Сводный результат конкурса "Основное жюри"

ID № работы Email автора Название работы Ссылка 5887 5888 5889 5890 5891 Ср Баллы Результат
5887 Работа №112 ----- Венька https://litclubbs.ru/writers/5887-venka.html Отзывы 0 13 13
5888 Работа №109 ----- Цугцванг https://litclubbs.ru/writers/5888-cugcvang.html Отзывы 0 21 21
5889 Работа №24 ----- Игры со временем https://litclubbs.ru/writers/5889-igry-so-vremenem.html Отзывы 0 27 27
5890 Работа №100 ----- Голоса пыли https://litclubbs.ru/writers/5890-golosa-pyli.html Отзывы 0 27 27
5891 Работа №115 ----- Бессонница https://litclubbs.ru/writers/5891-bessonnica.html Отзывы 0 32 32

Венька

# Автор Email Сюжет Стиль Грамотность Комментарий Оценка
39635 Людмила Белаш ----- «Венька» – 2 балла 1. Мистический этно-рассказ 2. Рассказ небольшой, самый маленький (4 стр.) в конкурсе; но при этом его структура сложная. Рассказ состоит из последовательного повествования, перемежающегося воспоминаниями и видениями. 3. Гл. герой – мальчик Венька в одиночку живёт в лесу. Как выясняется, он хочет отомстить за свою погибшую семью духу леса Кута Мафа – снежной тигрице. Но всё дело в том, что это его брат убил тигрят, и тигрица сама мстила... Конец рассказа открытый. 4. Рассказ написан одним блоком – т.е. информация, и прямая, и воспоминания, идёт сплошным текстом. Нет разбивок и деления на части. При сплошной структуре возникает путаница, теряется нить повествования. Этно-линия представлена местным стариком – он даёт разъяснения и создаёт колорит. Выживание Веньки в зимнем лесу подано легко; на самом деле – это очень тяжёлый труд. Лес, дом показаны неск. расплывчато – нет чёткой смены локации, чётких, узнаваемых описаний. Конфликт размывается – "месть за месть"; эмоции показаны физиологично – "взахлёб пил воду", описался при опасности. А без этого что? страх показать иначе нельзя? это, кстати, сразу снижает уровень текста, переводя трагизм ситуации в комизм. В целом, рассказ поднимает тему ответственности перед природой, воздаянием за нарушение её законов; выдержан в жанре мистических этно-историй. Низкая оценка объясняется техническими погрешностями. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 2
39629 Александр и Людмила Белаш ----- «Венька» – 2 балла Краткость – большое достоинство рассказа. Скромным объёмом он честно даёт понять, что никоим образом не претендует на право зваться эскизом повести. Все, кому логика велела умереть, умрут на протяжении текста и не воскреснут. Все нужные слова будут сказаны, а точки – поставлены. И всё, что было написано в абзаце до сих пор – искренняя похвала. У краткости есть две дополнительные опции, род бифуркации для пишущего автора – выбор между лаконизмом и ёмкостью. Это разные вещи. Лаконизм – стремление (и способность) тратить как можно меньше слов. Ёмкость текста – стремление (и способность) вложить в минимум слов максимум смысла. Автор выбрал второе. Браво! Как у нас со знанием матчасти избранного хронотопа? Оно налицо и, применительно к размеру текста, использовано по максимуму. Может быть, я чего-нибудь не знаю сам о тех местах, временах и племенах, поэтому не могу уловить огрехов, но важнее другое: благодаря автору у меня складывается впечатление, что я знаю всё необходимое для понимания текста и даже чуть больше – для того, чтобы мысленным зрением проникнуть за рамки повествования, за пределы экспозиции, почувствовать мир, в котором всё произошло. Единственное, что здесь ограничивает кругозор, жаждущий широты эпоса – форма рассказа. Одно событие, одно последствие, один итог. И где-то здесь же таится лимитирующий фактор, не позволивший рассказу подняться ступенькой выше – стать притчей, даже легендой. Чтобы в тексте появился неосязаемый, но явный гость-вселенец, – метасмысл, подобный духу, оживляющему тело-глину, – нужно несколько сюжетных движений, образных переходов. Вспомните убийственное «Не охоться! Не охоться! Не охоться!» Так говорит фантастика. Но охотиться здесь и сейчас – неизбежно, это пища, одежда, средства обмена. Значит, нужны твёрдые правила. Их даже Predator соблюдал. За нарушителем приходят остроголовые менквы, духи-стражи леса, мельком бросив второму, невиновному охотнику: «Смотри и молись всю ночь». И жарят нарушителя табу на костре. Менквы знают, что в лесу будут охотники и лесорубы. Это жизнь. А жизнь – это свод законов. Так говорит миф. В рассказе лес победил, закон был соблюден жесточайшим образом, но как ни крути – dura lex, sed lex. Однако без расширения на метасмысл рассказ остался только историей отдельно взятой деревеньки и отдельного мстителя-неудачника. Жаль. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 2
39625 Владислав Гончаров ----- «Венька» (№ 112) Слабо и многословно. Постоянно идут неудачные словесные конструкции, особенно в начале. Три четверти рассказа – экспозиция, при том что удар получился на копейку: у волшебной тигрицы убили тигрят, в отместку она уничтожила всё селение. Оценка - 1 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 1
39616 Никита Аверин ----- Интересная зарисовка с витиеватым описанием природы. Оценка - 2 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 2
39615 Николай Романецкий ----- Идея о ментальной связи животных и людей довольно банальна и вторична. Поэтому рассказ не спасает даже фольклор удэге. Оценка – 1. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 1
39610 Андрей Лазарчук ----- Текст 112 «Венька» - оценка 2 Проблема этого рассказа в том, что он не является рассказом. Это нравоучительная притча (или басня), мораль которой можно изложить так: «Никогда не обижайте сильных. Они придут и отомстят, а вы не сможете отомстить в ответ. Вы всё поймёте, простите и продолжите жить согбённым. Так было и так будет». Не думаю, что для изложения этой вековой истины следовало прилагать усилия и стучать по клавишам. Рассказом текст мог бы стать тогда, когда вековая истина подвергнется сомнению, естественное течение событий переломится и произойдёт что-то неожиданное и драматическое. Самый простой ход – героический: мальчик прощает тигрицу, но всё-таки левой рукой вгоняет стрелу ей в глаз, тигрица откусывает ему руку, и оба красиво умирают на окровавленном снегу. Или сентиментальный – он настолько проникается её горем, что идёт с ней, они живут в логове и вместе охотятся на охотников. Или – (придумайте сами). Но для _рассказа_ необходим именно резкий поворот сюжета, выворачивающий всё предыдущее понимание ситуации наизнанку. Чего в представленном произведении мы, повторяю, не видим. Текстовых огрехов великое множество, начиная с «прислушался – послышалось» и «куски шкуры, нашитые на кожаные сапоги, удерживали…» и кончая «счастливо льдистыми глазами». Могу посоветовать только одно: взять хороший классический роман, того же «Дерсу Узала», и от руки переписать хотя бы несколько глав. Именно переписать и именно от руки – чтобы почувствовать, как делается текст. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 2
