Илона Левина

НФ2021 №481

Содержание:
Самое начало выглядит привлекательно. Первые два абзаца – нам дается понять, что это точно фантастика, что действие происходит где-то не у нас, что нас ожидает какая-то другая планета, загадочная и интересная. С нетерпением ждем, что же дальше, и…
Тут, автор, внимание, сейчас пойдут претензии по конструкции, заранее попрошу не обижаться. Я должна объяснить, почему ваш текст убил во мне зародившийся было интерес. Тут за вами один авторский грешок, и довольно распространенный, кстати. Экспозиция у вас слишком затянулась.
То есть смотрите: вы мне говорите своим текстом: «Тут другая планета, тут звезда – красный гигант, тут какие-то странные местные». И я такая: «О, блин, как интересно! Что дальше?» И что? Вы долго и с упоением впариваете мне нудные описания местных. Я жду от вас действия, ситуации, мне очень хочется зацепиться за что-то. Ну почему бы не сделать так: вот планета, дорогой читатель, вот местные, вот Гг – он попал в полную задницу и выбирается из нее. Попутно видит не земной закат, попутно же мы выясняем, на что похожи местные и как они там живут и тэ дэ. Это было бы куда интереснее. Вывод – сразу ставьте Гг в трудную ситуацию. Желательно, чтоб для него решалось: жизнь или смерть. А под это давайте все те описания мира, которые надо, и их с благодарностью скушают, будьте уверены. В маленьком рассказе на лист затягивать экспозицию больше, чем на два-три абзаца смысла не имеет.
Диалоги по большей части конфликта не содержат, а потому их просто пережидаешь. Вот первый: «Привет». «Привет». «Ты видишь изнанку мира». «О да!» «А, ну пока». «Пока». Ну по крайней мере, поговорили. Уже сидишь и думаешь: ну хоть бы они поругались что ли! «Ах ты опять остаешься ночью в лесу? Ты хочешь, чтобы я изводилась? Глаз не сомкнула?» «Не хочу. Но это моя работа». «Ах не хочешь? Опять ты врешь! Ну и пошел, нафиг ты мне нужен!» И Гг в расстроенных чувствах, ему уже свет не мил. Мы читаем и думаем: «А что же будет дальше?» В вашем случае мы читаем и думаем: «Как много еще страниц у этой тягомотины?» «Привет – привет». «Пока – пока» - это нерабочий диалог. Его надо резать.
Далее: нудные описания фауны и технических достижений современного человечества. Не интересно. Нет событий, есть скучный трактат. Но я-то жду фантастического рассказа, а не фантастической публицистики! Поставьте в центр повествования события, трактат сделайте ширмой, чтобы события происходили на фоне чужой фауны, чтобы они касались до технических достижений человечества – и это уже можно будет читать.
Гг укушен местным комаром. Ну ок, отлично, кажется движуха началась. Появилось событие – это хорошо. Произошло нечто, благодаря в жизни Гг что-то изменилось. Но изменилось ли? Здесь событие только претворяется событием, а по сути им не является. Ваша цель не «сообщить о…», а увлечь. Увлечь того, кто в конце рабочего дня в электричке читает это и борется со сном. Вот и разбудите его! Сделайте так, чтобы он прям вздрогнул. Вы же – творец обстоятельств, фант-допов, вершитель судеб своих героев и прочее бла-бла-бла. То, что комар кусает, должно влиять на дальнейший сюжет и на Гг, на следующий его поступок, только тогда это способно будет увлечь. У вас: ну укусил, ну и что? А если бы вы задали Гг задачку: окей, парень, тебя укусил комар, теперь, если ты не введешь себе противоядие, ты умрешь! Но Гг-то не дурак, не первый раз в лесу, он с собой не зря в сумке ампулы носит. И вот открывает он сумку, а там… о Боже! Он взял с собой не те ампулы! Он был на взводе, думал о том, что ему надо в лес, как его не понимают или фиг знает, что еще. Он поругался со своей любимой девушкой! (это если допустить такой вариант развития первого диалога). В результате, взял не то. И теперь ему срочно надо успеть обратно на базу, но на пути встречается местное зверье, растения бросаются под ноги, а местные обитатели со своими слонами ставят все мыслимые и немыслимые препятствия. А мы читаем взахлеб, потому что нас гложет вопрос: сможет Гг успеть на базу или не сможет?
Почему бы это было интереснее? Потому что при таком развитии сюжета у Гг появляется цель. В вашем рассказе у Гг нет цели. И это очень плохо. Нет цели – нет героя, нет героя – нет истории, нет истории – нет эмоций, нет эмоций – нет катарсиса. Чтобы всё это получилось, хорошо бы сразу почетче представлять себе, чем вы хотите закончить. Тогда и самый приемлемый вариант, с чего начинать, придумается сам собой.
Начиная со слонов рассказ вообще перешел в формат нелепой детской сказки.
Нечто, похожее на сюжет, появляется в конце третьей цифры, но и он бессилен перед устойчивым нежеланием автора рассказать нормальную историю нормально. Причем один грех – клишированность – выглядит довольно бледно на фоне совершенно бредового выверта со слонами. Оказывается, все дело было в слонах! Блин, а мы-то думали!
Хотя псевдо-загадочные тоннели, обелиски со слонами (я сначала подумала, что автор тупо БС троллит, «бамуж» - «бумаж» и тэ дэ), потуги к обязательному переспатию прямо под рушащимся потолком – это тоже чего-то стоит.
Это «доверься мне!», эта веревка, свисающая с потолка за каким-то лядом. «Привет, голливуд, как жизнь?» «Да ты знаешь, чо-то хреново». «А, ну пока». «Пока».
Повествование:
Ну, кстати, в смысле стиллистики тут все ок, за это автору большой плюс. Ровный и гладкий текст, не спотыкаешься. Именно такой стиль и подходит для написания нормальной приключенческой истории. Осталось дело за малым – за самой историей.
Из глупостей:
«Я посмотрел на чудо местной природы, которого и след простыл» - след простыл, но Гг все равно его видит. Вот уж поистине чудеса.
«Главным для меня в их облике были глаза … В них не чувствовалось разума» - Гг так и определяет, кто разумен, а кто нет. Чувствует ли он разум в глазах или не чувствует.
«Она начала истово жестикулировать и свистеть. … Илай остановился и недоуменно уставился на девушку» - вот я бы тоже уставилась на девушку, которая вдруг с места в карьер начинает махать руками и свистеть.
«мне удалось оттолкнуть люстру, когда той оставалась миллисекунда до цели» - за миллисекунды и в нанометрах от цели надо было написать.
«далее начался еще больший сумбур. Халабуда из жердей и тряпок» - про сумбур вот верно подмечено.
«Она улыбнулась. Ее глаза излучали теплоту, которая мне понравилась» - жуткие твари эти пришельцы. Зато глазами могут и согреть. Видимо, виной всему наниты.
«Невероятная картина: огромный шар, на котором маленькие фигурки существ и слонов неслись куда-то среди звезд» - куда уж невероятнее!
Есть, что добавить?:
(необязательная ячейка, заполняется по желанию)
Другие отзывы:
0
16:53
41
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Светлана Ледовская №2