Владимир Чернявский

Лунбасс

Лунбасс
Работа № 646 Дисквалификация в связи с отсутствием голосования

Спускаемая кабина буровой одиноко стояла на солнечной стороне кратера у самой стенки, в которой виднелось черное отверстие туннеля. В туннеле было пыльно, слабый свет редкой цепочки фонарей, висящих под потолком, отбрасывал причудливые тени в узкой трубе пробуренного «штрека»*.

Бур проходческого комбайна беззвучно рубил реголит*, неудержимо трясся, пытаясь вырваться из онемевших рук Сереги. Скальная порода уже угробила три буровых головки- механизм постоянно перегревался из-за иссушенного вакуумом смазочного раствора. Теперь приходилось, каждые десять минут проверять смазку в шарнирах бура, которая к тому же заканчивалась, так как по плану экспедиции планировалось начать бурение горизонтальной штольни и эдак метров через двадцать загерметизировать устье, соединив переходом штрек с жилым модулем и закачать воздух. После этого, теоретически, проходка туннеля должна была вестись, по старинке, без скафандров. Теоретически. Получилось, правда, как всегда. То, что трещины в горных породах бортовой части кратеров могут, вопреки данным сейсмических исследований, и после трех десятков метров в глубину быть не герметичными, а из-за того и не давать возможности прекратить утечку воздушной смеси в поверхностный вакуум, никто, наперед, не подумал. И теперь у них заканчивалась смазка и буры, а результата, как не было, так и нет.
Серега отпусти брыкающиеся рычаги буровой, попытался вытереть пот со лба, чертыхнулся, натолкнувшись перчаткой на запыленный пластик шлема. Тут же из наушников, прорвав скрип помех, раздался голос их горного мастера.
...га, шо ты там молчишь? Алле.
-Да тут я. Тут. – недовольно буркнул он в переговорное устройство– Со связью, что-то снова. Наверное, опять из-за вибрации что-то отходит.
Из наушников весело загрохотало. Ты, как в том анекдоте, про шахтера в отпуске. Развлекаешься. Шо? Рештаки* уже привезли!
-Да, какие тут рештаки. Этот лунный реголит, как скала, а давления и, вовсе, считай и нет. Ничего крепить и ненужно. Вот скоро последний бур полетит. Да и смазки почти не осталось, а льда этого и в помине нет... Будем тогда вручную долбать, пока кислород не выйдет.
-Все очень просто. Не найдем - домой не полетим. Я только что с орбитой связывался, доложил так сказать успехи. Все заканчивается, а перспектив никаких..
От начала туннеля отозвался их третий член экипажа Серега.
-Наш куратор небось опять орал?
-Нет, а..! –шорох помех вновь заглушил связь и появился вновь с натянутым смехом. –Сказал, воду не найдете- пеняйте на себя. Потом напишут в свободной прессе, шо ни будь патриотическое о доблестных первопроходцах. Ретрансляторы то их, мы с нашей коротковолновой до Земли не достанем.
-И писать ничего не надо- вставил Серега – Ты куда контракт подписывал? На шахты Шпицбергена? Семьи что знают? То же самое. Они, то нас после переманили - еще бы такие деньжищи, а последний месяц мы вообще в полной изоляции тренировались. И что-то я не помню, чтобы о нас в новостях сообщали.
Воцарилось тяжелое молчание, нарушаемое только шумом помех.
-Так что, мы несуществующая команда автоматической буровой платформы Цзунь-Янь, или как там ее обозвали наши узкоглазые товарищи- спонсоры. С Землей мы сами связаться не можем- это факт. Все идет через их спутники- ретрансляторы. Улететь тоже не можем, нет топлива. А раз так-то, если что пойдет не по плану, то и не было нас совсем. Следующая партия присыплет наши бренные тела снаружи мелкими камушками.

-Молодцы китайцы, все продумали: мы им тут все под базу подготовим, а сами тихо отбросим ботинки. Ну, а если слой льда все- таки раскопаем, то нас, стало быть, соизволят эвакуировать. Потом объяснят общественности, шо так и так, не хотели волновать потому и сообщили что была станция без экипажа, а герои уже на земле. Возрадуйся, плебес!

