Литературный конкурс, как способ продвижения
Литературный конкурс, как любой другой предмет, можно рассматривать с разных сторон. Сегодня среда. У меня в блоге тема продвижения книг. Поэтому я и участие в литконкурсах разбираю с этой точки зрения.
Итак, конкурс — это хорошо? Что ответит на этот вопрос писатель?
Если не концентрировать свои мысли, то при попытке ответить на этот вопрос в голове появляются смутные образы: цветы, аплодисменты и я сам, стоящий на пьедестале почета.
А если все же подумать? Тогда на смену радужным мечтам придут другие картинки: неприятная тема[1], вымученный текст, необходимость чтения чужих текстов в рамках самосуда и непонятные комментарии.
За всеми этими образами и картинками упускается главное. А зачем это все? Можно ли с помощью конкурсов проложить дорогу к читателю?
Предлагаю спросить об этом Оптимиста и Пессимиста.
1.
Оптимист: Да, можно. Мой рассказ будет на конкурсе, его будут больше читать. У меня появится больше подписчиков и так далее.
Пессимист: Никто не доказал, что произведение, попавшее на конкурс, читают больше, чем просто произведение в ленте. На конкурсе десятки и даже сотни произведений. Почему сторонний читатель должен выбрать ваше?
Ваш конкурсный рассказ прочтет только небольшая часть участников[2] и возможно, независимое жюри. А это писатели, а не читатели[3].
2.
Оптимист: В рамках конкурса я буду оттачивать свое писательское мастерство. Комментарии помогут мне стать лучше.
Пессимист: Вообще-то, мы говорим про продвижение, а не про накачку мастерства. А про комментарии... Большинство замечаний — это сплошная вкусовщина.
3.
Оптимист: Если я выиграю конкурс, то получу звание. Напишу об этом в профиле. Это заметят читатели, оценят и станут больше читать.
Пессимист: Во-первых, как отвечали спартанцы «Если». А во-вторых, не уверен, что упоминание об единичной победе в конкурсе сможет существенно повлиять на продвижение. Другими словами, шанс победить невелик, а внутри этого небольшого шанса еще и слабая вероятность продвижения.
Чтобы заметили надо побеждать много и часто, а шанс этого уже совсем незначительный.
4.
Оптимист: Мне нравится участвовать в конкурсах.
Пессимист: Ты опять говоришь не про продвижение!
5.
Оптимист: Я знаю нескольких писателей, которые выиграли конкурс, а потом стали успешными и читаемыми.
Пессимист: Это, как в анекдоте про миллионера и апельсины[4]. Неизвестно, что сделало «твоих» писателей успешными. Может быть, твоя причинно-следственная цепочка неверная.
***
Какой вывод можно сделать из диалога Оптимиста и Пессимиста? Помогает ли участие в конкурсе в продвижении писателя?
Думаю, что у каждого могут быть свои выводы. Я считаю, что участие в конкурсе — это слабое средство продвижения, если подсчитать возможные результаты по отношению к необходимым затратам. Идти к читателю надо прямым путем. Участие в конкурсе — это тоже дорога к читателю, но слишком уж извилистая.
[1] — Есть конкурсы, на которые требуется предоставить новый, ранее не опубликованный текст.
[2] — Условия конкурсов отличаются. Где-то только самосуд, тогда все должны прочесть все. Где-то только жюри, а где-то смешанный вариант.
[3] — Вспомни известный анекдот. Чукча писатель, а не читатель.
[4] — " - Как вы стали миллионером? / - Несколько раз купил апельсины оптом, а продал в розницу. / - Так вы и заработали миллионы? / - Нет, потом умер мой дядя и оставил мне наследство".
***
Всем крепкого здоровья и удачного творчества!
Да нет никакого продвижения. Конкурсы интересны только их участникам. Особенно «самосудные».
Да, когда ваш рассказ будут принимать в сборник, о ваших достижениях коротенько напишут. «Продвинет» ли это вас как автора? Сомнительно.
Если есть победы, лауреатство, издательство будет более благосклонно к вам (я говорю не о тех издательствах, которые издают книги на деньги самого автора и этим живут) при отборе произведений. Но это тоже не 100%-ная гарантия успеха.
