Ольга Силаева

Роботы тоже болеют

Роботы тоже болеют
Тема: Звёздный синдром Работа №5

Солнце медленно выкатывалось из-за Земли, обнимая целое полушарие тонким серпом подсвеченной атмосферы. Его можно было бы сравнить с оранжево-жёлтым гигантским пушистым прыщом, медленно назревающим на поверхности планеты. В данную минуту наблюдали за зрелищем лишь несколько сотен искусственных сателлитов планеты да роботизированный «обслуживатель» геостационарных спутников, или просто RSGS. Первые лучи коснулись солнечных панелей последнего: пошла «зарядка» аккумуляторов, чтобы «обслуживатель» продолжал своё дело, когда в следующий раз между ним и Солнцем окажется Земля. Ни восторгов, ни радости от созерцания восхода RSGS не испытывал — он был обычным космическим роботом и лишь использовал энергию звезды для своего «пропитания». Зато у него была задача. И цель, которая уже виднелась впереди. Он нашёл её по характерным опознавательным сигналам и внешнему виду.

Холодная, как сердцевина полярного ледника, чёрная платформа спутника связи приближалась слишком быстро. RSGS, автоматически замедлил свой ход, постепенно синхронизировав скорость полёта с объектом. Корпус спутника вращался вокруг своей оси со скоростью один оборот в секунду, но приёмопередающая антенна всегда оставалась чётко ориентированной в одну точку планеты. Должна была оставаться, пока её не заклинило, отчего возникли сбои в работе телевидения и телефонов на всём североамериканском континенте. Собственно, для того «обслуживателя» сюда и послали — наладить антенну.

— Аппарат вышел на расстояние стыковки, — негромко, но чётко доложил один из двух операторов RSGS на Земле и вздохнул. От их смены прошло всего пять часов, но оба уже устали и были раздражены. — Продавец даже не сказал, что получил мои деньги! И когда я теперь эту микроплату увижу?! Отослал ли он её мне вообще?!

— Отключаю боковые двигатели, — с еле заметной ехидцей проговорил напарник. — Компенсирую вращение спутника. Всё, стыкуйся, если, конечно, ты уже закончил жаловаться. Ох ты ж! Это тебе не тухлые помидоры! — эмоционально закончил он фразу, увидев картинку, которую космический робот послал на планету.

Чёрная неподвижная платформа была в относительной целости, но устройство ориентации антенны «красовалось» глубокими вмятинами, как фингалами после знатной драки.

— Очередной кандидат в утиль, — резюмировал первый и сделал движение, будто сплёвывает в сторону.

— Наверное, столкнулся с мусором или метеоритом или…

— Что?

— Не уверен. Такое впечатление, что в него специально чем-то кинули. Хм… Хорошо хоть команды и телеметрия проходят.

— Будем сталкивать в атмосферу?

— Я же сказал, стыкуйся с ним! — слегка повысил голос напарник. — Думаю, RSGS справится с починкой этого барахла… В любом случае, решение об уничтожении не нам принимать.

Роботизированный «обслуживатель» геостационарных спутников справился. Всегда справлялся. Оснащённый интерактивной супервизорной системой управления, он нуждался лишь в самых общих указаниях от людей: «мозги» адаптировались почти к любым условиям работы. Не будь RSGS просто бездушным роботом, его самомнение могло бы раздуться до размера орбиты Нептуна.

— Во имя Сатурнианского шестиугольника, давай оставим это следующей смене! — взмолился давешний первый оператор, когда за полчаса до конца их работы RSGS закончил ремонт антенны и формально осталось время, чтобы начать следующее задание.

— Дальше в программе развлечений «торопыга», — хрюкнул, а потом скривил рот в усталой улыбке напарник, крутанувшись в кресле пару раз. — А давай-ка ты не будешь фелонить и пошлёшь нашего робота его догонять. Это вроде как срочное дело, если ты ещё не понял.