-Только придется нам сильно щурится, чтоб значит за своих сойти, или ты думаешь, шо они скажут шо первых китайских асюнавтов ступивших на поверхность Луны звали Сан-Йа, Сер-Хей, и Степь-Янь?!
-Да ладно вам ругаться. Все они продумали, да не все. – вставил... - Базу они мылятся построить для добычи гелия- 3 из внешнего слоя реголита, а туннель, шо мы долбим и вода, нужны для комфорта, так сказать. Вот только термоядерную реакцию, как я помню, до сих пор могут поддерживать только пару секунд, а это слишком мало для коммерческого использования- слишком дорого. Но лет эдак через двадцать, кто знает... Вот наши друзья и наняли нас через третьи руки. На Родине и средства доставки есть и проект лунного модуля пылится в архивах. А уж экипаж подобрать то и вовсе не проблема.
-Лучше подумайте,что мы бурим древнейшие и неведомые для земных представлений горные породы, в которых могут содержаться самые удивительные залежи полезных ископаемых.

-Какие же они полезные, если их и на Землю то не переправишь? Один килограмм 25тыс долларов стоит! Нас же тоже по весу подбирали, как я понял

-Приятно все же осознавать себя дорогим для кого-то человеком...
-А мы, вообщ,е ищем получается не пойми что и готовим базу для добычи вероятно полезного ископаемого. Да, если мы тут хоть метровый слой золота найдем, то его никто на землю все одно не повезет!

-Нет конечно, это будет нерентабельно. Только подумай о разнице в образовании минералов на Земле, где кора образовалась в результате взаимодействия кипящей магмы с мировым океаном и атмосферой и здесь на холодной Луне. Так что здесь нам может попасться все что угодно. О чем мы и подумать не можем....

-Ладно трепаться, ромнтик. Я пока что только сказочно твердую скалу видел. Если даже что-то и найдем, то все едино нам ничего не достанется...
-Я как-то еще в школе изучал схему посадки Лунохода-неуверенно вставил Серега- и он то как раз стоит совсем неподалеку, и радио на нем исправно и довольно мощная антенна стоит. Так что связаться с кем-нибудь мы сможем, главное с чем.

-Во во, а для этого нужно работать, а не лясы точить. Через неделю кислород закончится, так и наговоритесь.

-Вот закончится и получим по три дня отпуска и снова под землю..

-Под луну, ты хотел сказать. –весело хохотнул горный мастер

Саня принялся совковой лопатой грузить породу на тачку. Выглядело это на фоне скафандров и медленно извивающихся струек пыли падающих с потолка, довольно смешно, но что поделаешь, лучше испытанные раритеты, чем голые руки. Затем он снова взялся за лягающиеся рычаги бура, а наваливший обломки породы Серега отправился к выходу, где возле посадочного модуля уже образовался маленький террикон*.
В этот момент все вокруг задрожало, со стен беззвучно посыпались целые водопады пыли и камней, а нарастающий удар сбил его с ног прямо под гусеницы буровой установки. Редкая цепочка тянущихся от входа ламп освещения тут же погасла и все вокруг погрузилось в темноту, вперемешку с плотным покрывалом пыли.
Придя в себя, Сергей на ощупь вылез из под накренившейся буровой и включив нашлемную канагонку*. Похлопав себя по защитным вставкам скафандра и убедившись, что ничего не сломал, он двинулся в сторону выхода из туннеля. Тут то его и поджидал сюрприз – выхода больше не было. Вместо него на месте округлого туннеля топорщились острые глыбы породы, завалившие его до потолка. Сергей попытался сдвинуть некоторые, но даже при такой малой силе тяжести ему это не удалось. Оставалось только ждать помощи снаружи. Вот только, он точно знал, что у товарищей снаружи нет техники тяжелее кирки с лопатой, а горноспасатели на Луне еще не появились.
Серега тихо выругался и ударил перчаткой по глыбам завалившим дорогу на поверхность. Надо же было метеориту упасть поблизости, вызвав обвал стен кратера. Он тут же взял себя в руки и, развернувшись, бросился к буру, но уже через пару минут только проснувшаяся надежда снова угасла. Огромная глыба почти раздавила бур, да и кабель оказался перебит в нескольких местах. Опустив руки, Серега стал оглядывать свой склеп и сразу заметил за раздавленной буровой извивающуюся трещину. Трещина была очень широкой, и вероятно, он даже смог бы протиснутся в нее. Недолго думая, он так и сделал. Поделать было все равно нечего.

