Грезы третьей планеты

БС13 №178

Содержание:
«Болезнь куклы» – 4 балла (2 место)

Жанр: мистика с элементами психологии; самый большой текст конкурса, по сути — повесть.
Повествование идёт от 3-го лица. Главный герой (ГГ) Мишка в детстве с братьями-близнецами, сыновьями алкоголички, залезает в сад таинственного дома бабки — собирательницы кукол. Топчут цветы – «анютины глазки». Видят живую танцующую куклу. Бабка их застаёт, отдирает за уши. Затем близнецы пропадают, Мишка становится клептоманом, потом вором.
Прошли годы. ГГ знакомится с девушкой Аней; она хочет коллекционировать что-то; увидев на витрине антикварную куклу — хочет её. Мысли Ани захватывает эта кукла; Ане снятся кошмары — кукла разбивается, глаза повреждаются... Аня копит деньги, но в нужный день куклы нет — её выкупила хозяйка. ГГ берёт дело в свои руки — достаёт через продавца адрес, узнаёт информацию о кукле: кукла с историей, прОклятая.
Через 12 лет ГГ возвращается на улицы детства, идёт в тот дом (он ничего не помнит); встречает куклу-девочку, затем ужасы как нереальность — танцующая кукла. ГГ очнулся на улице — ему отдают куклу — он дарит её Ане. Ночью он видит сны о близнецах, ему кажется, что кто-то залез в квартиру (на 7-ом этаже). Накручиваются ужасы; выясняется, что кукла симпатически связана с девушкой — повреждения куклы тут же переходят на девушку.
ГГ пробует отдать куклу, идёт в тот же дом, там он вовлекается в хоровод нечисти, глава которого, карлица, восстанавливает статус-кво — возвращает глаза Ане и стирает память ГГ (в наказание за воровство). В финале Аня вновь встречается с ГГ — отдаёт ему забытую игрушку-мишку. Они знакомятся снова.
Текст самый большой в конкурсе. По сути — это уже маленькая повесть: действие занимает длительный промежуток времени (12 лет), много локаций, много разбивок. Текст грамотно структурирован, действие идёт по нарастающей. Мистические переходы и действие имеют свою историю, логику и объяснение.
Повествование:
Текст производит вполне литературное впечатление; целево и грамотно использовано много литературных приёмов. Однако, владение ими недостаточно уверенное, нет точности, выверенности. Текст весьма сильный, но в нём много сюжетных и аллюзивных переплетений, и автор не всегда справляется с этими перипетиями и описаниями - они «плывут», растекаются, мешают друг другу. Герои иллюзорны, но уже начинают «обретать плоть» - появляются характеры, занятия, есть динамика эмоций. ГГ двойственен — это и «глаза автора», которыми он ведёт читателя через весь сюжет, и вор-социопат. У произведения очень неровный язык — физиологизмы братьев-близнецов, резкие крики бабки и карлицы, и при этом усреднённо-газетный язык ГГ и всего текста. Понятно, что автор хотел дать речевые характеристики героев, но над этим ещё надо работать, чтобы не получались разнородные штампы, связанные друг с другом. «Штамп асоциалов», «штамп злой старухи», «штамп демона-карлицы» - при этом ГГ и Аня безликие, усреднённые.
По тексту идут и переплетаются линии-струны сюжета — кукла — Мишка, танец кукол (очень хорош, кстати), хромая кукла — костыль, цветы «анютины глазки» - глаза куклы — глаза девушки Ани Иногда они ложатся точно, иногда (массовая сцена в конце) смешиваются в кучу. Автору не хватает пространства текста, чтобы их сплести — развести, вызвав нужные эмоции и не подставив под удар логику. Нужно более чётко прописать карлицу-куклу; она смазывается, дублирует бабку, в ней много недоговорённости. Разложить по новой и более чётко выстроить линии-аллюзии и переходы. Разобраться с характером ГГ — пострадавший ли он от психотравмы или реальный преступник (настоящие воры — это жестокие люди без совести, социопаты, эмоции их истерические — вам это надо?)
Как заключение — очень перспективная вещь, однако, нуждается в хорошей авторской доработке.
Есть, что добавить?:
(необязательная ячейка, заполняется по желанию)
Другие отзывы:
0
23:12
87
21:07
Огромное спасибо за помощь, за ваше время, уделенное моей работе!
Загрузка...
Антон Карелин