Павел Крапчитов

Автомобили, уходящие в историю

  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
Автомобили, уходящие в историю

Мы думаем, что найдутся такие люди, которые катались в детстве на дедушкиной «ласточке» - старой «Волге», «Москвиче» и других автомобилях прошлых лет. К сожалению, они всё стремительнее уходят в историю, сгнивают в гаражах, или просто бесхозно стоят на улицах. Такие города, как Краснотурьинск и Карпинск не стали исключением, и тоже имеют свои «ретро-авто». Мы решили узнать, сколько их у нас, в каком они состоянии, и каких, собственно, моделей.

Итак, стартовало наше «мини-путешествие» в Карпинске. За один день, проведённый там, мы обнаружили три ретро-автомобиля, и сейчас расскажем вам про каждый.

1. Москвич-412

Данный автомобиль, к сожалению, бесхозный. Мы обнаружили его в западной части Карпинска, неподалёку от парка ДКУ.

«Москвич-412» – советский и российский автомобиль, выпускавшийся на протяжении тридцати лет, с 1967 по 1976 год на Автомобильном Заводе имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) в Москве, и с 1976 по 1998 год на Ижевском автозаводе (Иж). «Москвич-412» являлся версией автомобиля «Москвич-408» с более мощным двигателем. До начала выпуска «412-ого» автомобили «Москвич» имели меньшую мощность в сравнении с их современниками – автомобилями «ГАЗ-21» и «ГАЗ-24».

Стоит отметить, что в своё время автомобиль получился удачным и имел модификации, предназначенные для экспорта в страны Европы – Великобританию, Финляндию, Бельгию и многие другие. Также серийно выпускался на заводах «Балкан» (Лобеч, Болгария) и «Scaldia» (Брюссель, Бельгия).

2. ГАЗ-69

«ГАЗ-69» – советский автомобиль повышенной проходимости. Выпускался с 1952 по 1973 год на Горьковском и на Ульяновском автомобильных заводах.

Данная модель была создана для замены военного автомобиля «ГАЗ-67Б». С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: «ГАЗ-69» с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на трёхместных лавках, откидной задний борт) и сельскохозяйственный (командирский) «ГАЗ-69А» с четырёхдверным пятиместным кузовом и комфортабельным трёхместным задним сиденьем. Мы обнаружили модификацию «ГАЗ-69» на окраине Карпинска.

За два десятилетия производства «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» было выпущено свыше 600 тысяч машин! «ГАЗ-69» экспортировался в 56 государств мира. Кроме того, в 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в Румынскую компанию «ARO», а в 1962 году — в Северную Корею.

Различными авторемонтными заводами и структурами МВД СССР автомобиль дорабатывался путём установки цельнометаллической крыши.

3. Москвич-407

«Москвич-407» – советский автомобиль малого класса. Является улучшенной версией «Москвича-402» с модернизированным двигателем и улучшенной отделкой. Выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1958 по 1963 годы, всего было выпущено 359 980 экземпляров данной модели.

«Москвич-407», как и «412-ый», являлся одной из самых удачных моделей завода. В 1958 году «407-ой» был отмечен золотой медалью на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе. В марте 1960 года за создание данного автомобиля завод был награжден Дипломом ВДНХ СССР первой степени. Ну и согласитесь, выглядит «Москвич-407» просто шикарно! Несмотря на то, что обнаруженный нами на окраине Карпинска экземпляр слегка потёртый и деформированный, он всё равно передаёт атмосферу шестидесятых годов, а увидев его издалека, хочется подойти ближе и полюбоваться им.

На этой чудесной ноте наше пребывание в Карпинске завершилось, и мы отправились в Краснотурьинск. Признаемся, в Краснотурьинске на поиски ретро-автомобилей мы потратили три дня, и «улов» оказался большим!

1. ГАЗ-21

Находясь в Краснотурьинске, мы обнаружили сразу два экземпляра данного автомобиля. Один в идеальнейшем состоянии и на ходу, другой же, к сожалению, всеми забытый и брошенный во дворах.

«ГАЗ-21», неофициально «Волга» – советский автомобиль бизнес-класса, производившийся на Горьковском автозаводе с 1956 по 1970 год. Данная модель пришла на смену «ГАЗ-М-20», неофициально «Победа».

«Волга» широко использовалась государственными спецслужбами, милицией, таксопарками, партийными деятелями. Она экспортировалась в страны Европы, мелкосерийно собиралась в Бельгии и даже в Китае. На фотографиях представлены два экземпляра, найденных нами. Один на ходу, и чаще всего располагается в СНТ №1, а второй, к сожалению, бесхозный, и доживает остаток жизни во дворе на ул. Парковой, 14.