39605 Евгений Лукин ----- Рассказ о мести и милосердии. Не берусь судить, способна ли тигрица-людоед от-пустить уже схваченную добычу, однако сцена впечатляет. Кроме того, автор делает намёк на то, что перед нами не просто зверь, но некое потустороннее существо, дух. А дух вполне может преподать человеку урок человечности. Главное достоинство рассказа — цельность, сжатость, напряжённость. К сожале-нию, местами эти качества обращаются в недостатки. Фразы ёмкие, лаконичные, как пра-вило, без лишних слов. Но создаётся впечатление, будто текст изначально был обширнее, а затем его наспех сократили, отчего некоторые связующие эпизоды исчезли. Мне кажется, повествование следует разбить на отдельные отрывки, что я и риск-нул сделать за автора. Но это, разумеется, на его усмотрение. Неплохо смотрится Одноглазый, внося в рассказ местный колорит. Двойка. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 2
39600 Дмитрий Скирюк ----- «Венька» - 1 балл Рассказ ещё более прямолинеен и герметичен, чем «Голоса пыли». Автор пытается сыграть на чувствах и показать внутренний мир мальчика, однако попытка неудачная. Автор либо сам ещё очень молод, либо совершенно забыл, каково это – быть ребёнком, внутренний мир которого – это целая микровселенная со своими законами понимания бытия и со своими способами наладить контакт с этим миром (тем более, когда в жизни мальчика произошла такая масштабная трагедия, как гибель всей его деревни). В нашей литературе достаточно мастеров, у которых можно поучиться (тот же Крапивин, к сожа-лению, недавно ушедший от нас). А мальчик Венька – совершенно бумажный герой. По-ступки его бессмысленны и нелогичны. Люди, живущие в тайге, взрослеют рано, а тут «бывалый таёжник» на поверку оказывается мягкотелым простачком: он как одержимый изо всех сил ищет врага, желая отомстить, а встретив его, празднует труса. Всю силу воз-можного внутреннего поединка мальчика и тигрицы автор растрачивает на слезливые, простите, розовые сопли. К тому же, автор плохо знает реалии не только своего, выду-манного, но и нашего мира. Как могло случиться так, что русский крестьянский мальчик 18-19 века (а действие происходит примерно в то время – он охотится с луком и стрела-ми) не помнит молитв? На шапку мальчику пошёл добытый им русак, который ни в При-морье, ни в Сибири не водится, и лишь местами был акклиматизирован на Алтае в 60-е годы XX века. Автор никак не решит, «штаны» у мальчика или «порты». И так далее. Не-смотря на то, что текст короткий, он рыхлый, в нём много повторов и канцелярита. «Местный колорит» также не спасает: общая банальность сюжета и неинтересная пробле-матика отрезали тексту путь к дальнейшему развитию. У этого рассказа нет ни внятной завязки, ни развития, ни финала, а есть только некоторое подобие кульминации. Странно, что он вошёл в шорт-лист. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 1
Общая оценка 13

Цугцванг

# Автор Email Сюжет Стиль Грамотность Комментарий Оценка
39633 Людмила Белаш ----- «Цугцванг» – 3 балла (3 место) 1. Социальная фантастика в условном мире 2. Структура рассказа бинарная, чередуются повествование в реальном мире и фрагменты, выделенные курсивом, игры/действия на шахматном поле (иное пространство). Конец открытый. 3. Девочка Клэр показывает выдающийся результат при тестировании, и её берут белой королевой в ритуальной игре в шахматы. Некий господин Альберт объясняет Клер, что все матчи договорные, управляет всем компьютер, и предлагает план по обману ИИ. По плану Клэр имитирует суицид, микросхему переставляют её лучшей подруге. После гибели компьютера в решающей игре, Альберт захватывает от имени Клэр власть и убивает чёрных. Клэр убеждается, что её подруга погибла и снимает в аффекте защиту с города. "Началось вторжение шашек". Конец открытый. 4. Гл. героиня Клэр проведена от начала до конца; её жизнь чётко разделена на реал и игру. В рассказе сложен и описан мир города, достаточно просто и лаконично, что характерно для антиутопии. Хорошо отработана терминология, продуманы имена. В рассказе есть идеологическая тема и сформирован метатекст, причём именно ненавязчиво, без резких "пояснялок". Рассказ целостен, фрагменты сходятся воедино, и при этом каждая линия имеет свой стиль и язык. На этом фоне несколько резко выглядит постулат о непременном убийстве фигур на поле игры. Э-э-э... а ведь это лучшие, отобранные люди, и игры идут по расписанию, годами. Так в городе одни дебилы останутся, и шашек никаких не надо. Я понимаю, ритуальная игра, всё такое – но даже майя убивали только капитана, и то не всегда. А тут – каждая игра всем составом. Люди не стремиться туда будут, а разбегаться и прятаться из чувства самосохранения. Тем более непонятен аффект героини – она же сама убивала постоянно и знала правила игры. Лара (подруга) позиционируется как замещающий родитель (дом, тепло, шарлотка) – тогда тем более беречь её надо. А героиня, как малый ребёнок, эгоистична, а когда ситуация идёт не по её планам, которых и не было, выдаёт эмоциональный взрыв, тоже холодный: "Ах так! ну вот вам всем!" Это подчёркивает и суицид со 108 (!!) этажа. Также к тех. недостаткам следует отнести путаницу с возрастом героини. Автор ставит годы взросления и по подсчётам получается, что героине 16 лет, а там в тексте секс со взрослым персонажем. В тексте есть место, где можно представить, что прошло ещё несколько лет, но мы не должны домысливать сами. Если на стр.1 автор дал точный счёт по годам возраста, то и далее нужно следить за временем и вовремя "повзрослеть" девицу. Общее по конкурсу Всем спасибо за участие! Написать законченный рассказ – это уже многого стоит. Тексты более сильные и грамотные. И ещё: весьма ощущается давление событий этого года. Успехов! С уважением – Белаш Людмила Владимировна 3