Поначалу, он с трудом мог протискиваться в ней, было узко и отовсюду торчали острые куски породы. От порыва скафандра его пока что спасали только изодранные пластиковые накладки. Через десяток метров, он неожиданно вывалился в огромный, круглый туннель. Осветив его, Сергей рассмотрел оплывшие своды почти трехметровой высоты уходящих куда-то вдаль и теряющиеся в кромешной темноте. Выбрав наугад направление, он отправился вправо, так как туннель, вроде бы, шел в сторону кратера. Может там был еще один выход из лавовой трубки, а что это была, несомненно, она, Сергей уже не сомневался.

Получше рассмотрев оплывшие наросты на стенах, он двинулся вглубь. Запаса воздуха оставалось еще на час и ускорив прыжки, он уменьшив поступление кислорода. Так прошли пол часа. После очередного прыжка ему показалось, что сзади что-то сверкнуло. Оглянувшись, он успел разглядеть неясную тень, отразившуюся на стенах. Остановившись и не веря своим глазам, вроде бы, различил вдали мерцающий желтый огонек. Ему даже показалось, что он видит желтый язычек пламени бьющийся от порывов воздуха. Какой тут воздух!! - суматошно пронеслось в голове. Помотав головой отгоняя наваждение, Сергей направился дальше. Но свечение позади него становилось все сильнее, как будто преследуя его. В последнем усилии Сергей попытался оторваться от него, и тут кто-то толкнуло его в спину. От толчка, он покатился по туннелю и неловко приземлился на живот. И тут отчетливо услышал, сквозь шорох помех, тихое подсмеивание и сразу же поднявшись огляделся. Огонек не исчез и теперь удалялся в ту сторону, откуда он только что пришел. Тело покрылось ледяной испариной… Чертовщина какая- то…И ему снова почудилось, что язычок пламени колеблется на ветру- отбрасывая причудливые тени на оплывшие стены туннеля. А еще там был кто-то фигура со всклоченными волосами, быстро удалявшаяся от него. Он кинулся следом.
-Стой. Ты кто? Но незнакомец и не подумал остановиться и через некоторое время он оказался снова возле трещины из которой выполз, и стал двигаться дальше, ничего другого не оставалось- кислорода осталось на четверть часа. Лавовая трубка стал сужаться, а стенки его замерцали как тысячи упавших с небес звезд, в отсветах мерцающего впереди желтого огонька. Подойдя поближе он с удивлением увидел, что стены туннеля состоят из огромных кристаллов величиной с голову и достав отвертку из монтажного кармана попытался поцарапать один из них. На мутном кристалле не осталось и следа. Алмазы- ошарашено подумал он. Еще через мгновение желтый огонек впереди мигнул и пропал, а Сергей бросился вперед и через мгновение оказался у огромного разлома, сквозь который где-то высоко над головой светились алмазным блеском мириады звезд, отражаясь в раскиданных у его ног алмазных глыбах. Взяв один из блестящих кристаллов поменьше, Серега нерешительно повертел его в руках и вопросительно посмотрел в темноту лавовой трубки. Где-то вдалеке мигнул желтоватый огонек, и ему снова показалось сквозь статистические помехи в радио, что кто-то старчески закашлялся и тихо засмеялся.
Засунув алмаз за инструментальный пояс, он повернулся к темноте туннеля и поклонившись сказал:
-Спасибо тебе, лунный Шубин! Век не забуду!
И обернувшись, полез к сияющим звездам наверху. Выбравшись наверх он с удивлением заметил, что находится на самом краю кратера. Метеор, образовавший который, видимо, и разрушил выход из лавовой трубки. Внизу призывно горели иллюминаторы их базовой станции. Ответили ему сразу же. – Откуда ты? Мы тебя уже похоронили!!

