Mise en place.

Mise en place.

С чего начинается профессиональная кухня? Mise en place – это французский термин, который дословно переводится «положить на своё место».

Для настоящего профи это означает гораздо больше, чем подготовка всех необходимых продуктов, кастрюль и сковородок, тарелок и предметов для приготовления пищи.

Mise en place – это особый образ мышления, способность удерживать в голове множество задач одновременно и правильно расставлять приоритеты. От любителя профессионала отличает его умение просчитывать наперёд ситуацию, которая может возникнуть во время работы.

Звучит не плохо. Именно так меня учили на кухнях Московских и Петербургских заведений.

Но не так всё красиво и хорошо на самом деле.

Профессию повара давно романтизировали, представив жаждущим образ сурового человека в ребристом колпаке, который использует себя как бесперебойный механизм гастрономического изыска, шарма и азарта.

С самого начала существования человеческой расы приготовление еды претерпевало изменения. Только люди создают из приёма пищи особый социальный ритуал.

Мы тщательно разработали систему манер, ритуалов и табу, которые определяют, как, что, где и с кем мы едим. И в центре всего этого разнообразия правил и гастрономических изысков стоит повар.

Ни один профессионал ни родился с целой кулинарной книгой французских классических рецептов в голове и точным пониманием того, что нужно делать в стрессовой ситуации, когда «суп вскипел» а нервы натянулись до предела.

Приходит осознание того, где именно ты находишься. Не сразу.

Только в ту секунду, когда понимаешь, что общепит уже никогда не отпустит. До этого момента не задумываешься, что кухня не смысл жизни и не место для веселья. А именно смех помогает не свихнуться в потоке гастрономического борделя. Пришёл однажды и сгораешь в своих амбициях, пока не останется один уголь.

Теперь перед нами уже другой человек, более живой и общительный, но весь пропитанный сарказмом, цинизмом и непониманием того, почему его окружают идиоты.

Любить свою работу и гореть только ради того, чтобы получать краткий миг профессионального удовлетворения – хорошая цель. Плохо не иметь цели вообще, а таких «профи» в общепите немало.

Главное в этом деле – уйти в нужный момент.

Уйти, конечно, никто не мешает. Есть одно большое и жирное «но» - ты никому не сдался. Можно найти другую профессию, научиться чему-то отличному от работы на кухне, но драйв, который общепит приносил в твою жизнь, исчезнет. Стресс – настоящий наркотик для повара.

Около пяти лет назад шеф задал мне вопрос: «Ты себя видишь без кухни?». Тогда я понял: с этой иглы мне не слезть.

Майкл Гибни, автор книги «Су-шеф. 24 часа за плитой» записал свою историю отталкиваясь, от основ европейской и американской ресторации. К счастью его нога никогда не ступала по кухне русского заведения.

24 часа за плитой. Ресторан для повара – дом, поэтому он там находится 38 часов в сутки (это самая большая смена, которую мне пришлось отработать). Почему я не ушёл из общепита? Потому что я вижу себя именно на том месте, на котором нахожусь сейчас.

Когда я пришёл, у меня была цель – стать лучшим. Амбиции через край, силы и выносливость, как у быка на родео. Но лучшим я не стал даже после достижения должности шеф-повара. Лучший на кухне не тот, кто первый в готовки, а тот, кто громко кричит с экрана телевизора, направляя тарелки в мусорное ведро.

Что за ширмой? Хороший маркетинг, куча денег и удачно присвоенные блюда, как и в любой сфере.

Мне было 19 лет, когда я решил связаться с общепитом. Сразу после армии поступил в техникум, а через несколько месяцев вышел на практику в местечке под названием «Бухтил». Местный пивной ресторан средней паршивости.

Чему я там научился?

Не обращать внимания на курящих администраторов и поваров прямо у дверей склада с продуктами.

Игнорировать пьяных сотрудников на кухне.

Язвить в ответ на неудобные вопросы (интимного характера).

Спокойно отвечать на нецензурную лексику, не прибегая к оной.

Слушать нытьё коллег об их незавидной участи.

И да, быстрой нарезки.

Единственно, что Майкл Гибни верно подметил в своей книге – поведение гостей. Какими бы мы не казались со стороны классными, когда посещаем заведение общественного питания, для персонала это далеко не так. Со стороны заведения всё выглядит куда прозаичнее. Пьяные гости, драки и неоплаченные столики. Моё место практики – не самый лучший пример общепита, но лучший пример низа, со дна которого не постучат.

Я решил остаться не потому, что увидел заблёванный коридор, плачущих официанток и пьяного гостя, которого забирала вневедомственная охрана уже третий раз за вечер (первый мой банкет). В тот момент, я думал, что так готовить нельзя. 

Поэтому я подышал свежим воздухом, вернулся на кухню и продолжил отдавать заказы. 

