Мадонна Лилия

4 апреля 1520 года, Королевство Италия, Рим.
В тишине мастерской раздавался единственный звук. Тихое-тихое, едва заметное постукивание металла о камень. Так происходит под самый конец работы, когда скульптура почти закончена, и мастер исправляет одному ему заметные огрехи на поверхности камня.
Посетитель прислонился к дверному косяку, незамеченный, и наблюдал. Мастер стоял к нему спиной, продолжая работать над скульптурой. То была молодая девушка. Она сидела, подвернув под себя ноги, и держала руки около груди так, будто сжимала что-то тонкое, почти невесомое. Но ладони были пусты.
Гость почти не дышал, больше всего боясь потревожить творца, и лишь когда тот на шаг отошел от изваяния, окликнул тихо:
- Раф!
Скульптор не вздрогнул и не обернулся. По дернувшейся щеке стало понятно, что его губы растянулись в радостную улыбку.
- Я уже тридцать семь лет Раф.
- Неужели так много?
Посетитель вышел из тени навстречу другу. Одного роста, они походили друг на друга как родные братья. Только мастер был брюнетом, а его гость носил ярко-рыжие волосы.
- Все ерунда, тезка! Я молод! Я буду молод завтра. И послезавтра, когда пойду шляться по борделям. И помру таким же молодым! – он вдруг посерьезнел. – А вот ты старик.
Гость, которого так же, как и мастера, звали Рафаэлем, рассмеялся:
- Я?! Я выпью столько вина и ублажу столько женщин, что тебе не осилить в жизни!
- Но тебя выдают глаза. В них усталость и мудрость. Скажи, Рафа, где ты шляешься все то время, что не пытаешься меня перепить?
Гость ничего не ответил и кивнул на фигуру:
- Расскажи о ней. Скульптура. Ты раньше почти не работал с камнем.
Мастер пожал плечами, но демонстрируя тем не сомнения, а какое-то странное смущение.
- Наверное, мне хотелось создать что-то особенное.
- Особенное? Раф, ты оставил после себя столько особенного, что люди будут восхищаться тобой веками.
- Знаю, Рафа, ты любишь людей, но я им не верю. Они забудут и меня, и тебя.
Он поманил друга в дальний конец мастерской. Там, на одном из столов, лежала тряпица, покрывавшая что-то длинное и узкое. Раф развернул ткань, под которой оказался стебель лилии. Каменный. Гость вздохнул и промолвил:
- Невозможно.
- Я потратил на цветок раза в три больше времени, чем на саму мадонну. Давай попробуем.
Казалось, что стебель расколется от одного прикосновения, но он выдержал. Аккуратно обхватив цветок пальцами, мастер понес его к изваянию, а потом хитрым движением вставил в сложенные ладони. Все подошло идеально. Поза девушки, поднявшей руки к груди из странной стала красивой. Она держала цветок, как младенца, слегка наклонив голову.
- Я назвал ее Мадонна Лилия.
- Раф… Она прекрасна! Ты оставишь ее здесь?
- Нет. Уберу подальше от Рима. В городе шлюх и продажных кардиналов есть место мне, но не ей.
Гость покачал головой и сказал:
- Хотя бы оставь на ней свое имя.
- Мое имя – мусор, Рафа.
- Твое имя – камень.
- Я так и сказал.
1948 год, Итальянская Республика, окрестности Урбино
- На!
Очередной удар тяжелого военного ботинка обрушился на старую дверь. Доски трещали, но пока не поддавались. С потолка сыпалась пыль.
- На!
- Стефано, да хватит уже, пошли! Там все равно ничего нет.
- Или есть! Припрятанное нацистское золотишко. Помнишь, сколько мы подняли с прошлого рейда? Не, Марио, пока страна зализывает раны, нам всегда будет, где поживиться, - он замолчал, размахнулся и ударил с особой яростью. – На!
Дверь с хлопком рухнула внутрь, обдав мародеров облаком песка. Воздух в помещении был затхлым, старым. Стефано осмотрелся, принюхался и сплюнул.
- Ни черта тут нет, Марио, ты прав!
Он прошел вглубь, раздраженно пнул разваливающийся стул, который отлетел к стене и ударился о тумбу, на которой что-то глухо покачнулось. Мужчина зажег фонарь и только тогда смог разглядеть то, что там стояло. Скульптуру молодой девушки с цветком в руке.
- Твою мать! Мы ради этого дерьма сюда ломились?!