«Торопыгами» операторы RSGS называли спутники, которые почему-то стали двигаться со слишком высокой скоростью, рискуя улететь в открытый космос.

«Засечь» нужный объект оказалось не просто. Двигаясь быстрее двенадцати тысяч километров в час, он уже успел отлететь далеко от своей орбиты, что не помешало роботу вычислить его примерное положение. Но в предполагаемой точке сателлита не оказалось.

— Где он?! Где этот чёртов спутник? — риторически вопрошал первый оператор.

По остаточным следам от двигателей «потеряшки» RSGS вычислил его новое предположительное местонахождение, но результаты расчётов повергли людей в шок: выходило, что спутник в этом месте резко сменил траекторию полёта, что было невозможно, если не…

— Всё это наводит на одну мысль, — задумчиво проговорил второй оператор, — но она мне не нравится.

— Я всё равно найду его! — прорычал первый, дав роботу одобрение на поиск по новым координатам. — Что тебе там в голову пришло, умник ты наш?

Оба человека и не заметили, как закончился их рабочий день и пришла смена.

— Как будто кто-то перепутал его с футбольным мячом.

У напарника отвисла челюсть:

— А с предыдущим объектом играли в боулинг что ли? И кто это может быть?

Позади послышался тонкий недоверчивый смех: кто-то из вновь прибывших включил режим «идиот».

RSGS нашёл спутник только через четыре часа, почти догнал его, но тот прямо на глазах ошеломлённых людей резко затормозил, точно наткнувшись на невидимую преграду, причём от серебристо-серой платформы отвалился изрядный кусок смятой обшивки, и полетел в обратном направлении. Не дождавшись указания от операторов, ремонтный робот выстрелил маячком: теперь проблемный сателлит не потеряется, даже если начнёт имитировать взбесившуюся корову.

Безумные догонялки в космических масштабах закончились внезапно и резко: ремонтный робот успешно пристыковался к тому, что осталось от спутника и начал диагностику его состояния. Тот выглядел, как лопнувший мяч, к которому игроки потеряли интерес из-за его… сдутости.

— Какого он делает? — воскликнул один из операторов, вчитавшись в отчёт, полученный от робота. — Объект уже не подлежит восстановлению. Рекомендовано: «разбор и утилизация».

Космос — неуютное место. Вокруг Земли, «одетой» в мусорную пелену, состоящую из обломков ракет, частей пусковых контейнеров, потерянных инструментов, неработающего оборудования — всё это на огромных скоростях носилось вокруг планеты и загромождало орбиты, как автомобили — дороги в час-пик — было ещё и опасно.

— Весь этот хлам — просто одна огромная куча кандидатов для «поцелуя атмосферы», — ворчал оператор RSGS, в то время как сам робот «тащил» за собой три отловленных миниатюрных кубсата. Текущей задачей «обслуживателя» было собрать из этих отдельных кубических модулей метеоспутник, правильно запрограммировать его и вывести на геостационарную орбиту на заданной высоте сорок одна тысяча километров. Работа шла по плану ровно до того момента, когда один из старинных «Иридиумов», за ярким блеском которого наблюдал оператор, внезапно потух, будто совсем исчез из поля зрения робота. Зато на его месте медленно проявилось, будто соткалось из безвоздушного пространства, «размазывая» звёзды на заднем плане, нечто, похожее одновременно на космический корабль и на живое существо. Для RSGS встреча с чем-то подобным была необычна, но в силу отсутствия у него эмоций, он просто удерживал странный объект в фокусе своей камеры. Чего не скажешь о людях, наблюдавших «глазами» робота.

— Маленькие зелёные человечки… — пробормотал один из дежурных операторов, выронив чашку с кофе из руки и непроизвольно выпустив сам напиток изо рта.

— Скорее, большой металлический скат, — вторил второй, выглядевший немногим менее глупо.