+7
08:45
462
09:03
Звучит не плохо.
но хотелось бы примеров, а то одна преамбула ))
09:10 (отредактировано)
+1
Примеры будут, но позже.
09:11
+1
Сегодня день анонсов что ли?..
09:15
+1
09:45
+1
Мы тщательно разработали систему манер, ритуалов и табу, которые определяют, как, что, где и с кем мы едим.

Я лично ем еду и ем её в рот.
10:30
+1
Не думаю, что цитата приведённая вами, запрещает это делать )
10:12
+1
У Сорокина есть забавный роман на эту тему. Манарага. О возведении в абсолют
Любить свою работу и гореть
13:38
+1
Знаком с творчеством )))
10:22
+2
Единственное, что я понял, что если в этом тексте изменить «профессия повара» на что угодно (инженер там...) — смысл не изменится. crazy
"Mise en place Управление производством – это особый образ мышления, способность удерживать в голове множество задач одновременно и правильно расставлять приоритеты. От любителя профессионала отличает его умение просчитывать наперёд ситуацию, которая может возникнуть во время работы" glass

Да вот, хотелось бы конкретики. Я как отчасти фуд-блогер уже нашастался по всяким «топовым проектам от шефа того-сего», потер за жизнь с открывателями своих кофеен и раменных. А рефлексия, конечно волшебно, но как то смутно понятно, как на нее реагировать.
10:37
+1
Вы максимально близки )) В общепите встречаются не только инженеры, но и художники, дизайнеры, юристы, даже строители есть. Кто-то повар, кто-то официант )) Есть люди с двумя высшими образованиями, а есть с тремя классами церковноприходской.
10:40
+1
Ну, я даже и к самой кулинарии отношусь как к технологии, ничуть не проще деревообработки или металлопроката. Особенно в общепите, где регламентировано вообще все. И черт с ним образованием, главное понимать, что с чем смешать и в какой пропорции crazy
Поварам вообще стоит сопромат изучать ))
10:49
+1
Вы о регламенте фаст-фуда? Там всегда можно заточить руки под нужный агрегат. wassup
11:06
Разве техкарты только в фастфуде есть? Сомневаюсь, что в лухари ресторанах повар каждое заказанное блюдо наобум и по памяти готовит.
11:28
+1
А, так вы про тех. карты. wassupЯ вас неправильно понял. Технологическая карта — не панацея. Вкусовые рецепторы у всех разные. Можно ли класть каждый ингредиент по весам? Практически — можно, но время отдачи блюд увеличится в разы. А с тем самым и недовольство гостей.
И насчёт памяти метко, повар заучивает граммовки. Отвлекаться постоянно в тех. карту не позволяет тот самый регламент.
12:47
+1
Ну тут такое дело… Лухури рестораны в своей системе обезличивают каждое блюдо. Чем дольше путь от закупки до тарелки, чем больше людей вовлечено в процесс приготовления, тем меньше вероятности получать на выходе разный продукт. Вот, к примеру, Мишель нафигачил раскладки, каждое блюдо собирается несколькими людьми, от начала и до конца, и по барабану, кто конкретно там сегодня на холодке или на гриле, главное что пришли вовремя
12:56 (отредактировано)
+2
Это европейская система. Если в Москве и Петербурге такое встретить можно часто, то в городах с населением меньше миллиона подобные процессы импорто wassupзаменяются. Одним движением руки собственника повара горячего и холодного цехов превращаются в одного повара-универсала.
12:57
+1
Ну, это само собой.
Но вкус как раз очень даже может определяться пропорциями ингредиентов, а уж по техкартам или по памяти — тут уже мастерство и опыт самого повара.
Но это не отменяет качества самих ингредиентов. А так же того, что готовить может рукожоп ))) Баристы заколебали мне латте кипятить devil
13:04
+1
laughПоэтому я пью американо. Хотя этот кофе ещё легче запороть изначальными настройками «тачки». Про рукожопов вы правы, и к сожалению их сейчас 85%.
13:07
+1
Отож. Знаем, универсалились
13:11
+1
А еще проще американо запороть говнозерном crazy
Лучше уж я это сем-то разбавлю ))
Да я сам наблюдал, когда в сети кофеен работал, как убили систему подготовки кадров. Вместо месяца лекций и практики — часов 10 обучения обезьянок жать нужную кнопочку. А потом шеф-бариста такая — ну, капец, они там пенку ложкой из одной кружки в другую перекладывают! crazy
13:27
+1
С другой стороны, это лучше, чем стоять за одной станцией 15-20 лет.
13:32
+1
Ложкой перекладывают? Нужно там всё облить бензином и сжечь bomb
Обучение страдает теперь по всему общепиту и 10 часов даже долго. Бывали случаи, когда просто бросали на рабочее место: выплывет — научится, не выплывет — чёрт с ним.
13:35
+1
А про зерно я молчу. Учитывая, что его кислотность меняется каждую минуту, а «тачку» настраивают в лучшем случае 3-4 раза в день, даже с хорошим зерном всё станет печально.
10:45
+1
Иронично и реально про жизнь написали bravo
Загрузка...
Alisabet Argent