Прервав град вопросов он ответил:
-Все в порядке. Сижу на скате кратера. Сейчас спущусь. Не стоило волноваться – встретил старого знакомого. И еще одно Михалыч. Ты как, не против, до лунохода прогуляться?
Отключив связь, Серега снова посмотрел на звезды и весело им подмигнул. Ему на миг почудилось, что некоторые подмигнули в ответ и улыбнувшись такой мысли он повернулся в сторону Земли, как раз повернувшейся нужным боком, скрутив потертыми перчаткам фигуру из трех пальцев и ткнул ее в сторону бывших нанимателей. И развернувшись, быстро поскакал к призывно теплеющим иллюминаторам базового модуля. Им предстояло еще многое сделать, но самое сложно уже было позади.

*Штрек (от нем. Strecke — маршрут) — горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность

*Реголит — все поверхностные рыхлые образования, представляющие верхние слои земной поверхности: гумусовые почвы, аллювий, продукты выветривания пород, каковы латерит, эоловые отложения, осыпи склонов, ледниковые отложения и т. д. В настоящее время этим термином чаще всего называют поверхностный слой сыпучего лунного грунта.

*Рештак — металлический секционный желоб, по которому осуществляется транспортировка горной массы.Очень тяжелые.

*Террикон или терриконик (фр. terril — отвал породы, фр. conique — конический) — отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлечённых при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых, насыпь из отходов или шлаков от различных производств и сжигания твёрдого топлива.

*Коногонка— индивидуальный осветительный прибор, используемый шахтёрами.

Название произошло от профессии коногона — рабочего, сопровождающего поезда подземной конной откатки. Именно его «несут с разбитой головой» в старинной горняцкой песне. Коногоны первыми стали носить рудничную лампу на околышке головного убора.

0
04:22
826
19:13
Запятые по тексту гуляют как хотят. Рассказ невычитан: описки, тавтология и пр.
Форматирование не очень, читать сложно.
Речь людей больше напоминает сухой отчёт. Они говорят длинно и то, что каждый из них знает. Зачем? Только для того, чтоб читатель понял ситуацию. Почему бы не сделать это словами автора?
Персонажи тоже не раскрыты. Предложения очень громоздкие, перегруженные.
Читать было не очень интересно, конец так вообще сказочный.
Думаю, будет лучше прорядить текст, сделать проще предложения, добавить динамики сюжету.
Впрочем, сюжет бы хорошо целиком переделать, добавить происходящему реализма.
22:18
механизм постоянно перегревался из-за иссушенного вакуумом на Луне нет вакуума
бортовой части кратеров что за часть такая?
То, что трещины в горных породах бортовой части кратеров могут, вопреки данным сейсмических исследований, и после трех десятков метров в глубину быть не герметичными трещина по определению не может быть герметичной
а из-за того и не давать возможности прекратить утечку воздушной смеси в поверхностный вакуум что за поверхностный вакуум?
куча канцеляризмов
Серега отпустиЛ брыкающиеся рычаги буровой
От начала туннеля отозвался их третий член экипажа Серега. автор не знает других имен?
шо ни будь нет такого слова
с препинаками ужас просто
китайских асюнавтов асюнавтов?
Ладно трепаться, ромАнтик
идея не очень
Сначала всё шло хорошо. Эти засланцы законспирированные и их миссия. Но после падения метеорита, который ещё и автора зацепил, похоже, всё пошло кувырком. В тексте стали меняться роды (женский, мужской, средний), появляться какие-то огоньки, которые ГГ почему-то назвал Шубиным и в целом поведение героя стало не понятным. Ну нашел он алмазные копи и? Как он утаит их от китайцев?
3
мне интереснее, как алмазы могут в слое реголита образоваться?
Загрузка...
Андрей Лакро

Достойные внимания