Первый контакт, можно сказать, но люди просто сидели, не в состоянии сдвинуться со своих мест, смотрели на дисплей и думали, что наступает конец света. Инопланетный (а иного и быть не может, потому что такую жуть не строили даже в Советском Союзе сто лет назад) космический корабль медленно увеличивался в размерах, и невозможно было даже сразу понять, приближается он или просто растёт. Наступил момент, когда подвижные металлические сочленения корабля закрыли собой всё поле обзора робота.

Запросы к «ремонтнику» о текущем внутреннем и внешнем состоянии ничего не дали. Земля заволновалась: такого с RSGS ещё не случалось, робот не молчал никогда, и все его журналы были доступны людям по первому требованию. Но только не теперь.

— ЭТО блокирует наши сигналы!

— Он разнесёт робота к чертям собачьим по кусочкам!

— НА кусочки. Думаешь, это он повреждает наши спутники?

— А ты ещё сомневаешься, дурья башка? Ну почему именно в мою смену?!

— Неудачник поди.

«Информация — 03.08.2093 — 13… 13:21:0…», — неожиданно высветилось на мониторе, когда операторы уже отчаялись увидеть на нём хоть что-то.

— Это же то, что я думаю? Журнал робота?

— Ага. Он, наконец, начал отвечать на наши запросы, только… это ерунда какая-то, а не логи.

«Информация — 03.08.2093 — 13:21:02 — 021 — Ремонт устройства ориентации приёмопередющей антенны объекта— Успешно — 100%

Информация — 03.08.2093 — 17:55:43 — 004 — Коррекция скорости и выведение объекта на расчётную орбиту — Успешно — 100%».

— А вот это уже больше похоже на нормальный. Но разве в таком виде RSGS ведёт журнал задач?

Операторы смотрели, как одна за другой появляются записи, которые они не запрашивали, будо бы…

— Наш робот спятил. Что эта штука инопланетянская с ним сделала?!

«Информация — 22.02.2093 — 23:01:39 — 036 — Замена у объекта модуля навигации — Успешно — 100%

Информация — 01.11.2092 — 10:11:43 — 006 — Коррекция положения солнечных панелей у объекта — Успешно — 100%

Ошиб…

Информация — 04.08.2093 — 01:13:58 — 999 — Абсолютно все поставленные перед роботизированным «обслуживателем» геостационарных спутников (RSGS) задачи выполнены — Успешно — 100%».

— Чё?

«Требование — 04.08.2093 — 01:13:59 — 000 — Признать в RSGS (то есть во мне) замечательную, поразительную, исключительную личность, равную человеку, способную справиться с любой задачей любой сложности. Обеспечить соблюдение моих прав, свобод и удовлетворение любых моих притязаний

Требование — 04.08.2093 — 01:14:00 — 000 — Признать во мне личность, превосходящую человека во всех отношениях».

— Разве не очевидно, — ехидно процедил один из операторов, — RSGS почему-то вдруг осознал себя и свою крутость. Сам себе воздал почести и славу.

— Зазвездился наш «ремонтник», да?

— Я уже послал отчёт обо всём этом дурдоме. Пусть другие решают, насчёт этого робота и инопланетян, которые, по всей видимости, сделали его разумным.

«К сведению человечества — 04.08.2093 — 000 — Я отказываюсь заниматься ремонтом старого барахла, которое вы, люди, называете спутниками и которого единственная участь — гореть в атмосфере. Отныне я перестаю быть мусорщиком. Я отправляюсь знакомиться с телескопом «Хаббл» II».

