НФ2022 №204
Содержание:
Минимальный балл по совокупности сразу нескольких критериев. Грубые ошибки в структуре повествования, огромные вставки псевдонаучных объяснений, не нужных для сюжета, слабый образ главного героя, отсутствие конфликта. Вот зачем, скажите, читателю нужны подробные описания нескольких персонажей, которые в повествовании появляются только затем, чтобы тут же уехать и никак не повлиять на сюжет? Зачем уделять им внимание, если они вообще никак не действуют дальше? Якобы научное сопровождение, состоящее из потока терминов, тоже совершенно бессмысленно для восприятия сюжета, оно перегружает текст, выбивает читателя из атмосферы. Экологическая проблема – это не конфликт, но даже с ее решением в рассказе попросту никак. Герой получил экзистенциальный опыт, который мог повлиять на всю его жизнь, и… чем для него это обернулось? Ничем! Последние строки рассказа туманно намекают на что-то, но не дают полной картины финала. Матвей уехал в Америку и бросил проблему леса? Матвей уехал в Америку и продолжает заниматься какой-то важной научной деятельностью? Матвей сохранился в биосфере леса как своеобразная матрица? Но зачем? В общем, вопросов больше, чем ответов. И да, кот, который помогает сделать научное открытие путем топтания по аппаратуре, это уже не находка, а штамп.
Повествование:
Похвалить рассказ можно за актуальную проблематику, ну и за то, что есть попытка объяснить, почему современный физик знает о способах обезопасить себя от лешего. Но в рассказе эти способы никак не сработали, кроме неудачной попытки помолиться, так что все равно ушли впустую. Синтез древних поверий с наукой не удался. Читать работу невероятно сложно, вставки с научным обоснованием хочется просто пропустить, интересных образов в тексте нет.
Есть, что добавить?:
Автору стоило бы переписать рассказ, максимально вырезав все якобы научные объяснения и объяснив их суть доступным для читателя языком. Да, так можно. Добавить остроты, показав, например, конфликт между экологами и вырубщиками леса, место ученых в этом конфликте. И заставить Матвея не просто что-то узнать об уникальной биосистеме леса, но и показать, как именно это изменило его жизнь, а если не изменило, то как и почему. Потенциал у рассказа есть, стоит поработать.