) держите в голове, пожалуйста. За все ваше творчество говорить не могу, ибо не знаком
з.ы.
это не маркетинг, не реклама. я ваше время экономлю)
Огромное спасибо автору. И комментаторам.
За важную идею, которую вовремя подали мне.
Надеюсь, у меня скоро появится время как следует эту идею развить.
А пока лишь замечу, что этот школьный сюжет легко можно продолжить.
Школьники вырастают и выходят во взрослую жизнь.
Как бы выглядела во взрослой жизни подобная ситуация?
Вот уж действительно многие сказали бы: «Не может быть!»
Детьми-то были все. А взрослыми стали — не все.
Вот то-то и оно!
Как вы думаете, почему?
Почему через два года не пришел никто?
Человек десять собралось.