39628 Александр и Людмила Белаш ----- «Цугцванг» – 3 балла Мы сразу узнали их, хотя они в шахматных масках. Демократы-ослы и республиканцы-слоны, тупоконечники и остроконечники, виги-буржуа и тори-лендлорды – классическая пара политических противовесов, которые в Великих Старых Демократиях обеспечивают равновесие сил, благорастворение возду́хов, на земли мир и в человецех благоволение… Но загляните в новости, вникните в расследования политологов, загляните с осторожностью в рассуждения конспирологов – наконец, своей головой подумайте, – и вы поймёте, что всё совсем не так, как вам внушает официоз. Всё гораздо хуже, как говорил Морфеус. За кулисами политических баталий процветает мир сделок – сделок за счёт избирателей, налогоплательщиков, «носителей политической власти», тех, на кого власть имущим наплевать. Собственно, парламентская говорильня (извините за тавтологию) – только сцена для актёров или помост для глашатаев, а директор театра Карабас-Барабас, режиссёр, сценарист, художник, суфлёр, вообще вся братия, что обеспечивает представление – скрыты. И в этой отстранённости, в абстрагировании от каких-либо злободневных политических реалий – важное достоинство «Цугцванга». Оно настолько велико, что не поблекнет и через десяток лет, и через полвека, ведь политика останется прежней, а как тогда будут называться кланы бланшей и нуаров – не суть важно. А второе достоинство текста – в позиционировании закулисы и актёров. Тут всё предельно серьёзно; здесь не читки требуют с актёра, а полной гибели всерьёз, и по итогам шахматной баталии, как по результатам священной мезоамериканской игры в мяч, судят о будущем, решают проблемы города-государства. Правда, все игры куплены, а итоги известны. Зато смерть настоящая. Иными словами (иносказание – как это прекрасно!), паны дерутся, а у холопов головы летят. Как всегда. Всё идёт под нож политической целесообразности – жизнь, дружба, любовь. Главное – отжать, перевести на себя денежные потоки. Вы полагаете, что ваше мнение, ваша позиция, ваша жизнь чего-то стоят? Ваша позиция – на белом поле e2, делайте шаг на e4 и умрите молча. Что мешает тексту выйти на верх пьедестала? Отличная же метафора политической жизни и места простонародья в ней. С той только разницей, что жизнь эта – не наша; у нас нет тори и вигов. Но будем готовиться – вдруг таки появятся. Причин три; они устранимые, хотя упразднять их из текста придётся с болью, а читатели станут ворчать. Однако, если стремиться к совершенству, чем-то придётся жертвовать. Не сейчас, так в будущем, на следующем конкурсе. В метафорический, шахматно-правильный, изначально стерильный и прозрачный мир автор решил внести обыденные бытовые ноты в виде веснушчатой Ларки, конфет в эко-пластиковом пакете и прочих житейских деталей. Минус балл. Шахматный путч в отдельно взятом городе не нуждается в таких деталях, либо он должен быть ими сильно насыщен. Или – или. Город людей-шахмат – это гимн геометрическому и логическому совершенству, вот пусть он и рухнет, как таковой. Второе – любовные и эротические линии. Минус балл. В город входят шашки – круглые, похожие на консервы с килькой в томате, с торчащими со всех сторон лучемётами, а тут нагота, пионы благоухают. Что-нибудь одно, пожалуйста, иначе выходит образно-чувственный диссонанс. Либо рисуется стеклянный город Замятина, либо полнокровный вещный мирок – с этим следует разобраться. Третье – вы серьёзно дадите своей креатуре-марионетке код к управлению городом? вы, который решил перестрелять политических оппонентов прямо на стадионе, даже учитывая неодобрение своих сторонников? нет, правда?.. И последнее, вне списка – убрать ужасное название «голограммонитор». Вас за него специалисты по маркетингу из огурца застрелят. С именами и названиями в тексте порядок – а это выбивается из ряда. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 3
39621 Владислав Гончаров ----- «Цугцванг» (№ 109). Когда-то была модной «шахматная» фантастика, и это – прекрасный ее образец. Короткая экспозиция, несмотря на постоянные, но уместные флэшбэки. Живое действие и хороший язык, все слова на своих местах, лишних нет, образ создается первыми же фразами. Причем на каждом шагу — новый поворот картинки, новый образ фантастического мира. Жутковатого и завораживающего. Пред-финал выглядит нелогичным (вряд ли самые беспринципные путчисты решат уничтожить половину населения страны), но сам финал весьма хорош: вторжение шашек в шахматную страну. Оценка - 5 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 5
39617 Никита Аверин ----- Жаль, что автор взял за основу классические шахматы; возможно с шахматами Фишера основную идею рассказа получилось бы раскрыть гораздо глубже. Оценка - 1 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 1
39614 Николай Романецкий ----- Любопытный «шахматный» мир и связь его с государственным устройством. Идея о двухпартийности выборов как медийном проекте властей весьма актуальна. Плюс неожиданная концовка рассказа – нападение шашек. Оценка – 4. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 4
39609 Андрей Лазарчук ----- Текст 109 «Цугцванг» - оценка 1 Боюсь, что здесь мне сказать особо нечего. Сюжет изначально построен на логической ошибке: в шахматы играет софт, а софт не способен уничтожить железо. Поэтому все метания «отважной белой королевы», которой «свойственно перемещаться по доске дерзко и свободно», отнюдь не перегрузят центральный процессор – поскольку все её ходы программе заранее известны. Ещё четверть века назад программка «Дип Фриц» на 386-м процессоре уверенно обыграла чемпиона мира, и с тех пор люди соревнуются отдельно, а программы – отдельно, и вместе им не сойтись. По этой причине весь заговор выглядит нелепо и смешно. Язык более или менее грамотный, но не слишком выразительный – усреднённый. Персонажи откровенно глупы. У меня всё. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 1
39604 Евгений Лукин ----- Замысел интересен, но совершенно не проработан. Единственное качество, отли-чающее белую королеву от прочих граждан, — сила разряда, что не имеет прямого отно-шения к шахматам. Вообще возникает множество вопросов. Сама ли фигура выбирает свой ход? Вроде бы сама: «Эш поторопился и забыл проверить, безопасно ли идти на клетку a4». Кстати, откуда он знает, что настала его очередь хода? Единственный намёк на то, как это происходит: «Люций <белый король> нервно почесывал подбородок, по-крытый юношеским пушком, и выразительно глядел на белую королеву.» Она ловит этот взгляд — и делает ход. Далее: в чём гениальность Клэр, если за неё всё решает компью-тер? Пожалуй, в одном: «Белой королеве свойственно перемещаться по доске дерзко и свободно». Что же касается силы разряда, то и она ничего не решает, поскольку против-ник оказывается убит в любом случае. Коротко говоря, шахматы в этом рассказе не более чем антураж. Редкие подробности той или иной партии наводят на мысль, что игра идёт на крайне невысоком уровне. Сама тема, повторяю, весьма любопытна: речь идёт о свободе воли. Однако жанр рассказа требует отсутствия лишних деталей. Здесь, к сожалению, почти все детали лиш-ние. Следует поработать и над языком. Кое-какие погрешности я отметил, но их, конечно, гораздо больше. Неточно и название рассказа. Цугцванг — вынужденный ход. Но какой же он вы-нужденный, если Клэр делает его с готовностью, и лишь позже понимает, к чему это всё привело? Единица. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 1
