Андрей Лакро

«Разборчивая невеста» — картина Федотова по сюжету басни Крылова

«Разборчивая невеста» — картина Федотова по сюжету басни Крылова

«Разборчивая невеста» — одно из самых интересных полотен талантливейшего живописца Павла Андреевича Федотова. Картину он написал в знак почтения памяти баснописца Ивана Крылова, скончавшегося за три года до этого. Именно Крылов сыграл большую роль в том, что гвардейский офицер художник-самоучка Федотов подал в отставку и стал известным жанристом.

Картину «Разборчивая невеста» позитивно восприняла московская и петербургская публика. Купить её пожелали сразу несколько кандидатов, и она ушла в частную коллекцию. Третьяковка приобрела полотно в 1914 году, с тех пор оно экспонируется в галерее.

За основу будущей картины художник взял одноимённую басню Крылова о привередливой красавице, которая в течение нескольких лет отказывала всем женихам, пока не спохватилась, что время неумолимо…

«…Чтоб в одиночестве не кончить веку,

Красавица, пока совсем не отцвела,

За первого, кто к ней присватался, пошла:

И рада, рада уж была,

Что вышла за калеку».

Итак, отвергшая многих женихов в молодости, красавица пошла за первого посватовавшегося. Главные герои Федотова будто сошли со страниц великого баснописца…

Разборчивая невеста

Однако эту картину нельзя назвать прямой иллюстрацией литературного текста. Главная героиня ещё не отцвела. На её лице только появляются первые признаки увядания. Это сглаживает крыловскую сатиру, делает развязку сюжета достаточно оригинальной и по-светски пикантной.

Тем не менее, во внешнем облике невесты художнику удалось тонко подчеркнуть детали того, что она живёт прошлым. К примеру, уложенные на косой пробор волосы с аккуратными завитками у висков напоминают о моде давно прошедших 1830-х годов. А дело происходит в 1847-м! И часы на цепочке у пояса имеют слишком крупный циферблат, свидетельствуя о слабеющем зрении героини. Как говорится, годы не скрыть, как не старайся.

И зритель понимает, что для перезрелой кокетки это последний шанс выйти замуж. Совершенно очевидно, принца на белом коне уже не дождаться. Что же до жениха, что и ему особенно выбирать не приходится. Кто ещё согласится с таким соединить свою жизнь?

У преклонившего колено персонажа мы видим горб и залысины. Он, мягко говоря, некрасив, но явно богат. О высоком социальном статусе свидетельствует костюм: на нём чёрный, отлично скроенный фрак и модные клетчатые брюки. Но! По всей видимости, мужчина всё-таки влюблён в героиню… Он желает скорее выразить свои чувства и услышать в ответ заветные слова. Иначе зачем ему бросать на пол свои дорогие перчатки, трость и цилиндр?

Разборчивая невеста с довольной улыбкой, мечтательно выслушивает речи кавалера. Она слегка повернулась к собеседнику, который держит её за руку. Поза говорит о заинтересованности в кавалере…

Детали

Со стороны сцена выглядит весьма наигранной. Особенно, когда обращаешь внимание на родителей невесты, которые подслушивают разговор. Нет сомнений, старики с замиранием сердца ждут заветного слова. Ну как им не посочувствовать? Отец уже поднял руку, желая осенить себя крестом. Неужто свершилось?! Да и мать готова выскочить с благословением…

Да и сам же интерьер напоминает шкатулку для драгоценностей, в который героиня блюла себя для суженного. Скорее всего жизнь её протекала в каких-то бесполезных занятиях вроде пасьянсов и мечтах о будущем.

Такой вывод можно сделать, посмотрев на картины в комнате, где происходит свидание. Это репродукции работ Алексея Тыранова «Девушка с тамбурином» и Фёдора Моллера «Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом».

Одной из значимых деталей можно назвать и белую собачку. Обычно собачек изображали рядом с женщинами. Здесь она у ног мужчины и, скорее всего, является символом достатка и благосостояния. Определённую смысловую нагрузку несёт и попугай в позолоченной клетке у стены в правом углу картины. Этот образ обозначал в то время супружескую верность.

Ещё одна интересная деталь: брошенные перчатки. Когда картина создавалась они служили знаком физической близости, эротизма.

Федотов писал картину почти весь 1847 год. Всё это время художник искал и тщательнейшим образом зарисовывал нужные ему детали. Особое внимание он уделял тканям, украшениям, интерьеру. Система символов, которую он выстроил в «Разборчивой невесте», позволяет по-настоящему проникнуть в сюжет, через детали понять её потаённый смысл.

Павел Федотов

Лично я очень люблю этого художника и не перестаю им восхищаться. Павел Федотов стал известен ещё при жизни и получил звание академика живописи. Однако, несмотря на то, что к началу 1850–х годов к нему пришло заслуженное признание, успех омрачился повышенным вниманием цензуры. Не всем нравилась сатирическая направленность творчества Федотова и его принципиальность.

В результате он потерял возможность получать доход от гравюр со своих картин, которые было запрещено делать. От него стали отворачиваться меценаты.

Продажи картин «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» вместо обещанных 2000 рублей принесли художнику лишь половину ожидаемой суммы. С этими деньгами Федотов поехал к родителям в Москву. На тот момент отец серьёзно болел. Младшая сестра, её можно увидеть на картине «Вдовушка», овдовела, оставшись беременной вторым ребёнком. Выполнив свой сыновний и братский долг, художник оставил семье деньги и вернулся в Петербург.

Ну а там ничего хорошего его не ждало. У Павла Федотова ухудшилось зрение, он стал страдать частыми головными болями… Весной 1852 г. немногочисленные друзья художника были вынуждены поместить его в больницу для душевнобольных. И 14 ноября 1852 года в больнице художник умер, забытый всеми, кроме денщика и немногих близких друзей.

+5
14:35
191
17:37
+1
Спасибо, очень интересно!!!
20:40
+1
благодарю
21:42
+1
Весьма познавательно. Кавалер глядит на свою будущую жену снизу вверх. Так смотрит стюардесса в бизнесс-классе авиалайнера. С известной разницей мотива, конечно же…

21:53
+2
он просто ниже ростом, да еще и инвалид
23:19 (отредактировано)
Грустная судьба.
15:03
+1
гениальный художник. Все его полотна — история!
15:13
Загрузка...
Анна Неделина №1