2. ГАЗ-24

Не менее легендарной и известной машиной Горьковского автозавода стала ещё одна «Волга» - «ГАЗ-24», пришедшая на смену «ГАЗ-21». Новая «Волга» выпускалась с 1968 по 1986 год.

Данный автомобиль использовался в тех же сферах, что и его предшественник – в работе в спецслужбах, милиции, такси.

Передняя панель новой «Волги» полностью симметрична. Так дизайнеры на этапе проектирования автомобиля позаботились о его выпуске с правым рулем. «ГАЗ-24» был одной из первых советских машин, у которого были гнутые стёкла дверей, позволяющие получить максимальные размеры салона и усадить сзади трёх человек. Конструкция кузова предусматривала использование установку на колёса цепей противоскольжения, что являлось настоящим прорывом в советском автопроме.

Кстати, новая «Волга», обнаруженная нами, также находилась на улице Парковой, и была на ходу.

3. УАЗ-469

«УАЗ-469» – советский легковой автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересечённой местности. Выпускался на Ульяновском автомобильном заводе с 1971 по 1985 год, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года получил номер 31512 и выпускался с ним с 1985 по 2005 год.

Первые опытные образцы появились ещё в начале 1960-х годов, но серийное производство модели началось лишь спустя 10 лет.

«УАЗ-469» стал первым автомобилем, покорившем Эльбрус: чтобы проверить поведение автомобиля в неблагоприятных условиях на больших высотах, ещё в августе 1974 года экспедиция на трёх стандартных «УАЗ-469» без лебёдок и цепей противоскольжения совершила успешный подъём на Эльбрус.

В наше время серийный «УАЗ-469» установил еще один мировой рекорд: внутри внедорожника поместилось 32 человека! Машина с массой почти две тонны смогла проехать десять метров, что и позволило Международному агентству рекордов и достижений зафиксировать этот результат 2 июня 2010 года.

4. ГАЗ-69

В районе 42-го квартала мы обнаружили ещё один экземпляр «ГАЗ-69». Раннее данный ретро-автомобиль мы находили в Карпинске. К сожалению, если в Карпинске он был на ходу, то в Краснотурьинске данный автомобиль был полностью в негодном состоянии.

5. Москвич-412

Шикарный «Москвич-412», на ходу, в идеальном состоянии мы обнаружили на улице Колхозной. Яркий оранжевый цвет и блеск полностью передают советскую атмосферу! Информация о данном автомобиле уже представлена выше, когда аналогичную модель мы нашли в Карпинске.

6. ВАЗ-2101

«ВАЗ-2101», неофициально «Копейка» — советский легковой автомобиль, производившийся с 1970 по 1989 год. Кстати, первая модель, выпущенная Волжским автомобильным заводом. На базе «ВАЗ-2101» было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое производилось до 2012 года.

16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и Внешторгом СССР о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утверждён проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для так «нормы» был утверждён «Fiat 124».

В 2000 году «ВАЗ-2101» был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём».

За время производства, с 19 апреля 1970 года по 1989 год было выпущено 4 846 900 автомобилей «Копейки».

7. ВАЗ-2102

«ВАЗ-2102», неофициально «Двойка» - советский автомобиль. Серийно выпускался на Волжском автозаводе с 1971 по 1986 год на базе автомобиля ВАЗ-2101 «Копейка». Является лицензионной версией «Fiat 124» с многочисленными отличиями, аналогичными «Копейке».

Интересно, что в заводских документах ВАЗа «второй моделью» называли не универсал 2102, а «ВАЗ-2103» — улучшенный вариант «копейки». Универсал просто считали модификацией 2101.

Одним из наиболее интересных технических решений «ВАЗ-2102» стала система внутренних торсионов, которая удерживала заднюю дверь в поднятом положении. Никаких дополнительных амортизаторов или упоров не требовалось. Ещё одним малозаметным, но важным изменением конструкции стали более жёсткие пружины и шины, рассчитанные на большую грузоподъёмность и проходимость автомобиля.

По деньгам «двойка» получилась дороже базового седана. Стать владельцем «ВАЗ-2102» можно было за 7000₽. Это на 1500₽ больше цены «ВАЗ-2101».

Общий тираж «двойки» в итоге составил 666 989 экземпляров.

Следующие автомобили можно признать «ретро» лишь частично, ведь они не такие уж и старые. Но не включить их в наш список мы не могли, ведь данные экземпляры, обнаруженные нами в районе 42-го квартала, по-настоящему уникальные. Сейчас узнаете, почему.