39599 Дмитрий Скирюк ----- «Цугцванг» - 3 балла Абстрактный, во многом «притчевый» рассказ о том, как придуманные обществом условности в итоге вытесняют из общества здравый смысл. Как ни грустно, он хорошо иллюстрирует многие процессы, которые происходят в современном мире. Автор хорошо показывает, что утопия, построенная на шахматных законах, становится антиутопией в силу того, что красота и логика игры неизменно приносятся в жертву человеческому не-совершенству. Стиль изложения довольно любопытен – чёрно-белый ретро-футуризм напоминает эксперименты киберпанков 80-х и их несуществующий «континуум Герн-сбека». К сожалению, сам текст суховат, персонажи (в том числе главная героиня) полу-чились блёклыми и плоскими, и выглядят, скорее, схемами, андроидами, а не людьми. В них нет жизни, души, характера, того, что вызовет у читателя сочувствие. Их внутренний мир совершенно не раскрыт. Логика повествования то и дело разваливается, и рассказ порождает много вопросов, и вопросов нехороших. Почему среди западных, романо-германских имён вдруг возникает русское «Лариска»? Если кланы бланшей и нуаров отыскивают гениальных детей и долго потом их обучают, почему те становятся фигура-ми, а не игроками? Толку обучать человека годами, если он может по-настоящему погиб-нуть в первой же партии! К чему такой расход? Ещё: героиня знает, что все фигуры с вживлёнными чипами гибнут при взятии, отчего же она надеется застать Ларку живой? Читатель в итоге выглядит умнее и героини, и автора. Решение Клэр обрушить управля-ющий шахматной страной компьютерный «супермозг» тоже выглядит нелепым – он-то в чём виноват, если интригу замыслил и осуществил лидер бланшей?.. Рассказ по-хорошему напоминает «Бесконечную битву» Пола Андерсона, но недотягивает до уровня серьёзного произведения. Замысел интересный, но воплощение хромает. Работать. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 3
Общая оценка 21

Игры со временем

# Автор Email Сюжет Стиль Грамотность Комментарий Оценка
39634 Людмила Белаш ----- «Игры со временем» – 1 балл 1. Космическая фантастика, комикс 2. Самый большой рассказ (11 стр.) со вступлением, но без концовки, разбит на отдельные главы. Структура сложная, нелинейная. Повествование перемежается мыслями, воспоминаниями, реминисценциями и пояснялками. Главная пояснялка отнесена в конец текста, мешаясь с главным экспериментом, в эту же главку вошёл и эпилог. Конец открытый. 3. Гл. героев два – командир (капитан) Соколовский и стажер Пашка с 5-ю личностями. Рассказ идёт через "Я" от лица командира от настоящего времени в прошлое, через описание ситуаций, воспоминания и пояснения. Гл. суть – проводят эксперименты со временем, гибнет планета Флекса; капитан спасает людей, в т.ч. Пашку. В Пашку, как в маршрутку, набивается ещё 4 личности; его как "материал" отдают на опыты в Институт. Капитан проникает на кафедру, ломает кому-то челюсть, ещё раз спасает Пашку. Пашку отдают в интернат, стирают частично память (от чего страдают личности), чем объясняются его странные поступки и инфантилизм в начале текста. Он хочет стать собой – разделить личности, – встречается с командиром; затем идёт ряд экспериментов с тараканами, потом главный – убивают в процессе одну, самую слабую, личность. День Рождения, торт, смерть командира... 4.Рассказ структурирован, через ситуации и действия идёт раскрытие сюжета. В рассказе присутствуют оригинальные идеи, мысли, отрабатывается метатекст, наполненный попытками понять себя, свою личность. Но как целое рассказ не складывается из-за резкой разницы языка повествования – мысли зрелого, образованного человека приходят в резкий диссонанс с описаниями (там сразу и язык меняется – как будто в голове командира тоже 2 личности) ситуаций: драки, "кулак в харю", эротическая катастрофа, падла, стажер в истерику, "матом орал на эти научные головы" (а сам он кто?), "сердце выходит горлом", "до мяса", "трещали кости" и т.д. Это описание работы и эксперимента. Там ещё целая куча жаргонизмов: "оно в унитазе", "стерва", "хрен ему". Герои постоянно дерутся, то между собой, то капитан так, мимоходом, ломает челюсть учёному. Все им всё прощают, никаких социальных последствий, ибо герой и гений. Таким образом, мы имеем выраженный инфантилизм; рассказ скатывается на уровень комикса, текстового отчёта об игре. Не исключаю и психодраму, очень уж выражена связка "всепрощающий родитель и сын, анфан-террибль", такой "Яжеотец" и его гений-обалдуй-аутист без тормозов. Рассказ большой, на нек. ситуации автор делает по несколько заходов – так бывает при отсутствии ясного понимания действия. Много чисто технических огрехов: возраст стажера в начале16 лет, а потом? действие же идёт, каков возраст в настоящем? на момент эксперимента? Потом, цвет глаз Пашки. Да, на стр.6 указано, что они разноцветные, но какие? Я насчитала 4 цвета – от чёрного через серый до зелёного, крапивного взгляда. К достоинствам рассказа относится – лёгкий, динамичный стиль, читабельность, попытка освоить сложную структуру текста, юмор. Больше всего мне понравилось следить за приключениями таракана – очень живо и естественно написано. Общее по конкурсу Всем спасибо за участие! Написать законченный рассказ – это уже многого стоит. Тексты более сильные и грамотные. И ещё: весьма ощущается давление событий этого года. Успехов! С уважением – Белаш Людмила Владимировна 1