Стефано уже подбежал и протянул руки, чтобы со злости обрушить статую на пол, но спутник удержал его.
- Стой ты, черт тебя дери. Лишь бы ломать. Дай фонарь.
- Что ты там надеешься разглядеть?
Марио не ответил, поднеся фонарь к самой фигуре и осматривая ее сантиметр за сантиметром. Внезапно он заметил крохотную надпись на одном из лепестков цветка и выдохнул:
- Стефано. Ты не представляешь, сколько мы за нее выручим.
2019 год, Соединенные Штаты Америки, Нью-Йорк
В центральном зале отдела европейской скульптуры музея Метрополитен было не протолкнуться. Предвкушая выход на импровизированную сцену директора музея, уже успела установиться тишина, но то там, то здесь слышались шепотки.
- Сенсация? Джонни, сенсация – это переход Коффилда в Метс. А сейчас происходит натуральный апокалипсис.
- Эксперты гарантируют подлинность! Да эти эксперты даже бабку мою гарантируют, если им отбашлять, сколько надо.
- Полвека в частной коллекции. И эта сволочь даже не почесалась сообщить миру.
Вдруг все окончательно умолкли. В зал вошла женщина в дорогом синем костюме, улыбнулась и начала говорить:
- Дамы и господа, я рада приветствовать вас в музее Метрополитен! Нынешнее пополнение нашей экспозиции – настоящее открытие в мире искусства. Думаю, все прекрасно понимают, что такие вещи надолго скрыть невозможно. И мне приходится торжественно объявлять о том, что все уже успели обсудить до моего прихода, - в зале раздались короткие смешки.
Итак, с восторгом представляю вам уникальную скульптуру, последнее творение Рафаэля Санти… Мадонна Лилия!
Влекомая скрытым механизмом, ткань слетела с громады, возвышавшейся в центре зала, обнажив скульптуру, преодолевшую полмира. Тишина держалась секунду или около того, а затем посетители приема разразились аплодисментами. А директор музея продолжала речь:
- Как видите, Мадонна дошла до нас практически неповрежденной. Особенно поражает то, что сохранился цветок, выполненный мастером с филигранной точностью. Именно благодаря ему удалось установить подлинность картины. Рафаэль выгравировал на лепестке лилии не только собственное имя, но и название скульптуры.
И еще одно. Руководство музея Метрополитен понимает, что, хотя Мадонна Лилия была обнаружена в США и передана музею последним владельцем, а значит находится здесь по праву, мы не можем ограничить любителей искусства в возможности увидеть последнее творение Рафаэля. В течение следующих десяти лет мы организуем международные гастроли по центральным музеям мира, чтобы Мадонну смогли лицезреть все.
2024 год, Республика Польша, Варшава
На этот раз взрыв раздался совсем рядом.
Четверо мужчин, кряхтя, стаскивали с крыльца огромный ящик, на котором выделялся уже поблекший штамп «Музей Метрополитен, Нью-Йорк».
За ними из дверей Национального музея Варшавы буквально выкатился низенький старичок, крича на ходу:
- Осторожнее! Осторожнее! Это бесценный экспонат!
Лишь один из мужчин нашел в себе силы обернуться и ответить:
- Старик, сейчас здесь единственный ценный экспонат – моя задница! И если мы не уберемся отсюда через десять минут, то весьма велик шанс, что мир её лишится!
- Заткнись, Войцех, и тащи! Чертовы музейщики. Насобирали камней, а нам носись с ними, как кот с яйцами! Что там хоть, старик?
Хранитель музея – судя по тому, как развивались события, бывший – отдышался и по-прежнему крича начал объяснять:
- Это Мадонна Лилия! Последняя скульптура Рафаэля! Единственная!!! – здесь он уже перешел на визг. – Скульптура Рафаэля!
Тот, кого назвали Войцехом, произнес нечто длинное и явно нецензурное, но его прервал новый взрыв. Хранитель резко обернулся и увидел, как над крышей поднимается облако дыма и бетонного крошева. Обрушилась задняя стена музея.
- Изверги! Безумцы! Сатанисты! – грозил хранитель небу, по которому двигались силуэты бомбардировщиков.
- Валим, Войцех, валим!
Мужчины с трудом запихнули ящик в кузов грузовика и запрыгнули туда сами.
- Стойте! Там еще сотни экспонатов! Их нельзя оставлять!
- В жопу экспонаты! Трогай!