Помогают ли «самосуды» развиваться? Ну, давайте будем говорить, как есть. 30% текстов, присылаемых на «самосудные» конкурсы, читать невозможно. Ещё 60% — посредственность. И только 10% (в лучшем случае) действительно достойны внимания. А судить вас будут все 100% (неважно, шедевр вы прислали или что-то незатейливое). Важно ли для вас мнение тех, кто не только не понимает бОльшую часть прочитанного, но и свои мысли выразить не может (а значит, и мнение своё)? Важно ли для вас мнение типа «не моё, поэтому ставлю 1»? Поможет ли это вам развиваться и продвигать своё творчество?
У меня есть забавный опыт, когда один и тот же рассказ в очень солидном конкурсе с профессиональным жюри оценили высоко, а в мелком «самосудном» не заметили. Есть опыт, когда «самосуд» рассказ зарубил, но по результатам голосования читателей первое место стало моим (нет, я не просила никого голосовать, не веду активную жизнь в соцсетях).
Участие в конкурсах важно в начале: оценить себя, сравнить с другими, понять, как писать не надо. А если у вас нет необходимости в самоутверждении, то конкурсы — просто, развлечение. 99,9% ваших потенциальных читателей о них даже не знают.
Действительно, при чём тут продвижение? )
С другой стороны, был же ряд крупных конкурсов (вроде «Заблудившегося трамвая»), победа в которых действительно могла принести автору некоторую известность в соответствующих кругах. Может, и сейчас такие есть (больше не слежу), но какие-то имена и правда бывали долго на слуху и вызывали уважение, хотелось почитать их ещё. Правда, большинство из тех фамилий успели (мной) забыться. )
Что автор в качестве аргументов использует анекдоты.
Следующий!
Но это определённо драйв и приключение.
Мое мнение — лучше сделать, чем не сделать.
Лучше написать, чем мечтать о рассказе.
Лучше и не выиграть, но попробовать.
И кто судьи?
Если тебе нравится, то делай. Пробуй и делай.
Но не живи иллюзиями, чтобы под старость не кряхтеть и не ворчать, что была возможность, а ты испугался критики и судей.
Спасибо за блог.
Я за любое движение, если оно приносит автору удовольствие и рост.
Продвигать — это делать широко известным.
Конкурс позволяет автору продвигать себя… пусть не широко, но бесплатно.
Участие во всех подряд конкурсах и периодические победы в них… Возможно, могут принести автору некоторую известность. Всё зависит от масштабов. От объёма ЦА (тут влияет, видимо, жанр (жанры), в котором (в которых) пишет автор).
Успешность любого продвижения всегда зависит от его масштабов (не только, но в основном).
Так что… И Ваш оптимист и Ваш пессимист… оба правы. Они ведь, споря, ни разу не заикнулись о том, а как много (в представлении каждого из них), собственно, пишет (и отправляет на конкурсы) Ваш гипотетический автор.
Остальные 99 тысяч конкурсов ничего, кроме тренинга автору не дают. Тренниг собственных умений писателя, навыков общения, нервной системы и адова терпения. :)
Конкурс «Новая фантастика», в котором я попал в пул победителей, дает очень многое, особенно неделя в Москве с бесконечной чередой знакомств с издателями, писателями и прочими сумасшедшими очаровательными людьми.
Тебя снимают в бесконечных влогах, учат продвигаться в сети, общаться с читателями и т.д.
Это близко к участию в разных фестивалях фантастики — когда ты получаешь море новых знакомств и знаний. Ты реально продвигаешься!
Средний уровень продвижения — конкурс, типа «Кубок Брэдбери» или Турниры научной фантастики или фэнтези здесь на Слоне. Они ценны в первую очередь сборниками. У тебя уже на руках изданные на бумаге рассказы и ты уже можешь сам их продвигать — есть что показать миру. )
Например, в этом году я стал лауреатом 3 больших конкурсов, в итоге рассказы попали в 4 сборника рассказов. Через пару недель открывается моя страница на Фантлабе — это типа некий статус и подтверждение, что я не тварь дрожащая, а писатель-фантаст. )) Ну, почему нет?
Вот так в моём случае работают конкурсы. Сейчас я пишу книгу и надеюсь, в следующем году все мои накопленные бафы помогут ей в издании.