39630 Александр и Людмила Белаш ----- «Игры со временем» – 1 балл Начнём с достоинств. Текст бойкий, насыщен юмором (нередко ради самого юмора) и глаза по нему пролетают быстро. Стиль уверенно выдержан на всём протяжении, без сбоев. В уме остаётся тающее послевкусие молодёжной комедии про слегка брутального наставника и его непутёвого, но смекалистого ученика, которые в итоге вместе добиваются успеха. Что ж, хорошо. А всё остальное надо безжалостно исправлять. Например, склонность давать имена и названия всему, что появилось в кадре, чуточку выглянуло в кадр или заявило о своём присутствии где-то за кадром. Далее – склонность давать мудрёные, загадочные или С Большой Буквы названия, вводить непереводимые (и никому не нужные) аббревиатуры. Иногда это оправдано, если играет на сюжет. Если же не играет, это надо вычеркнуть – сами увидите, насколько тексту полегчает. И вот, мысленно очистив текст «Игры со временем» от лишних слов и сокращений, мы обнаружим – что-то нам всё равно мешает воспринимать текст как достойное изделие. Что же? Речь идёт о довольно далёком будущем. Люди вышли далеко в космос, их техническое вооружение несопоставимо с нашим нынешним. Они само Время в петли закручивают, играют с ним – не без жертв, но с перспективными и осязаемыми результатами. Однако говорить продолжают на грубо сниженном дворовом лексиконе, включая капитана Соколовского. Пьют пиво и водку. Грезят о море и пальмах. Всё так чисто конкретно, по-пацански просто. Продолжают использовать форму имени «Пашка», которая (при всём глубоком уважении к создателю образа) утомила уже в приключениях Алисы. А как насчёт подумать об именовании в будущем? осведомиться о том, что у имени Павел есть больше сорока форм-производных? и почему при именовании безбашенного юного героя полуавтоматически подставляется имя Пашка? Не есть ли это скрытая дискриминация всех Пашек? Это какой-то привычный вывих – если место действия хоть как-то связано с Россией, тотчас выскакивают Пашка и Ленка, оба родом с Москвы, из Южного Бутово. Доколе, а?.. При всей увлекательности сюжета он, как бы сказать, «слепой». Ни цветов, ни запахов, ни осязания, за редкими исключениями – «хлюпает кровавым носом, тянет к пульту липкие пальцы», «ожгло меня зеленым, крапивным взглядом». Бодрый быстрый «мужской» язык на одних глаголах, сплошное действие – пошёл-нашёл-ушёл. Да, глагольным языком автор владеет, но ведь язык на этом не заканчивается. Там ещё прилагательные есть. Если текст насытить ими, а также мыслями, может получиться неплохая повесть. О страстях-мордастях, описанных в тексте. «Не верю» © И напоследок – незадолго до финала выясняется, что Пашка собран из пяти разных личностей. Ой. А где это было видно до того? в речевых характеристиках, в поведенческих реакциях? Отнюдь, ни намёка. Это рояль в кустах – пусть даже опирающийся на опыты с тараканом Лаврентием, но больше ни на что, а потому на восприятие текста не влияющий. Да, чтобы сойти с ума, достаточно одного вселенца в голове. Пять – перебор. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 1
39624 Владислав Гончаров ----- «Игры со временем» (№ 24) Многословно и не всегда осмысленно. То герой читает книги на планшете – то жалуется, что на базе плохая библиотека. И тут проблемы с экспозицией: автор никак не может решить, о чем его рассказ. Сначала он долго описывает событий вокруг героя, потом берется за описание мира, а действие (да и то невнятное) начинается лишь под самый конец. Единственное достоинство — неплохой язык. Поэтому 2 балла, а не 1. Оценка - 2 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 2
39618 Никита Аверин ----- Калейдоскоп небольших зарисовок, местами вызывающий ощущение что зарисовок "стеклышек" в нём слишком много и итоговая картинка получилась излишне замысловатой. Оценка - 3 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 3
39613 Николай Романецкий ----- Хороший язык. Небанальная идея – личность, выстроенная из нескольких личностей. Но концовка малость слита: 1. не понятно, чем закончился эксперимент; 2. зачем автор ввел в Павла лишние личности. Тем не менее рассказ отличный. Оценка – 5. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 5
39608 Андрей Лазарчук ----- Текст 24 «Работа со временем» - оценка 5 Очень неплохо. Читается с интересом, персонажи живые, выразительные, в происходящее веришь. Правда, сцена драки в невесомости нереалистична, ибо третий закон Ньютона никто не отменял: даже схватившись за петлю, рассказчик получит свою долю импульса от летящего на него Пашки и начнёт закручиваться вокруг точки опоры, а оттолкнув Пашку, добавит сюда и свой импульс. В общем, порхать будут оба, причём без особых повреждений – никаких вам «отбивных». И это, пожалуй, все придирки. Можно было бы, конечно, чуть выразительнее поиграть с множественными личностями – так, чтобы читатель догадался об этом сам чуть раньше, чем последует прямая подсказка. Читатель любит быть умнее автора. В последней трети мне почудилась некоторая поспешность, скороговорка. Рекомендую немножечко снизить темп повествования – просто для того, чтобы читатель успевал понять происходящее, не терял нить. Возможно, стоит подумать над закольцеванием композиции: дать вместо вступления кусочек финальной сцены. Пожалуй, всё. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 5
39603 Евгений Лукин ----- Я бы не советовал широкому читателю браться за этот рассказ. Да он и не возьмёт-ся. Поначалу — оторопь и полное непонимание: что происходит? То ли невразумитель-ные эксперименты на некой орбитальной станции, то ли бред сумасшедшего. Но это лишь поначалу. По мере углубления в текст несообразности начинают состыковываться, проясняться — и в итоге образуют вполне чёткую и непротиворечивую картину. Итак, что произошло? Где-то там в будущем затеяли игры с петлёй времени и загу-били целую планету. Капитан оказавшегося поблизости корабля (он же и рассказчик), рискуя собой и своими пассажирами, спасает всех, кого можно спасти. В числе уцелев-ших — младенец, в которого вселились несколько погибших младенцев (шуточки вре-менной петли). К восемнадцати годам спасённый представляет собой несколько лично-стей, и власть над юношей берёт то одна, то другая. А возиться с ними — всё тому же ка-питану (за добрые дела приходится отвечать). Вот и сидят они на орбитальной станции в дальнем закоулке нашей галактики, и бывший младенец (ныне стажёр) проводит опыты с петлёй времени, пытаясь разобраться в случившемся. Как только ситуация проясняется окончательно, рассказ обрывается. Удачно выбрана манера изложения. То и дело приходилось возвращаться к началу и убирать собственные придирки, поскольку недоумения мои рассеивались. Хороши и топонимика с ономастикой: так, часть человечества, продолжающая обитать в Солнечной системе, именуется «подсолнухи». Остальные — «вселенцы». Мир выстроен. Иному автору всех этих наработок хватило бы на роман. Ставлю высшую оценку — пять. В основном за оригинальное построение рассказа. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 5