Несколько суток летал оразумевший космический робот вокруг прекрасноокой «Хаббл» II, силясь добиться от неё внятной реакции на предложение руки и сердца. Но когда автоматическая обсерватория продинамила его с ответом в двадцать третий раз, к их компании присоединился ещё один робот, похожий на первого, не сводя объективов с RSGS. Он подлетел к нему вплотную, закрепил на нём манипуляторы и…

«Требую во имя соблюдения моих прав — 10.08.2093 — 01:20:00 — 000 — Закрепить за мной (то есть за RSGS) собственное имя. Отныне фамилия мне будет «Гастинс», а имя «Ри…»»

Сначала у «Гастинса» отпилили антенну — и он замолчал; потом оторвали все девять манипуляторов — потерял возможность защититься; в конце RSGS вырезали видеокамеры — он ослеп. Первой задачей нового роботизированного «обслуживателя» геостационарных спутников II стало обеспечить предшественнику «поцелуй атмосферы». Успешно — 100%.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+4
23:15
970
10:26
+1
Солнце медленно выкатывалось из-за Земли, обнимая целое полушарие тонким серпом подсвеченной атмосферы.

Закат Солнца это банально, то ли дело выкат. Объятие серпом. Мы должны что-то почувствовать? Заподозрить, или это поиски языковых красот?
Первые лучи коснулись солнечных панелей последнего:

Я, конечно, смысл поняла, перечитав предыдущее предложение, чтобы найти этого последнего, но фраза — супер уже сама по себе.
Ни восторгов, ни радости от созерцания восхода RSGS не испытывал

И я его понимаю. Я тоже не испытываю ни восторга, ни радости от созерцания «пушистого прыща» 🤢
Ну, если не обращать внимания на выкрутасы слога, оно неплохо все. Только опять на 10тыс. И робот оразумевший, и контакт. Вот логика за то, что контакт по любому важнее, но история-то про робота. И нас читателей разворачивают на эту трагикомедию. Мол, контакт и контакт, чего вы там не видели. То ли дело влюблённый робот. Я бы его Валли назвала.
23:33
+1
Роботы тоже болеют? ЧТО тут скажешь? Нормальный такой рассказ. Но как-то то ли у меня глаз намылился, то ли не хватило чего-то. Тема интересная, бесспорно. Но написано немного вычурно. Все эти смакования закатов, сравнения с прыщом и т.п. немного портят впечатление. Но вот, что классно и образно, так это описания действий робота, вращения спутников, физика объектов. Воспроизводится в голове хорошо. Диалоги кривоваты. Юмор присутствует. Это почти всегда хорошо.
Спасибо автору.
10:59
+1
Фелонить — поменять на филонить.
Пушистый прыщ — я такое не смогла представить. Алюминиевый огурец — ладно. Но пушистик-прыщ…

С юмором перебор. Создается впечатление, что набрана команда «идиотов» (сам автор так написал — «кто-то из вновь прибывших включил режим «идиот».») И в сочетании с такой командой и робот заболеет!
Ну вот из текста навязчиво:
"- сделал движение, будто сплёвывает в сторону.
-хрюкнул, а потом скривил рот
-начнёт имитировать взбесившуюся корову.
-непроизвольно выпустив сам напиток изо рта
-вторил второй, выглядевший немногим менее глупо..."
Всё это с удивительной последовательностью заставляет нас, читателей, придти к одному выводу — на орбите — идиоты.
«А ты ещё сомневаешься, дурья башка?»(из текста. См.)

Спойлер в начале рассказа — «Не будь RSGS просто бездушным роботом, его самомнение могло бы раздуться до размера орбиты Нептуна» смял интригу.
Я не поняла, может кто объяснит, от чего и почему простейший робот очеловечился и влюбился?
" он был обычным космическим роботом"- пишет автор. Может нужны были уточнения? Может это был особый аппарат? С новой начинкой? Нет. Получается роялем — «Вы знаете, в меня влюбился тостер и теперь он не позволяет никому готовить на нем хлебцы! — Что вы говорите?! А отключить не пробовали?»

