ОРКритика №3 (последний)
Курилка Критиков

Вот и подошла моя работа к концу (почти, ибо завтра я разберу последние рассказы, которые меня попросили, и, может, кто-то еще "пристанет" ко мне после конкурса, на что я надеюсь). Отборочный тур окончен, все как-то притихли. А вот я готова рвать глотку уже какой (третий) раз! Итак, мирный, вежливый критик взял свою боевую орочью секиру, позеленел от злости и готов в еще раз (последний) проораться! Бежать бесполезно!
Итак... приступим :3
1. ВЫЧИТЫВАЙТЕ ВАШ ТЕКСТ!!!
Я не люблю капс, но эту фразу мне прямо хотелось крикнуть в уши каждому автору, преподнесшему свое произведение недожаренным и на грязной тарелке! Времена глаголов скачут, повторов пруд пруди, окончания слов не соответствуют правилам русского языка, слово "был" идет в наступление и встречается по пять-семь раз в одном абзаце, неправильно пишутся предлоги НЕ. Про запятые я молчу, сама косячу, но даже мне порой попадалось откровенно неграмотная их постановка! Господи, разве так сложно трижды перечитать свой текст? Первый раз - после написания, второй раз - через дня два, третий раз - перед отправкой.
В своей книге "Как написать бестселлер" Джеймс Фрей пишет:
"Вы сами почувствуете тот момент, когда работа подойдет к концу. Вас будет тошнить от одного только вида рукописи".
И ведь в чем-то он прав! Текст порой зачитываешь до дыр!
По поводу общей редактуры есть вот эта полезная статья
По поводу повторов - можно воспользоваться вот этой полезной штукой
По поводу всего остального - есть множество статей по редактуре, есть ворд, а так же всеми любимый справочник Розенталя!!!
И вот, еще одна БЕСЦЕННАЯ СТАТЬЯ по редактуре. Прям готова ручки целовать составителю!
Не ленитесь!
2. Раскрывайте свои идеи!
Часто встречались мне такие работы, в которых центральная идея не ясна. Идей очень много, и все они хорошие, но автор мечется, прыгает с пятого на десятое и в конце-концов ни одну из идей так и не раскрывает. Это ужасно, потому что произведение от этого превращается в кашу! А хуже всего - все обрывается так и не успев толком разгуляться! То же самое и с героями. Вот вроде он что-то сделал крутое, а кто он, зачем он это сделал - шут его знает! Герой не раскрыт, критик зол и разбивает об стенку свой планшет.
Что делать? Определить конфликт, пропишите фабулу и работайте на них. Набросайте в 5-7 предложений костяка сюжета перед написанием самого рассказа! Ясное дело, этим можно не заниматься, если вы ПРО, или если вы пишите не на конкурс, а просто для тренировки/разнообразия, или если вы пишете под волной вдохновения (хотя тоже не всегда выходит отменное детище при этом). Но на конкурс нужно подавать достойную работу, которая хорошо отлажена в плане сюжета и работает как часы, а не мутную жижу, в которой плавают персонажи. Определили центральную идею? Молодцы. А теперь раскройте до конца! Дайте кораблю долететь до заветной планеты, дайте рыцарю убить дракона, дайте пленнику сбежать из плена! И подайте это так, чтобы все рты разинули и уши развесили! Пусть сюжет, язык и герои работают на идею. Пусть идея, сюжет и язык раскрывают героев. Дожимайте, товарищи, раскрывайте полностью, чтобы не оставалось непоняток!
3. Как это звучит?
О, эта ошибка - просто обхохочешься. Расскажу пример из личной практики. Была я мелкая, только-только начинала, лет 14 вроде, даже еще в тетрадочках писала. И дала я почитать одному сведущему дядьке... он ржал минут пятнадцать над одним предложением. Было там что-то вроде:
"Из-за любви к яркой одежде Кольку в шутку называли петухом".
Вроде ничего, банальное такое сравнению, но откуда же мне, ребенку, было знать, кого у нас в обществе называют петухами? И вот теперь я узнаю, что не я одна такая! Убила фраза (не дословно, конечно, но общий смысл передам) в одном из рассказов:
"В животе у нее зашевелились червячки сомнения".
Хохотала минут пятнадцать! Червячки в животе, уважаемые, это, пардон, глисты. И таких примеров много. Например вот еще один такой случай:
"Его штаны намокли и отяжелели от грязи".
И нет, он просто шел по улице в дождь! Но как звучит!!!
Многие авторы пишут, даже не задумываясь, какие ассоциации написанное вызовет у читателя. А ведь вызывает не те, которые хотел бы автор! Так что думайте головой, уважаемые, ищите второе дно в своих сравнениях.
4. Слушайте и фильтруйте критику!
Авторы, я вам поражаюсь, зачем вы воспринимаете критику как пощечину? Это не личное оскорбление, это попытка вам помочь! Да, иногда это тычок в бок, иногда - удар под дых, а иногда - удар в челюсть от дяденьки Тайсона, но это не повод для скандала. Любая критика полезна, и чем ее больше - тем лучше! Потому что когда у вас 2-3 критических опуса - уже можно начать фильтровать. Перефразируя одну известную писательницу, скажу так: если тебе на ошибку указал один критик - шли его лесом, если на ошибку указали уже двое - иди в лес вместе с ними. Система ясна?
Мы не всегда в силах оценить свои недостатки, потому критика очень нужна и полезна. И нет, коротенькие ругательные или коротенькие хвалительные комментарии тоже, как не странно, важны. Они помогают вам определить уровень интереса к вашей работе. Предположим из 10-ти человек 7 похвалили, 3 поругали. Делаем вывод - работа хорошая. А если наоборот, 3 похвалили и 7 поругали? Надо задуматься, а вдруг ты сделал что-то не так!