39598 Дмитрий Скирюк ----- «Игры со временем» - 5 баллов Это единственный сильный и по-настоящему законченный рассказ в финале кон-курса, как по сюжету, так и по исполнению. Рассказ с серьёзной проблематикой в духе Стругацких, поднимающий тему ответственности учёных за их эксперименты. Автор из-лагает сюжет в виде монолога старого космонавта, в полушутливой манере, через пере-живания главного героя, сквозь которые проступает горечь случившегося. Героям сочув-ствуешь в полной мере. В итоге читателя ненавязчиво подводят к кульминации как раз в тот момент, когда ничего объяснять уже не нужно: всё сделано вовремя и правильно. От-личная иллюстрация принципа «показывать, а не рассказывать». Уверенное владение языком, стиль выдержан на всём протяжении. Немного излишним выглядит эпизод с от-пуском на планете с «космическим пляжем» – для сюжета он ничего не даёт (кроме, по-жалуй, упоминания о плохой координации Павла), и без этого вполне можно было обой-тись. Разбиение на подглавки можно счесть условным: в них нет особой нужды, но они не портят повествование. Удачен открытый финал, оставляющий читателю возможность самому подумать о дальнейшей судьбе героев. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 5
Общая оценка 27

Голоса пыли

# Автор Email Сюжет Стиль Грамотность Комментарий Оценка
39632 Людмила Белаш ----- «Голоса пыли» – 4 балла 1. Авторская сказка, мистическое этно-фэнтези 2. Прямое последовательное повествование с мыслями и воспоминаниями персонажа. Рассказ полностью закончен. 3. Гл.героиня, девочка Аша, кочует со своим племенем из Долины пыли к лесу. Они забирают у лесного народа души умерших и за плату провожают их к Краю. Аша случайно разбивает бутылку-хранилище, душа рассеивается. Мучимая чувством вины, Аша уходит из племени, при помощи свящ. ящерицы Хоки собирает караван душ, сама доводит его до Края, и её посвящают в шаманки. 4. Рассказ очень ёмкий, целостный. Очень хорошо, последовательно, через погоду, описания природы, быта дана атмосфера и фон происходящего. Герои действуют логично, структура взаимодействия ясна и социально обоснована. Рассказ разворачивается постепенно и плавно – это его и достоинство (он целостный), и недостаток (немного скучноват, академичен). Рассказ охватывает промежуток времени в реале (путешествие племени) и мистическое путешествие (девочка ведёт караван душ). Хорошо проработана тема пыли, как метафизической сущности, создаётся определённый духовный настрой и философ. метатекст. К недостаткам относятся логические противоречия; они упорно идут через весь текст (напр.: пыль то серая, то серебристая – это разные понятия). Есть несколько оч. грубых нарушений общих законов кочевых племён – "вытерла миску ПОДОЛОМ юбки" – за это убить могут; что даже обидно, т.к. автор оч. хорошо передаёт фактологию. В конце бытовое "грохнулся" снижает эмоциональный настрой момента. Предложения иногда собираются в большие блоки. А также конкретное пожелание автору – изучить правила постановки запятых при деепричастных оборотах и с союзами "словно", "будто", "как", – оценку за ошибки мы не снижаем, но на общее впечатление это влияет. Общее по конкурсу Всем спасибо за участие! Написать законченный рассказ – это уже многого стоит. Тексты более сильные и грамотные. И ещё: весьма ощущается давление событий этого года. Успехов! С уважением – Белаш Людмила Владимировна 4
39627 Александр и Людмила Белаш ----- «Голоса пыли» – 4 балла Вот хороший мифологический рассказ, где всему есть место и назначение – и цвету, и вкусу, и чувству, и тактильному ощущению. А главное, тут есть мир – оригинальный, сложный, но непротиворечивый, все основные законы которого замыкаются сами на себя, как описанное автором честное коловращение жизни и смерти. На сравнительно небольшом пространстве мира – оно как бы намеренно сжато, сокращено до Долины пыли, Леса и Земли вечного холода, – происходит циклическое действо, устоявшееся, ритуальное и неизменное (хотя допускающее изменения и отклонения), смысл которого – продолжение жизни через смерть. Вернее, через правильное обращение с материей смерти. А вы как хотели? Если действовать по завету салтыково-щедринского героя («Все мы, что человеки, что скоты – всё едино; все помрём и все к чертовой матери пойдём»), то, как говорится, дай Бог ума вашим детям. С мёртвыми надо вежливо и аккуратно, ведь они – будущие вы. Так, как вы обходитесь с ними, потом ваши дети поступят с вами. Вернее даже вот как – с ними надо п_р_а_в_и_л_ь_н_о. Что и проделывает по максимуму героиня; в начале – просто девчонка на рубеже посвящения в девушку, а в конце – это уже опытная странница по запределью, которая уяснила смысл обрядов, постила знание рун и готова сменить племенного шамана на его ответственном посту. Она испытала судьбу мёртвых на себе, и теперь готова к трудным обязанностям психопомпа, «проводника душ». Помните такое слово? помните, кого так называли? Гермеса aka Меркурия, вестника богов… Единственное, пожалуй, что не даёт рассказу выдвинуться на первое место – его очевидная древность. Он не вневременной – он очень довременной. Тот эон, когда души всерьёз провожали, уже миновал, но это не означает, что законы его недействительны. Мы живём на поверхности земли, которая – прах наших предков, и мы растим на этой земле свои урожаи, и предки входят в нашу плоть. Вы задумывались когда-нибудь об этом? Если нет, то самое время представить круговращение жизни. Автор напомнил об этом – спасибо ему. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 4
39622 Владислав Гончаров ----- «Голоса пыли» (№ 100). Несколько многословно, но красиво. Неожиданный мир с неожиданными законами. Эпическая сказка о девочке, ставшей Проводником душ. Оценка - 4 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 4
39619 Никита Аверин ----- Почти брат-близнец рассказа "Венька"; мелькала мысль, что рассказы написаны одним автором. Оценка - 4 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 4
39612 Николай Романецкий ----- Неплохо. Фэнтезятина, но не стандартная. Автор создал достаточно интересный мир. И неплохо обосновал развитие сюжета. Хотя концовка очевидная – разумеется, Аша вернется домой. Оценка – 3. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 3
39607 Андрей Лазарчук ----- Текст 100 «Голоса пыли» - оценка 3 Добрая сентиментальная история о путешествии в чистенькое царство мёртвых. Все друг к другу добры, все друг другу помогают, и даже прах усопших в хрустальных бутылочках. Ладно, пусть будет так, не возражаю. К картине мира: что едят и, главное, что пьют «люди пыли» в промежутках между походами к обрыву? Что они вообще _делают_? Есть ли у этого образа жизни оправдание, история, легенда? При множестве сообщённых подробностей это остаётся неясным. Ляп: Аша приближается к обрыву и сравнивает его с водопадом. Во-первых, она приближается оттуда, откуда видит только край, во-вторых, она даже дождь видела всего два раза, не говоря уже о водопадах. Ну и надо поработать над знаками препинания, ошибок очень много, а «грамотность – вежливость писателя». Резюме: рассказ имеет право на существование, однако хотелось бы большего. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 3