8. Самодельный автомобиль

Данный автомобиль мы решили включить в нашу статью, так как он собран из элементов советских машин «Москвич-2141» и «УАЗ-452», которые также постепенно уходят в историю. Не побоимся этого слова, но данный «франкенштейн» скорее всего, единственный не только в России, но и в мире.

9. Семар-3234

В нашу статью мы решили также включить редкий коммерческий автомобиль с очень интересной историей.

«Семар-3234» – автобус особо малой вместимости, производившийся на Семёновском авторемонтном заводе в городе Семёнове в Нижегородской области. Данная машина построена на шасси грузовой «Газели» ГАЗ-3302. Выпускался «Семар-3234» с 1995 по 2008 год.

Идея создания данной машины была связана с тем, что после распада СССР стране требовались пассажирские микроавтобусы, и шасси от «Газели» было удачным для их постройки, к тому же сам Горьковский автозавод в это время ещё не выпускал микроавтобусы собственного производства. Данная модель стала одним из лучших микроавтобусов на базе «Газели» и выдерживала конкуренцию с самим «ГАЗом» до 2008 года, однако дальше конкурировать не удалось и проект закрыли, а сам завод «Семар» был признан банкротом и закрылся в 2012 году.

В настоящее время большая часть машин данной модели эксплуатируется в Краснодарском крае, и Беларуси. В Свердловской области известно о четырёх таких машинах, одна из которых оказалась в Краснотурьинске в 2019 году и работала на маршрутах 10, 12 и 13. Сейчас краснотурьинский «Семар» почти год не появлялся на маршрутах и был выведен из эксплуатации, а его окраска придаёт ему ещё большей уникальности.

На этом, друзья, наша статья-исследование завершается. Мы уверены, что найденные нами экземпляры далёко не все в Краснотурьинске и Карпинске, ведь с большей долей вероятности, большинство таких «ретро-авто» сейчас покоятся в гаражах, и доживают остаток своих дней.

Было очень приятно осознавать, что не всем хозяевам безразличны их авто, ведь некоторые экземпляры, найденные нами, были на ходу, так ещё и в шикарном состоянии! Конечно, есть и нотки грусти. Очень многие автомобили не то что были брошены на улицах, они были испорчены вандалами. Мы считаем, что поступать так, по сути, с историей, некорректно. Поэтому, в завершении данной статьи, хотим призвать хозяев (если они имеются), власти и другие государственные органы обратить внимание на брошенные исторические экземпляры, и по возможности сдать их в Музей автомобильной техники в Верхней Пышме.

Статья написана совместно с Ильёй Светловым, моим хорошим другом и коллегой

+12
06:00
187
11:58
+5
У нас был Москвич, но, кажется, 512. Я помню у 412 сзади крылышки остренькие, а у 512 -нет. Хотя могу ошибаться, давно дело было. Сначала цвет был «Кипарис», но попал в аварию. В ремонте зелёного не нашлось. Поэтому перекрасили в цвет «Банан» и с тех пор машину звали «Антилопа-гну».
13:36
+1
Москвичи я уже новые попырил, 3 и 6
14:06
+2
Те самые китайские laugh
20:33
+1
Ачовсмысли, собирают в Москвабаде — значит российские! crazyКитайский тока образец.
20:36
+1
Конечно, конечно)
14:28
+4
Ностальжи… прямо из детства… а ведь многие модели я знаю изнутри моторого отсека очень хорошо. Лет двадцать назад ремонтировал такие. Вот это машины! Не то, что нынешние «мыльницы», думающие своими пластиковыми мозгами за людей и «улучшающие» езду… Наверное, брюзжу… нехорошо так jokingly
Спасибо, Глеб
14:35
+3
Вам спасибо!
20:11 (отредактировано)
+4
Было дело. Гонял на отцовской шестёрке, 1978 г.в. Зверюка знатная. Вазы считались на голову выше москвичей. Почему? Ломались меньше, надежнее.
Интересный ретровояж получился…
23:13
+5
Интересный обзор, с удовольствием прочитала! Круг Ваших интересов впечатляет. Спасибо.
05:56
+3
Благодарю Вас!
06:18
+3
Езжайте в Дагестан. В селение Губден. Вы там найдете весь советский автопром. Разное состояние, но почти всё на ходу. По этому селу только на таких машинах ездят. Чтобы не жалко было царапать.
08:53
+1
Да у нас в любой деревне можно такие встретить)
23:32 (отредактировано)
+2
Грандиозное полевое исследование проведено, статья и фото отличные.
Благодарю, Глеб, хобби приятно удивили!
05:03
+1
Спасибо! drink
Загрузка...
Владимир Чернявский