Грузовик взревел и понесся прочь от музея так быстро, насколько позволяла нагрузка. Из кузова было видно, как следующая бомба пробила крышу музея, выбив взрывной волной стекла на всех этажах. Еще через несколько секунд здание осело, превратившись в груду обломков.
2026 год, Европейская конфедерация, Фюрстенвальде
- Мама, мама, смотри какая красота!
Девочка вырвалась из цепкой родительской ладони, отбежала и подобрала с земли причудливо изогнутый камень.
- Фу, брось, бяка!
- Ну, мам!
Она протянула камень уставшей женщине, но та отобрала его и выбросила подальше.
- Сколько раз можно говорить? Не подбирай с земли всякий мусор! Пошли!
Девочка всхлипнула, но послушно поплелась следом за мамой.
Через несколько мгновений из-за угла вышел молодой человек с длинными рыжими волосами. Он наклонился и подобрал камень, брошенный женщиной. Внимательно осмотрел и судорожно вздохнул, обнаружив на нем едва проступающую надпись: «MadonnaLilium. Raphaello».
- Что ж. Ты был прав, мой друг. Ты был прав.
Тридцать шесть. Рафаэль умер в свой д.р. (100% уверенности в этом, конечно, нет, но официальная искусствоведческая версия гласит так))) А у вас 4 апреля, т.е. за два дня до днюхи и смерти. То есть 4 апреля 1520 года Рафаэль лежал в кровати. И ему было очень-очень плохо. Такие дела.
Мадонна Лилия))) ээээээ Нууу, если честно, то если бы и было такое, то называлось бы «Мадонна с лилией».
Почему скульптура? С чего вдруг? У Рафаэля то? Он спокойно к этому делу относился. Без особого энтузиазма)))) А вот стихи писать любил, да))))
И вопрос по сложносочиненной скульптуре. Со вставками цветка) Бернини ещё не родился.
А, вообще, ох уж эти мне частные собрания)))) Искусство должно народу принадлежать. А то, понимаешь, передают из поколения в поколения леонардо с караваджами, а ты сиди и изучай по каталогам. А сколько там спрятано того, что считается утерянным? У этих Вандербильдих)
не обращайте на меня внимание)))Вот и скульптуру (!!!) Рафаэля сокрыли, сволочи!Кемска волость)))Мне прост Рафаэля с Мадонной с подвернутыми ногами уже хватило. И «Раф» — это сильно) хорошо, что не Рафик или Рафаэлло.
А второй, интересно, это Рафаил? Да? Архангел?
нас Автор ругает по чем зря ужеТридцать шесть.
Все же тридцать семь. Потому что 36 — это полных лет, официальных, паспортных. А де-факто — ну там уже без двух дней. В разговоре 37 вернее.
4 апреля 1520 года Рафаэль лежал в кровати. И ему было очень-очень плохо.
Здесь, наверное, ты права. Потому что шаришь, а я ориентировался на Вики. Вики пишет: «Рафаэль умер «после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно»». И я как-то сначала понял это так, что он пошел в бордель и его там грохнули))) И в рамках моего рассказа это так))) А о реальности пусть спорят искусствоведы)
то называлось бы «Мадонна с лилией».
Поверю на слово. Я назвал так, потому что звучит красиво. Но наверн есть какие-то конкретные спецификации на создание и именование Мадонн) Об этом пусть спорят искусствоведы)
Почему скульптура? С чего вдруг?
Потому что я так захотел.
Бернини ещё не родился.
Я погуглил, но ничо не понял. Расскажи мне про Бернини) Мне правда интересно.
Ща еще ниже отмечусь.
Ооооочень сложный вопрос. Королевство Италия де-юре существовало. И Папская область де-юре относилась к нему. А все это де-юре принадлежало Священной Римской Империи.
Я тебе объясню, почему я не стал писать «Папская область». Не хотел лишних ассоциаций с религией. Да и мало кто сейчас знает, что такое Папская область. Я решил обойтись компромиссом.
И «Раф» — это сильно)
А вот здесь я реально хочу ругаться. В чем предъява? Имя Рафаэль нельзя сокращать? Или нельзя сокращать имена «известных» людей? В тексте изображен разговор двух близких друзей. Вполне очевидно, что они не будут называть друг друга полными именами. Но если я в чем-то не прав, давай — расскажи мне.
А второй, интересно, это Рафаил? Да? Архангел?
Да, архангел. Только именно Рафаэль. Потому что у нас тут католическая традиция.