39602 Евгений Лукин ----- Автор выстроил зримый (при всей его фантастичности) мир. Пейзажи не только хороши — они ещё и участвуют в действии, а не просто сопровождают события. Настро-ение, естественно, создаётся мрачное, но, насколько я понимаю, таков замысел. Особенно впечатляет царство мёртвых за Краем, напоминающее второй круг Дантова Ада. Соб-ственно говоря, рассказ — о долге, о неукоснительном выполнении ритуала. Тяжёлая ра-бота предстоит Аше, но что делать! Так уж устроен этот мир. Хорош и язык, хотя стилистических огрехов хватает. Я их отметил, и теперь дело автора согласиться с моими замечаниями или нет. В итоге — тройка. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 3
39597 Дмитрий Скирюк ----- «Голоса пыли» - 2 балла Попытки описать и хоть как-то реконструировать первобытное общество (не важно, историческое или фантастическое) предпринимались не раз, и литература уже довольно далеко ушла от представлений Рони-старшего и Обручева, на уровне которых написан этот рассказ. Автору стоит поучиться, к примеру, у Херберта и Вэнса, которые блестяще решали эту проблему в современном ключе, не говоря уже о более поздних авторах. Здесь повествование герметично, замкнуто и едва выходит за рамки одного племени. Фабула линейна: автор просто излагает события от имени маленькой девочки, проходящей ини-циацию. Саму героиню представляешь плохо – это безликая девочка, которой автор не счёл нужным дать характеристику (скорее всего потому, что это проекция личности авто-ра в текст). При этом рассказ предсказуем на сто процентов, никаких сюрпризов читате-лю не преподносит и потому совершенно не интересен и быстро забывается. Несмотря на отдельные удачные всплески фантазии, вроде ящерицы-психопомпа (привет Джиму Мор-рисону), в целом автор весьма плохо представляет себе мир, в котором происходит дей-ствие его рассказа. Мир утопает в пыли, она летает всюду, а герои ходят, не закрывая лиц, готовят еду в открытой посуде, далеко видят, легко находят следы, а после дождя опять наблюдают летящую пыль. Имена персонажей и названия (Аша, Кетх, «трекки» «хоки») подобраны впопыхах и не принадлежат к одной языковой группе. Автор не вполне по-нимает, что хочет описать, отсюда определения вместо описаний и все эти «какой-то», «кто-то», «что-то» и «куда-то». И ещё у автора большие проблемы с пунктуацией. Совер-шенно средний, ученический текст. Работать и работать. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 2
Общая оценка 27

Бессонница

# Автор Email Сюжет Стиль Грамотность Комментарий Оценка
39631 Людмила Белаш ----- «Бессонница» – 5 баллов 1. Социальная фантастика в условном мире, антиутопия 2. Последовательное повествование с мыслями и воспоминаниями персонажа. Рассказ с открытой концовкой. 3. Гл. герой – молодой человек, повествование идёт от лица "Я". Сюжет выстраивается глазами гл. героя, через его воспоминания об отце и проживание им ситуаций реального мира. Около 100 лет назад в городе появились "гости", они установили завод для "обмена" – все люди отбывали там вахту. Завод поддерживал их жизнеобеспечение, но у людей был отнят сон. Отец героя безуспешно пытался уснуть; сам герой, поняв паразитарную сущность завода, взрывает его и уходит по шпалам. Конец открытый, по типу "амер." фильмов. 4. Рассказ сильный, целостный, достаточно ёмкий и при этом компактный, без "воды". Сюжет продуман, события вытекают одно из другого, логичны. Мысли и чувства персонажа соответствуют образу и обстановке, закономерны. Второстепенные люди и события нацелены на развитие главной линии, не выглядят лишними. Нет "притянутости", всё развивается исходя из внутренней логики. Самый цельный и сильный рассказ, хотя не лишён изрядного налёта депрессивности. Все умирают, завод взорван, герой уходит в никуда, "по шпалам". Но жить в городе рабства, без сна, живому человеку невозможно; а там, за горизонтом, может ещё теплится жизнь. На это есть, хотя бы, надежда; т.е. герой не просто депрессует и рефлексирует, а действует. Очень хорошо проработаны метафоры. Возникает атмосфера жизни и метатекст, который имеет обратную связь с героем. Недостатки рассказа: написан в 3 блока – необходимо структурировать информацию и делать отбивки, особенно в 1-ом блоке. Плакат на доме провисел 100 лет с граффити. Не многовато ли? И, как обычно, косяки с медициной – но это у всех и всегда, и мы, вздохнув, уже не обращаем на это внимания. Общее по конкурсу Всем спасибо за участие! Написать законченный рассказ – это уже многого стоит. Тексты более сильные и грамотные. И ещё: весьма ощущается давление событий этого года. Успехов! С уважением – Белаш Людмила Владимировна 5
39626 Александр и Людмила Белаш ----- «Бессонница» – 5 баллов Трудно судить лучший из рассказов конкурса. Обязанности судьи требуют разложить по полочкам достоинства и недостатки – а если я недостатков не вижу? Но давайте по порядку, как заведено. С иносказанием в ходе разбора по нынешнему конкурсу мы уже встречались, и это было шикарное, вкусное, богатое иносказание о политических играх, имитирующих состязательность позиций и весы Фемиды, учитывающие все «за» и «против», а на деле учитывающие только интересы «узких групп лиц с одинаковыми интересами», в мирное время умеющих делиться доходами, а в сложную пору готовых вцепиться друг другу в глотку – и перегрызть её. И это была сказка не про нас, а про ту сторону света, где проживают терпимость, правосознание и прочие ирреальные понятия. Но и сюда, в пространство «Бессонницы», проецируются лучи заокраинного Запада, где, если прищуриться и пренебречь деталями, всё то же самое. Автор выделил главное, что нас объединяет со всем страдающим, несчастным человечеством – готовность платить жизнью за то, чтобы казаться нестареющими манекенами в витрине. Стабильная заспиртованная свежесть. Как препараты Рюйша в витринах Кунсткамеры – видели их? им за триста лет, а все эти отрезанные головы, руки, ноги выглядят такими же живыми, розовыми, как и тогда, во времена Петра Великого. Хотите быть такими же прекрасно неизменными?.. Модные журналы уверяют, что успешный человек выглядит именно так, как препарат Рюйша, пропитанный неведомыми солями и растворами. Есть сказка родом из южного Ирана. Люди увидели страшную старуху, сидящую на камне в горах. «Кто ты?» – в страхе спросили они. «Я ветер гибели, – ответила она. – Я буду прилетать в ваши