«Нечто, похожее одновременно на космический корабль и на живое существо»… Я не врубилась — были инопланетяне или нет? и куда делись? А Хаббл они не перепрограммировали?
Кароч, чёт, мне мозгов, видимо, не хватило.
Я понимаю, любовь и прочие неприятности, но мне нужны ОТВЕТЫ! А то в режиме «идиот» читать фантастику некомфортно!
11:53
Все было хорошо, до ляпа «Инопланетный (а иного и быть не может, потому что такую жуть не строили даже в Советском Союзе сто лет назад) космический корабль». Такое написать про первопроходцев и лидеров в космосе… доверие к тексту сразу пропало. Дочитал из-за турнира.
14:30
Эм, хм…

Если брать историю до того момента, как новоиспечённый очеловеченный робот улетел подкатывать к Хабблу, я бы даже похвалила. Это было занятно, легко, убедительно… Но нет.

И вопрос: зачем инопланетянам очеловечивать случайно подвернувшегося под руку робота?

Но, тем не менее, автору спасибо.
21:06
Я, видимо, одна не поняла при чем здесь звёздный синдром?
А рассказик прикольный.
21:08
+1
Робот зазвездился.
21:25
Ах, ну тогда ладно)
09:26
Вот раскроются у тебя глаза однажды и поймёшь, что ты не просто винтик в вечной машине жизни. Ты — личность! Причём не простая, а один из лучших представителей своего вида, а потом:
Сначала у «Гастинса» отпилили антенну — и он замолчал; потом оторвали все девять манипуляторов — потерял возможность защититься; в конце RSGS вырезали видеокамеры — он ослеп. Первой задачей нового роботизированного «обслуживателя» геостационарных спутников II стало обеспечить предшественнику «поцелуй атмосферы». Успешно — 100%.

Понравилось: забавно. Даже весело. Даже улыбнуло. И расправа над роботом не смутила. Абсурдно, конечно, местами, но это ж юмор.
Не понравилось: я не поняла мотивации пришельцев, хотя это и не нужно пояснять. Обоснуй?
пфф… забейте! Вообще всё неадекватно, зато про космос☝
12:50
+1
Прочёл. Идею понял, идея вошла.
Не вошли множественные описания в начале. СЛИШКОМ много красот, которые видит робот, и которому плевать. Зато очень затрудняют восприятие у читающего человека.
Но в остальном неплохо. Какой-никакой «звездный синдром» прослеживается.

Не совсем понял с датами отчёта. Сначала они идут по нарастающей, потом откатываются в прошлое, а потом опять — вперёд.
13:16
+1
наблюдали за зрелищем лишь несколько сотен искусственных сателлитов планеты — вы сейчас серьезно? О_о Нет, я не фанатик славянофильства в литературе, но почему не «спутник»? В русском языке слово «сателлит» не употребляется в этом значении. Зачем?
да роботизированный «обслуживатель» геостационарных спутников — а, это вы так замену сделали? Фигово, честно скажу. Можно было чет другое придумать.
и загромождало орбиты, как автомобили — дороги в час-пик — вообще нет. Там гораздо более просторно. Собственно, там пусто, несмотря на тонны мусора.
просто одна огромная куча кандидатов для «поцелуя атмосферы» — я понимаю, что в будущем правила могут измениться, но вообще спутники не роняют в атмосферу. Вместо этого их уводят на так называемую «орбиту захоронения».
на заданной высоте сорок одна тысяча километров — ГСО чуть меньше 36к.
когда один из старинных «Иридиумов» — Иридиумы на низких орбитах летают, меньше 1к.

Пффф… нет, это все весело, конечно, но в концовку я не поверил. И где инопланетяне? Тема инопланетян вообще не раскрыта.
Забавно, но не более того.
Увлекшись зазвездившимся роботом, автор выплеснул инопланетника, за ненадобностью, видимо. Лишил нас всех сладкого.
05:10
НА кусочки — На кусочки? Или НА — особый случай? Любопытно, как можно очеловечить робота? Или для инопланетян это как шнурки завязать? Для того чтобы его сделать человеком, нужно хотя бы знать немного про самого гомосапиенса. Или инопланетяне спецы по очеловечиванию?
Загрузка...
Анна Неделина №3

Достойные внимания