Потому что, у меня (да, у меня лично) сразу цепочка с тем самым Рафиком, который «нэвиноватый».
А все эти проблемы (читателя, конечно, читателя) от того, что буржуйские имена) вот
Это откуда вообще? Из Нашейраши какой-нибудь? А то ж ведь и не в курсе.
А про буржуйские имена — это да, это ваши, читателей, проблемы)
Хочешь? Посмотришь, как твой Раф выглядит со стороны)
«Как всегда, судмедэксперт Анжела Стоун была уже на месте, она была их судмедэкспертом.
Милая рыжеволосая, сероглазая, небольшого роста, с аккуратным овалом лица и россыпью веснушек на щеках.
— Ну и что у нас сегодня, Анжел?»
Да, для шестнадцатого века я бы воспринял «Мой друг», «Сударь» или что-то в этом роде.
Погляди, как Водолазкин с этим играется в «Лавре».
Ну просто) много не бывает же информации)
Неа. Если так, то говорят «я уже почти 37 лет Федя».
Никто себе годков не добавляет. Но это ж фентези. Тогда — Ок.
Это пишет Вазари. Ему вообще верить нельзя)))) Но ты не знал)))
Там всё было прозаично. Инфекционное заболевание. Назовём это так. Хотя некоторые пишут, что чума. ХЗ. Но точно не от распутства)))) в нашем понимании этого слова.
То как ты описываешь лилию, как описываешь мадонну — это не ренессанс, это барокко. Это не 16 век как у тебя, а 17. А Бернини как раз работал в этом скурпулёзном стиле — выпиливание (
Не то, чтобы они прям в не могли в ренессанс так всё — сейчас будет профессиональное неприличное слово — отпидорашивать, хотя неее, не могли, если честно, но стиль и концепция скульптурного искусства была несколько другая.
На самом деле, я уже ушел было к тебе в личку, чтобы консультироваться, но таки не стал. Во-первых, чтобы не палить дуэль. А во-вторых, потому что это не серьезная все же вещь. На полном серьезе я бы не стал писать так. Вообще не стал бы писать — потому что не шарю)
вот откуда я это знаю?Взял бы ты Донателло, никто бы к тебе не доманался, и даже я))))Про Донателло вообще широкая общественность ниче не знает. А ведь это выдающийся скульптор своего времени. И там хоть лилия, хоть незабудка — у него всё возможно. А у Рафаэля тока на холсте.
Теперь по поводу Рафа. Это тоже не в концепции ренессанса. Имена усложняли, смягчали, удлиняли. Это ж артисты))) То есть могу предположить, что тебя бы звали в переводе на русский — Артёмушка Виноградов))) или Артемидиус Виноградов. Шучу. Тебе пришлось брать псевдоним. Типа Артемий Артёмов. Они прям обожали такие сочетания)))
А още — вот это уже здравое замечание, ага. Рафаэлито! М?))
Это ж вынос мозга!
Буэнотемпо. Как тебе? Это кличка одной из собак Лоренцо.
Никаких там — Бу или Буэ))) и даже Буэно.
Который Медичи?
Вот у меня на родине алкаш жил (Царствие небесное, классный был мужик!). У него жила собачка по кличке Пидор.
Не знаю, зачем я это вспомнил…
Хорошо написано, интересно.
Не эксперт — про Рафаэля, кроме имени и пары картин, вообще ничё не знаю.
Не согласен.
ведь это не альтернативная история… или всё же да?
Я больше скажу. Это фэнтези
ГОЛОС!
Идея… идея, пожалуй, просто сильнее воплощения пока.
Давай ты тоже мне будешь объяснять, в чем проблема сокращения «Раф». Я ж не отстану, пока не объяснишь.
Вот как выбирать, если оба рассказа неплохо написаны, но не зацепили?
И от вас я тоже хочу услышать, в чем проблема. Ибо искренне не понимаю. В рассказе описан разговор двух друзей. Они друг друга полными именами называть должны?
ГОЛОС за то, что концовку отгадать было сложнее, чем в сказке святочной.
Автор, а кто рыжеволосый РАФ, который прошёл через века? Ангел или дьявол стоял за спиной Рафаэля?
Лично я считаю, что писатель имеет право абсолютно на все. Если умеет. Умею ли я — вопрос отдельный)
Ангел или дьявол стоял за спиной Рафаэля?
Почему же дьявол?( Это архангел Рафаэль. Имя говорит само за себя)
Спасибо за голос!