Но самые полезные комментарии - это те, которые поливают вашу работу самыми неприятными субстанциями, да еще и не обосновывая. Почему? Потому что они вас злят. Они мало того, что вызывают желание дать человеку по роже, так еще и дают вам кучу энергии. И тратить эту энергию на обливание помоями критикана - расточительство. Лучше начните на этой волне пытаться найти у себя ошибки! Это может послужить вам хорошим пинком для того, чтобы найти в себе силы развиваться! Я вот одному такому критикану благодарна, ведь он выгнал меня с проклятой, засоренной фигней "книги фанфиков", на которой я такую муру писала, что удалила нафиг потом все!
Короче - не бейте критика. Он потратил зачастую почти час на чтение и почти час на написание критической статьи, и обложив его содержимым словаря русского матерного вы просто напросто показали свое невежество и свою твердолобость. Не отвечайте вообще или пишите что-нибудь вроде "спасибо, я учту". Не начинайте спорить - только время потратите, никого не убедите и истреплете себе нервы! Лучше потратьте это время на саморазвитие, и потом, когда в магазинах начнут продавать вашу книгу, тихо ржите над критиканами, поливающими вас Г.
5. И наконец - похвала!
Ребята, честно, вы такие молодцы! Почти 90% прочитанного имело в себе афигенные идеи! Я даже завела тетрадочку и записывала различные приемы, способы подачи, и идеи, идеи, идеи! Да, были и откровенно-халтурные в идейном плане работы, взявшие за основу самые что ни на есть штампы, но и в них порой попадались бриллианты умных мыслей. Я безмерно вам за это благодарна, вы очень талантливые ребята, просто еще не все умеют хорошую идею грамотно подать, преподнести, раскрыть. Желаю всем и каждому развиться, и, уподобившись птице сирин зачаровывать читателя своими текстами!
А я? А что я... я откладываю свой боевой топор и с грустью думаю, что, возможно, когда-нибудь, я еще стану злой и зеленой, но это будет теперь не скоро. Спасибо всем за то, что выслушали. накопилось, пригорело, бомбануло. И да, всех вас люблю. Все, до кого не добралась - обращайтесь за критикой. Вы молодцы. держу за вас кулачки :3
Да, ребята, учитесь воспринимать критику как подобает — применительно к тексту, а не к себе. Тогда сможете куда быстрее улучшаться. Буду ждать «поумневших» на турнире. Битва грядет!
Спасибо за теплые слова :3 Мне очень приятно
А в создание собственного блога удачи :3 И постучитесь в друзья.
Только «НЕ» — либо частица, либо приставка. В значении предлога она самостоятельно выступать не может.
И раз уж пошла такая пьянка:
У вас постоянно встречается одна и та же ошибка при написании предлога «несмотря на». Вы всегда пишите его раздельно как деепричастие.
Однако же: несмотря на, предлог (несмотря на все трудности, несмотря ни на что), но деепр. не смотря (не смотря по сторонам). То есть если вы хотите выразить уступительные отношения (вопреки чему-либо), то пишите слитно, а если одновременность действий (не смотрел, пока шел) — раздельно.
Удачи в начинаниях!
Спасибо за указание ошибки! Я разберу это правильно на выходных и постараюсь больше на нем не лажать!
вообще, я всегда говорила, что самый лучший ответ на раздражающую критику — это «спасибо за отзыв, я над ним подумаю». Таким образом вы
а) сохраняете лицо (не стали обливать критика грязью, но и публичным самоуничижением в духе «ой, да я Г пишу, я знаю» тоже заниматься не стали)
б) оставляете для себя возможность делать с критикой что угодно, потому что вы по сути и соглашаться безоговорочно не стали, и спорить тоже не стали (можете использовать сказанное, можете не использовать, это исключительно ваше авторское право. Даже если критик неправ, нафиг его переубеждать? Пусть живёт себе со своими заблуждениями XD )
в) оставляете для себя возможность в будущем передумать (что, кстати, оч полезно. Чисто с психологической точки зрения, когда встаёшь в боевую стойку и начинаешь с критиком спорить, позже гораздо труднее смириться с тем, что он был прав. Особенно если спор вышел горячий)
г) пресекаете срачи на корню )) трудно троллить человека, который не реагирует )
но это если отзыв реально выбешивает ) а если не выбешивает, то я обычно ещё бегаю за комментатором и уточняющие вопросы задаю ))
Вообще, тут стоит понимать две вещи, имхо.
1) даже у хорошего автора может быть плохой рассказ. Если в рассказе есть косяки — это не значит, что вы бездарны или что текст бездарен. Это просто косяки. Они в той или иной степени есть у всех
2) я бы даже не советовала воспринимать критику как попытку помочь. Скорее — как обратную связь. Критика — это прежде всего мнение одного отдельно взятого человека (или нескольких отдельно взятых людей). Это информация о том, какие мысли и эмоции вызывает ваш текст у окружающих. Часто эти эмоции не совпадают с ожиданиями автора, но при этом такой отзыв — это прежде всего повод подкорректировать то, что вы делаете, и учесть ошибки ))
А просто все — «Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя» ©. А вы тут со своей критикой.
А так — очень дельно дельное дополнение к статье :) Спасибо :)
например, когда кто-нибудь сетует, что у тебя мало хоррора в произведении, в котором не задумывался хоррор XDОтдельно скажу спасибо за ссылки, всегда полезно сохранять такое (и забывать навсегда в закладках, увы).
Мир