селения и оставлять под вашими тюфяками по серебряной монете. Но за это вы станете меньше жить и раньше умирать». Никто не бросил старухе эти монеты обратно – все брали их, тратили и умирали… И никто не попытался отправить зловещего джинна туда, откуда он явился – а ведь, наверно, можно было, если подумать да взяться с умом. Герой «Бессонницы» является счастливым исключением. Там, где унылые южные иранцы принимали от ветра роковые монеты и гибли, герой постарался понять, отчего в его городе нельзя заснуть, что означает сон, что такое загадочный завод, дарующий непреходящую свежесть в обмен на труд и бессонницу. А поняв, что город работает на призрачных лярв-паразитов, он не отчаивается, а ищет путь к спасению – не только себя, но и других. Путь, собственно, давно известный, просто подзабытый в дурмане бессонницы: «Его не объехать, не обойти, единственный выход – взорвать» © Нет, конечно, есть и другие варианты. Долгие разговоры, убеждение, эволюция. Но когда дело касается лярв – только радикальный экзорцизм пламенем. Лярвы этого не ждали, и радостно видеть нам, как эти вымышленные твари, корчась, гибнут в огне. Туда им и дорога. Так им и надо. Так и должно быть. Это называется «катарсис». Он здесь есть. Поэтому рассказ – лучший. Да, всё это выдумка, фантазия. Но мы понимаем, о чём речь. Это называется «иносказание». Этим и силён хороший, сильный вымысел. Браво. Недостатки?.. По-моему, человек, способный написать отличный рассказ, уже что-то знает о том, как справляться с собственными недостатками. Удачи автору в дальнейшем. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 5
39623 Владислав Гончаров ----- «Бессонница (№ 115). Еще один странный мир, в котором люди лишились сна, а вечную молодость дает работа за станком на заводе. Который на самом деле вовсе не завод, а устройство, высасывающее из людей жизненную силу. И чтобы люди вернулись к нормальной жизни, надо взорвать это устройство – и пробудить их от сна. Увы, «взорвать проклятую машину пришельцев» — слишком стандартный финал. Хотя в принципе рассказ вполне заслуживает 4 баллов. Оценка - 3 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 3
39620 Никита Аверин ----- Пожалуй, лучший из представленных рассказов. Интересная идея, но вот над воплощением её в тексте можно ещё поработать. Оценка - 5 (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 5
39611 Николай Романецкий ----- Сама по себе идея воспользоваться временем, выигранным за счет сна, любопытна. Но изложение сюжета в формате сплошной монотонной описательщины вызывает скуку. Сопереживания героям нет. Оценка – 2. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 2
39606 Андрей Лазарчук ----- Текст 115 «Бессонница» - оценка 4 Прекрасная идея и чудовищное воплощение. Сразу скажу – эта идея для рассказа слишком велика, её надо воплощать в романном формате, иначе просто жалко. Источник вечной молодости – давняя мечта человечества, стимул к исследованию Южной Америки (не шучу), внезапно данный в формате машины для порабощения… завидую белой завистью. Но вышел пшик. Давайте возьмём заданный сеттинг: небольшой город вокруг завода, который внезапно стал этим самым источником вечной молодости, но при этом как-то (кстати, как?) изолировался от внешнего мира (кстати, зачем?). Что в городе едят? Как функционируют городские службы? Чем занимаются жители в свободное время? Вся эта фактура, во-первых, страшно интересна, во-вторых, она придаёт повествованию достоверность. И да, тут есть где разгуляться воображению: как развлекаются вечно молодые и бессмертные? – подозреваю, что будет разгул каких-то смертельно опасных забав. Рассказчик, как я понимаю, должен быть изгоем – он не из их стаи. Возможно, это и будет мотив совершения им геноцида, который если не оправдывает, то хотя бы объясняет его поведение. Но ничего этого нет, и мы должны сочувствовать массовому убийце – убийце по идеологическим соображениям. Извините, но это мерзко. Пришёл аболяционист с пулемётом на плантацию, перебил сначала рабовладельцев, а потом и рабов, чтобы не мучились. В общем, в переработку. В глубокую и осмысленную. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 4
39601 Евгений Лукин ----- Прекрасный замысел — сон в обмен на бессмертие. И реализован весьма профес-сионально. Стилистических погрешностей я не заметил. По сюжету: слегка смущает наличие неких «гостей», о которых известно лишь то, что они питаются нашими снами, и поэтому плохие. Автор не уточняет, кто они и откуда. Возможно, и не стоило прописы-вать их подробно, но сам ход трудно назвать оригинальным. Вечно нам портят жизнь ка-кие-нибудь пришельцы: марсиане, рептилоиды — кто угодно, только не мы сами. Впрочем, автор вину с людей не снимает — они добровольно продали свои сны. Бессмертие за них жители городка получили довольно унылое. Мирок прописан скупо, но весьма достоверно, детали правдоподобны. Не уверен, что можно столкнуть состав под горку тем способом, к которому прибег герой, но я здесь просто не в материале. Ставлю четвёрку. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 4
39596 Дмитрий Скирюк ----- «Бессонница» - 4 балла То, что сон – «младший брат смерти», человечество знает ещё с первобытных вре-мён, и относиться к нему можно по-разному. Так и этак рассматривая этот вопрос, автор постепенно выходит на хороший уровень. Это сильный по замыслу рассказ, также под-нимающий серьёзные проблемы, однако вопросы, которые задаёт и рассматривает автор, более современны, чем в рассказе «Игры со временем». Немного напоминает по стилю рассказы Алана Кубатиева, что, скорее, хорошо, нежели дурно. Кроме основной интриги (кто такие пришельцы, зачем им людские сны и т.д.), встаёт вопрос о том, чего хотят лю-ди на самом деле, и какую цену им приходится платить за свои желания. Каковы мотивы людских поступков, какую ценность для людей представляет наследие их отцов, и что это вообще – бессмысленные ритуалы, добрая традиция или жизненная потребность и насущная необходимость? В наше время эти вопросы дорогого стоят. Конечно, способ, которым автор разрешил основной конфликт (старый «бронепоезд» на «запасном пути», диверсия и одинокий «подвиг разведчика») выглядит нелепым и притянутым за уши, хо-тя и может считаться поступком с большой буквы. При этом рельсы уходят «в самую ча-щу», сквозь которую поезд с горки сам докатывается до завода... К сожалению, автор мало внимания уделил персонажам – они не запоминаются, их внутренний мир остаётся за-крытым для читателя. Тем не менее, рассказ весьма достойный. (необязательная ячейка, заполняется по желанию) 4
Общая оценка 32